Дело № 2-244/2021РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Сметанниковой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Смирновой Л.А.
с участием помощника прокурора Московского района города Твери – Гущина К.Б.,
представителя ответчика ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц к ФГУП «Охрана» Росгвардии об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности объектов, признании незаконным расторжение договора,
у с т а н о в и л :
прокурор Московского района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГУП «Охрана» Росгвардии об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности, о признании незаконным расторжение договора.
В обоснование иска указано, что между ФГУП «Ведомственной охраны» Министерства энергетики Российской Федерации и ООО «Тверская генерация» был заключен договор на оказание услуг по охране №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по охране объектов: ТЭЦ-1 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: ТЭЦ-1 г. Тверь, Двор Пролетарки, д. 1; ТЭЦ-3 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>; ТЭЦ-4 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ФГУП «Ведомственной охраны «Министерства энергетики Российской Федерации» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии, о чем 21 мая 2020 года внесена соответствующая запись.
В соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 04 июля 2016 года №637 «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса» на территории Тверской области в том числе располагаются объекты ТЭЦ, подлежащие ведомственной охране Минэнерго России.
28 января 2020 года ФГУП «Охрана» Росгвардии направлено уведомление №101 в ООО «Тверская генерация» об отказе от исполнения договора №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года в связи с неоплатой оказанных услуг. Договор расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с п. 7.3 договора №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года.
Вместе с тем, согласно договору все возникающие споры, необходимо разрешать путем переговоров, а также в соответствии с п. 8.1 договора все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению в установленном законом порядке в Арбитражном суде Тверской области.
Таким образом ответчиком неверно выбран способ защиты своих прав и законных интересов.
Поскольку государственной охраны объектов ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 включены в перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса, они подлежат государственной охране.
Отсутствие государственной охраны объектов ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, нарушает действующее федеральное законодательство, создает угрозу безопасности объектов.
В связи с чем, ФГУП «Охрана» Росгвардии фактически незаконно отказалось от исполнения договора, злоупотребив правом, что повлекло снижение уровня антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, фактически оставление объектов топливно-энергетического комплекса без охраны, что прямо запрещено действующим законодательством.
На основании вышеизложенного прокурор просит обязать ФГУП «Охрана» Росгвардии устранить нарушения действующего законодательства об антитеррористической защищенности, Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77 «О ведомственной охране», обеспечив охрану объектов ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4; признать незаконным расторжение договора об оказании услуг по охране в одностороннем порядке со стороны ФГУП «Охрана» Росгвардии.
В судебном заседании помощник прокурора Московского районного суда города Твери Гущин К.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время в сфере охранных услуг Российской Федерации осуществляют деятельность следующие основные субъекты: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе Вневедомственная охрана; ФГУП «Охрана» Росгвардии, специализированные подразделения по охране важных государственных объектов и специальных грузов; частные охранные организации; ведомственная охрана.
ФГУП «Охрана» Росгвардии правомочиями по созданию ведомственной охраны не обладает и фактически оказывает услуги вневедомственной охраны, в связи с чем применение в регулировании отношении в области оказания охранных услуг положений ФЗ -77 «О ведомственной охране» к ФГУП «Охрана» Росгвардии не правомерно.
На сегодняшний день ООО «Тверская генерация» заключение договора оказания охранных услуг может реализовать не только с ФГУП «Охрана» Росгвардии, но и с Управлением вневедомственной охраны Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области. На момент расторжения договора охранных услуг с ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России 27 апреля 2020 года ООО «Тверская генерация» также имела право заключить договор охранных услуг с вышеперечисленными организациями. В связи с этим заявление Прокуратуры о «монополизме» ФГУП «Охрана» Росгвардии неверно, и нормативно не обоснованно.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении, ранее в судебных заседаниях представитель ФИО2 Пояснял, что по его мнению исковые требования не подлежат удовлетворению. На данный момент у ООО «Тверская генерация» заключен договор охраны с ЧОП «Приоритет». Дополнительно пояснил, что с лета 2020 года находятся на обсуждении в Правительстве Тверской области новые паспорта на объекты ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, в которые уже не будут является особо охраняемыми объектами.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что ООО «Тверская генерация» относится к субъектам топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Частью 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее по тексту - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Как установлено в судебном заседании 26 февраля 2017 года между ООО «Тверская генерация» (Заказчик) и ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации был заключен договор на оказанию услуг по охране.
