ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2451/19 от 26.07.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-2451/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2019 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,

с участием прокурора Буриновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Администрации города Элисты, Муниципальному унитарному предприятию «Архитектурно-планировочное бюро города Элисты», ФИО4, Федеральному государственному бюджетному учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Республике Калмыкия, Управлению Росреестра по Республике Калмыкия о признании договора аренды прекратившим действие, незаконным разрешения на строительство, недействительным технического плана объекта незавершенного строительства, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений об объекте незавершенного строительства, признании недействительной записи о праве собственности и исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости,

у с т а н о в и л :

28 июня 2019 года прокурор города Элисты обратился в суд с исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Администрации города Элисты, Муниципальному унитарному предприятию «Архитектурно-планировочное бюро города Элисты» (далее МУП «АПБ г.Элисты»), ФИО4, Федеральному государственному бюджетному учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Республике Калмыкия (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Калмыкия), Управлению Росреестра по Республике Калмыкия о признании технического плана объекта незавершенного строительства недействительным, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений об объекте незавершенного строительства, признании записи о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства недействительной, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой города Элисты проведена проверка законности постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. На основании распоряжения Администрации города Элисты от 31 мая 2013 года №687-р по договору аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года Администрацией г.Элисты ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые на разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, предназначенный под кафе, расположенный по адресу: <данные изъяты>, на срок с 6 февраля 2014 года до 5 февраля 2019 года. Дополнительным соглашением от 24 октября 2014 года к указанному договору аренды уточнен адрес земельного участка: <адрес>, а также изменено назначение земельного участка – под административное здание. 20 апреля 2015 года между ФИО2, действующим по доверенности в интересах ФИО3, и ФИО4 заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды №58/2014 от 6 февраля 2014 года, согласно которому к последней перешли все права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка. 21 марта 2019 года ФИО4 обратилась в Администрацию города Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <адрес>. 25 марта 2019 года Администрацией г.Элисты выдано разрешение №08-RU08301000-17-2019 на строительство указанного объекта. Прокуратура г.Элисты обратилась в Элистинский городской суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением к Администрации г.Элисты о признании данного разрешения незаконным. Кадастровым инженером МУП «АПБ г.Элисты» ФИО5 по заданию ФИО4 на основании представленной проектной документации изготовлен технический план объекта незавершенного строительства на указанном земельном участке. В п.16 раздела «Характеристики объекта недвижимости» технического плана определена степень готовности объекта – 6%. 16 мая 2019 года объект незавершенного строительства на основании представленного технического плана с готовностью 6% поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, Управлением Росреестра по Республике Калмыкия зарегистрировано право собственности на указанный объект незавершенного строительства и в ЕГРН внесена запись 08:14:030602:1307-08/044/2019-1. 14 июня 2019 года прокуратурой г.Элисты проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. При осмотре места указанного ФИО6 нахождения объекта в восточной части земельного участка установлены следы предполагаемых земляных работ по периметру проектируемого здания: поверхность земли неровная, поросшая травой. Как пояснил ФИО6, в юго-западной части указанного объекта 13 июня 2019 года проведены земляные работы – осмотром установлено, что в данном месте поверхностный слой почвы (глубиной около 10 см) снят, просматривается цемент. Между тем, видимых следов и признаков возведения объекта незавершенного строительства не зафиксировано. Из объяснений кадастрового инженера ФИО8 следует, что она лично по адресу нахождения объекта незавершенного строительства не выезжала, пояснить, как выглядел фундамент 6 мая 2019 года (на момент составления технического плана) не может. В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок ФИО4 представлены договор аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года, договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20 мая 2015 года, дополнительное соглашение от 18 января 2019 года к договору аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года. Соглашением сторон срок действия договора предусмотрен до 5 февраля 2019 года. Письмом от 20 февраля 2019 года №АБ-10/1399 Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия сообщило ФИО4 об истечении срока действия договора аренды от 6 февраля 2014 года и о намерении не продлевать договор аренды земельного участка, предложило возвратить арендодателю имущество по акту приема-передачи в течение трех месяцев со дня получения данного уведомления. Поскольку договор аренды прекращает свое действие с 20 мая 2019 года, он не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок при постановке на кадастровый учет, государственной регистрации права собственности на него. Учитывая, что при постановке на кадастровый учет несуществующего объекта незавершенного строительства использован подложный документ, каковым является технический план, сохранение зарегистрированного права собственности ФИО4 на объект незавершенного строительства нарушает интересы неопределенного круга лиц, как возможных обладателей прав на земельный участок. Кроме того, факт наличия подложных сведений в ЕГРН об имеющемся объекте незавершенного строительства на земельном участке, предоставленном Администрацией г.Элисты ФИО9, в дальнейшем – ФИО4 в аренду, затрагивает права указанного публично-правового образования, поскольку при наличии указанных сведений в ЕГРН ФИО4 имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение нового договора аренды без проведения процедуры торгов. Таким образом, настоящие требования направлены не только на пресечение действий, нарушающих права и интересы Республики Калмыкия, неопределенного круга лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.

