ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2450/2013 от 11.09.2013 Ангарского городского суда (Иркутская область)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 11 сентября 2013 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куркутовой Э.А., при секретаре Ефремовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2450/2013 по иску Родиной Элеоноры Владимировны к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности передать документы, связанные с управлением многоквартирным домом, взыскании судебных расходов,

 У С Т А Н О В И Л :

 Родина Э.В. обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности передать документы, связанные с управлением многоквартирным домом, взыскании судебных расходов, указав, что управлением многоквартирным домом по адресу: г. Ангарск, ... осуществлялось ответчиком. **. собственники провели собрание и приняли решение о расторжении договора с ответчиком и заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «Викинги». **. собственники дома провели собрание и выбрали способ управления – непосредственное управление, а также выбрали ООО «Викинг-ЖКХ» в качестве управляющей организации. Оказание услуг по содержанию общего имущества должно осуществляться в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491. В связи с отсутствием учетно-регистрационных документов управляющая организация не владеет полной информацией по собственникам помещений, что влечет оказание услуг по снятию, постановке граждан с регистрационного учета в неполном объеме. Ведение регистрационного учета граждан Российской Федерации является государственной услугой и предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 сентября 2007 г. № 208. Однако ответчик отказывается передать техническую документацию и иную документацию, связанную с управлением дома, собственникам дома. Отсутствие указанной документации существенно создает препятствия в обслуживании указанного многоквартирного дома, и влечет нарушения обязательств по договору оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома. Истец выбрана собственниками председателем Совета многоквартирного дома. В связи с чем, истец просила : возложить на ответчика обязанность передать председателю Совета многоквартирного дома № – Родиной Э.В. :

 1. техническую документацию по списку:

 1) чертежи и схемы инженерных коммуникаций;

 2) схемы механического оборудования;

 3) схемы электрического оборудования;

 4) схемы санитарно-технического оборудования;

 5) отчеты о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы-ноль;

 6) паспорт домовладения по БТИ;

 7) документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества;

 8) документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества;

 9) акты освидетельствования скрытых работ;

 10) градостроительный план земельного участка;

 11) кадастровая карта (план) земельного участка.

 2. документацию по списку:

 1) копии договоров на аренду или на др. право на нежилое помещение в доме, кроме собственности, договоров со сторонними организациями на аренду общедомового имущества, в том числе на размещение оборудования интернет и телевидения;

 2) ордера нанимателей на жилые помещения в доме;

 3) копии свидетельств о праве собственности и иных правоустанавливающих документов на квартиру и прочие помещения дома;

 4) акты по наличию малых форм и др. элементов, относящихся к общему имуществу дома на момент передачи (при наличии или справку об отсутствии);

 5) учетно-регистрационную документацию : карточки регистрации (форма 9) и поквартирные карточки (форма 10).

 3. бухгалтерскую документацию по списку:

 1) копии лицевой стороны финансово-лицевых счетов со сведениями по собственникам и нанимателям;

 2) акты на остаточную стоимость строения;

 3) гарантийные письма и обязательства (при наличии);

 4) выписки из домовой книги;

 5) списки льготников и субсидиантов, а также копии документов, подтверждающих право на предоставление льгот и субсидий ;

 6) акты по передаче материальных ценностей, относящихся к общему имуществу (пожарные шланги, светильники, кожухи, домовые знаки, флаги, почтовые ящики и пр.).

 4. Взыскать с ООО «УК «Жилищное управление» в пользу Родиной Э.В. расходы по оплате госпошлины в сумме № руб., почтовые расходы в размере № руб.

 Истец неоднократно уточняла исковые требования и в связи с уточнением иска **., просила возложить на ответчика обязанность передать, а в случае отсутствия восстановить за свой счет и передать собственнику жилого помещения многоквартирного ... ... – Родиной Э.В. документы по списку:

 1.                          документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

 2.                          документы (акты) о приемке результатов работ;

 3.                           акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирных домах, конструктивных частей многоквартирных домов (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требования;

 4.                           проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом;

 5.                           поквартирные карточки (форма 10) и регистрационные карточки (форма 9) на многоквартирный дом;

 6.                           паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях

 7.                           копии договоров на аренду общего имущества, в том числе на размещение оборудования интернет и телевидения;

 8.                          листы голосования Собственников помещений, Протокол общего собрания собственников.

