ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245 от 09.09.2014 Бутурлинского районного суда (Нижегородская область)

 Мотивированное решение по делу № 2-245 изготовлено 09.09.14 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 04 сентября 2014 года

 Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

 судьи Зиминой Е.Е.,

 при секретаре Одушкиной В.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Бутурлино гражданское дело по иску Большаковой Евгении Васильевны к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о получении компенсационной выплаты за утрату жилого помещения,

 У с т а н о в и л :

 Большакова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области и министерству социальной политики Нижегородской области, в котором просит:

 Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области признать <адрес> р.<адрес> <адрес> <адрес>, аварийным.

 Признать право Большаковой Е.В. на получение компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате карстового провала в размере 1 062 500 рублей.

 Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в центральной части р.п. Бутурлино Нижегородской области.

 Исковые требования Большакова Е.В. обосновала тем, что что 10 апреля 2013 года в районе <адрес> <адрес>, р.<адрес> <адрес> <адрес> произошел карстовый провал, в результате которого образовалась воронка размерами 40x60 метров и глубиной около 15 метров.

 Я являюсь собственником 1/2 доли жилого дома общей площадью 51,6 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>, р.<адрес>.

 Согласно, заключению специалистов ОАО "Противокарстовая и береговая защита" причиной происшествия является обрушение кровли карстовой полости, расположенной сугубо ориентировочно на глубине 50-60 метров от поверхности земли. Процесс обрушения очевидно сопровождался формированием последовательно образующихся сводов вышележащих глинистых грунтов. Карстующимися породами являются известняки и доломиты. Скорость продвижения сводов поверхности земли увеличились вследствие отжатия подземных вод из полости за счет обрушения пород кровли полости и высокого стояния грунтовых вод. Директором по карстовой работе ОАО "Противокарстовая и береговая защита" Толмачевым В.В. на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Бутурлинского муниципального района, проходившего 10 апреля 2013 года, сообщено, что произошедший карстовый провал является чрезвычайной ситуацией природного характера, произошедшей внезапно.

 Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 15 апреля 2013 года № 564-р в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 21 мая 2007 года №304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 04 января 1996 № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в связи с разрушением домов (2 дома), зернового склада, образованием воронки размером 75x75 м., глубиной около 14 метров, попаданием в опасную зону и зону риска жилых домов (9 домов с населением 33 человека), участка железной дороги ГЖД ОАО "РЖД" перегон Смагино-Каменищи (90 метров от края посадки грунта) из-за просадки грунта (карстового провала) на территории р.п. Бутурлино Бутурлинского района Нижегородской области, нарушением условий жизнедеятельности людей и угрозой дальнейшего обрушения грунта и близлежащих жилых домов на территории рабочего поселка Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области с 12 апреля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

 В соответствии с заключением специалистов ОАО "Противокарстовая и береговая защита" по объекту "Проведение изыскательских работ по зонированию и бурению скважин с целью обследования территории, прилегающей к зоне провала в р.п. Бутурлин о Нижегородской области, для оценки карстоопасности" от 31 мая 2013 № 29 в течение времени склоны провала будут продолжать ополаживаться, а глубина уменьшится. Жилой <адрес> р.<адрес> расположен в зоне высокого риска ( II категория устойчивости), заселение его недопустимо, целесообразен его демонтаж.

 В связи со стабилизацией обстановки в настоящее время режим чрезвычайной ситуации отменен распоряжением Губернатора Нижегородской области от 19 июня 2013 № 969-р «Об отмене режима чрезвычайной ситуации», постановлением администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 21июня 2013 № 755 «О
снятии на территории Бутурлинского района Нижегородской области режима чрезвычайной ситуации районного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

 Регулярное (не реже 1 раза в неделю) визуальное наблюдение за развитием ситуации в зоне карстового провала производится специалистами администрации городского поселения р.п. Бутурлино и администрации Бутурлинского муниципального района.

 В связи с причинением вреда имуществу граждан в результате карстового провала администрацией Бутурлинского района Нижегородской области издано распоряжение от 11 апреля 2013№ 187-р «О выделении средств на первоочередные нужды». Согласно распоряжению денежные средства на первоочередные нужды пострадавших граждан выделены из резервного фонда администрации Бутурлинского муниципального района в
соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса РФ.