Просил суд признать технический план объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, признать запись от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, недействительной, исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе производства по делу прокурор исковые требования уточнил, указав дополнительно в качестве ответчика Администрацию города Элисты. В обоснование уточненного искового заявления сослался на то, что о расторжении договора аренды Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия уведомило ФИО4 письмом от 20 февраля 2019 года №АБ-10/1399, которое получено последней 20 февраля 2019 года. Учитывая изложенное, трёхмесячный срок, предусмотренный ст.610 Гражданского кодекса Российской Федерации, истёк, и договор аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 прекратил свое действие 20 мая 2019 года. Проверкой установлено, что 21 марта 2019 года при обращении в Администрацию г.Элисты за получением разрешения на строительство ФИО4 к заявлению приложены в том числе договор аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года и уведомление Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 20 февраля 2019 года №АБ-10/1399. При таких обстоятельствах Администрация г.Элисты располагала сведениями о прекращении срока действия договора аренды, в связи с этим данный документ не мог расцениваться в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, что в силу п.1 ч.7 ст.51 и ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Кроме того, согласно листам 3-5 Архитектурно-строительной части Рабочего проекта проектируемое ФИО4 здание является не музеем, разрешение на строительство которого испрашивалось заявителем, а «Домом книги им.Д.Н.Кугультинова», то есть фактически магазином. Проектная документация на объект капитального строительства – музей к заявлению о выдаче разрешения на строительства ФИО4 не приложена. В силу подп.3 п.7 ст.51, п.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие материалов, содержащихся в проектной документации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Также согласно документам территориального планирования муниципального образования города Элисты (Генеральный план, утверждённый Решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 года №1) земельный участок заявителя находится в рекреационной зоне зеленых насаждений. Между тем, Правилами землепользования и застройки города Элисты, утверждёнными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, земельный участок отнесен к территориальной зоне скверов, бульваров и площадей (Р-2-02), где в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено размещение музея. Учитывая определенный п.3 ст.9, подп.9 и 10 ст.31, подп.2 п.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке, находящемся в зоне зелёных насаждений, не соответствует разрешенному использованию земельного участка. Эти обстоятельства также являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Проверкой установлено, что сведения технического плана от 6 мая 2019 года, предоставленного ФИО4 в регистрирующий орган, не соответствуют действительности. Из акта осмотра спорного земельного участка, проведенного 14 мая 2019 года, следует, что на земельном участке признаков возведения объекта капитального строительства не имеется. Согласно письменным объяснениям кадастрового инженера ФИО10 она лично по адресу местонахождения объекта незавершенного строительства не выезжала, пояснить, как выглядел фундамент 6 мая 2019 года (на момент составления технического плана) не может. В результате обследования, проведенного 20 июня 2019 года специалистами Центра «ЭКоС КалмГУ», установлено, что работы по устройству фундаментов в полном объёме не завершены. По конфигурации, габаритным размерам и конструктивному исполнению фундамент не соответствует проектной документации, не обладает индивидуальными признаками, позволяющими рассматривать его в качестве объекта недвижимости. Учитывая, что работы по строительству фундаментов выполнены не в полном объёме, отсутствует сметная документация, акты выполненных работ, процент выполненных работ по устройству фундаментов определить не представляется возможным. Таким образом, при постановке на кадастровый учет несуществующего объекта незавершенного строительства в нарушение требований п.1 ст.24,п.п.3,4 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» использован подложный документ, каковым является технический план. Также постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на объект незавершенного строительства в нарушение указанных требований закона произведена в отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, срок действия договора аренды которого истёк 20 мая 2019 года, а доказательств его продления или заключения нового не имелось, в связи с этим договор аренды не мог являться основанием для регистрации права собственности ответчика на объект незавершенного строительства. Неправомерная выдача разрешения на строительство, незаконная постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на несуществующий объект капитального строительства создает угрозу уничтожения зеленого фонда городского поселения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности и не обеспечивает сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Просил суд признать прекратившим с 20 мая 2019 года действие договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; признать незаконным разрешение №08-RU 08301000-17-2019, выданное Администрацией города Элисты 25 марта 2019 года, на строительство объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <...>; признать недействительным технический план объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>; исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты>, признать недействительной запись от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор Буринова А.М. исковые требования поддержала.

Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия ФИО7 оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель Администрации города Элисты ФИО36 исковые требования о признании незаконным разрешения №08-RU 08301000-17-2019, выданного Администрацией города Элисты 25 марта 2019 года на строительство объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <адрес>, признал. В остальной части разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представители ответчиков - МУП «АПБ г.Элисты», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились несмотря на надлежаще извещение о времени и месте судебного заседания.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, направив в суд своего представителя.

Представитель ФИО4 ФИО6 исковые требования не признал, представив письменные возражения. Пояснил, что для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства ФИО4 предоставила правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе договор аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года, дополнительное соглашение от 24 октября 2014 года, договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 20 апреля 2015 года, дополнительное соглашение от 18 января 2019 года, а также письмо Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 20 февраля 2019 года. По условиям договора аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года срок аренды земельного участка установлен до 5 февраля 2019 года. Срок договора аренды земельного участка №58/2014 от 6 февраля 2014 года истекал 20 мая 2019 года. В период действия договора аренды земельного участка, то есть до 20 мая 2019 года, ФИО4 обратилась в Администрацию г.Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительства объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова». Из положений градостроительного законодательства не следует необходимость предоставления для получения разрешения на строительства правоустанавливающего документа на земельный участок, подтверждающего наличие соответствующего права на всю продолжительность нормативного срока строительства. Согласно договору аренды земельного участка, ФИО4 является арендатором земельного участка, предназначенного под культурное наследие. Земельный участок находится в зоне скверов, бульваров и площадей Р-2, что соответствует Генеральному плану г.Элисты. В соответствии со ст.38 Правил землепользования и застройки г.Элисты основным видом использования земельного участка в зоне скверов, бульваров и площадей Р-2 является строительство музея. Строительство объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова» будет являться достопримечательностью города Элисты, который будут посещать не только жители Республики Калмыкия, а также гости, появится возможность познакомиться с творчеством Д.Н.Кугультинова. Оспариваемое разрешение на строительство соответствует форме установленного образца. Проектная документация полностью соответствует требованиям п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а её форма – требованиям п.8.7. ГОСТ Р 21.1101-2013. Согласно проекту здание представляет собой прямоугольное здание размером 13,2мх12,6м. Материал стен каркасного типа с несущими металлическими стойками. Здание будет построено из лёгких современных конструкций, которые не требуют укрепленного фундамента. Фундамент здания построен и соответствует проекту. Согласно договору на выполнение технической документации №1-3 от 30 апреля 2019 года ФИО4 обратилась в МУП «АПБ г.Элисты» на изготовление технического плана. Сотрудники этой организации выезжали несколько раз на участок, замеряли фундамент здания. Технический план выдан от имени МУП «АПБ г.Элисты». Нарушений при составлении технического плана не имеется. В связи с тем, что на арендуемом земельном участке имеется объект незавершенного строительства, ФИО4 имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, что свидетельствует об отсутствии основания для признании договора аренды прекратившим действие.

Представитель Управления Росреестра по Республике Калмыкия ФИО43 исковые требования не признала, представив письменные возражения. Пояснила, что законных оснований для приостановления, отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО4 на объект незавершенного строительства не имелось, технический план этого объекта, составленный МУП «АПБ г.Элисты», сомнений не вызвал. На момент осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства договорные отношения между сторонами не прекращены и оспариваемые записи о государственной регистрации прав являются законными.

На основании ст.167, ч.4 ст.117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, опросив специалиста, исследовав материалы дела, осмотрев земельный участок, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Как следует из материалов дела, 6 февраля 2014 года на основании постановления Администрации города Элисты от 6 февраля 2014 года №593 между арендодателем - Администрацией города Элисты в лице исполняющего обязанности начальника отдела землеустройства Администрации г.Элисты ФИО11, и арендатором ФИО12 заключен договор аренды земельного участка №58/2014, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял на условиях аренды сроком с 6 февраля 2014 года до 5 февраля 2019 года земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые на разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, предназначенный под кафе, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 28 февраля 2014 года, номер государственной регистрации 08-08-01/015/2014-111.

