ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-244/2014 от 29.04.2014 Норильского городского суда (Красноярский край)

 копия

 Дело № 2-244/2014      Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 29 апреля 2014 года г.Норильск

 Норильский городской суд в районе Кайеркан Красноярского края в составе председательствующего Ивановой Т.В., при секретаре Шпилёвой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ликвидационной комиссии муниципального учреждения «<данные изъяты>» о взыскании выходного пособия, денежной компенсации морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л:

     ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.Норильска о взыскании выходного пособия, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. состояла в трудовых отношениях с <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. уволена в связи с сокращением численности работников вследствие ликвидации учреждения, согласно п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. В ДД.ММ.ГГГГ ей было выплачено в качестве выходного пособия <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При наличии праздничных дней (новогодние каникулы и Рождество Христово) она получила урезанную сумму пособия. Её среднедневной заработок для расчета выходного пособия и сумм, связанных с увольнением, по данным <данные изъяты> составил <данные изъяты> рублей, в результате из-за отсутствия оплаты праздничных дней (<данные изъяты>) она потеряла <данные изъяты> рубля (<данные изъяты>). Полагает, что по смыслу положений ст.318 ТК РФ во взаимосвязи с положениями ст.164 ТК РФ, сохранение за работником, уволенным по сокращению численности (штата) среднего месячного заработка на период трудоустройства является по своей правовой природе компенсационной денежной выплатой, установленной в целях возмещения уволенному работнику утраченного в связи с увольнением заработка на время поиска нового места работы, поэтому исчисление заработка должно производиться с учетом гарантий прав работников данной категории на оплату труда, в том числе и нерабочие праздничные дни. Согласно положениям ст.112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад). Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, поскольку при обращении за выплатой указанных денежных средств ей было отказано, в настоящее время она осуществляет уход за малолетним ребенком и была сокращена на момент нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, место в детском саду до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем ей пришлось обратиться за юридической помощью к специалисту, что заняло много личного времени и доставило неудобство ей и ее семье.

     Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с согласия истца ответчик был заменен на надлежащего – Ликвидационную комиссию <данные изъяты>

     В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.

     Представитель ответчика ФИО2, действующая на оснвоании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ., в удовлетворении исковых требований ФИО1 просила отказать, полагая, что выходное пособие истцу было начислено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из системного толкования норм Положения об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г, № 922 и ст.139 Трудового кодекса РФ, следует, что законодательно установлено правило о том, что для всех случаев, кроме оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Работникам, получающим должностной оклад, оплата нерабочих праздничных дней не предусмотрена. Им выплачивается полный оклад за отработанную норму рабочего времени, установленную для данной категории работников. Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы, иными словами, данным работникам сохраняется заработная плата в полном размере независимо от числа нерабочих праздничных дней в месяце. Так, производственным календарем на 2014 год при 5-ти дневной рабочей неделе с двумя выходными днями установлена норма рабочего времени 17 рабочих дней и 14 выходных дней. В соответствии с п.8.1 Правил внутреннего трудового распорядка Администрации г.Норильска, работникам, в том числе структурных подразделений, установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Расчетным периодом для определения суммы выходного пособия за ДД.ММ.ГГГГ (в размере среднемесячного заработка) ФИО1 является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период, предшествующий уходу работника в отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет). Заработная плата истца за этот период составила <данные изъяты> рублей, в расчётном периоде отработано <данные изъяты> рабочих дня. Средний дневной заработок ФИО1 составил: <данные изъяты>. В первом месяце после увольнения (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – 17 рабочих дней, сумма выходного пособия составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). Указанная сумма отражена в расчетном листке ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ года без удержания НДФЛ и перечислена на лицевой счет ФИО1, открытый в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ В качестве компенсации морального вреда истец указывает конкретную сумму, однако размер компенсации морального вреда определяется судом, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего, таким образом, у истца нет права требования компенсации морального вреда в заранее определенном размере. Неправомерности в действиях ответчика в части сокращения истца в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не имеется, кроме того, учитывая, что компенсация морального вреда является производным основанием, а выплата выходного пособия произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.