Предметом договора являлось оказание Исполнителем услуги по ведомственной охране объектов ООО «Тверская генерация», а именно: ТЭЦ-1 ООО «Тверская генерация», расположенная по адресу: г. Тверь, Двор Пролетарки, 1; ТЭЦ-3 расположенная по адресу: <...>; ТЭЦ-4 расположенная по адресу: <...>.
Под ведомственной охраной понимается предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемых Объектах, направленных на нарушение установленного контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов.
28 января 2020 года ФГУП «Охрана» Росгвардии направлено уведомление №101 в ООО «Тверская генерация» об отказе от исполнения договора №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года в связи с неоплатой оказанных услуг. Договор расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с п. 7.3 договора №ТГ-52-17.
Пунктом 7.2 Договора установлено, что настоящий договор может быть расторгнут в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно п. 7.3 договора в случаях, когда односторонний отказ от исполнения договора допускается действующим законодательством РФ или настоящим договором, сторона, решившая расторгнуть договор должна направить письменное уведомление о намерении расторгнуть настоящий договор другой стороне не позднее чем за 3 месяца до предполагаемой даты расторжения настоящего договора, при этом договор является расторгнутым по истечении 3 месяцев с даты получения письменного уведомления Исполнителем.
16 апреля 2020 года ООО «Тверская генерация» направило ФГУП «Охрана» Росгвардии проект договора на оказание охранных услуг вышеприведенных объектов, а также протокол разногласий возникших в отношении редакции пунктов 1.2, 2.1.1, 2.1.8, 2.1.13, 2.1.17, 2.3.3, 2.3.6, 2.4.1, 3.14, 3.2, 7.2, 10.2 договора, пункта 12 Приложения №2а, пунктов 7, 11 Приложения №2б, Приложения №6 к договору.
Поскольку урегулировать разногласия у сторон не получилось ООО «Тверская генерация» обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований ООО «Тверская генерация» отказано.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела, что односторонний отказ от исполнения договора был заявлен ФГУП «Охрана» Росгвардии ввиду задолженности ООО «Тверская генерация» по указаному договору.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона №256-ФЗ для обеспечения физической защиты объекта ТЭК могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции о выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности топливно-энергетического комплекса.
Порядок категорирования объектов ТЭК определен ст. 5 Закона №256-ФЗ. По окончанию категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в сфере охранных услуг Российской Федерации осуществляют деятельность следующие основные субъекты: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе Вневедомственная охрана ФГУП «Охрана» Росгвардии, специализированные подразделения по охране важных государственных объектов и специальных грузов.
Приказом Минэнерго России от 04 июля 2016 года № 637 (ред. от 08.10.2018) «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2016 № 42902) утверждены объекты в который входят объекты ООО «Тверской генерации», а именно: ТЭЦ-1 г. Тверь, Двор Пролетарки, д. 1; ТЭЦ-3 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>; ТЭЦ-4 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>; Котельный цех Тверские тепловые сети ООО «Тверская генерация», расположенная по адресу: 70003, <...>; Конаковская ГРЭС расположенная по адресу: 171252, <...>.
При этом документов указывающих на охрану объектов Конаковская ГРЭС и Котельных цех именно ведомственной охраны Прокуратурой не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ООО «Тверская генерация» заключение договоров по оказанию охранных услуг может реализовать не только с ФГУП «Охрана» Росгвардии, но и с Управлением вневедомственной охраны Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обстоятельствам.
В нарушение положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил доказательств, подтверждающих необходимость понуждения ответчика к принятию каких-либо мер, не доказал не возможность ООО «Тверская генерация» заключить договора с иными ведомствами.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты, не запрещенные законом. В данном случае прокурором избран такой способ защиты как восстановление положения, существовавшего до нарушения права (абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), путем обязания совершить определенные прокурором действий. Этот способ гражданско-правовой защиты, в отличие от требований о привлечении к ответственности или административных требований о признании бездействия неправомерным, характеризуется наличием к моменту рассмотрения спора достоверных сведений о возможности и эффективности восстановления положения предложенными истцом средствами и способами.
Поскольку прокурором не представлено допустимых доказательств невозможности осуществления охраны особо опасных объектов принадлежащих ООО «Тверская генерация», только ответчиком ФГУП «Охрана» Росгвардии, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности, а также о признании незаконным расторжения договора оказанию охранных услуг у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Московского района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц к ФГУП «Охрана» Росгвардии об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности объектов, признании незаконным расторжение договора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Сметанникова
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2021 года
Судья Е.Н. Сметанникова
Дело № 2-244/2021РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Сметанниковой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Смирновой Л.А.
