№ 2-2451/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,
при секретаре судебного заседания Кобозевой И.В.,
с участием: истца ФИО9,
представителя ответчиков администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по доверенности ФИО10
третьего лица ФИО11, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей,
представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО9 к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, третьи лица Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ФИО11, о признании незаконными действия, связанные с исключением семьи из числа граждан признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе, признании незаконным постановления от 01.11.2017 года № 2052, об обязательстве устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО9 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в котором просила суд: признать незаконным, подлежащим отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 года». Возложить обязанность на администрацию <адрес>, комитет по управлению муниципальным имуществом устранить допущенное нарушение социальных прав молодой семьи, путем восстановления семьи из 5 человек: ФИО9, супруг ФИО1 и трое несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 года» в той же очереди и направить соответствующие сведение в министерство строительства и архитектуры <адрес>. Признать незаконными действия, связанные с исключением семьи из числа граждан признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе, и обеспечения возможности получить семье социальную выплату в 2018 году
В обоснование своих требований истец указала, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ее семья в составе 5 человек (она, муж - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь -ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014- 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 годы».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ее семья признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 годы».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Основание: пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ею получено соответствующее уведомление от комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>. В качестве обоснования решения об исключении ее семьи из числа нуждающихся в жилом помещении представители комитета ссылаются на положения статьи 53 Кодекса, утверждая, что имеет место факт намеренного ухудшения членами ее семьи своих жилищных условий (смена адреса места регистрации ДД.ММ.ГГГГ ее мужа ФИО1 и дочери ФИО3).
С вынесенным постановлением она не согласна, никаких действий по намеренному ухудшению жилищных условий ни она, ни члены ее семьи не совершали. Указанное решение органа местного самоуправление в порядке подчиненности вышестоящему руководителю или органу не обжаловалось.
ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ею и ФИО1, на момент заключения брака у нее уже была дочь ФИО2 До вступления в брак ее муж проживал и был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его матери ФИО5 по адресу <адрес>, обшей площадью 69.1 кв.м. После заключения брака проживать новой созданной семьей в данной квартире они не могли, т.к. собственник жилого помещения был против. Фактически с ноября 2010 года ее семья в составе 3-х человек проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 64,7 кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности ей, ее отцу, ФИО6, ее матери ФИО7, ее брату ФИО8, по 1/4 доли в праве.
Повлиять на собственника квартиры по адресу <адрес>ФИО16, истице не удалось и после рождения второго ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ получив однозначный отказ от предоставления возможности проживать и зарегистрировать всех членов их семьи в указанном жилом помещении они были вынуждены сменить адрес места регистрации ее мужа ФИО1 и дочери ФИО3 в соответствии с фактическим адресом проживания. Данное действие не было совершено с целью намеренного ухудшения жилищных условий, переезд и соответствующая перерегистрация членов ее семьи были вынужденной мерой и единственным намерением в нем было совместное проживание супругов и их несовершеннолетних детей.
Более того, их семьёй предпринимались действия, улучшающие их жилищные условия.
ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе 4 человек с использованием материнского капитала приобрела 1/4 часть жилого дома по адресу: <адрес> домовладения составляет 168,8 кв. м., площадь фактически занимаемых их семьей помещений - 38.8 кв. м. В результате данной сделки с учетом принадлежащей ей на праве собственности 1/4 части квартиры по адресу <адрес> их семья стала обеспечена жилыми помещениями на одного члена семьи более учетной нормы. Нуждаемость в жилом помещении возникла у семьи после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка - ФИО4, что нельзя классифицировать, как действие по намеренному ухудшению жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление и пакет документов, по результатам рассмотрения которых их семья в составе 5 человек была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014- 2017 годы» и признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014- 2017 годы». Таким, образом, при рассмотрении полного пакета предоставленных документов в 2015 году действия ее семьи не были классифицированы представителями администрации, как намеренное ухудшение жилищных условий, что соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права ее семьи. Позиция администрации изменилась спустя более чем 2 года.
В результате неправомерных действий администрации <адрес>, отсутствия четких и однозначных критериев оценки действий заявителей по изменению своих жилищных условий и/или недостаточного уровня профессиональной компетентности сотрудников Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> ее семья была лишена возможности отстоять свои права в допустимые программой сроки (до достижения одним из членов семьи возраста 36 лет).
Исключение их семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, доказательств совершения их семьей умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 36 лет. На момент издания постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ее семья имела все законные основания и первоочередное право на получение социальной выплаты в 2017 - 2018 годах, в том числе в соответствии с изменениями, внесенными постановлением <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ в государственную программу <адрес> «Развитие градостроительства и архитектуры», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а так же в соответствии с Порядком формирования министерством строительства и архитектуры <адрес> списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» па 2015 - 2020 годы, имеющих трех и более детей, в которых один из супругов, или оба супруга, или родитель в неполной семье в 2017 году достигнет возраста 36 лет.