     Представитель ответчика ФИО3, действующая на оснвоании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ., с исковыми требованиями не согласилась, полагает, что истец была уволена по законному основанию в связи с ликвидацией учреждения и с соблюдением установленного порядка расчета и выплаты выходного пособия, привела доводы, аналогичные доводам предыдущего представителя. Кроме того, пояснила, что в соответствии с п.1.4 Положения о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009г. № 17-403, истцу начислены дополнительные компенсационные выплаты в сумме <данные изъяты> и перечислены на её лицевой счёт. Компенсационные выплаты имеют характер социальной выплаты и не являются элементом заработной платы. Согласно Правилам трудового распорядка, существовавшим в МУ «Управление здравоохранения», продолжительность рабочего времени для женщин составляет 36 часов в неделю. В соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени данная норма исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, при продолжительности рабочей недели 36 часов она составит 7,2 часа. При пятидневной рабочей неделе нерабочие праздничные дни 1,2,3,4,5,6 и 8 января являются выходными днями, оснований для перерасчета выходного пособия с учетом нерабочих праздничных дней в ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

     Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста расчетно-экспертного отдела, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.

     Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией учреждения по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

     При увольнении истцы ей было выплачено выходное пособие за ДД.ММ.ГГГГ из расчета 17 рабочих дней в сумме <данные изъяты> и дополнительные компенсационные выплаты в сумме <данные изъяты>, денежные средства были перечислены на банковскую карту истцы. Указанные обстоятельства подтверждаются расчетным листком за ДД.ММ.ГГГГ, запиской-расчетом № от ДД.ММ.ГГГГ. Получение пособия и ДКВ в указанном размере не оспаривается истицей.

     Выходное пособие за ДД.ММ.ГГГГ было рассчитано без учета нерабочих праздничных дней в ДД.ММ.ГГГГ (1,2,3,4,5,6 и 8 января –Новогодние каникулы, 7 января –Рождество Христово), что следует из представленного ответчиком расчета и не оспаривается им.

     В течение первого месяца после увольнения ФИО1 не смогла трудоустроиться, в счет сохранения среднего заработка за первый месяц после увольнения (за январь 2014 года) ей была зачтена сумма выплаченного выходного пособия.

 Согласно ст.164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

 В соответствии с ч.1 ст.178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

 Аналогичные гарантии предусмотрены ст. 318 Трудового кодекса РВ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера.

     По смыслу приведенных положений ст.178 и ст.318 ТК РФ во взаимосвязи с положениями ст.164 ТК РФ, раскрывающими понятие гарантий и компенсаций, сохранение за работником, уволенным по сокращению численности (штата), среднего месячного заработка на период трудоустройства является по своей правовой природе компенсационной выплатой, установленной в целях возмещения уволенному работнику утраченного в связи с увольнением заработка на время поиска нового места работы, поэтому исчисление утраченного заработка должно производиться с учетом гарантий прав работников данной категории на оплату труда, в том числе и в нерабочие праздничные дни.

 В соответствии с абз. 1 ст.112 Трудового кодекса РФ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы и 7 января - Рождество Христово являются в Российской Федерации нерабочими праздничными днями.

     Согласно положениям абз.4 ст.112 Трудового кодекса РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

     По мнению суда, приведённые положения относятся и к порядку исчисления среднего месячного заработка, учитываемого при определении выходного пособия, предусмотренного ст.178 ТК РФ по правилам, установленным ст.139 ТК РФ и п.9 Постановления Правительства РФ от 24.12.2004г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». В этой связи в случае установления уволенному работнику фиксированного размера оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат – оклада (должностного оклада), при применении положений ст.139 Трудового кодекса РФ следует исчислять средний заработок работника, учитываемый для определения суммы выходного пособия, путем умножения его среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, поскольку для такой категории работников нерабочие праздничные дни подлежат оплате как рабочие.

     Согласно разделу 5 заключенного с ФИО1 трудового договора оплата труда истицы производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера 80%.

     С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что расчет выходного пособия, выплаченного истице, без учета нерабочих праздничных дней противоречит действующему законодательству и нарушает право истицы на получение пособия в полном размере.

     Суд не принимает во внимание представленный истицей расчет среднедневного заработка, поскольку он противоречит порядку расчета, установленному ст.139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, кроме того, в него включены дополнительные компенсационные выплаты.