 В судебном заседании истец и её представитель по доверенности – Резванова З.В., поддержали иск с учетом последнего уточнения, отказались от заявленных требований, указанных в первоначальном иске от **. в части возложения на ответчика обязанности передать истцу документы : пп. 10 п. 1 - градостроительный план земельного участка; пп. 11 п. 1 - кадастровую карту (план) земельного участка; пп.2 п. 2 - ордера нанимателей на жилые помещения в дома; пп.3 п.2 - копии свидетельств о праве собственности и иных правоустанавливающих документов на квартиру и прочие помещения дома; п. 3 – копии лицевой стороны финансово-лицевых счетов со сведениями по собственникам и нанимателям; акты на остаточную стоимость строения; гарантийные письма и обязательства (при наличии); выписки из домовой книги; списки льготников и субсидиантов, а также копии документов, подтверждающих право на предоставление льгот и субсидий); акты по передаче материальных ценностей, относящихся к общему имуществу (пожарные шланги, светильники, кожухи, домовые знаки, флаги, почтовые ящики и пр.).

 Отказ от иска в данной части был принят судом, и производство по делу было прекращено.

 В судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Жилищное управление»- Пальчикова Н.Г., действующая на основании доверенности, иск, в том числе с учетом уточнения, не признала, поддержала доводы, указанные в письменных возражениях.

 В судебном заседании третьи лица Пущенко А.М., Ижболдина Т.А. иск поддержали, суду пояснили, что собственники дома обращались с ответчику с просьбой передать им техническую и иную документацию, ответчик документы не передал.

 В судебном заседании представитель ООО «Викинг-ЖКХ» - Резванова З.В., по доверенности, иск поддержала.

 Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. 21, 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) – «Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

 Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

 Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

 Частью 2 статьи 161 ЖК РФ, установлены способы управления многоквартирным домом, к числу которых относятся: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

 В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ - способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

 Согласно п. 1.1 ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 Судом установлено, что ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» ранее являлась управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Ангарск, ... ... (далее спорный многоквартирный дом). **. собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома провели собрание в форме заочного голосования, где было принято решение о расторжении договора управления от **. с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» и о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «Викинг». Собственники указанного дома в результате проведенного общего собрания в форме совместного присутствия ** выбрали способ управления - непосредственное управление, в качестве управляющей организации - ООО «Викинг- ЖКХ». Решение оформлено протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ** Решением Ангарского городского суда от **. в удовлетворении иска ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО21 ФИО10, ФИО11, ФИО12 к ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО19 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от **. было отказано. Апелляционным определением Иркутского областного суда **. решение оставлено без изменений.

 Решением собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома от **. Родина Э.В. избрана председателем Совета многоквартирного дома. Решением собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома от ** Родина Э.В. избрана уполномоченным лицом для заключения и контроля выполнения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирным домом (л.д.15-16, 22-23 т.1).

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома на собрании **. приняли решение расторгнуть договор управления спорного многоквартирного дома с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (далее – ООО «УК «Жилищное управление», ответчик), с **. в спорном многоквартирном доме способом управления избрано непосредственное управление, управляющей организацией является ООО «Викинг-ЖКХ». Письмом от ** собственники ... квартала уведомили прежнюю управляющую компанию - ООО «УК «Жилищное управление» о расторжении договора от ** года, заключенного сроком до **, о чём свидетельствуют опись вложения в ценное письмо, квитанции об оплате почтовых расходов от **., штамп ответчика на заявлении (л.д.18-21т.1). Между собственниками спорного многоквартирного дома и ООО «Викинг-ЖКХ» **. заключен договор № №, предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома (л.д.24-29т.1).

 **. ООО «Викинг-ЖКХ» в адрес ответчика направили письмо с просьбой передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением дома. Доказательств передачи ответчиком технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением дома новой управляющей компании суду не представлено. Родиной Э.В. в адрес ответчика ** также было направлено ценное письмо (с описью вложения и с уведомлением) с требованием передачи технической и иных связанных с управлением таким домом документов. Письмо вернулось с отметкой «истек срок хранения». Доказательств передачи технической документации истцу, другому собственнику многоквартирного дома суду также не представлено, данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

 При принятии решения суд исходил из следующего.

