Дело № 2-2451/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2023 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Булатовой Э.А.,
при секретаре Мальковой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленодольского городского прокурора к МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Зеленодольский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» об обязании учреждение устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно ограничить свободный доступ на территорию, установить жесткую фиксацию ворот и калиток, заключить договор на обслуживание видеонаблюдения, увеличить срок записи регистратора до 30 суток (на момент проверки составлял 7 суток), установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений и реагирования на сообщение о террористической угрозе на объектах с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района РТ, установлено, руководителем указанного образовательного учреждения не ведутся мероприятия направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, имеется свободный доступ на территорию, отсутствует жесткая фиксация ворот и калиток, отсутствует договор на обслуживание видеонаблюдения, срок записи регистратора составляет 7 суток, при положенных 30 сутках. Данные нарушения способствуют созданию негативных последствий в учреждении, ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Представитель истца Зеленодольского городского прокурора – помощник прокурора ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования и просила обязать ответчика заключить договор на обслуживание видеонаблюдения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» ФИО4- директор данного образовательного учреждения, в судебном заседании иск признала, пояснила, что договор на обслуживание видеонаблюдения будет заключен образовательным учреждением до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования просила оставить без удовлетворения.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Зеленодольской городской прокуратурой совместно с должностным лицом ОВО по Зеленодольскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» было проведено обследование состояния технической укрупнённости (технический осмотр) состояния ТСО и инженерно- технической укрепленности образовательных учреждений района. В ходе проверки было выявлено, что руководством МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» не ведутся мероприятия направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, имеется свободный доступ на территорию, отсутствует жесткая фиксация ворот и калиток, отсутствует договор на обслуживание видеонаблюдения, срок записи регистратора составляет 7 суток, при положенных 30 сутках (л.д. 7).
Наличие нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования представителями ответчиков не оспаривается (ст. 56, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).
Межведомственной комиссией в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя – начальника Управления образования Исполнительного комитета ЗМР РТ, членов комиссии- директора МБОУ «СОШ № ЗМР РТ», начальника отделения Управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ в <адрес>, начальника ПЦО ОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ», начальника ОНД и ПР по Зеленодольскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ было проведено обследование МБОУ «СОШ № ЗМР РТ», в результате которого было выявлено, что физическая охрана осуществляется в дневное время дежурным администратором, учителем, в ночное время - сторожем, сотрудники охраны осуществляют охрану объекта путем пешего патрулирования; обеспечивается пропускной режим, сотрудники охраны специальными средствами не обеспечены, количество видеокамер 3 в исправном состоянии, видеоизображение в онлайн-режиме выводится на монитор, осуществляется хранение видеоинформации, срок хранения информации составляет 29 дней, зона охвата видеонаблюдения- видеокамеры расположенные по периметру здания учреждения с обзором в двух направлениях: центральный вход, тыльная сторона объекта, 1 видеокамера в фойе первого этажа с обзором центрального входа в здание. Освещение осуществляется при помощи светильников, расположенных по всей территории объекта, «слепых зон» не имеется. Система оповещения и управления эвакуации имеется- при помощи громкой связи. Охранная сигнализация имеется, сигнал тревоги выводится на пульт дежурного ОВО по <адрес> ФГКУ УВО ВНГ РФ по РТ. Пожарная сигнализация находится в исправном состоянии. Ограждение имеется, по периметру объекта установлено металлическое ограждение высотой 1,8 метров, которое подлежит ремонту, т.к. отсутствует 100 метров ограждения территории школы со стороны <адрес> обязанности лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности имеются. Межведомственная комиссия рекомендовать директору образовательного учреждения: на входе в здание дополнительно установить стационарный арочный металлодетектор в количестве 1 шт.; приобрести ручной металлодетектор в количестве 1шт; дополнительно установить 4 наружные камеры видеонаблюдения для обеспечения просмотра с тыльной стороны; восстановить ограждение по периметру школьной территории; оборудовать объект постом охраны; привести в соответствие с п.23 Постановления Правительства РФ №1006 от 02.08.2019 (л.д. 21-31).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В рамках рассмотрения настоящего дела ответчиком представлен в суд акт обследования состояния технической укрепленности и средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объекта от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» в присутствии директора СОШ № ЗМР РТ ФИО4, в соответствии с которым в МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» имеется металлический забор по периметру, имеется физическая охрана, входные двери металлические, двухстворчатые, 6 запасных выходов, железные двери, 11 камер видеонаблюдения срок записи 30 суток, 2 стационарных и ручных мателлодетектора. Выявлены недостатки: отсутствует договор на техническое обслуживание видеонаблюдения, находится на стадии согласования, замена устройства КТС. Доказательств того, что указанные нарушения устранены, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие в образовательной организации МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» договора на обслуживание видеонаблюдения, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
В связи с чем, требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
решил:
иск Зеленодольского городского прокурора удовлетворить.
Обязать МБОУ «СОШ № ЗМР РТ» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: заключить договор на обслуживание видеонаблюдения до ДД.ММ.ГГГГ.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Зеленодольского городского суда РТ: Э.А. Булатова