     Согласно ст.7.1 Закона Красноярского края от 03.12.2004г. № 12-2668 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях..» в локальных природно-климатических зонах Крайнего Севера, к которым согласно Указу Губернатора Красноярского края от 10.05.2006г. № 51-уг относится муниципальное образование город Норильск, органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные компенсационные выплаты лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера, выплачиваемые за счет средств местных бюджетов, если установление данных выплат не отнесено к компетенции органов государственной власти и не исключено из компетенции органов местного самоуправления федеральным законодательством.

     В соответствии с п.1.4 Положения о дополнительных компенсационных выплатах (ДКВ) лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании город Норильск, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов от 17.02.2009г. № 17-403, ДКВ устанавливаются жителям муниципального образования город Норильск: основным местом работы которых являются учреждения, организации, расположенные на территории муниципального образования г.Норильск, финансируемые из средств бюджетов различного уровня, средств Фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, согласно приложению 1 к Положению; работникам, уволенным из учреждений (организаций), указанных в Приложении 1 к настоящему Положению, на период сохранения за ними в соответствии с законодательством средней заработной платы.

     Пунктом 2.1 Положения установлено, что ДКВ рассчитываются путем умножения установленного коэффициента ДКВ на фактически начисленную заработную плату. В силу п.2.3 ДКВ также начисляется на выходное пособие при прекращении трудового договора.

     Согласно п.2.12 Положения дополнительные компенсационные выплаты не включаются в фонд заработной платы и носят социальный характер, не входят в расчет средней заработной платы.

     Размеры коэффициентов ДКВ работникам <данные изъяты> определены в подпункте 2 пункта 2.3 Приложения № 2 к Положению, размер коэффициента установлен <данные изъяты>.

     Таким образом, при расчете среднего дневного заработка истицы дополнительные компенсационные не подлежат учёту.

     Согласно представленному представителями ответчика расчету, средний дневной заработок истицы для расчета выходного пособия составляет <данные изъяты>. Проверив указанный расчет, суд не находит оснований для его критической оценки, поскольку расчет среднего дневного заработка произведен в соответствии с положениями ст.139 ТК РФ и п.4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, исходя из фактически начисленной ей заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск по беременности и родам. Истица размер среднедневного заработка без учета ДКВ, исчисленный ответчиком, не оспаривала.

     Истицей заявлено требование о взыскании с ответчика невыплаченного выходного пособия за 8 нерабочих праздничных дней (1,2,3,4,5,6 и 8 января – Новогодние каникулы, 7 января – Рождество Христово).

 В соответствии с п.8.1 Правил трудового распорядка, утвержденных Постановлением Администрации г.Норильска от 28 апреля 2007 года № 872, работникам, в том числе структурных подразделений Администрации г.Норильска устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями – субботой и воскресеньем. В ДД.ММ.ГГГГ 4 число выпадает на субботу, 5 – на воскресенье, указанные дни являются общими выходными днями дня всех работников учреждения, в связи с чем оснований для включения в расчет выходного пособия 4 и 5 января не имеется.

 С учетом изложенного, сумма невыплаченного истице выходного пособия за 6 нерабочих праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ (1,2,3,6,7, 8 января), подлежащая взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты>

 На указанную сумму подлежат начислению дополнительные компенсационные выплаты с коэффициентом <данные изъяты>, что в денежном выражении составляет <данные изъяты>

 В силу ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 В судебном заседании установлено, что истице при увольнении необоснованно было занижено выходное пособие, отчего истица испытывала нравственные страдания, для восстановления своего нарушенного права истице пришлось затрачивать личное время, был нарушен ее привычный жизненный уклад, в связи с чем суд приходит к выводу, что незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который подлежит компенсации.

 При определении размера денежной компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень допущенных ответчиком нарушений, характер и степень нравственных страданий истицы и, исходя из принципа разумности и справедливости определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, равным <данные изъяты> руб.

 Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 На основании п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ истица освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем исходя из размера удовлетворенных исковых требований имущественного характера и неимущественных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

 На оснвоании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

 Взыскать с Ликвидационной комиссии муниципального учреждения «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 выходное пособие в размере <данные изъяты>, дополнительные компенсационные выплаты в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты>.

 В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

     Взыскать с Ликвидационной комиссии муниципального учреждения «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в районе Кайеркан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий

 Решение в окончательной форме

 принято 22.05.2014 г.