Дело №2-244/2022
УИД 58RS0008-01-2021-006674-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 февраля 2022 года г.Пенза
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Федулаевой Н.К.,
при секретаре Варламовой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «ДЕКОР» о защите прав неопределенного круга потребителей,
у с т а н о в и л :
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ТСЖ «ДЕКОР» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что 10 декабря 2021 г. на основании статей 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», истцом был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом.
В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: точный адрес места приема граждан, класс энергической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению МКД за весь период работы.
На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пункту 31 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг», для удовлетворения заявленного требования. Ответчик не устранил выявленные нарушения, не размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную действующим законодательством, нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ТСЖ «ДЕКОР» могут изменяться в связи с рождением, смертью, продажей или приобретением жилых помещений, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений названного жилого дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с вышеуказанным АППО вынуждено обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, чтобы таким иском не допустить массовое нарушение прав граждан.
Полагает, что ответчик, не размещая указанную информацию, нарушает Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который с изменениями и дополнениями действует с 21 июля 2014 г., и пункт 2 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ №74, Минстроя России №114/пр от 29 февраля 2016 г.
Считает возможным предъявить к взысканию с ответчика в качестве расходов 20000 руб., обосновывая заявленную сумму проведением общественного мониторинга по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком; проведением правового анализа нарушений, указанных в информации о проведении общественного контроля, согласно требованиям Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; подготовкой претензионного письма с последующей отправкой в адрес ответчика посредством электронной почты; составлением искового заявления и отправкой его в адрес ответчика и в суд; несением иных расходов (работа на технике в офисе, затраты на электроэнергию, канцелярские принадлежности, транспортные расходы).
Просил обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную статьями 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно: точный адрес места приема граждан, класс энергической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению МКД за весь период работы; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу истца понесенные расходы в размере 20 000 руб.
В судебном заседании представитель истца Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» ФИО1, действующий на основании доверенности, пояснил, что на момент рассмотрения дела в системе ГИС ЖКХ в отношении жилого дома по <адрес> отсутствует только информация о классе энергической эффективности.
Представитель ответчика ТСЖ «ДЕКОР» ФИО2, действующий на основании доверенности от 10 января 2022 г., с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что сведения о классе энергической эффективности многоквартирного дома не размещены по техническим причинам, иная информация о ТСЖ, предусмотренная Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21 апреля 2014 г. №209-ФЗ, размещена на сайте ГИС ЖКХ. Каких-либо жалоб от потребителей на деятельность ТСЖ не поступало.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №209-ФЗ) определено, что государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с частью 18 статьи 7 Федерального закона №209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливает порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлены приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России №114/пр от 29 февраля 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 30 мая 2016 г. № 42350).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ «ДЕКОР» является действующим юридическим лицом и осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
10 декабря 2021 г. Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом №209-ФЗ.
По результатам общественного контроля в отношении ответчика 10 декабря 2021 г. был составлен акт общественного контроля №, утвержденный председателем правления АППО, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: точный адрес места приема граждан, класс энергетической эффективности; выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению МКД за весь период работы.
Истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения со ссылкой на пп. «р» п.31 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
14 декабря 2021 г. экспертом ФИО1, который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 10 декабря 2021 г. №, согласно заключению которой ТСЖ «ДЕКОР» нарушает требования пунктов 14, 24, 21, 25, 42 части 1 статьи 6, части 18 статьи 7 Федерального закона №209-ФЗ, статью 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Обращаясь в суд с настоящим иском в защиту прав неопределенного круга лиц, истец ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц ответчиком, которым в нарушение требований указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ установленная законом информация в полном объеме в отношении многоквартирного дома, находящегося в его управлении.
При разрешении заявленных истцом требований, суд исходит из следующего:
В соответствии с абзацами 4, 9 пункта 2 статьи 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом);
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, (группы потребителей, конкретного потребителя) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
В силу пунктов 1.1 и 2.1 Устава Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» (АППО) представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.
Согласно пункту 3.1 Устава АППО имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).
Вместе с тем, проверочные мероприятия в отношении ТСЖ «ДЕКОР», осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, были проведены истцом в отсутствие соответствующих обращений потребителей о фактах нарушения их прав.
Согласно части 8 статьи 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. №1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
Согласно пункту 3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.
В соответствии с пунктом 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.
Согласно пункту 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.
Согласно пункту 6 Правил решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017г. - в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктами 19, 20 Правил по результатам проведения проверки оформляется итоговый документ. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещений в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г.- в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В нарушение требований указанного нормативного правового акта отсутствует решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, и должно быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ; акт общественного контроля, подписанный общественным инспектором ФИО1, не содержит указания на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом АППО ФИО1, отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений; информация о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах не размещена в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы, проверочные мероприятия проводились без обращения потребителей о фактах нарушения.
Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.
При таких обстоятельствах, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.
Таким образом, оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей».
Обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика судом не установлены. Каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, согласно статье 98 ГПК РФ требования истца о взыскании с ответчика судебных издержек также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «ДЕКОР» о защите прав неопределенного круга потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 9 февраля 2022 г.
Судья Н.К.Федулаева