ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2453/2021 от 11.01.2022 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Производство № 2- 83/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 11 января 2022 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Яворской Т.Е.,

при секретаре Ирисовой А.Г.,

с участием истца ФИО1,

представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2021-003620-95) по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленской области о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с исковым заявлением к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленской области о включении периодов работы в стаж, досрочном назначении пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что в сентябре 2020 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске. Однако решением ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске от 26.03.2021 № 2598810 в назначении пенсии ему было отказано, не включен в специальный стаж период работы с 03.02.2020 по 02.09.2020 в качестве начальника котельного цеха ООО «Дева». Не согласившись с указанным решением, просит суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске №259810/20 от 26.03.2021 об отказе в установлении страховой пенсии, включить период работы с 03.02.2020 по 02.09.2020 в качестве начальника котельного цеха ООО «Дева» в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 17.01.2021 года.

Истец ФИО1 в судебном заседании ранее данные пояснения и письменные возражения поддержал. Считает, что котельный цех, где он работал в спорный период, отвечает признакам «паросилового хозяйства», а, значит, он имеет право на досрочную пенсию. Не согласен с выводами судебной экспертизы, считает их неверными, а эксперта некомпетентным. Просит его требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы истца, просит требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленской области – ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения и ранее данные пояснения, дополнительно указав, что истцу обоснованно отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Спорные периоды работы истца не могут быть зачтены в таковой, т.к. главным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является занятость работника на работах в профессиях и должностях, указанных в Списках № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Работа истца с 03.02.2020 по 02.09.2020 в качестве начальника котельного цеха в ООО «Дева» такого права не дает, поскольку организация не является паросиловым хозяйством.

Третье лицо ООО «Дева» в судебное заседание явку представителя не обеспечило, извещались о рассмотрении дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Определением от 16.11.2021 произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленской области.

Выслушав стороны, представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 21.12.2020 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в которой ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. При этом по состоянию на 17.01.2021 (возраст 58 лет) страховой стаж ФИО1 составляет 30 лет 01 месяц 27 дней, специальный стаж составляет 05 лет 09 месяцев 18 дней, при требуемом специальном стаже при достижении данного возраста 06 лет 03 месяца.

Истец просит зачесть в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 03.02.2020 по 02.09.2020 в качестве начальника котельного цеха ООО «Дева».

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, действовавшего в спорный период работы истца, в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» (позиция 2140000б-24125), поименованы начальники котельных цехов и их заместители.

По смыслу действующего законодательства, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник.

При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренным Списком, оснований для досрочного назначения пенсии по старости не имеется.

Работа истца в качестве начальника котельного цеха в спорный период в ООО «Дева» подтверждается представленными в дело документами, записями в трудовой книжке и никем не оспаривается.

Однако данные обстоятельства не являются безусловными и достаточными основаниями для назначения истцу досрочной пенсии.

Котельный цех, в котором осуществлял свою работу в спорный период истец, является структурным подразделением ООО «Дева».

Согласно материалам проверки УПФР в г.Смоленске от 12.03.2021, основными видами деятельности ООО «Дева» являются: производство и реализация пива, безалкогольных напитков и питьевой воды; производство и реализация товаров народного потребления; организация и проведение транспортно-экспедиторских и складских операций.

Для организации производства безалкогольных напитков и питьевой воды на территории организации имеется здание котельной, в которой установлены котел паровой и водогрейный котел, работающие на природном газе.

Представленными в дело документами подтверждается и никем не оспаривается, что здание котельной, где работал истец, является опасным производственным объектом, о чем имеется заключение экспертизы промышленной безопасности.

Однако само по себе наличие паровых и водогрейных котлов в котельной, признание котельной опасным производственным объектом, не свидетельствует о том, что ООО «Дева» является предприятием паросилового хозяйства.

Паросиловое хозяйство, исходя из толкования понятия, содержащегося в разделе XIII, разъяснений Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, представляет собой совокупность установок и оборудования (паровые котлы, парогенераторы, паровые двигатели и др.), используемых для получения в основном горячей воды и пара. При этом основной особенностью "паросилового хозяйства" является использование энергии пара для ее преобразования в механическую и электрическую энергию.

В данном случае котельный цех относится к вспомогательному производству, основная задача которого - обеспечение тепловой энергией основного производства, а не удовлетворение жилищных или социально-культурных нужд работников общества и населения и не обслуживание иных личных потребностей граждан.

Согласно заключения судебной экспертизы от 11.10.2021, проведенной Департаментом Смоленской области по социальному развитию, трудовая функция ФИО1 в период его работы с 03.02.2020 по 02.09.2020 в должности начальника котельного цеха ООО «Дева» не соответствует трудовой функции начальники котельных цехов и их заместители, предусмотренной позицией 2140000б-24125 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, так как она выполнялась не в паросиловом хозяйстве.

В судебном заседании эксперт ФИО4 свое заключение поддержал. Сомневаться в выводах эксперта, а также в его компетентности, у суда нет оснований. Выводы экспертом подробно мотивированы, проанализированы все представленные в материалы дела документы.

Приведенные истцом и его представителем доводы, выводы судебной экспертизы не опровергают. Ходатайств о проведении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не заявлялось, право разъяснялось.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что факт выполнения в спорный период истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не подтвержден.

Доводы истца и представителя о том, что в карте специальной оценки условий труда указано на льготное пенсионное обеспечение в спорный период, на уплату ООО «Дева» дополнительного тарифа страховых взносов, не являются безусловными и достаточными для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии.

Пенсионное законодательство предусматривает возможность досрочного назначения пенсионным органом страховой пенсии по старости на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы обусловленного тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и т.д.

В силу статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно частям 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Смоленской области о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.Е. Яворская