Постановлением Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 1 апреля 2014 года №1288 «О присвоении адреса» земельному участку из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, предназначенному под кафе, присвоен адрес: <адрес> вместо адресного ориентира: <данные изъяты>.

Постановлением Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 24 октября 2014 года №5144 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, предоставленного в аренду ФИО13, согласно постановления Администрации города Элисты от 6 февраля 2014 года №593, договору аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014, с использования «под кафе» на использование «административное здание».

Дополнительным соглашением от 24 октября 2014 года к договору аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 в п.1.1 этого договора внесены следующие изменения: 1) слова … <данные изъяты>… на слова «…<адрес>…» 2) слова «…под кафе…» на слова «…под административное здание…» уточнен адрес земельного участка: <адрес>, а также изменено назначение земельного участка – под административное здание. Данное дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 12 января 2015 года, присвоен номер государственной регистрации.

20 апреля 2015 года между ФИО14, действующим по доверенности в интересах ФИО15, и ФИО4 заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по условиям которого правообладатель ФИО16 - арендатор по договору аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 передала, а правоприобретатель ФИО4 приобрела все права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, предназначенного под административное здание, расположенного по адресу: <адрес>. В счёт уступаемых прав правоприобретатель ФИО4 уплатила правообладателю ФИО17 компенсацию в размере 10 000 руб. в полной сумме до подписания настоящего договора правообладателю. Права и обязанности по договору передаются правоприобретателю в пределах срока, указанного в договоре аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014. Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 5 мая 2015 года, присвоен номер государственной регистрации.

Дополнительным соглашением от 18 января 2019 года к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия, от 6 февраля 2014 года №58/2014, заключенным между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО4, в п.1.1. раздела 1 «Предмет Договора» этого договора аренды внесено следующее изменение: слова «…под административное здание…» заменены словами «…культурное наследие…». Данное дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 6 февраля 2019 года, присвоен номер государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Согласно п.2 ст.610 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

В соответствии с п.1 ст.450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно п.2 ст.450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В абз.4 п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года №16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснено, что норма пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации хотя и не содержит явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон, но из существа законодательного регулирования договора аренды как договора о передаче имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что стороны такого договора аренды не могут полностью исключить право на отказ от договора, так как в результате этого передача имущества во владение и пользование фактически утратила бы временный характер.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №14381/10 указано, что реализация предоставленного законом арендодателю права на отказ от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, не ставится в зависимость от каких-либо специальных ограничений, а также наличия либо отсутствия на земельном участке, являющемся предметом договора аренды, объекта недвижимого имущества; арендодателя нельзя ограничить в реализации им права на отказ от договора и установить бессрочный режим аренды. Такое право подлежит реализации как в отношении незастроенного земельного участка, так и участка, на котором находятся объекты недвижимости или объекты, строительство которых не завершено.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Элисты от 6 февраля 2014 года №593, договором аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 срок действия договора установлен до 5 февраля 2019 года.

После истечения срока действия договора возражений со стороны арендодателя - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия не поступило, в связи с этим договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

8 февраля 2019 года ФИО4 обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о перезаключении договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 сроком на 5 лет, приложив к заявлению копию паспорта.

Письмом от 20 февраля 2019 года за исх.№АБ-10/1399, полученным ФИО4 20 февраля 2019 года, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия сообщило ФИО4 об отсутствии оснований предусмотренных п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для перезаключения договора аренды на новый срок без проведения торгов и, воспользовавшись своим правом, предоставленным п.2 ст.610 Гражданского кодекса Российской Федерации, уведомило ФИО4 об отказе от дальнейшего исполнения обязательств по договору, просило в течение трех месяцев со дня получения уведомления передать земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые на разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по акту приёма-передачи.

Таким образом, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, как сторона договора аренды, передавшая ФИО4 земельный участок во временное владение и пользование, отказалось от договора, в связи с этим срок договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 истёк 20 мая 2019 года.

С учётом разъяснений в абз.4 п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года №16 «О свободе договора и ее пределах», в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №14381/10 право на отказ от договора аренды, носящего временный характер, имеется у Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия независимо от наличия на предоставленном в аренду земельном участке каких-либо объектов, объектов недвижимости или объектов, строительство которых не завершено.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о признании договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 прекратившим действие подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В судебном заседании установлено, что по требованию Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия земельный участок ФИО4 по акту приёма-передачи не передала несмотря на прекращение 20 мая 2019 года срока договора аренды земельного участка.

