ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-244/2013 от 26.03.2013 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2013 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шалагинова Е.В. об оспаривании письменного сообщения отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915 об отказе в формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства и оспаривании бездействия Администрации города Нижний Тагил,

установил:

19.12.2011 Шалагинов Е.В. обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом начальника МУК «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» от 21.03.2012 № 1143 Шалагинову Е.В. сообщено о переадресации его обращения в отдел земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил.

Письмом начальника отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 10.10.2012 № 1833 обращение Шалагинова Е.В. от 19.12.2012 переадресовано в МУК «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» для формирования земельного участка.

Письмом начальника отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915 Шалагинову Е.В. на обращение от 19.12.2012 о формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, утвержденными Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 № 38, минимальная площадь земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов составляет 1000 кв.м, в связи с чем, в данной планировочной ситуации формирование земельного участка для предоставления в аренду через торги, с минимальным предельным размером, не представляется возможным.

18.12.2012 Шалагинов Е.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:

признать незаконным решения № 1213 от 16.10.2012 отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил о невозможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для предоставления в аренду через торги;

признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в несовершении действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации;

обязать Администрацию города Нижний Тагил совершить действия, предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и выставить спорный земельный участок на торги для продажи права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя Шляпников С.В. уточнил требования и пояснил, что Шалагинов Е.В. оспаривает письмо отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915.

В обоснование своих требований Шалагинов Е.В. указал, что начиная с 29.07.2010 неоднократно обращался в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального строительства жилого дома с приложением необходимых документов.

Письменное сообщение отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915 об отказе в формировании земельного участка заявитель полагает незаконным, поскольку в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ ориентировочная площадь спорного земельного участка составляет <...> кв.м.

Шалагинов Е.В. полагает, что решение о невозможности сформировать спорный земельный участок для выставления его на аукцион на право аренды, а также бездействие Администрации города Нижний Тагил, нарушают права заявителя на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем участия в аукционе на заключение права аренды спорного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица - главный специалист юридического управления Администрации города Нижний Тагил Маркова И.Н. заявление Шалагинова Е.В. не признала полностью и пояснила, что по состоянию на 16.10.2012 отдел земельных правоотношений являлся структурным подразделением Администрации города Нижний Тагил и не обладал статусом юридического лица.

Заявление Шалагинова Е.В. от 19.12.2011 поступило в отдел земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил из МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» без приложения каких-либо документов. Сведениями о дате поступления заявления представитель заинтересованного лица не располагает.

Поскольку к компетенции отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил отнесено рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, подготовленных на аукцион, а испрашиваемый Шалагиновым Е.В. земельный участок был не сформирован, заявление Шалагинова Е.В. от 19.12.2011 переадресовано в МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» письмом начальника отдела земельных правоотношений от 10.10.2012 № 1833.

Письмом начальника отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915 Шалагинову Е.В. сообщено о невозможности формирования земельного участка по указанному адресу ввиду несоблюдения минимальной площади, которая в тот период для зоны застройки индивидуальными жилыми домами составляла 1000 кв.м.

Представитель заявителя полагает, что оспариваемый ответ был подготовлен отделом земельных правоотношений на основании устной информации МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил».

Позднее начальником отдела земельных правоотношений было получено письмо МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» от 08.11.2012 № 5631, в котором содержалась информация о площади спорного земельного участка в размере <...> кв.м.

В настоящее время отдел земельных правоотношений в составе Администрации города Нижний Тагил упразднен. Те же функции по организации проведения аукционов по продаже прав на земельные участки на территории города Нижний Тагил переданы МКУ «Управление муниципальным имуществом и регулирования земельных отношений Администрации города Нижний Тагил», которое обладает статусом юридического лица (л. д. 81-83).

Определением суда от 28.01.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил».

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 04.02.2013 № 180 Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил переименовано в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (л. д. 63).

В судебное заседание представитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» не явился и в письменном отзыве от 26.03.2013 указал, что полагает заявление Шалагинова Е.В. незаконным и необоснованным.

