Дело № 2-244/2022
УИД 24RS0055-01-2022-000107-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сержановой Е.Г.,
при секретаре-Ивановой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Истец в исковом заявлении и в судебном заседании лично требования мотивировала следующим. В производстве мирового суда <адрес> находится гражданское дело по исковому заявлению ООО «Агропромкомплект» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Между истцом и ответчиком была совершена сделка: договор публичной оферты от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления им документов.
Полагает, что сделка является недействительной, поскольку в нарушение п.6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016г. в редакции действовавшей до 27.12.2018г), в нарушение п.2.1.1 Соглашения с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края №5 от 01 июня 2018 года региональный оператор ООО «Агропромкомплект» в течение месяца со дня подписания Соглашения (с 01.06.18г. по 01.07.2018г.) не направил истцу как потребителю по адресу жилого дома предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора. Документы подтверждающие отправку предложения и проекта договора через почту России на адрес истца в качестве доказательств суду не представлены. В нарушение п.8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016г.) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения не известил меня о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Соглашение с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края №5 от 01 июня 2018 года, срок извещения потребителей согласно требований законодательства с 01.06.2018г. по 01.07.2018г., фактически дата открытия сайта ООО «Агропромкомплект» 1512.2018г., дата опубликования в газете «Наш красноярский край» 26.12.2018г. Доказательств извещения истца как потребителя услуг, о необходимости заключения договора всеми доступными способами, региональным оператором, в период с 01.06.2018г по 01.07.2018г, не предоставлено.
Согласно п.2.1.4 Соглашения с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края №5 от 01 июня 2018 года все договора с потребителями должны быть заключены не позднее 31.12.2018г., фактически в договоре число и месяц не указаны, а год заключения договора указан 2019г., региональным оператором нарушены требования Соглашения о сроках заключения договоров с потребителями.
Согласно п.8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016г.) если потребитель не отправил заявку в течение 15 рабочих дней после даты размещения региональным оператором предложения, договор считается заключенным на 16 рабочий день. Согласно искового заявления ООО «Агропромкомплек» договор вступил в действие с 01.01.2019 — это выходной, при этом дата открытия сайта ООО «Агропромкомплек» 15.12.2018г., дата опубликования в газете 26.12.2018г., фактически предложение должно было быть размещено не позднее 11.12.2018г., фактически истцу как потребителю 15 рабочих дней для подачи заявки, дано не было.
В нарушение ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов не заключался, что подтверждается отсутствием платежных документов на имя собственника жилого дома.
В нарушение ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016г.) договор, предоставленный региональным оператором не соответствует типовой форме договора, утвержденного законодательством.
Согласно п.1 статьи 16 Закона РФ 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляют права истца как потребителя, так в п.6 публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО предоставленного региональным указано «Потребитель оплачивает услуги по обращению твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании универсального передаточного документа», согласно письма ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96 универсальный передаточный документ заменяет счет-фактуру, ни одним законодательным актом его ежемесячное оформление между региональным оператором и потребителем не предусмотрено
В нарушение п.19 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» в договоре публичной оферты предоставленном истцом отсутствуют: полная дата заключения договора (только год); сведения о потребителе: для физического лица « фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии), адрес жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами, порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом, адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг, основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг,
Согласно п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»: «Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ)».
Просил признать сделку между истцом и ответчиком: договор публичной оферты от 01.01.2019г на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления документов, недействительной в силу ее ничтожности в связи с ее несоответствием п.6, п.8.17, п.8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016г. в редакции действовавшей до 27.12.2018г), в нарушение п.2.1.1, п.2.1.4 Соглашения с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края №5 от 01.06.2018г. ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», н.1 статьи 16 Закона РФ 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», п.19 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». Применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Ответчик - ООО «Агропромкомплект» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в суд представлен отзыв, согласно которого полагают, что иск не подлежит удовлетворению.
Третье лицо - О. о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств не представила.
Суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав представленные сторонами и собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 4 от. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их накопления.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению - или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные жительством - РФ федеральные, органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношении сторон.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по волнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании установлено, что истец является сособственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Кроме того, ООО « Агропромкомплект » является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Уярского района с 01.01.2019 года на основании соглашения № 5 от 01.06.2018 г., заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект». Дата начала выполнения региональным оператором предусмотренных соглашением обязанностей 01.01.2019 года и действует до 31.12.2028 года (включительно). Пунктом 2.1.7 предусмотрено, что региональный оператор обязан осуществлять сбор, транспортирование ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по сбору и транспортированию ТКО путем проведения торгов.
