ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2454/19 от 17.05.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Занозиной Е.А.,

при секретаре Сербине Ю.В.,

с участием помощником прокурора Гареевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2454/2019 по иску Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Авангард» о возложении обязанности по постановке объекта на государственный учет,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ. ООО «Авангард» в процессе ведения хозяйственной деятельности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ - производственной площадки , которая включает в себя теплый бокс, производственной площадки , которая включает в себя сварочный участок, расположенные по адресу: <адрес>. При эксплуатации Объекта осуществляется выброс в атмосферный воздух таких загрязняющих веществ, как азота оксид, углерод, сера диоксид-ангидрид сернистый, углерода оксид, бензин, керосин, пыль неорганическая, относящихся к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст.1, 11, 12 Закона № 219-ФЗ (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») с <дата> в течение двух лет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Таким образом, эксплуатируемые Обществом Объекты подлежали постановке на государственный учет не позднее <дата>. По результатам проверки установлено, что Общество с <дата> по настоящее время осуществляет эксплуатацию Объектов в отсутствие их постановки на государственный учет, а также в отсутствие категории и кода объекта негативного воздействия. С целью устранения нарушений закона природоохранной прокуратурой руководителю ООО «Авангард» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены. Просит обязать ООО «Авангард» в срок не позднее <дата> принять меры по постановке объектов - производственной площадки , которая включает в себя теплый бокс, производственной площадки , которая включает в себя сварочный участок, расположенные по адресу: ХМАО-Югра, <адрес> на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением им кода и категории объекта, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В судебном заседании помощник прокурора Гареева В.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Авангард» в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанному в иске, а также в выписке из ЕГРЮЛ.

Согласно ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Поскольку ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие невозможность неявки в судебное заседание по уважительным причинам, суд признает причину неявки ответчика в судебное заседание неуважительной.

Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой исковое заявление предъявлено в защиту интересов жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, то есть в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Согласно ст. 42 Конституции РФ ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В статье 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что компоненты природной среды (вода, атмосферный воздух, земля и др.), природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Как следует из материалов дела, свидетельства о государственной регистрации права собственности, ООО «Авангард» (далее – Общество) осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ - производственной площадки , которая включает в себя теплый бокс, производственной площадки , которая включает в себя сварочный участок, расположенные по адресу: ХМАО-Югра, <адрес> (далее – Объект).

В соответствии с данными инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух <дата>.г. ООО «Авангард», при эксплуатации Объекта Общество осуществляется выброс в атмосферный воздух таких загрязняющих веществ, как: азот оксид, углерод, сера диоксид-ангидрид сернистый, углерода оксид, бензин, керосин, пыль неорганическая, - относящихся к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На основании рапорта помощника Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Якубовской Ю.А. от <дата>, было вынесено решение от <дата> о проведении проверки в отношении ООО «Авангард» с целью проверки законности деятельности Общества на предмет соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с требованием заместителя прокурора установлено, что у Общества <дата> срок действия разрешения на выброс вредных «загрязняющих» веществ в атмосферный воздух от <дата>. При этом объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственном учете не состоят, код и категория на основании критериев, утвержденных постановлением Правительства №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий».

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Так, согласно п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. с <...> Закона № 219-ФЗ с 01 января 2015 года в течение двух лет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, эксплуатируемые Обществом Объекты подлежали постановке на государственный учет не позднее <дата>.

Из объяснений специалиста по охране труда промышленной безопасности ООО «Авангард» ФИО1 от <дата> следует, что Общество имеет разрешение на выброс в атмосферный воздух на Объекты, срок которого истекает <дата>. После указанной даты эксплуатация вышеуказанных стационарных источников не будет приостановлена. Общество не знало, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на государственный учет и, что им должна быть присвоена соответствующая категория. Об изменениях в законодательстве об охране окружающей среды с <дата> Общество знало.

<дата> Обществу было вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона и разъяснено, что в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, Общество будет привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Согласно п. 4 ст. 4.2, п. 4 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Категория присваивается объекту негативного воздействия при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке такого объекта на государственный учет, которое выдается Природнадзором Югры для объектов, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и подлежащих региональному надзору, и Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по объектам федерального надзора.

Критерии определения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

При этом в силу ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица обязаны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила).

В соответствии с п. 22 Правил при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 219-ФЗ в ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II, III категории, с 01.01.2019 обязаны подготовить и представить соответствующую документацию в уполномоченный орган об эксплуатации стационарного источника выбросов в зависимости от присвоенной ему категории.

Так, юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение, произвести расчет технологических нормативов, расчеты нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, представить обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект программы производственного экологического контроля, информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе.

К заявке на получение комплексного экологического разрешения при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), прилагаются: проект программы повышения экологической эффективности, разработанный в соответствии со статьей 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» и планируемые временно разрешенные выбросы, с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду, произвести расчет технологических нормативов, расчет нормативов допустимых сбросов, представить обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект программы производственного экологического контроля, указать декларируемый объем или массу сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах III категории, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов - разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды, а также в уведомительном порядке представлять отчетность о сбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов.

По результатам проверки установлено, что Общество с <дата> по настоящее время осуществляет эксплуатацию Объектов в отсутствие их постановки на государственный учет, а также в отсутствие категории и кода объекта негативного воздействия.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании следующих принципов:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

С целью устранения нарушений закона природоохранной прокуратурой <дата> руководителю ООО «Авангард» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены.

В ответе от <дата> на представление природоохранной прокуратуры, Общество в срок до <дата> обязалось встать на государственный учет, с целью присвоения категории и кода эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем, как следует из ответов Природнадзора Югры от <дата> и Управления Росприроднадзора ХМАО-Югры от <дата> на запрос природоохранной прокуратуры, Общество с заявкой о постановке на учет в Природнадзор Югры не обращалось, сведения об объектах НВОС в региональном реестре объектов НВОС отсутствуют; заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от Общества в адрес управления не поступало.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком допустимых доказательств постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет с присвоением им кода и категории объекта суду представлено не было.

Использование объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требований Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в полном объеме.

При таких обстоятельствах исковые требования Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.ст.27, Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

возложить на ООО «Авангард» в срок не позднее <дата> принять меры по постановке объектов - производственной площадки , которая включает в себя теплый бокс, производственной площадки , которая включает в себя сварочный участок, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город <адрес> на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением им кода и категории объекта, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Председательствующий Е.А. Занозина