В представленном заявителем кадастровом паспорте указана декларированная площадь, которая была внесена в Государственный кадастр недвижимости по результатам инвентаризации в <...> году.

В настоящее время МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» сформирован земельный участок уточненной площадью <...> кв.м с учетом требуемых действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами разрывов от сооружений для хранения легкового автотранспорта (гаражей), находящихся на соседнем земельном участке.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 № 38 были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил. Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 61 данные правила признаны утратившими силу и утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил.

Заслушав объяснения представителей сторон и исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Шалагинова Е.В. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Избранный Шалагиновым Е.В. способ защиты земельных прав путем оспаривания действий (бездействия) отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил и правовое обоснование требований статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не учитывают особенностей формирования земельного участка как объекта прав и компетенцию различных органов местного самоуправления и их внутренних подразделений, входящих в единую структуру Администрации города Нижний Тагил, по рассмотрению заявлений граждан о выявлении в существующей застройке земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для индивидуального жилищного строительства и проведении за их счет работ по градостроительной подготовке территорий.

Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным последствиям (статья 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», далее - Постановление от 10.02.2009 № 2).

В соответствии со статьями 56, 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (статья 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований (пункт 28 Постановления от 10.02.2009 № 2).

Из материалов гражданского дела следует, что переписка по вопросу предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства ведется Шалагиновым Е.В. с 29.07.2010 с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

29.07.2010 Шалагинов Е.В. обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, в котором просил предоставить спорный земельный участок (л. д. 7).

Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 03.08.2010 № 3974 Шалагинову Е.В. разъяснено, что статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенный порядок предоставления земельных участков для целей жилищного строительства. Шалагинову Е.В. предложено ознакомиться с информацией о приеме заявлений и проведении аукциона в газете «Горный край», на официальном сайте города Нижний Тагил в сети Интернет либо в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (л. д. 8).

Дополнительно письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 19.10.2010 № 5611 Шалагинову Е.В. сообщено о направлении по его обращению запроса в ФГУ «Земельная кадастровая палата» и получении сведений от 16.07.2010 о том, что испрашиваемый земельный участок не является свободным от прав третьих лиц, в связи с чем, не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства (л. д. 9).

29.05.2011 Шалагинов Е.В. повторно обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, в котором просил предоставить спорный земельный участок, так как данный участок находится в муниципальной собственности и свободен от прав третьих лиц.

К заявлению Шалагинов Е.В. приложил справку Нижнетагильского БТИ и РН от 18.05.2011 № 634 о сносе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На участке имеются сохранившиеся элементы надземной части фундамента строения и строительный мусор (л. д. 10-14).

Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 08.06.2011 № 2252 Шалагинову Е.В. сообщено, что для рассмотрения возможности повторного использования земельный участок по <адрес> должен быть полностью освобожден от строений или их элементов, рекультивирован и сдан в муниципальный земельный фонд. В представленном кадастровом паспорте <...> года указан правообладатель запрашиваемого участка. Для уточнения этих сведений необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка, действующий на сегодняшний период. Таким образом, земельный участок по <адрес> не свободен от прав третьих лиц и не может рассматриваться для повторного использования (л. д. 15).

Дополнительно письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 10.06.2011 № 2295 Шалагинову Е.В. сообщено о направлении по его обращению запроса в ФГУ «Земельная кадастровая палата» и получении сведений от 16.07.2010 о том, что испрашиваемый земельный участок не является свободным от прав третьих лиц, в связи с чем, не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства (л. д. 16).

19.12.2011 Шалагинов Е.В. вновь обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, в котором просил предоставить спорный земельный участок, так как правообладатель испрашиваемого земельного участка - МУП «Райкомхоз Дзержинского района» не существует как юридическое лицо, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (л. д. 17).

Письмом начальника Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 18.01.2012 № 109 Шалагинову Е.В. сообщено, что по имеющейся информации на испрашиваемом земельном участке располагался объект капитального строительства - жилой дом. Для получения сведений об объекте недвижимости и владельцах сделаны запросы в соответствующие инстанции.