Доводы представителя ФИО4 о том, что на арендуемом участке имеется объект незавершенного строительства, в связи с этим на основании п.21 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» она имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка, находящемся в государственной собственности, без проведения торгов, что свидетельствует об отсутствии оснований для признании договора аренды прекратившим действие, судом отклоняются как необоснованные.

С 1 марта 2015 года порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

С указанного времени нормы Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривавшие, что по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (п.3 ст.22), утратили силу.

В соответствии с п.1 ст.39.6. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п.11 ст.39.8. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

В силу п.15 ст.39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Согласно п.4 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

В соответствии с подпунктами 9,10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них (п.9), земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (10).

Согласно п.21 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий, указанных в п.п.2,4 ст.39.6. Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе при отсутствии объекта незавершенного строительства на земельном участке, арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов. Земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п.1 ст.39.6. Земельного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что в период действия договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 (с 6 февраля 2014 года до 20 мая 2019 года) объект незавершенного строительства ФИО4 на земельном участке не возвела.

Как следует из материалов дела, 21 марта 2019 года ФИО4 обратилась в Администрацию г.Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Дом-музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <адрес>, представив рабочий проект объекта, составленный и подписанный работником МУП «АПБ г.Элисты» ФИО18.

25 марта 2019 года Администрацией г.Элисты ФИО4 выдано разрешение №08-RU 08301000-17-2019 на строительство объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <адрес>, со сроком действия до 31 декабря 2019 года.

В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с ч.7 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).

В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором.

В силу ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).

Согласно ч.13 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

Из письма МУП «АПБ г.Элисты» от 14 мая 2019 года за исх.№101 следует, что работы по подготовке проектной документации (объект – Музей им.Д.Н.Кугультинова по адресу: <адрес>) не проводились, оплата на счета предприятия не поступала.

Договор о подготовке проектной документации суду не представлен.

Согласно рабочему проекту объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова по адресу: <адрес> его разработчиком является ФИО19 – сотрудник МУП «АПБ г.Элисты», не являющийся индивидуальным предпринимателем – членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Как проектировщик, он не наделен правом осуществлять самостоятельную деятельность по проектированию объектов капитального строительства, а только как сотрудник МУП «АПБ г.Элисты» - члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Составленный лично ФИО20 рабочий проект юридической силы не имеет, поскольку в нарушение требований «ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.» на титульном листе проектной документации отсутствует подпись руководителя МУП «АПБ г.Элисты» ФИО21.

Эти обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями ФИО44 от 14 мая 2019 года.

Таким образом, проектная документация выполнена лицом, не наделенным законом правом на составление проектной документации.

Рабочий проект не отвечает требованиям ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требованиям допустимости, достоверности доказательств.

В нарушение п.3 ч.7 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению ФИО4 о выдаче разрешения на строительство не приложены результаты инженерных изысканий.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы иска прокурора о том, что согласно листам 3-5 Архитектурно-строительной части рабочего проекта проектируемое ФИО4 здание является не музеем, на которое испрашивалось разрешение, а «Домом книги им.Д.Н.Кугультинова», то есть фактически магазином.

Проектная документация на объект капитального строительства – музей к заявлению о выдаче разрешения на строительство ФИО4 не приложена.

Кроме того, в соответствии с п.п.1,3 ст.44 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. (п.1) В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, а также лесопарковые зеленые пояса. (п.3)

Согласно п.п.1,2 ст.61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. (п.1) Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. (п.2).

Согласно выкопировке из Генерального плана г.Элисты, утвержденного решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 года №1, спорный земельный участок по адресу: <...> находится в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Элисты, утвержденными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, земельный участок отнесен к территориальной зоне скверов, бульваров и площадей (Р 2-02), где в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено размещение музея.

Таким образом, Правила землепользования и застройки города Элисты не соответствуют Генеральному плану г.Элисты в части разрешенного использования спорного земельного участка.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Согласно п.3 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений).

В соответствии с ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Согласно п.3 ч.1 ст.18, ч.3 ст.23, ч.11 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет.

В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в нем устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Пунктом 2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Таким образом, в силу ч.3 ст.9, ч.ч.9,10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит соблюдению принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Из смысла и содержания п.п.2,5,6,7,8 ст.1, ч.15 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Исследованными судом доказательствами установлено, что спорный земельный участок не предназначен для использования под магазин, музей, так как он находится в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования.