Как следует из представленных материалов, ООО "Агропромкомплект" известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления” договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения, соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средстве массовой информации - «Наш Красноярский край» от 26.12.2018г., разместило предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц, собственников, арендаторов, пользователей жилых помещении в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе.
Опубликованный, договор содержит необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора Потребитель обязуется оплачивать, услуги по цене определенной в пределах утвержденного тарифа» права и обязанности сторон, срок начала оказания услуг, порядок фиксации нарушений ответственность сторон, сроки и порядок оплаты услуг по договору. В договоре содержится информация, и иных условиях, предусмотренных ст. 432 ГК "РФ, п. 25 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" от 25 августа 2008 г. N 641.
Газета «Наш Красноярский край» является источником официального, опубликования нормативно-правовых актов правительства и Законодательного собрания Красноярского края на основании Закона Красноярского края 7-2627 от 18.12.2008г. Таким образом, информация, опубликованная в газете «Наш красноярский край», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Красноярского края.
Таким образом, суд полагает, что ООО «Агропромкомплект» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.
Согласно опубликованной публичной оферты дата начала оказания услуг по обращению: с ТКО для физических лиц региональным оператором ООО "Агропромкомплект" начинается с 01.01.2019г.
Доводы истца о том, что 01.01.2019 года является выходным днем, на выводы суда в данной части не влияют.
Кроме того, суд учитывает пояснения истца в судебном заседании, что квитанции им получались на оказанные услуги, с заявлением о расторжении договора в компанию он не обращался. Более того, соглашения с иными операторами им не заключались.
В соответствии с п. 148 (1) постановления Правительства, РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам -и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению, с твердыми коммунальными отходами может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148 (2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п. 148 (15) данных Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148 (4) и подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов, накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их. соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным; с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.
Из содержания п. 8 (17) раздела 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 (раздел введен с 27.12.2018) также следует», что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети ’’Интернет”. "
Таким образом, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Обязанность регионального оператора заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым лицом, которое обратится к нему с одной стороны и обязанность каждого собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с другой стороны, при отсутствии заявления собственника жилого дома включении договора, в совокупности означает, что с 01.01.2019 данный договор считается точенным автоматически, после совершения действий, свидетельствующих о намерении соединиться к настоящему договору.
Данный договор считается заключенным независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так совершение конклюдентных действий являются юридически, равнозначными способами заключения договора.
Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка на осуществления потребителем складирования отходов,. количества накопленного и сложенного ТКО.
ООО «Агропромкомплект» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с чем, региональным оператором в адрес истца направлялись платежные документы по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанные обстоятельства не опровергались и истцом в ходе судебного заседания.
Ответчик принимал извещения с квитанциями об оплате за услуги ТКО, однако в уставленный Правилах по обращению с ТКО срок заявления (или заявки) с приложенными необходимыми документами для заключения письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, региональному оператору, не направлялся.
Таким образом, с 01.01.2019 г. истец является потребителем услуг, оказываемых региональным оператором. Региональный оператор добросовестно выполнял все существенные условия договора публичной оферты, а именно, осуществлял сбор и транспортирование ТКО, а также выставлял истцу счета на оплату услуг.
Именно на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований ч. 5 ст. 30 ЖК РФ и п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления". Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с ТКО с 01.01.2019 является передача своих ТКО региональному оператору.
Более того, суд учитывает, что в судебном заседании истец пояснил, что с каким-либо иным региональным оператором на утилизацию ТКО им договор не заключался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца и признания договора недействительным, применении последствий недействительности сделки не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании договора публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления документов, недействительной в силу ее ничтожности в связи с несоответствием п. 6, 8.17, 8.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденных Постановлением Правительства РФ о№ 1156 от 12.11.2016 года), в нарушение п. 2.1.1, 2.1.4 Соглашения с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края № 5 от 01.06.2018 года, ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 19 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», применении последствий недействительности ничтожной сделки - отказать
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий Е.Г. Сержанова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022 года.