 12.04.2013 ФИО15. были получены денежные средства на первоочередные нужды в размере <данные изъяты> рублей.

 В дальнейшем, в целях реализации комплекса мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации вследствие возникновения карстового провала в р.п. Бутурлино на компенсацию части стоимости утраченного жилья пострадавшим жителям р.п. Бутурлино из резервного фонда Правительства Нижегородской области в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 14 августа 2013 №1649-p выделено 2 268 500 рублей. В соответствии с распоряжением администрации Бутурлинского района от 21 августа 2013года №529-р данные средства распределены среди пострадавших, в том числе второму владельцу 1/2 дома, ФИО6, было выделено - <данные изъяты> рублей.

 Кроме того, в целях выделения денежных средств на компенсацию утраченного жилья пострадавшим гражданам решением Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 21 июня 2013 года №17 внесены изменения в решение Земского собрания
Бутурлинского района от 12 декабря 2012 № 57 «О районном бюджете на 2013 год» согласно которым увеличен размер финансирования по статье «Социальная политика». Денежные средства в размере <данные изъяты> рублей были выделены ФИО6 в качестве компенсации части стоимости утраченного жилья из местного бюджета.

 23 августа 2013 года денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - <данные изъяты> рублей, и бюджета администрации Бутурлинского района - <данные изъяты> рублей, перечислены на расчетный счет ФИО6.

 Истица, являясь собственником 1/2 части жилого <адрес> земельного участка расположенного по <адрес> р.<адрес> <адрес> <адрес> никаких денежных компенсаций не получала.

 При этом, в связи с отсутствием нормативно - правового акта. регулирующего вопросы компенсации за жилое помещение, утраченное в результате карстового провала, расчет суммы компенсации за жилье, утраченное в результате карстового провала, произведен по аналогии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для оказания помощи гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2013 года № 101.

 В соответствии со ст.ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст. 8 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

 Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 86 утвержден Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств (далее - Порядок), пунктом 1.2 которого предусмотренного оказание материальной помощи в виде денежных средств на основании обращения гражданина в связи с пожаром или иной экстремальной ситуацией, возникшей по независящим от гражданина причинам и причинившей существенный материальный ущерб (пп."а"), а также в связи с необходимостью приобретения жилого помещения гражданами (семьями, не имеющими жилья и средств на его приобретение, за исключением граждан, оказание помощи которым осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области за счет средств субсидии, полученной из областного бюджета, в порядке, установленном постановлением Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2013 года № 101 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для оказания помощи гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара".

 На основании изложенного я обращалась с заявлением об оказании материальной помощи в соответствии с Порядком и необходимыми документами в органы социальной защиты населения Бутурлинского района, а также министерство социальной политики Нижегородской области.

 Однако, на ее заявления об оказании материальной помощи в соответствии с Порядком мною был получен отказ.

 Также полагает, что основанием для предоставления ей жилого помещения вне очереди может являться, в том числе, признание принадлежащего ей жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания. Данная норма закреплена п.1 ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Согласно п.8 ч.1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания вправе орган местного самоуправления.

 Затем истицей Большаковой Е.В. было подано заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором она увеличила исковые требования, просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

 В судебное заседание истица Большакова Е.В. не явилась, была уведомлена о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ее интересы представлял адвокат Кубасов Н.А. Дело рассмотрено в отсутствие истицы Большаковой Е.В.

 Представитель истицы Большаковой Е.В. адвокат Кубасов Н.А. исковые требования поддержал, пояснил, что Большакова Е.В. являлась собственником 1\2 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: р.<адрес>. Собственником 1\2 доли данного дома и земельного участка является сестра Большаковой Е.В. – ФИО6 10 апреля 2014 г. в результате карстового провала дом был утрачен, земельным участком пользовать не представляется возможным. ФИО6 получила компенсацию за утраченное жилье в размере <данные изъяты> руб., Большаковой Е.В. компенсация выплачена не была. Просит признать за Большаковой Е.В. право на получение указанной компенсационной выплаты, обязать администрацию Бутурлинского муниципального района признать дом аварийным и предоставить ей земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства. Представитель истицы адвокат Кубасов Н.А. находит, что при расчете суммы компенсации подлежит применению Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для оказания помощи гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 21.02.2013 г. № 101, поскольку отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы компенсации за жилое помещение, утраченное в результате карстового провала.

 Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района по доверенности Коваленко Т.Б. исковые требования Большаковой Е.В. не признала и пояснила, что к полномочиям администрации Бутурлинского муниципального района не отнесено право признания жилых помещений аварийными, данное право отнесено к полномочиям межведомственной комиссии, заключение которой утверждается администрацией Бутурлинского муниципального района. Считает требования Большаковой Е.В. о признании за ней права на получение компенсации за утрату жилого помещения не подлежащими удовлетворению, поскольку дом по адресу: р.<адрес> не являлся местом жительства истицы, она прописана и проживает по адресу: <адрес> не лишена приобрести данное жилое помещение в собственность. С заявлением о предоставлении Большаковой Е.В. земельного участка истица в администрацию Бутурлинского муниципального района не обращалась, ей отказано не было, в связи с чем данные требования удовлетворению так же не подлежат.

 Представитель ответчика министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, были уведомлены о месте, дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствием Министерства, представили суду возражения на исковое заявления, в удовлетворении исковых требований к министерству просят отказать. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - министерства социальной политики Нижегородской области.

 Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

 В судебном заседании установлено, что Большакова Е.В. и ФИО6 получили в собственность на основании договора пожизненного содержания с иждивением от 04.09.2001 г. жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> р.<адрес> (л.д. 19-20).

 Истица Большакова Е.В. имеет в собственности 1\2 долю в праве собственности на указанный жилой дом, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от 04.10.2001 г. (л.д. 16).

 Большакова Е.В. и ФИО6 получили в порядке наследования земельный участок площадью 1827 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес> р.<адрес>, что подтверждено копией свидетельства о праве на наследство по закону от 28.05.2013 г. (л.д. 18).

 Большакова Е.В. является собственником 1\2 доли в праве на данный земельный участок, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от 10.06.2013 г. (л.д. 14).

 10 апреля 2013 г. в районе <адрес> в р.<адрес> <адрес> <адрес> произошел карстовый провал, в результате которого образовалась воронка, в зону весьма высокого риска попал <адрес> р.<адрес>, заселение данного дома недопустимо, целесообразен его демонтаж, о чем указано в заключении ОАО «Противокарстовая и береговая защита» от 31.05.2013 г. № 29.

 Согласно копии акта № 11 от 31.05.2013 г. обследования жилого <адрес> в р.<адрес>, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 г. № 59, - по итогам обследования межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилое помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение в соответствии с разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 вследствие ухудшения уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций в связи с обрушением конструкции в результате провала. Дом подлежит сносу.

 Согласно ст. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

 Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

 В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

 К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

 Исходя из положений ст. 15 ЖК РФ и указанной нормы постановления Правительства РФ законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, либо аварийными, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

 При таких обстоятельствах, исковые требования о возложении на администрацию Бутурлинского муниципального района обязанности по признанию <адрес> в р.<адрес> аварийным, удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на законе.

 Истица ФИО2 просит признать право на получение компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате карстового провала в размере 1 062 500 руб.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 Распоряжением губернатора Нижегородской области от 15 апреля 2013 г. № 564-р главе городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района было поручено ввести режим чрезвычайной ситуации на территории рабочего поселка Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области в связи с произошедшим карстовым провалом на территории р.п. Бутурлино.

 Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласно которой граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

 Частью 2 данной статьи установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам при возникновении карстового провала на территории Нижегородской области, нормативно-правовыми актами правительства Нижегородской области не установлены.

 Частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

 Истица Большакова Е.В. в исковом заявлении и ее представитель в судебном заседании просит применить при расчете компенсации Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для оказания помощи гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 21.02.2013 г. № 101.

 Судья находит, что именно указанное постановление Правительства Нижегородской области подлежит применению, поскольку оно сходно с отношениями при возникновении чрезвычайной ситуации при карстовом провале.