В соответствии с п.1 ст.262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

С учетом приведенных норм федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что выдача Администрацией г.Элисты разрешения на строительство осуществлено без учета Генерального плана города Элисты, не соответствовало разрешенному использованию земельного участка целям использования такого земельного участка, указанному в заявлении о предоставлении земельного участка (под музей) и рабочему проекту (под магазин), нарушает требования градостроительного законодательства, нарушает публичные интересы, свободный доступ граждан к местам общего пользования и природным объектам (зеленым насаждениям), предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения и, следовательно, является незаконным.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; 2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, на основании договора на выполнение кадастровых работ №103 от 6 мая 2019 года, заключенного между представителем заказчика ФИО4 ФИО22 и МУП «АПБ г.Элисты», кадастровым инженером МУП «АПБ г.Элисты» ФИО23 6 мая 2019 года составлен технический план объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. При составлении технического плана использован в том числе рабочий проект объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова по адресу: <адрес>, разработанный ФИО24, разрешение на строительство №08-RU 08301000-17-2019 от 25 марта 2019 года.

В указанном техническом плане объект по адресу: <адрес> поименован как объект незавершенного строительства, в п.16 раздела «Характеристики объекта недвижимости» определена степень готовности объекта – 6%.

16 мая 2019 года на основании в том числе указанного технического плана указанный объект поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №<данные изъяты>, Управлением Росреестра по Республике Калмыкия зарегистрировано право собственности ФИО45 на указанный объект незавершенного строительства и в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесена запись регистрации 08:14:030602:1307-08/044/2019-1.

В соответствии с п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В силу ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п.3.2.,3.3. Строительных правил 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, утвержденных приказом Госстроя от 25 декабря 2012 года №109/ГС организация и производство работ на строительной площадке должны проводиться при соблюдении законодательства Российской Федерации и требований. Работы следует выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), в котором наряду с общими требованиями должны быть предусмотрены последовательность установки конструкций; мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки; пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение; устойчивость конструкций и частей здания (сооружения) в процессе возведения; степень укрупнения конструкций и безопасные условия труда.

Проект производства работ ФИО4 не представлен.

В соответствии с рабочим проектом объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова по адресу: <адрес>, разработанным ФИО25, фундаменты здания должны быть выполнены ленточные, монолитные, железобетонные, столбчатые под колонны. Здание по проекту относится к объекту капитального строительства.

В техническом плане от 6 мая 2019 года, составленном кадастровым инженером МУП «АПБ г.Элисты» ФИО26, объект по адресу: <адрес> поименован как объект незавершенного строительства со степенью готовности 6% (п.п.1,16).

Как следует из акта осмотра от 20 июня 2019 года земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и фототаблицы к нему, проведенного старшим помощником прокурора города Элисты Буриновой А.М., начальником контрольно-выездного отдела Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия ФИО27, экспертом-консультантом отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Элисты ФИО28, ведущим специалистом отдела по управлению земельными ресурсами Управления по земельным и имущественным отношения Администрации г.Элисты ФИО29, специалистами Центра «ЭкОС КалмГУ» ФИО30, ФИО31, в присутствии представителя ФИО4 по доверенности ФИО6, обследован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. На момент обследования установлено, что указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. По результатам осмотра установлено, что по периметру данного земельного участка с северной и южной сторон имеются зеленые насаждения – кустарники, в северо-восточной части участка – два дерева, в юго-западной – одно дерево, в центре участка имеются два пня, оставшиеся от вырубленных деревьев. При осмотре места указанного ФИО6 нахождения постановленного на кадастровый учет объекта недвижимости, установлено, что по периметру объект расчищен от грунта, усматривается цемент. Вместе с тем, ленточный цементированный объект не имеет прочной связи с грунтовым основанием, отсутствует армирование, высота составляет от 5 до 10 см. При осмотре часть ленточного объекта размером около 25 см легко отделилась от грунта. Также установлено по четырем углам наличие частией фундамента столбчатого под колонны, возведенного из керамического кирпича на цементно-песчаном растворе – всего 4. Иные части фундамента не установлены.

