ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-244/2014 от 02.04.2014 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

  Дело № 2-244/2014

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        г. Вилючинск Камчатского края

  2 апреля 2014 года

 Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

 председательствующего судьи Карханиной Е.А.,

 при секретаре Клименок А.В.,

 с участием помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска ФИО1,

 представителя ответчика ФИО2,

 представителя третьего лица ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края ФИО4 к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска о возложении обязанности по проведению инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) и по обеспечению разработки и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения,

 установил:

 Исполняющий обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска (далее по тексту администрация ВГО), в котором просил обязать ответчика в срок до 31 декабря 2014 года провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) Вилючинского городского округа и обеспечить разработку и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ЗАТО города Вилючинска Камчатского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения по итогам которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» администрацией ВГО не принято мер по обеспечению разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа. Полагал, что наличие выявленных в ходе проверки нарушений обеспечивает отсутствие плановости в производстве мероприятий, необходимых для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и влияет на целевое развитие инженерно-технических сетей водоснабжения и водоотведения и, как следствие, на качество предоставляемых населению услуг по водоснабжению и водоотведению, непринятие администрацией ВГО мер по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения может в последующем повлечь нарушение качества предоставляемых населению услуг по водоснабжению и водоотведению, чем способно повлечь за собой причинение вреда потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Вилючинского городского округа, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

 В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, уточнив, что просит возложить на ответчика обязанность провести инвентаризацию находящихся в собственности ВГО водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) Вилючинского городского округа и обеспечить разработку и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа в срок до 31 декабря 2014 года.

 Представитель ответчика администрации ВГО ФИО2, действующая на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что инженерно-технические сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Вилючинского городского округа переданы в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Городское тепловодоснабжение» (далее по тексту МУП «ГТВС») и находятся в обслуживании и эксплуатации данной организации. В октябре 2013 года в ж/р Приморском была проведена инвентаризация сетей водоснабжения и водоотведения, кроме того 28 марта 2014 года размещена заявка на проведение электронного аукциона по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения ВГО, срок завершения работ определен датой 10 октября 2014 года. В связи с чем полагала, что нет предмета спора и прокуратура пытается обязать администрацию ВГО провести те работы, которые она и так уже делает.

 Представитель третьего лица МУП «ГТВС» ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что инженерно-технические сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Вилючинского городского округа являются муниципальным имуществом и закреплены за МУП «ГТВС» на праве хозяйственного ведения. В части доводов представителя ответчика о том, что в октябре 2013 года была проведена инвентаризация сетей, не согласилась, указав, что представленные в суд инвентаризационные описи являются бухгалтерскими документами, которые подготавливались в целях передачи объектов МУП «ГТВС». Инвентаризация водопроводных и канализационных сетей в целях упорядочения муниципального имущества и выявления собственника имущества не проведена и схема водоснабжения и водоотведения не разработана и не утверждена. До настоящего времени не определен собственник некоторых объектов сетей на территории ж/р Рыбачий, которые обслуживает МУП «ГТВС», однако в связи с тем, что их собственник не определен, то МУП «ГТВС» несет убытки при обслуживании этих сетей.

 Представитель третьего лица Управление имущественных отношений, отдел по управлению муниципальным имуществом администрации ВГО, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл, мнение по иску не представил.

 В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса определено рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

 Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и устава ВГО администрация Вилючинского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона установлено, что вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

 Аналогичные положения содержатся в уставе ВГО (п.4 ч.1 ст.7). При этом п.5.2 ч. 1 ст. 8 Устава ВГО также установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным Законом «О водоснабжении и водоотведении».

 В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

 К числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

 Пунктом 6 ч.1 статьи 35 Устава установлено, что к числу полномочий администрации Вилючинского городского округа относится, в том числе, управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа - ЗАТО г. Вилючинска.

 В соответствии с положениями статьи 40 Устава Вилючинского городского округа в собственности городского округа - ЗАТО г. Вилючинска находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов в границах городского округа - ЗАТО г. Вилючинска.

 Судом при рассмотрении дела установлено, что в собственности Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска находятся водопроводные и канализационные сети, участвующие в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) на территории Вилючинского городского округа. Общая протяженность данных сетей составляет 121,97 км, из них тепловых сетей 24,38 км, водопроводных сетей 69,49 км, канализационных (водоотводных) сетей 28,1 км. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами при рассмотрении дела по существу.

 Из материалов дела также следует, что в соответствии с договором о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 10 февраля 2006 года водопроводные и канализационные сети Вилючинского городского округа переданы в хозяйственное ведение МУП «ГТВС» для использования функций, определенных уставом предприятия.

 Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

 При этом ст. 38 данного Федерального закона установлено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

 Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

 Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

 Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

 Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

 Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

 Согласно п.п. 3, 4 указанных Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий. Схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

 В силу положений п. 5 Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

 Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (п. 10 Правил).

 Пунктом 2 Постановления Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 г.

 Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечить проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), разработку и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения.

 Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска была проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении администрацией ВГО, по результатам которой выявлено, что, инвентаризация водопроводных и канализационных сетей на территории Вилючинского городского округа не проведена, схемы водоснабжения и водоотведения не утверждены. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

 Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что поскольку ответственность по проведению инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждении схемы водоснабжения и водоотведения лежит на собственнике указанных сетей, то есть на администрации Вилючинского городского округа, то требования прокурора подлежат удовлетворению в заявленном объеме.

 Доводы представителя ответчика о том, что предмета спора не имеется, т.к. администрацией ВГО проводятся соответствующие работы, суд не принимает, поскольку в установленный федеральным законом срок работы по инвентаризации, разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения выполнены не были, доказательств, что такие работы выполнены на день рассмотрения дела в суде ответчиком в судебное заседание не представлено и судом не установлено.

 Разрешая требование прокурора об установлении администрации ВГО срока для выполнения ремонтных работ до 01 декабря 2014 года, суд приходит к следующему.

 В силу ч.2 ст.206 ГПК ПФ в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Установление срока до 01 декабря 2014 года прокурор мотивировал тем, что наличие выявленных нарушений способно повлечь причинение вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а именно потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Вилючинского городского округа.

 В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ сроки для осуществления инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждения схемы водоснабжения и водоотведения для органов местного самоуправления установлены до 1 июля 2013 года, в связи с чем суд считает, что у ответчика до рассмотрения настоящего дела имелось достаточно времени для добровольного соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведения и не находит оснований для предоставления ответчику более длительного срока для исполнения решения суда, чем ходатайствовал прокурор.

 При таких обстоятельствах, с учетом обстоятельств дела, суд находит целесообразным установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до 31 декабря 2014 года включительно.

 Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, также не подлежит взысканию с ответчика на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края ФИО4 к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска о возложении обязанности по проведению инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) и по обеспечению разработки и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения - удовлетворить.

 Возложить на администрацию Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края обязанность провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, находящихся в собственности Вилючинского городского округа, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) Вилючинского городского округа и обеспечить разработку и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа, в срок до 31 декабря 2014 года, включительно.

 Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 7 апреля 2014 года.

 Судья Е.А. Карханина