 Согласно ч.ч. 5 и 6 ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

 В силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

 Такое же положение предусмотрено и п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее - также Правила), согласно которому ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

 По смыслу п. 24 указанных Правил, в технической документации на многоквартирный дом отражаются сведения о составе и состоянии общего имущества. При этом техническая документация на многоквартирный дом, включает в себя:

 а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

 б) документы (акты) о приемке результатов работ;

 в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.

 Согласно п. 26 указанных Правил - В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

 а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

 б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

 в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

 г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

 д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

 е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

 Надлежащее содержание общего имущества при управлении домом управляющей организацией обеспечивается собственниками помещений. Это достигается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ (п. 16 Правил).

 Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

 При этом в силу п. 1, 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом среди прочего должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

 Законодатель определил и критерии, которым должно отвечать управление многоквартирным домом. В силу ч. 1 - 1.2 ст. 161 ЖК РФ оно должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

 Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

 Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации, и в настоящее время это регулируется Правилами.

 Таким образом, по договору управления многоквартирным домом, заключенному с собственниками помещения, последнему управляющая организация среди прочего за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.

 Как указывалось выше, в технической документации на многоквартирный дом отражаются сведения о составе и состоянии общего имущества, а обязанность по надлежащему содержанию этого имущества при управлении домом управляющей организацией возложена на самих собственников. Т.е. данная документация является для управляющей организации необходимым источником сведений о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома и основой для формирования перечня работ и услуг по его содержанию и ремонту с целью обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности; для выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий.

 В силу п. 8 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 разъяснения о применении правил, утвержденных этим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. В частности, указанное Министерство письмом от 20 декабря 2006 года N 14313-РМ/ 07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом" разъяснило, что техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, а управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом.

 Кроме того, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

 Это означает, что техническая документация, прежде всего, необходима для надлежащего управления многоквартирным домом, в том числе и для заключения соответствующих договоров управления многоквартирным домом, одной из сторон которых применительно к возникшему спору являются собственники помещений; для выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и т.д. За ненадлежащее ведение этой документации управляющая организация несет ответственность также перед собственниками помещений. Следовательно, требование о возложении обязанности передать техническую документацию дома, необходимую для надлежащего выполнения функций по управлению домом по возмездному договору, заключаемому с собственниками помещений, из одной управляющей организации другой, либо собственникам помещений напрямую связано с защитой жилищных прав граждан - собственников помещений, с обеспечением их потребностей в соответствии с критериями, предусмотренными ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, а также это требование направлено на решение задач в сфере управления, связанных с использованием общего имущества.

 Подпунктом 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ и ч. 10 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по передаче технической документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как выбор способа управления в виде непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. Как следует из указанных норм, обязанность передавать техническую документацию возникает в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в силу прямого указания закона.

 Таким образом, техническая документация должна находиться у управляющей организации только на период управления ею домом. Общество, с которым договор управления домом расторгнут, обязано передать ее одному из собственников, о чем и просит истец в иске.

 Судом установлено, что истец является сособственником квартиры по адресу: г. Ангарск, ... .... Решением общего собрания собственников спорного дома от ** истец была избрана председателем Совета многоквартирного дома, решением собственников от **. истец избрана уполномоченным лицом для заключения и контроля выполнения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Между тем, с момента уведомления ответчика о принятых собственниками помещений решениях ответчик в силу требований части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан был передать техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением таких домов документы в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Однако вопреки требованиям ч. 10 ст. 162 ЖК РФ техническую документацию ответчик в установленный законом срок истцу не передал.

 Кроме того, управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Таким образом, невыполнение ответчиком своих обязанностей по передаче технической возврату указанных документов нарушает права истца, как собственника спорного многоквартирного дома.

 Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 указанных Правил).

 Отсутствие указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

 Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом регламентирован Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. №416. При этом, п. 20 указанных Правил предусмотрено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 21 указанных Правил - В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

 Согласно п.п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013г. № 170, техническая документация включает в себя: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

 Согласно п.п. 1.5.2 указанных Правил, техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.