Шалагинову Е.В. предложено представить в Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил выписку из Государственного кадастра недвижимости о земельном участке и сообщено, что до получения сведений и выписки работа по его обращению приостановлена (л. д. 18).

22.02.2012 Шалагинов Е.В. обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, в котором сообщил, что копию кадастрового паспорта земельного участка уже предоставлялась дважды: 29.07.2010 и 29.05.2011. Шалагинов Е.В. просил представить копии отправленных запросов и сообщить сроки ожидания ответов на них (л. д. 19).

Письмом начальника Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 21.03.2012 № 1143 Шалагинову Е.В. сообщено о получении на запросы от 19.01.2012 сведений о земельном участке по <адрес> и переадресации его обращения с полученными сведениями в отдел земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил (л. д. 20).

Письмом начальника отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 10.10.2012 № 1833 обращение Шалагинова Е.В. от 19.12.2012 переадресовано в МУК «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил» для формирования земельного участка (л. д. 84).

Письмом начальника отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915 Шалагинову Е.В. на обращение от 19.12.2012 о формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, утвержденными Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 № 38, минимальная площадь земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов составляет 1000 кв.м, в связи с чем, в данной планировочной ситуации формирование земельного участка для предоставления в аренду через торги, с минимальным предельным размером, не представляется возможным (л. д. 21).

Письмом начальника Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 08.11.2012 № 5631 начальнику отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил сообщено, что в соответствии с Правилами минимальная площадь земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов составляет 1000 кв.м. Площадь испрашиваемого земельного участка по <адрес> составляет <...> кв.м (ниже нормативной), следовательно, участок не может быть сформирован для предоставления под индивидуальное жилищное строительство (л. д. 85).

Согласно выписке из Государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <...> кв.м, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом, относится к государственному земельному фонду, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и закреплен за правообладателем МУП «Райкомхоз» Дзержинского района.

Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л. д. 14).

МУП «Райкомхоз» Дзержинского района ликвидирован в результате процедуры несостоятельности (банкротства) на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2008 о завершении конкурсного производства и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 10.12.2008 (л. д. 58-62).

По данным технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом на земельном участке по адресу: <адрес> снесен. На участке имеются сохранившиеся элементы надземной части фундамента строения и строительный мусор (л. д. 13).

В ответе на запросы суда МКУ «Управление муниципальным имуществом и регулирования земельных отношений» не сообщило о передаче указанного жилого дома (его элементов конструкций) в составе имущества ликвидированного МУП «Райкомхоз» Дзержинского района в казну муниципального образования «Город Нижний Тагил».

По правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

По тем же правилам рассматриваются дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий (пункты 2, 5 Постановления от 10.02.2009 № 2).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, - препятствуют распространению положений данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта Российской Федерации положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Таким образом, по правилам, предусмотренным главой 25 Кодекса, могут оспариваться действия (бездействие) Администрации города Нижний Тагил как органа местного самоуправления, его структурных (внутренних) подразделений, не имеющих статуса юридического лица, в частности, отдела земельных правоотношений, а также отраслевых органов, подведомственных Администрации города Нижний Тагил, имеющих статус юридического лица и организационно-правовую форму муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

В судебном заседании представитель заявителя Шляпников С.В. пояснил, что многочисленные отказы Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в формировании спорного земельного участка не оспаривались Шалагиновым Е.В. в судебном порядке, поскольку заявитель рассчитывал на разрешение земельного спора в досудебном порядке.

Шалагиновым Е.В. выбран способ защиты нарушенных земельных прав путем оспаривания письменного сообщения отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915, поскольку заявитель полагает, что в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельных участков отнесено к компетенции Администрации города Нижний Тагил.

Вместе с тем, Шалагиновым Е.В. и его представителем оставлены без должной правовой оценки:

структура органов местного самоуправления муниципального образования «Город Нижний Тагил», включая состав подведомственных Администрации города Нижний Тагил отраслевых органов, наделенных самостоятельной компетенцией по решению вопросов местного значения, обладающих статусом юридического лица и имеющих организационно-правовую форму муниципальных казенных учреждений;

различия понятий и обязательных процедур «формирования» земельного участка (градостроительной подготовки посредством планировки территории и землеустроительных работ) и «предоставления» сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка;

последовательность действий (этапов) по формированию и предоставлению земельных участков, установленных административными регламентами предоставления спорных муниципальных услуг.

Согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду за плату.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (статья 28 Кодекса).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Кодекса).

Статья 30 Кодекса устанавливает общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду указанному гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (статья 30.1 Кодекса).

Вышеуказанные положения статьи 30.1 Кодекса применяются в отношении земельных участков, сформированных в соответствии с требованиями статьи 30 Кодекса и поставленных на кадастровый учет на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно статьям 11.1, 11.2 Кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (статьи 11.3, 29, 36 Кодекса).

В соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Как следует из представленных заявителем документов, в том числе выписки из Государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 14), земельный участок по адресу: <адрес> до настоящего времени не сформирован, в связи с чем, не может служить объектом прав, предметом аукциона, договора купли-продажи либо аренды и преддоговорного спора в настоящем гражданском деле.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений (статья 11 Кодекса).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (статья 85 Кодекса, статьи 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 градостроительная документация, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2010 № 67 утвержден Генеральный план городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 № 38 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, которые вступили в силу с 01.01.2012.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 61 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил в составе:

1) Порядок применения Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил и внесения изменений в указанные правила;

2) Градостроительные регламенты городского округа Нижний Тагил;

3) Карты градостроительного зонирования территории городского округа Нижний Тагил;

4) Карты зон с особыми условиями использования территории городского округа Нижний Тагил.

Решение Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 № 38 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил» признано утратившим силу.

Принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты Администрации города Нижний Тагил по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам (статья 6).

Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальное образование город Нижний Тагил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, настоящими Правилами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижний Тагил:

1) участвуют в торгах (конкурсах, аукционах) по предоставлению прав собственности или аренды на земельные участки, сформированные из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях нового строительства или реконструкции;

2) обращаются в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о подготовке и предоставлении земельного участка (земельных участков) для нового строительства, реконструкции и осуществляют действия по градостроительной подготовке земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 7 Правил от 27.12.2012).

Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил по вопросам применения настоящих Правил осуществляет следующие полномочия:

1) готовит документы по предоставлению физическим и юридическим лицам земельных участков для использования существующих объектов капитального строительства, а также для строительства новых объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта существующих объектов капитального строительства;

2) предоставляет заинтересованным лицам информацию, которая содержится в Правилах и утвержденной документации по планировке территории;

3) согласовывает документацию по планировке территории на предмет соответствия настоящим Правилам, техническим регламентам и нормативам градостроительного проектирования;

4) готовит градостроительные планы земельных участков в виде отдельного документа в соответствии со статьей 11 настоящих Правил;

5) выдает разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию;

6) предоставляет в рамках своей компетенции заинтересованным лицам заключения, материалы и информацию, необходимые для проведения публичных слушаний в порядке, определенном главой 7 настоящих Правил;

7) ведет информационную систему обеспечения градостроительной деятельности города Нижний Тагил;

8) выполняет иные функции в соответствии с Положением об управлении архитектуры и градостроительства.

Иные органы Администрации города Нижний Тагил участвуют в работе по вопросам применения настоящих Правил на основании положений об этих органах (статья 9 Правил от 27.12.2012).

Градостроительные планы земельных участков утверждаются приказом начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

Градостроительные планы земельных участков являются основанием для:

1) подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

2) выдачи разрешений на строительство;

3) выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (статья 11 Правил от 27.12.2012).

Из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам могут предоставляться только сформированные земельные участки. Сформированным для целей предоставления физическим, юридическим лицам является земельный участок, применительно к которому:

1) посредством действий по планировке территории определено, что земельный участок в утвержденных границах является свободным от прав третьих лиц за исключением возможности обременения правами

2) установлено разрешенное использование как указание на градостроительный регламент территориальной зоны расположения соответствующего земельного участка согласно картам градостроительного зонирования территории городского округа Нижний Тагил;

3) определены технические условия по канализованию, водоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению и связи;

4) установлены границы земельного участка на местности;

5) произведен государственный кадастровый учет;

6) проведена процедура подготовки на торги.