Из письма от 27 июня 2019 года Центра «ЭкОС КалмГУ» ФГБОУ «Калмыцкий государственный университет им.Б.Б.Городовикова» следует, что согласно плану на отметке 0,000 выполнено по осям: А-1, Г-1, Б-4 и Г-4 части фундамента столбчатые под колонны, возведенные из керамического кирпича на цементно-песчаном растворе. Однако проектом предусмотрено выполнение фундамента столбчатого под колонны – железобетонным. Таким образом, имеющийся фундамент столбчатый не соответствует проектным решениям. Фактически не выполнены: части фундамента столбчатые под колонны, предусмотренные планом на осях А-2, Б-1, Б-2, Б-3, В-1, ось 3 между осями В-Г, В-4. Фактически не выполнены: части усиленного ленточного фундамента по осям: В-1, В-Г/2, В-Г/3, В-4, а также по осям Г/2-3. Ленточные фундаменты должны быть выполнены по всем направлениям осей. Имеющийся ленточный объект не имеет прочной связи с грунтовым основанием, отсутствует армирование, а также недопустимо низкая высота (5-10 см). Таким образом, устройство ленточной конструкции фундамента не выполнено. В результате обследования строительной площадки можно сделать вывод о том, что работы по устройству фундаментов в полном объёме не завершены. По конфигурации, габаритным размерам и конструктивному исполнению фундамент не соответствует проектной документации, не обладает индивидуальными признаками, позволяющими рассматривать его в качестве объекта недвижимости. Учитывая, что работы по строительству фундаментов выполнены не в полном объёме, отсутствуют акты выполненных работ, определить процент выполненных работ по устройству фундаментов не представляется возможным.

В судебном заседании специалист ФИО32 – кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительство» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б.Городовикова», руководитель центра строительной экспертизы «ЭкОС» КалмГУ» объяснил, что фундамент – это строительная несущая конструкция, часть здания, сооружения, которая принимает нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию; как правило, изготавливается из бетона, камня или дерева. Работы по сооружению фундамента на земельном участке по адресу: <адрес> не завершены, не возведены в полном объёме ленточные, монолитные, железобетонные, столбчатые под колонны фундаменты.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова по адресу: <адрес> полностью не завершены.

Данные в техническом плане от 6 мая 2019 года, показания допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО33, ФИО34, ФИО35 о том, что в результате проведения кадастровых работ выявлено, что объект незавершенного строительства «Музей им.Д.Н.Кугультинова» представляет собой ленточный монолитный фундамент, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, судом оцениваются критически, так как они противоречат их письменным объяснениям, другим исследованным в судебном заседании доказательствами и установленным обстоятельствам дела.

Как следует из письменных объяснений ФИО37 от 18 июня 2019 года, подписавшей технический план от 6 мая 2019 года, послуживший оснований для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, она лично по адресу не выезжала, поскольку доверяет своим коллегам ФИО38 и ФИО39, в тот же день ей были предоставлены результаты кадастровых работ – технический план объекта незавершенного строительства, который она подписала своей электронной цифровой подписью.

Из показаний свидетеля ФИО40 следует, что она непосредственно готовила для подписания ФИО41 технический план объекта незавершенного строительства, полагала, что фундамент на участке имеется, при этом пояснила, что специального образования в области строительства и градостроительства не имеет, не знает, что собой представляет фундамент здания.

Из показаний свидетеля ФИО42 следует, что решил, что фундамент на земельном участке имеется со слов заказчика и по наличию траншеи и проглядываемого бетонирования в отдельных местах.

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствует о том, что ФИО4 спорный участок не освоила в течение срока договора аренды земельного участка, недвижимое имущество ФИО4 не возвела – ни кафе, под строительство которого первоначально предоставлен земельный участок (до 24 октября 2014 года), ни административное здание, под строительство которого земельный участок предназначался в период с 24 октября 2014 года до 18 января 2019 года, ни музей (с 19 января 2019 года), объект незавершенного строительства на нем отсутствует. Объекты, расположенные на спорном земельном участке, не являются недвижимостью.

В соответствии с п.п.6.1.,6.4.,6.7.,6.8. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утверждённым приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года №153, землепользователи озелененных территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений. (п.6.1.) Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников. (п.6.4.) При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны: согласовывать с предприятием зеленого строительства (хозяйства) начало строительных работ в зоне городских насаждений и уведомлять указанные предприятия об окончании работ не позднее чем за два дня; ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м; (п.6.7.) Организации, учреждения и предприятия обязаны при составлении проектов застройки, прокладки дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений заносить на генеральные планы точную съемку имеющихся на участке деревьев и кустарников с указанием пород и диаметров стволов, а при их отсутствии делать об этом оговорки в плане (приложение 10). (п.6.8.).

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что при производстве строительных работ нарушены требования указанных Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.