Истец ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным основаниям, просила суд их удовлетворить. В дополнение представила письменные пояснения по делу, в которых указала на момент перепрописки ее мужа ФИО1 и дочери ФИО3 у ее семьи не было другой возможности совместно проживать и вести совместное хозяйство, кроме как сменить место жительства и соответственно место регистрации ее супруга и дочери и проживать семьей по адресу <адрес>. Просила учесть, что факт смены места регистрации ДД.ММ.ГГГГ ее мужа ФИО1 и дочери ФИО3 не послужил основанием для наступления нуждаемости в улучшении жилищных условий. После перепрописки мужа и дочери ДД.ММ.ГГГГ, их семьёй осуществлялись действия, по улучшению жилищных условий. Факт нуждаемости в улучшении жилищных условий, наступил только после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка ФИО4, что в силу действующих нормативных правых актов не является намеренным ухудшением жилищных условий.
Считает неправомерным исключение семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской федерации. Обстоятельства, при которых были совершены действия по смене места регистрации членами моей семьи, а также последующие действия (в частности, приобретение в собственность жилого помещения), подтверждают отсутствие соответствующего умысла и цели состоять на учете в качестве нуждающихся. Вместе с тем, смена адреса места регистрации ее мужа ФИО1 и дочери ФИО3 не привела к состоянию, требующему участия органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий.
На момент исключения из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий их семья была включена в список получателей молодых семей, являющихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы, имеющих 3-х и более детей, в которых один из супругов или оба супруга, или родитель в неполной семье в 2017 году достигнет возраста 36 лет, которым планируется предоставить в 2017 году социальную выплату за счет средств бюджета <адрес> и бюджетов муниципальных образований <адрес>.
На основании списка получателей была рассчитана субсидия краевого бюджета бюджету <адрес> на предоставление в 2017 году социальных выплат молодым семьям, в том числе и их семье, что подтверждается в письме Министерства строительства и архитектуры <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Порядком формирования министерством строительства и архитектуры <адрес> списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, имеющих трех и более детей, в которых один из супругов, или оба супруга, или родитель в неполной семье в 2017 году достигнет возраста 36 лет, утвержденным приказом министерства ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах реализации мероприятия «улучшение жилищных условий молодых семей <адрес>» подпрограммы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п», внесение изменений в список получателей осуществляется в следующих случаях: изменения численности молодой семьи края; отказ молодой семьи края от участия в Подпрограмме; отказ молодой семьи края от получения социальной выплаты в течение срока действия извещения о получении социальной выплаты; восстановления молодой семьи края в списках участников Подпрограммы по муниципальному образованию края по вступившему в законную силу решению суда; непредставления молодыми семьями края в орган местного самоуправления края необходимых документов для получения извещения о праве на получение социальной выплаты в установленный пунктами 19 и 20 Правил предоставления социальных выплат срок; иных причин, по которым молодая семья края не смогла воспользоваться этой социальной выплатой, на основании заявления молодой семьи края.
Ее семья была исключена из списков получателей, в отсутствие какого-либо из вышеприведенных оснований, что свидетельствует о нарушении Порядка.
Поскольку на данный момент, в связи с достижением возраста 36 лет, ее семья не относится к лицам, которые могут стоять на учете в ожидании выплаты, в результате признания незаконным исключения, и восстановления в семьи в списках, есть риск необеспечения защиты интересов их семьи и исключения их из списков.
Представитель ответчиков администрации <адрес>, КУМИ <адрес> по доверенности ФИО17 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменные возражения, и дополнил, что семья ФИО9 до ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена жилыми помещениями на одного члена семьи более учетной нормы и с момента совершения действия, в результате которого граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (перепрописки ФИО1, ФИО3), не истек срок, предусмотренный статьей 53 Кодекса.
Представитель третьего лица министерства строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО18 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать, поддержала письменные отзывы на исковое заявление, в которых по существу указано, на то, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». До ДД.ММ.ГГГГ указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащей аналогичные нормы.
Социальные выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы предоставляются в соответствии с Правилами предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет трех источников: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
Согласно п. 6 подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье
на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в
соответствии с п. 7 Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список).
Сводный список представляется органом исполнительной власти государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
На основании сводного списка с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств органом исполнительной власти утверждаются списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Иными словами в рамках подпрограммы формируются три списка:
1. список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших
желание получить социальную выплату в планируемом году, формируемый
органом местного самоуправления;
2. сводный список, формируемый министерством на основании
списков, предоставленных органами местного самоуправления;
3. список претендентов, в который министерством включаются молодые семьи, полностью отвечающие условиям подпрограммы.