Действия по градостроительной подготовке включают две стадии:

1) формирование земельных участков посредством планировки территории, осуществляемой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Нижний Тагил, результатом которых являются градостроительные планы земельных участков, а также планы земельных участков в границах впервые образуемых кварталов, микрорайонов для их комплексного освоения в целях строительства;

2) формирование земельных участков посредством землеустроительных работ, осуществляемых в соответствии с земельным законодательством, результатом которых являются подготавливаемые по установленной форме кадастровые планы земельных участков.

Земельные участки, формируемые посредством планировки территории из состава земель, находящихся в муниципальной собственности для предоставления физическим и юридическим лицам, могут подготавливаться по инициативе и за счет средств:

1) бюджета города Нижний Тагил;

2) заинтересованных физических и юридических лиц.

Подготовленные и сформированные из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются физическим и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством (статья 12 Правил от 27.12.2012).

Градостроительная подготовка территорий проводится в соответствии с процедурами, установленными законодательством о градостроительной деятельности, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Нижний Тагил, в том числе в случаях градостроительной подготовки территорий существующей застройки с целью выявления свободных от прав третьих лиц земельных участков для строительства по инициативе заявителей (статья 13 Правил от 27.12.2012).

Лица, заинтересованные в выявлении в существующей застройке земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для строительства и в проведении за их счет работ по градостроительной подготовке территорий, обращаются в управление архитектуры и градостроительства с соответствующим заявлением.

Заявление составляется в произвольной форме, в прилагаемых к заявлению материалах должны содержаться:

1) указание территории, в пределах которой заявитель предлагает осуществить действия по выявлению свободного от прав третьих лиц земельного участка, в том числе в виде соответствующей схемы с обозначением земельного участка;

2) исходная информация, необходимая для подготовки документации по планировке территории;

3) согласие обеспечить за свой счет подготовку документации по планировке территории, разработку.

Исходная информация, необходимая для проведения работ по градостроительной подготовке территории для формирования свободного от прав третьих лиц земельного участка, включает:

1) топографическую подоснову соответствующей территории в масштабе, определенном управлением архитектуры и градостроительства;

2) отраженную на топографической подоснове информацию о субъектах прав, видах прав и границах прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные на подлежащей планировке территории, полученную от органов, организаций, осуществляющих государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ними;

3) отраженную на топографической подоснове информацию о наличии, характеристиках и перспективах развития (вариантах трассировки) сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, полученную от организаций, ответственных за содержание и развитие систем инженерно-технического обеспечения;

4) иную информацию, необходимую для проведения работ по формированию запрашиваемого земельного участка посредством планировки территории.

Управление архитектуры и градостроительства в течение двух рабочих дней с момента поступления проверяет заявку на соответствие установленным требованиям и регистрирует ее в случае соответствия заявки установленным требованиям. В ином случае заявка не регистрируется и возвращается заявителю на доработку.

В течение тридцати дней со дня регистрации заявки управление архитектуры и градостроительства готовит и направляет заявителю заключение, которое должно содержать:

1) решение о виде документации по планировке территории, которую необходимо разработать:

- проект планировки территории;

- проект планировки территории с проектами межевания в составе проектов планировки территории;

- проект межевания территории в виде самостоятельного документа в случае, когда границы запрашиваемого земельного участка могут быть определены без установления или изменения красных линий элемента планировочной структуры, где такой земельный участок располагается;

2) техническое задание на разработку документации по планировке территории.

В случае невозможности формирования земельного участка управление архитектуры и градостроительства направляет заявителю мотивированный отказ в течение тридцати дней со дня регистрации заявки.

Заявитель, получивший заключение управления архитектуры и градостроительства и подготовивший исходную информацию, обеспечивает подготовку документации по планировке территории.