Из материалов дела, осмотра, фотографий установлено, что землепользователем ФИО4 не обеспечена сохранность насаждений при производстве строительных работ, произведены самовольная вырубка деревьев, деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м, не ограждены; при составлении проекта застройки на план не занесена точная съемка имеющихся на участке деревьев и кустарников с указанием пород и диаметров стволов.

Суду не приведено доказательств, подтверждающих, что при производстве строительных работ начало строительных работ в зоне городских насаждений согласовано с предприятием зеленого хозяйства и что указанное предприятие уведомлено об окончании работ не позднее чем за два дня.

Следовательно, правовых оснований для выдачи ФИО4 разрешения на строительство у Администрации г.Элисты не имелось.

Неправомерная выдача разрешения на строительство, незаконная постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на несуществующий объект капитального строительства создает угрозу уничтожения зеленого фонда городского поселения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности и не обеспечивает сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о признании незаконным разрешения на строительство, признании недействительным технического плана объекта незавершенного строительства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Из материалов дела следует, что 7 мая 2019 года представитель ФИО4 ФИО46 обратился через Автономное учреждение Республики Калмыкия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Управление Росреестра по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению разрешение на строительство, диск с электронным документом – техническим планом с приложением (правоустанавливающие документы на земельный участок).

Согласно выпискам из ЕГРН на основании технического плана от 6 мая 2019 года, разрешения на строительство от 25 марта 2019 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Калмыкия в государственный кадастр недвижимости 16 мая 2019 года внесены сведения об объекте незавершенного строительства готовностью 6% с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Управлением Росреестра по Республике Калмыкия в ЕГРН 16 мая 2019 года зарегистрировано право собственности ФИО4 на этот объект незавершенного строительства, номер государственной регистрации 08:14:030602:1307-08/044/2019-1.

Оснований для приостановления, отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО4 на объект незавершенного строительства у ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Республике Калмыкия, Управления Росреестра по Республике Калмыкия не имелось, так как на дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, внесения записи в ЕГРН срок договора аренды земельного участка не истёк. К заявлению представителя ФИО4 ФИО46 были приложены все указанные в законе для регистрации документы.

В то же время в настоящем судебном заседании установлено, что строительных конструкций здания или его частей, пригодных к дальнейшей эксплуатации, не возведено. В связи с этим спорный объект не мог быть признан самостоятельной недвижимой вещью, не подлежал внесению в государственный кадастр недвижимости, право собственности ФИО4 на данный объект не подлежало регистрации в ЕГРН.

При постановке на государственный кадастровый учет, при внесении записи о государственной регистрации права собственности 16 мая 2019 года использован технический план объекта незавершенного строительства, которого в действительности не имеется. Право собственности ФИО4 на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, отсутствовало ввиду того, что такой объект незавершенного строительства не существовал.

Наличие сведений в ЕГРН на недвижимое имущество о спорном объекте нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при наличии указанных сведений в ЕГРН ФИО4 имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение нового договора аренды без проведения процедуры торгов.

В то же время запись в ЕГРН о регистрации права собственности правоустанавливающим документом не является, в связи с этим защита нарушенных прав подлежит путем установления незаконности (недействительности) правоустанавливающих документов, на основании которых произведена эта запись, а не путем признания недействительной записи от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. Неправомерных действий ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Республике Калмыкия при внесении в ЕГРН указанной записи не установлено. В связи с этим данные лица являются ненадлежащими ответчиками.

Решение суда о признании прекратившим с 20 мая 2019 года действие договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о признании незаконным разрешения №08-RU 08301000-17-2019, выданного Администрацией города Элисты 25 марта 2019 года на строительство объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <адрес>, о признании недействительным технического плана объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, является основанием для аннулирования (исключения) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в Государственном кадастре недвижимости сведений об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, для аннулирования (исключения) Управлением Росреестра по Республике Калмыкия из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о регистрации права собственности за ФИО4 на этот объект.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Администрации города Элисты, Муниципальному унитарному предприятию «Архитектурно-планировочное бюро города Элисты», ФИО4 удовлетворить.

Признать прекратившим с 20 мая 2019 года действие договора аренды земельного участка от 6 февраля 2014 года №58/2014 в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконным разрешение №08-RU 08301000-17-2019, выданное Администрацией города Элисты 25 марта 2019 года на строительство объекта «Музей им.Д.Н.Кугультинова», расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействительным технический план объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для аннулирования в Государственном кадастре недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, для исключения из Единого государственного реестра недвижимости регистрационной записи от 16 мая 2019 года №08:14:030602:1307-08/044/2019-1 о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Богзыкова