 Согласно п.п. 1.5.3 указанных Правил, в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.

 Согласно п. 2.6.5. указанных Правил, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

 В п. 2.6.10. предусмотрено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:

 - паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9);

 - актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;

 - актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;

 - обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;

 - актов о готовности уборочной техники и инвентаря;

 - актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

 Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

 Управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

 Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 указанных Правил).

 Отсутствие указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

 В связи с чем, подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности передать, а в случае отсутствия восстановить за свой счет и передать истцу техническую документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Ангарск, ... ... - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирных домах, конструктивных частей многоквартирных домов (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, а также иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, к которой относится проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом.

 В материалы дела представлены акты технической готовности индивидуального теплового пункта тепловой энергоустановки жилого фонда от **., акты гидравлического испытания ИТП, систем отопления и горячего водоснабжения от **., акты промывки системы отопления от **., подписанные со стороны ответчика инженером – теплотехником ФИО16 (л.д.133-136 т.1). Согласно п.п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013г. № 170 в качестве технической документации предусмотрены паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях. Истец просила обязать ответчика передать паспорта готовности за прошедшие три года. Однако, согласно положений п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. №416, подлежащие передаче документы, должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Представитель ответчика поясняла в судебном заседании, что они готовы передать паспорт готовности дома за прошлый год. Учитывая, что паспорта готовности к эксплуатации в зимних условиях составляются на каждый год, договор управления с ответчиком был расторгнут **., поэтому на ответчика подлежит возложению обязанность передать истцу паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, составленный в **. на зимний период **., за иные периоды надлежит отказать. Суду истцом не представлено доказательств актуальности паспортов готовности дома в зимних условиях за иные периоды, обязанности хранить ответчиком указанные документы длительный срок не предусмотрено.

 Учитывая, что доказательств передачи в ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» собственниками помещений спорного дома листов голосования собственников помещений и протокола общего собрания по капитальному ремонту, в том числе за октябрь **. суду не представлено, представитель ответчика данный факт отрицала, поэтому в удовлетворении требований в указанной части должно быть отказано. Доводы истца о том, что листы голосования и протокол были передана юристу ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» ФИО17 не подтверждены письменными доказательствами, а также не представлено доказательств того, что данное лицо уполномочено принимать такие документы.

 Также, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о передаче копий договоров на аренду общего имущества, в том числе на размещение оборудования интернет и телевидения (при их наличии), так как доказательств заключения таких договоров суду не представлено, представитель ответчика данный факт отрицала.

 В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

 Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

 В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

 Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).

 Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).

 Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.

 Согласно п. 17 Административного регламента, лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в т.ч.:

 собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

 Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

 Согласно п. 84 Административного регламента, карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию. Регистрационные действия должностных лиц с карточками регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирными карточками по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) также регламентированы п.п. 85, 88, 89, 99, 102, 115, 118, 132, 133 Административного регламента.

 В приложении № 17 к Регламенту указан перечень документов с указанием сроков хранения указанных документов. В приложении № 18 к Регламенту указан алгоритм регистрационных действий должностных лиц, ответственных за регистрацию, и должностных лиц территориальных органов Федеральной миграционной службы. Вышеперечисленное свидетельствует о том факте, что карточки регистрации формы 9 и поквартирные карточки формы 10 ведутся в бумажном виде, о чем также свидетельствует их размер, указанный в соответствующих приложениях к Регламенту и необходимы для совершения регистрационных действий должностными лицами управляющих компаний при наличии согласия Собственников помещений.

 Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

 На момент управления многоквартирным домом № ... квартала ..., а именно до ** ведение регистрационного учета граждан Российской Федерации осуществлялось ООО «УК «Жилищное управление». С **. Управляющая организация ООО «Викинг-ЖКХ» предоставляет услугу собственникам жилых помещений указанного многоквартирного дома по осуществлению первичного приема от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства. Данная услуга предусмотрена п. 3.1.10 договора оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома. Из указанного следует, что при подписании указанного договора собственники помещений ... ... дали свое согласие на оказание такой услуги.

 Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций ООО «Викинг-ЖКХ», осуществляющим полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым управляющая компания не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а следовательно, и требований закона.

 Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к собственникам спорного дома передать по его требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных на него законом функций. Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, неправомерно.

 Согласно писем УФМС по Иркутской области Отдел в г. Ангарске и Ангарском районе № от **., № от **. документация по регистрационному учету граждан, имеющих регистрацию по месту жительства, месту пребывания в ... ... г. Ангарска, а именно карточки регистрации формы Ф-9, поквартирные карточки формы Ф-10 находятся в ООО «УК «Жилищное управление».

 В соответствии со ст. 398 Гражданского кодекса РФ - В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.

 Суд учитывая, что до ** ответчик был ответственным за регистрацию, осуществляя первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, документация по регистрационному учету граждан по спорному дому до сих пор находится у ответчика, договор управления с которым расторгнут, необходима собственникам для дальнейшей регистрации граждан по месту жительства, снятии их с регистрационного учета, поэтому требования истца о возложении на ответчика обязанности передать поквартирные карточки (форма 10) и регистрационные карточки (форма 9) на спорный многоквартирный дом обоснованны и подлежат удовлетворению.

 Доводы ответчика о том, что отсутствует согласие собственников на передачу персональных данных третьим лицам, суд находит не состоятельными, так как ведение регистрационного учета является государственной услугой, поквартирные карточки (форма 10) и регистрационные карточки (форма 9) должны храниться у лиц, ответственных за регистрационный учет, необходимы истцу для передачи их управляющей организации, которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, для осуществление последней обязанностей по договору оказания услуг от **. по постановке и снятию граждан с регистрационного учета. Доказательств правомерности их удержания ответчиком суду не представлено. Доводы ответчика о том, что указанные документы должны устанавливаться решением собственников, суд находит не состоятельными.

 Суд не может согласиться с доводами ответчика о необходимости предоставления доверенностей Родиной Э.В. от всех собственников помещений на получение учетно-регистрационной документации (поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства). Часть собственников спорного дома **. выдали истцу доверенность на представление интересов в судах общей юрисдикции по делам, связанным с управлением многоквартирным домом и по приему документации от ООО «УК «Жилищное управление», связанной с обслуживанием дома, в том числе документы технического учета, учетно-регистрационные документы (поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства). Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. При этом, досудебный порядок указанной статьей не предусмотрен.

 Доводы ответчика о том, что истец не обращался к ответчику о предоставлении документов не состоятельны. Допрошенные в судебном заседании **. в качестве свидетелей ФИО19, ФИО18, подтвердили, что в конце **. собственники дома, а также Родина Э. обращались к ответчику с требованием передать документацию. Более того, истцом в адрес ответчика ** было направлено ценное письмо (с описью вложения и с уведомлением) с требованием передачи технической и иных связанных с управлением таким домом документов, письмо вернулось с органов почтовой связи в связи с истечением срока хранения.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

 Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ - Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 Истец просила взыскать с ответчика в её пользу расходы по оплате госпошлины в сумме № руб., данные расходы подтверждены документально, поэтому подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Почтовые расходы в сумме № руб. не подтверждены, поэтому взысканию не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Родиной Элеоноры Владимировны к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности передать документы, связанные с управлением многоквартирным домом, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.

 Возложить на ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» передать, а в случае отсутствия восстановить за свой счет и передать Родиной Элеоноре Владимировне техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Ангарск, ... ... :

 1.                          документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

 2.                          документы (акты) о приемке результатов работ;

 3.                           акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирных домах, конструктивных частей многоквартирных домов (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирных домов, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

 4.                           проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом;

 5.                           поквартирные карточки (форма 10) и регистрационные карточки (форма 9) на многоквартирный дом;

 6.                           паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях на ** г.

 В удовлетворении иска в части передачи листов голосования собственников помещений, протокола общего собрания собственников, в том числе за октябрь **., копий договоров на аренду общего имущества, в том числе на размещение оборудования интернет и телевидения, паспортов готовности дома к эксплуатации в зимних условиях за иные периоды - отказать.

 Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» в пользу Родиной Элеоноры Владимировны расходы по оплате госпошлины в размере № руб.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца после изготовления мотивированного решения суда. Дата изготовления мотивированного решения 18 сентября 2013 года.

 СУДЬЯ Э.А.Куркутова