Документация по планировке территории подлежит:

1) проверке на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проверку осуществляет управление инвестиций, архитектуры и градостроительства в течение 30 дней со дня поступления;

2) рассмотрению на публичных слушаниях;

3) представлению Главе города Нижний Тагил не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, который с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения;

4) размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в случае ее утверждения) и на официальном сайте в течение семи дней со дня утверждения указанной документации.

После утверждения документации по планировке территории лица, заинтересованные в выявлении в существующей застройке земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для строительства и в проведении за их счет работ по градостроительной подготовке территорий:

1) обеспечивают за свой счет проведение кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка;

2) обеспечивают получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

После проведения указанных действий заявитель представляет кадастровый паспорт земельного участка и технические условия в отдел земельных правоотношений Администрации города.

Администрации города в течение 10 дней с момента поступления заявления публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка для строительства в аренду.

Если после опубликования сообщения в течение тридцати дней в Администрацию города поступят заявления от других лиц на этот же земельный участок, Администрация города обеспечивает проведение торгов (конкурса, аукциона) в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Если в указанный срок заявления от других лиц не поступили, Администрация города в течение 14 дней принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства указанному лицу (статья 14 Правил от 27.12.2012).

Зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 установлена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов не выше 3-х этажей при условии ограниченного строительства или наличия жилых домов других типов.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

- минимальная площадь земельных участков 600 кв.м;

- максимальная площадь земельных участков 2500 кв.м (статья 24 Правил от 27.12.2012).

Действовавшие ранее с 01.01.2012 Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, утвержденные Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 № 38 (статья 49), предусматривали иные предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1: от 1000 кв.м до 2500 кв.м (без возможности их деления).

Приказами начальника Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 21.08.2012 № 32, 33 утверждены Административные регламенты по выдаче градостроительного плана земельного участка и по изготовлению и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

Предоставление муниципальной услуги осуществляют МКУ «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства» и МКУ «Геоинформационная система».

Срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 дней.

Приостановление предоставления муниципальной услуги законодательством Российской Федерации не установлено.

Контроль за предоставлением муниципальной услуги осуществляется Главой города Нижний Тагил или лицами, назначенными Главой города для проведения контроля.

В соответствии с Положением о Муниципальном казенном учреждении управлении инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, утвержденным Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14.12.2011 № 2473, Управление является уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, осуществляющим в пределах своих полномочий регулирование деятельности в области инвестиций, архитектуры и градостроительства на территории муниципального образования город Нижний Тагил.

Управление обладает правами юридического лица, по типу является муниципальным казенным учреждением, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь лицевой счет в финансовом управлении Администрации города Нижний Тагил, другие счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, гербовую печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 04.02.2013 № 180 Муниципальное казенное учреждение управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил переименовано в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 08.10.2012 № 2411 утверждено Положение об отделе земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил.

Отдел является функциональным органом Администрации города Нижний Тагил и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы Администрации города по стратегическому развитию и инвестициям. Отдел не является юридическим лицом, имеет бланк.

Целью деятельности Отдела является осуществление полномочий Главы города Нижний Тагил и Администрации города Нижний Тагил в области земельных правоотношений на территории города Нижний Тагил.

В целях реализации задачи по соблюдению законности в сфере земельных правоотношений, Отделом выполняются следующие функции:

подпись на основании доверенности Главы города договоров аренды земельных участков, подготовленных муниципальным казенным учреждением «Центр земельного права»;

организация проведения оценки земельных участков, выставляемых на аукционы, в иных случаях, установленных законодательством;

подготовка документов, предусмотренных действующим законодательством, для проведения конкурсов и аукционов по продаже прав на земельные участки на территории города Нижний Тагил;

информирование населения в установленном порядке о проведении аукционов по продаже прав на земельные участки;

проведение аукционов по продаже прав на земельные участки на территории города Нижний Тагил;

прием заявлений граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков, подготовленных на аукцион;

прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Как следует из содержания вышеуказанных положений Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил и отдел земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил наделены различной компетенцией в области земельных правоотношений на территории города Нижний Тагил и в спорных публично-правовых отношениях с участием Шалагинова Е.В. являются самостоятельными властными субъектами, чьи действия могут быть оспорены заявителем в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под структурой органов местного самоуправления понимается система (перечень) имеющих самостоятельный статус органов, а также их внутренних подразделений.