В соответствии с п. 27 Правил в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей -участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исключение из списков молодых семей - участников подпрограммы не ставится в зависимость от соответствия семьи требованиям подпрограммы на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Достижение предельного возраста учитывается именно при формировании органом исполнительной власти списка претендентов.
ФИО9 достигла возраста 36 лет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ее семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы.
Данная позиция нашла отражение в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № З-О и от ДД.ММ.ГГГГ№, которыми возрастное ограничение для участников подпрограммы признано конституционным и не нарушающим права и законные интересы граждан.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ09-1535 установлено, что норма, касающаяся ограничения максимального возраста молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты 35 годами, не нарушает нормы действующего законодательства.
В данном решении также указано, что нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, не имеется.
Таким образом, при достижении одним из супругов или единственным родителем в неполной семье возраста 36 лет семья утрачивает статус молодой, а, следовательно, не может быть участницей подпрограммы, в которой участвовать могут исключительно молодые семьи, соответствующие ее условиям.
Иначе нарушаются цели и задачи подпрограммы, права и законные интересы молодых семей, полностью соответствующих условиям подпрограммы, которые вынуждены будут ждать своей очереди дольше из-за получения социальных выплат теми, кто условиям уже не соответствует, это также приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет за собой предусмотренную законодательством ответственность.
Третье лицо ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании полностью поддержал доводы, изложенные истцом в исковом заявлении. Считает решение органов местного самоуправления незаконным и нарушающим права членов его семьи. На момент смены адреса его места регистрации и места регистрации его дочери ФИО3ДД.ММ.ГГГГ у их семьи не было возможности совместно проживать в квартире по адресу <адрес>, принадлежащей на праве собственности его матери ФИО5 Зарегистрировать супругу ФИО9 без согласия собственника они не могли. Фактически год проживали семьей по адресу <адрес>.
В период с момента смены места регистрации и до наступления нуждаемости их семья улучшила свои жилищные условия, а именно приобрела часть жилого дома по адресу: <адрес>.
Факт перепрописки ДД.ММ.ГГГГ его и дочери ФИО3 не послужил основанием для наступления нуждаемости в улучшении жилищных условий. Нуждаемость в жилом помещении возникла у семьи только после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка ФИО4, что в силу действующих нормативных правых актов не является намеренным ухудшением жилищных условий.
Просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно пункту 2 статьи 2 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы I - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»).
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Правила участия молодых семей в программе и требования к участникам этой программы были установлены Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 72 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы".
Согласно пункту 6 Приложения к решению к решению Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 72, участником Программы могла стать молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая и зарегистрированная по месту жительства в городе Ставрополе.
Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимались молодые семьи, вставшие на очередь на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и другие молодые семьи, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Программы предполагалось осуществлять путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья. Субсидия предоставлялась на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещений, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения, или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Из положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно пункту 1.2. Решения Ставропольской городской Думы от 30.11.2005г. № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», учетную норму площади жилого помещения в городе Ставрополе была установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящей на одного гражданина.
Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ семья административного истца ФИО9 в составе 5 человек (она, муж - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын -ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014- 2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-201 7 годы».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ее семья признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 годы».
Постановлением администрации <адрес> от 01.1 1.2017 № отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Основание: пункт б части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - намеренное ухудшение членами ее семьи своих жилищных условий (смена адреса места регистрации ДД.ММ.ГГГГ ее мужа ФИО1 и дочери ФИО3).
Из имеющихся в деле материалов учетного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО9 и ФИО1, на момент заключения брака у ФИО9 уже была дочь ФИО2
До вступления в брак ФИО1 проживал и был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его матери ФИО5 по адресу <адрес>, обшей площадью 69.1 кв.м.
После заключения брака с ноября 2010 года семья в составе 3-х человек стала проживать в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 64,7 кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности истцу ФИО9 ее родителям и брату по 1/4 доли в праве.
ДД.ММ.ГГГГ в семье появился второй ребенок ФИО3, после чего адрес места регистрации мужа истца ФИО1 и дочери ФИО3 изменены в соответствии с фактическим адресом проживания.
Изменением адреса места регистрации мужа истца ФИО1 и дочери ФИО3 не может быть расценено судом как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку переезд и соответствующая перерегистрация членов ее семьи были вынужденной мерой и единственным намерением в нем было совместное проживание супругов и их несовершеннолетних детей.
Более того, их семьёй предпринимались действия, улучшающие их жилищные условия.
ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО9 в составе 4 человек с использованием материнского капитала приобрела 1/4 часть жилого дома по адресу: <адрес> домовладения составляет 168,8 кв. м., площадь фактически занимаемых их семьей помещений - 38.8 кв. м. В результате данной сделки с учетом принадлежащей ФИО9 на праве собственности 1/4 части квартиры по адресу <адрес> семья ФИО9 стала обеспечена жилыми помещениями на одного члена семьи более учетной нормы.
Таким образом, нуждаемость в жилом помещении возникла у семьи после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка - ФИО4, что нельзя классифицировать, как действие по намеренному ухудшению жилищных условий, на что обоснованно указано стороной истца.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
Лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно п. 2 Правил, являющихся приложением №" 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), - социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли- продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за
просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Из материалов учетного дела следует, что на момент обращения в администрацию <адрес> с указанным заявлением и включения в состав участников программы семья истцов проживала в однокомнатной <адрес>, в <адрес>, общей площадью 33,7 кв.м., в которой проживало 3 человека. <адрес> жилого помещения на одного члена семьи составляла менее учетной нормы.
На основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 № 258-0-0, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение статьи 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит в защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Объективных оснований и обстоятельств, при наличии которых семья М-вых действовали недобросовестно, органом местного самоуправления не приведено. Тогда как, при разрешении спора, именно на орган, принявший оспариваемое решение возложена обязанность доказать законность и обоснованность его принятия, а на истца, привести основания нарушение их законных прав.
В данном случае, из представленных суду материалов учетного дела, и пояснений сторон, следует, что основанием для вынесения оспариваемого постановления послужил факт установления обеспеченности семьи, а не достижения определенного возраста одним из супругов, по достижению которого принимается соответствующее решение. В оспариваемом постановлении, содержится лишь одно основание п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает требование истца о признании незаконным оспариваемого постановления обоснованным. Следовательно, признает постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы муниципальной программы « Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 года» незаконным, подлежащим отмене.
В целях восстановления нарушенных прав молодой семьи, необходимо возложить обязанность на администрацию <адрес> и комитет по управлению муниципальным имуществом устранить допущенное нарушение социальных прав молодой семьи, путем восстановления семьи из 5 человек: ФИО9, супруг ФИО1 и трое несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 года» в той же очереди и направить соответствующие сведение в министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Относительно требования истца о признании незаконными действия, связанные с исключением семьи из числа граждан признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе, то Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно ( статьи 14, 16 Закона), следовательно, администрация города наделена правом принимать соответствующее решение в форме постановления (ненормативный акт), которое может быть обжаловано в установленном законом порядке. В данном случае действия, связанные с его вынесением, и направлены по существу на оспаривание ненормативного акта. Таким образом, в данной части, требования истца не состоятельны и подлежат оставлению без удовлетворения.
Касательно требования истца о возложении обязанности на муниципальный орган, в частности на администрацию города Ставрополя обеспечить возможность получить семье социальную выплату в 2018 году, то такое требование подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку к полномочиям администрация на совершение действий по предоставлению социальной выплаты не относится и очередность предоставления должна быть соблюдена в соответствии со списками граждан, которые в них состоят и такие списки формируются Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.
В соответствии с Постановлением Губернатора ставропольского края от 04.09.2017 года № 433 (ред. от10.08.2018) об утверждении Положения Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края ( раздел III Полномочия) выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольскому крае в пределах своих полномочий отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации ( в редакции постановления Губернатора СК от 23.04.2018 года).
На основании пункта 26 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 (ред. 27.08.2018 года) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируются выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или ) местных бюджетов на соответствующий год и (при наличии) средств, предоставляемых организациями участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
Таким образом, доводы приведенные стороной истца, о том, что именно администрация города уполномочена на совершение действий предоставить в 2018 году молодой семье социальную выплату, не нашли своего подтверждения и подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ФИО9 к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконными действия, связанные с исключением семьи из числа граждан признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе, признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, об обязательстве устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» подлежат удовлетворению частично.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО9 к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконными действия, связанные с исключением семьи из числа граждан признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе, признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, об обязательстве устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе»- удовлетворить частично.
Признать незаконным, подлежащим отмене постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы муниципальной программы « Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 года».
Возложить обязанность на администрацию <адрес>, комитет по управлению муниципальным имуществом устранить допущенное нарушение социальных прав молодой семьи, путем восстановления семьи из 5 человек: ФИО9, супруг ФИО1 и трое несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2017 года» в той же очереди и направить соответствующие сведение в министерство строительства и архитектуры <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований ФИО9 к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконными действия, связанные с исключением семьи из числа граждан признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе, и обеспечения возможности получить семье социальную выплату в 2018 году- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29.10.2018 г.
Судья подпись Н.М. Кузнецова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.