 Пунктом 1.1 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для оказания помощи гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.02.2013 г. № 101 (далее Порядок) предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает правила формирования и распределения субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области для оказания помощи гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара (далее - субсидии), правила оказания органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления) за счет средств полученной субсидии материальной помощи на приобретение (строительство) жилья гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара, и правила формирования за счет средств полученной субсидии маневренного фонда для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма.

 Согласно п. 2.6 Порядка - в целях получения субсидий органы местного самоуправления формируют список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи на приобретение (строительство) жилого помещения или в предоставлении жилых помещений маневренного фонда, утративших жилые помещения в результате пожара (далее - Список).

 В соответствии с п. 2.7 Порядка в Список включаются граждане, состоящие на регистрационном учете по месту жительства в Нижегородской области, являющиеся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений на условиях договоров социального найма жилых помещений, утратившие такие помещения в результате пожара, произошедшего не по их вине, при этом:

 1) доход граждан на каждого члена семьи не может превышать среднедушевой денежный доход, определенный по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области на дату обращения гражданина о предоставлении материальной помощи на приобретение (строительство) жилья гражданам, утратившим жилые помещения в результате пожара;

 2) жилое помещение, утраченное в результате пожара, являлось единственным местом жительства гражданина и членов его семьи;

 3) гражданин и члены его семьи не имеют в собственности иные жилые помещения.

 Пунктом 3.6 Порядка установлено, что объем предоставляемой гражданам материальной помощи рассчитывается по следующей формуле:

 С = P x S - С, где

 МП ДГР Н В

 С - объем материальной помощи;

 МП

 P - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на

 ДГР

 территории муниципального района (городского округа) по данным департамента

 градостроительного развития территории Нижегородской области, но не более

 стоимости 1 кв. метра, определяемой в соответствии с постановлением

 Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 460 "О предельной

 стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении

 (строительстве) для федеральных государственных нужд" (далее - стоимость 1

 кв. метра общей площади жилья, установленная Порядком);

 S - расчетная общая площадь жилого помещения (далее - расчетная общая

 Н

 площадь, установленная Порядком), на приобретение (строительство) которого

 предоставляется материальная помощь, устанавливается в размере:

 - 30 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;

 - 42 кв. метра - на семью из 2 человек;

 - 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек;

 С - сумма страховой выплаты (страхового возмещения).

 В судебном заседании установлено, что в результате карстового провала Большакова Е.В. и ФИО6 утратили принадлежащий им на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: р.<адрес>.

 Доход Большаковой Е.В., согласно представленной справки и ее заработке, не превышает среднедушевой денежный доход, определенный по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.

 На момент произошедшей чрезвычайной ситуации Большакова Е.В. проживала одна, что следует из справки № 2638 от 25.08.2014 г., выданной ОАО «ДК Ленинского района» (племянница зарегистрирована 12.08.2014 г., то есть после произошедших событий, всего зарегистрировано 2 человека – Большакова Е.В. и ее племянница ФИО8

 Согласно выписки из ЕГРП от 29.07.2014 г. Большакова Е.В. другого жилья в собственности, кроме указанного жилого дома в р.п. Бутурлино не имеет.

 Вместе с тем, судья находит, что жилой дом по адресу: р.<адрес> не являлось для Большаковой Е.В. единственным местом жительства.

 Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

 Как установлено в судебном заседании истица Большакова Е.В. с 22.03.1996 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (справка № 2638 от 25.08.2014 г., выданная ОАО «ДК Ленинского района»).

 Согласно сообщения О УФМС в Бутурлинском районе от 02.08.2014 г. – Большакова Е.В. зарегистрированной (снятой) с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) по учетным данным отделения в Бутурлинском районе МО УФМС России по Нижегородской области, не значится.

 Согласно представленным представителем истицы Большаковой Е.В. адвокатом Кубасовым Н.А. протоколам опроса соседей Большаковой Е.В. – Ивановой В.В., Кашенцевой Н.С., а также протокола опроса самой Большаковой Е.В., полученным в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Большакова Е.В. была вселена в <адрес>. <адрес> <адрес> летом 1996 г. Смирновым В.И., с ним они проживали без регистрации брака, затем Смирнов В.И. в 2002 г. уехал в Москву для заработков и больше не возвращался, сообщив Большаковой Е.В., что возвращаться к ней не собирается.