Согласно статье 19 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» структуру органов местного самоуправления города составляют:

1) Нижнетагильская городская Дума;

2) Глава города Нижний Тагил;

3) Администрация города Нижний Тагил;

4) Счетная палата города Нижний Тагил (далее - также Счетная палата).

Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Администрация города обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.

Структура Администрации города утверждается городской Думой по представлению Главы города.

В структуру Администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города, действующие на основании положений, утвержденных в установленном порядке.

Указанные органы могут наделяться правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов Администрации города в качестве юридических лиц являются решение городской Думы об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем городской Думой по представлению Главы города (статья 28).

Согласно Регламенту Администрации города Нижний Тагил, утвержденному Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 01.04.2011 № 579, структура Администрации города включает в себя: заместителей Главы Администрации города, руководителя аппарата Администрации города, отраслевые (функциональные) и территориальные органы.

Отраслевые (функциональные) органы Администрации города решают вопросы управления отраслями городского хозяйства и социально-экономической сферы, обеспечивают организационное, юридическое, информационное, материально-техническое и иное сопровождение деятельности Главы города, Администрации города в пределах их компетенции, установленной муниципальными правовыми актами.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2010 № 51 утверждена структура Администрации города Нижний Тагил, в состав которой включены: Глава города Нижний Тагил, его заместители и органы Администрации города Нижний Тагил:

отраслевые (функциональные) органы Администрации города Нижний Тагил, в том числе Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства;

отделы, в том числе отдел земельных правоотношений.

Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.10.2012 № 37 утверждена новая структура Администрации города Нижний Тагил, из состава которой исключен отдел земельных правоотношений.

Функции организации проведения аукционов по продаже прав на земельные участки на территории города Нижний Тагил и заключения договоров аренды земельных участков переданы функциональному органу Администрации города Нижний Тагил - Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом и регулирования земельных отношений Администрации города Нижний Тагил» (ранее - МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил») на основании Решения Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 59.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявление Шалагинова Е.В. от 19.12.2011 подлежит рассмотрению Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил и не относится к компетенции отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил на стадии выявления в существующей застройке земельных участков, свободных от прав третьих лиц, градостроительной подготовки территории и формирования земельных участков.

Оспаривание действий (бездействия) Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не является предметом судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу, что не лишает Шалагинова Е.В. права обратится в суд с таким заявлением.

В свою очередь, отсутствие той же компетенции свидетельствует о незаконности оспариваемого письменного сообщения отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915, содержащего информационный отказ Шалагинову Е.В. в формировании испрашиваемого земельного участка по мотиву несоблюдения предельной (минимальной) площади в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Кроме того, в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ отделом земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил при направлении 10.10.2012 копии заявления Шалагинова Е.В. в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, заявитель не был уведомлен о переадресации обращения.

Доводы представителя заявителя о необходимости применения земельного и градостроительного законодательства, действовавшего на момент обращения Шалагинова Е.В. с первоначальным заявлением от 29.07.2010, не учитывают правил действия нормативных актов во времени.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статьи 1, 3 Кодекса).

В соответствии со статьями 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Кроме того, в силу принципа «Lex posterior derogat legi priori» («Последующий закон отменяет предыдущий») в случае сомнения относительно соответствия норм законодательства суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы правового акта, принятого позднее (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 № 746-О-О).

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление Шалагинова Е.В. удовлетворить частично.

Признать письменное сообщение отдела земельных правоотношений Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2012 № 1915 об отказе Шалагинову Е.В. в формировании земельного участка по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства - незаконным.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем уведомления Шалагинова Е.В., направившего обращение от 19.12.2011, о переадресации обращения в Муниципальное казенное учреждение «Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил».

В заявлении Шалагинову Е.В. об оспаривании бездействия Администрации города Нижний Тагил, выразившегося в несовершении действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Соловьев