с участием помощника прокурора Московского района города Твери – Гущина К.Б.,
представителя ответчика ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц к ФГУП «Охрана» Росгвардии об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности объектов, признании незаконным расторжение договора,
у с т а н о в и л :
прокурор Московского района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГУП «Охрана» Росгвардии об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности, о признании незаконным расторжение договора.
В обоснование иска указано, что между ФГУП «Ведомственной охраны» Министерства энергетики Российской Федерации и ООО «Тверская генерация» был заключен договор на оказание услуг по охране №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по охране объектов: ТЭЦ-1 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: ТЭЦ-1 г. Тверь, Двор Пролетарки, д. 1; ТЭЦ-3 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>; ТЭЦ-4 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ФГУП «Ведомственной охраны «Министерства энергетики Российской Федерации» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии, о чем 21 мая 2020 года внесена соответствующая запись.
В соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 04 июля 2016 года №637 «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса» на территории Тверской области в том числе располагаются объекты ТЭЦ, подлежащие ведомственной охране Минэнерго России.
28 января 2020 года ФГУП «Охрана» Росгвардии направлено уведомление №101 в ООО «Тверская генерация» об отказе от исполнения договора №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года в связи с неоплатой оказанных услуг. Договор расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с п. 7.3 договора №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года.
Вместе с тем, согласно договору все возникающие споры, необходимо разрешать путем переговоров, а также в соответствии с п. 8.1 договора все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению в установленном законом порядке в Арбитражном суде Тверской области.
Таким образом ответчиком неверно выбран способ защиты своих прав и законных интересов.
Поскольку государственной охраны объектов ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 включены в перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса, они подлежат государственной охране.
Отсутствие государственной охраны объектов ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, нарушает действующее федеральное законодательство, создает угрозу безопасности объектов.
В связи с чем, ФГУП «Охрана» Росгвардии фактически незаконно отказалось от исполнения договора, злоупотребив правом, что повлекло снижение уровня антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, фактически оставление объектов топливно-энергетического комплекса без охраны, что прямо запрещено действующим законодательством.
На основании вышеизложенного прокурор просит обязать ФГУП «Охрана» Росгвардии устранить нарушения действующего законодательства об антитеррористической защищенности, Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77 «О ведомственной охране», обеспечив охрану объектов ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4; признать незаконным расторжение договора об оказании услуг по охране в одностороннем порядке со стороны ФГУП «Охрана» Росгвардии.
В судебном заседании помощник прокурора Московского районного суда города Твери Гущин К.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время в сфере охранных услуг Российской Федерации осуществляют деятельность следующие основные субъекты: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе Вневедомственная охрана; ФГУП «Охрана» Росгвардии, специализированные подразделения по охране важных государственных объектов и специальных грузов; частные охранные организации; ведомственная охрана.
ФГУП «Охрана» Росгвардии правомочиями по созданию ведомственной охраны не обладает и фактически оказывает услуги вневедомственной охраны, в связи с чем применение в регулировании отношении в области оказания охранных услуг положений ФЗ -77 «О ведомственной охране» к ФГУП «Охрана» Росгвардии не правомерно.
На сегодняшний день ООО «Тверская генерация» заключение договора оказания охранных услуг может реализовать не только с ФГУП «Охрана» Росгвардии, но и с Управлением вневедомственной охраны Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области. На момент расторжения договора охранных услуг с ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России 27 апреля 2020 года ООО «Тверская генерация» также имела право заключить договор охранных услуг с вышеперечисленными организациями. В связи с этим заявление Прокуратуры о «монополизме» ФГУП «Охрана» Росгвардии неверно, и нормативно не обоснованно.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении, ранее в судебных заседаниях представитель ФИО2 Пояснял, что по его мнению исковые требования не подлежат удовлетворению. На данный момент у ООО «Тверская генерация» заключен договор охраны с ЧОП «Приоритет». Дополнительно пояснил, что с лета 2020 года находятся на обсуждении в Правительстве Тверской области новые паспорта на объекты ООО «Тверская генерация» - ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, в которые уже не будут является особо охраняемыми объектами.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что ООО «Тверская генерация» относится к субъектам топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Частью 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее по тексту - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Как установлено в судебном заседании 26 февраля 2017 года между ООО «Тверская генерация» (Заказчик) и ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации был заключен договор на оказанию услуг по охране.
Предметом договора являлось оказание Исполнителем услуги по ведомственной охране объектов ООО «Тверская генерация», а именно: ТЭЦ-1 ООО «Тверская генерация», расположенная по адресу: г. Тверь, Двор Пролетарки, 1; ТЭЦ-3 расположенная по адресу: <...>; ТЭЦ-4 расположенная по адресу: <...>.