 Как следует из справки Смирнов В.И. в данной квартире в настоящее время не зарегистрирован, квартира используется Большаковой Е.В., как наниматель квартиры она зарегистрировала на данной жилплощади свою племянницу ФИО8 в качестве члена семьи.

 При таких обстоятельствах судья находит, что местом жительства Большаковой Е.В. является <адрес>, поскольку она проживает в ней, зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства.

 Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что Большакова Е.В., будучи зарегистрированной по месту жительства в <адрес>, постоянно или преимущественно проживала в <адрес> р.<адрес>, истцом не представлено.

 При таких основаниях отсутствуют правовые основания для включения Большаковой Е.В. в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи на приобретение (строительство) жилого помещения, утратившего такое помещение в результате карстового провала.

 Администрацией Бутурлинского муниципального района список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи на приобретение (строительство) жилого помещения, утратившего такое помещение в результате карстового провала, по форме, предусмотренной Порядком сформирован не был, но указанные граждане были учтены (ФИО6 и семья ФИО12). Большакова Е.В. учтена не была в виду отсутствия оснований.

 Кроме того, истица просит признать право на получение компенсации в сумме <данные изъяты> руб., расчета данной суммы компенсации суду представлено не было, представитель истицы в судебном заседании указал, что данная сумма указана, поскольку сестра истицы – ФИО13 получила именно такую сумму.

 Вместе с тем, расчет компенсации, в соответствии с п. 3.6 Порядка рассчитывается по определенной формуле. На одиноко проживающих граждан предусмотрен размер компенсируемой площади исходя из 30 кв.м., стоимость 1 кв.м. жилья в Бутурлинском районе, согласно постановлению администрации бутурлинского муниципального района от 22.03.2013 г. и на 03.07.2013 г. норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Бутурлинскому району был установлен в размере 31 500 руб.

 Таким образом компенсация за 30 кв.м. жилья не может превышать 945 000 руб. (30х31500=945 000). Размере компенсации в сумме 1 062 500 руб. истицей не обоснован.

 Требования о признании права Большаковой Е.В. на получение компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате карстового провала в размере 1 062 500 рублей, удовлетворению не подлежат.

 Истица просит обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить ей земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в центральной части р.п. Бутурлино Нижегородской области.

 Согласно п. 12 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 04.08.2010 г. № 127-З «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области» - земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или в муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

 Как установлено при разбирательстве гражданского дела, истица Большакова Е.В. в администрацию Бутурлинского муниципального района с заявлением о предоставлении ей бесплатно земельного участка в связи с произошедшим карстовым провалом, в зоне которого находился ее земельный участок, не обращалась, ее заявление не рассматривалось, в предоставлении земельного участка Большаковой Е.В. отказано не было, что не дает суду основания для возложения на администрацию Бутурлинского муниципального района обязанности по предоставлению Большаковой Е.В. земельного участка.

 Большакова Е.В. просит взыскать с администрации Бутурлинского муниципального района и министерства социальной политики Нижегородской области компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

 Согласно ст. 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 Согласно искового заявления Большакова Е.В. просит суд защитить ее имущественные права, затронутые в результате утраты ее недвижимого имущества в следствии карстового провала, что не дает суду основания для взыскания компенсации морального вреда.

 Иных требований к министерству социальной политики Большаковой Е.В. не заявлено.

 В удовлетворении исковых требований к администрации Бутурлинского муниципального района и к министерству социальной политики Нижегородской области должно быть отказано в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

 Р е ш и л :

 В удовлетворении исковых требований Большаковой Евгении Васильевны к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о возложении на администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области признать дом <адрес> аварийным; признании за Большаковой Евгенией Васильевной права на получение компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате карстового провала в размере 1 062 500 руб.; возложении на администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области обязанности по предоставлению Большаковой Евгении Васильевне земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в центральной части р.п. Бутурлино Нижегородской области; взыскании с администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.,

 - отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.

 Судья- Е.Е. Зимина