Под ведомственной охраной понимается предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемых Объектах, направленных на нарушение установленного контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов.
28 января 2020 года ФГУП «Охрана» Росгвардии направлено уведомление №101 в ООО «Тверская генерация» об отказе от исполнения договора №ТГ-52-17 от 26 февраля 2017 года в связи с неоплатой оказанных услуг. Договор расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с п. 7.3 договора №ТГ-52-17.
Пунктом 7.2 Договора установлено, что настоящий договор может быть расторгнут в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно п. 7.3 договора в случаях, когда односторонний отказ от исполнения договора допускается действующим законодательством РФ или настоящим договором, сторона, решившая расторгнуть договор должна направить письменное уведомление о намерении расторгнуть настоящий договор другой стороне не позднее чем за 3 месяца до предполагаемой даты расторжения настоящего договора, при этом договор является расторгнутым по истечении 3 месяцев с даты получения письменного уведомления Исполнителем.
16 апреля 2020 года ООО «Тверская генерация» направило ФГУП «Охрана» Росгвардии проект договора на оказание охранных услуг вышеприведенных объектов, а также протокол разногласий возникших в отношении редакции пунктов 1.2, 2.1.1, 2.1.8, 2.1.13, 2.1.17, 2.3.3, 2.3.6, 2.4.1, 3.14, 3.2, 7.2, 10.2 договора, пункта 12 Приложения №2а, пунктов 7, 11 Приложения №2б, Приложения №6 к договору.
Поскольку урегулировать разногласия у сторон не получилось ООО «Тверская генерация» обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований ООО «Тверская генерация» отказано.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела, что односторонний отказ от исполнения договора был заявлен ФГУП «Охрана» Росгвардии ввиду задолженности ООО «Тверская генерация» по указаному договору.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона №256-ФЗ для обеспечения физической защиты объекта ТЭК могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции о выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности топливно-энергетического комплекса.
Порядок категорирования объектов ТЭК определен ст. 5 Закона №256-ФЗ. По окончанию категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в сфере охранных услуг Российской Федерации осуществляют деятельность следующие основные субъекты: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе Вневедомственная охрана ФГУП «Охрана» Росгвардии, специализированные подразделения по охране важных государственных объектов и специальных грузов.
Приказом Минэнерго России от 04 июля 2016 года № 637 (ред. от 08.10.2018) «Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2016 № 42902) утверждены объекты в который входят объекты ООО «Тверской генерации», а именно: ТЭЦ-1 г. Тверь, Двор Пролетарки, д. 1; ТЭЦ-3 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>; ТЭЦ-4 ООО «Тверская генерация», расположенный по адресу: <...>; Котельный цех Тверские тепловые сети ООО «Тверская генерация», расположенная по адресу: 70003, <...>; Конаковская ГРЭС расположенная по адресу: 171252, <...>.
При этом документов указывающих на охрану объектов Конаковская ГРЭС и Котельных цех именно ведомственной охраны Прокуратурой не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ООО «Тверская генерация» заключение договоров по оказанию охранных услуг может реализовать не только с ФГУП «Охрана» Росгвардии, но и с Управлением вневедомственной охраны Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тверской области.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обстоятельствам.
В нарушение положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил доказательств, подтверждающих необходимость понуждения ответчика к принятию каких-либо мер, не доказал не возможность ООО «Тверская генерация» заключить договора с иными ведомствами.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты, не запрещенные законом. В данном случае прокурором избран такой способ защиты как восстановление положения, существовавшего до нарушения права (абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), путем обязания совершить определенные прокурором действий. Этот способ гражданско-правовой защиты, в отличие от требований о привлечении к ответственности или административных требований о признании бездействия неправомерным, характеризуется наличием к моменту рассмотрения спора достоверных сведений о возможности и эффективности восстановления положения предложенными истцом средствами и способами.
Поскольку прокурором не представлено допустимых доказательств невозможности осуществления охраны особо опасных объектов принадлежащих ООО «Тверская генерация», только ответчиком ФГУП «Охрана» Росгвардии, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности, а также о признании незаконным расторжения договора оказанию охранных услуг у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Московского района города Твери в защиту прав неопределенного круга лиц к ФГУП «Охрана» Росгвардии об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности объектов, признании незаконным расторжение договора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Сметанникова
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2021 года
Судья Е.Н. Сметанникова
1версия для печатиДело № 2-244/2021 (2-3094/2020;) ~ М-2845/2020 (Решение)