РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июля 2019 года г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Костиной О.В., при секретаре Дрищевой Е.С., с участием представителей истца ФИО1, ФИО2, ответчика ФИО3, ее представителя ФИО4, третьего лица ФИО5 –ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2454/2019 по исковому заявлению администрация Ханты-Мансийского района к муниципальному казенному учреждению Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спору и социальной политики», ФИО3 о признании приказов о премировании незаконными, возмещении ущерба, установил: администрация Ханты-Мансийсктого района обратилась в суд с иском к ФИО3 о признании незаконными приказов о премировании, возмещении ущерба. Требования мотивированы тем, что распоряжением № –рл от 21.06.16 г. ФИО3 назначена на должность директора муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре спорту и социальной политике». Распоряжением № 511-р от 03.06.16 г. ФИО3 наделена правом осуществления функционального руководства деятельностью муниципальных упреждений района, в том числе МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района». Контрольно-ревизионным управлением администрации проведена плановая проверка МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района», в ходе которой установлено, что директором Комитета ФИО3 изданы приказы от ДД.ММ.ГГГГ№-од, от ДД.ММ.ГГГГ№-од, от ДД.ММ.ГГГГ№ –од, от ДД.ММ.ГГГГ№-од, от ДД.ММ.ГГГГ№-од необоснованной выплаты квартальной премии руководителю ДЮСШ ФИО5 – ФИО6 04.02.19 г. ФИО3 направлено письмо об устранении допущенных нарушений и возврате необоснованно начисленных денежных средств в виде премий по результатам работы за 3 и 4 кварталы 2016 г., 1, 2 кварталы 2017 г., не предусмотренных разделом 7 приложения 3 к постановлению администрации от 13.06.13 г. № 139, а также Положением об установлении системы оплаты труда и премирования, утвержденным приказом МБОУ ДОД от 08.09.ю16 г. № 130 –о. Отсутствие нормативного подкрепленности для выплаты премии дает основание признать ее необоснованной. Однако, Комитет письмом от 05.02.19 г. уведомил, что при издании приказом допущена техническая ошибка, а фактически выплата премий осуществилась по итогам выполнения особо важных и срочных заданий с целью поощрения за оперативность и качественный результат труда, в связи с чем директором Комитета издан приказ от 29.05.18 г., которым внесены изменения в указанные выше приказы, изменено основание выплаты премии – за оперативность и качество результатов труда (п. 7.8 приложения 3 Положения об оплате труда № 139). Указанным пунктом установлена единовременная премия по итогам выполнения особо важных и срочных заданий, но ФИО3 не представлены документы, подтверждающие выполнение директором ДЮСШ особо важных и срочных заданий. Кроме того, Положением № 139 не установлен размер указанной премии и критерии ее выплаты, что дает основание признать указанную премию необоснованной. Выплаты стимулирующего характера осуществляются за счет средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, а также средств, поступающих от платной и иной приносящей доход деятельности. Приказом МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» от 15.12.16 № 233-о утверждено Положение о распределении и использовании денежных средств от приносящей доход деятельности, в котором согласно п. 4.2. разрешается в размере 40% использовать денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, на оплату труда работников. Согласно плана финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» в 2016 году поступлений от оказания муниципальным учреждением услуг (выполнения работ), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе не было, а в 2017 году в соответствии с планом финансовохозяйственной деятельности на 2017 указанный доход составил 60 000 руб. Согласно п.4.7 Положения о доходах ДЮСШ учреждение должно разработать и утвердить смету внебюджетных средств по их расходованию и размер денежных средств, потраченных на оплату труда работников ДЮСШ в 2017 году мог составить 24 000 руб. Указанной сметы истцом не предоставлено. Денежные средства, полученные директором ДЮСШ в виде квартально премий за два года и годовой премии за 2017 год, составляют 158 822,87 руб. Указанное обстоятельство свидетельствует, что денежные средства на выплату квартальной премии директору ДЮСШ выплачивались из денежных средств, поступающих в фонд оплаты труда ДЮСШ за счет средств субсидии, представленной учреждению на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг и должны были предоставляться в соответствии с требованиями Положения ДЮСШ об установлении системы оплаты и стимулирования труда № 130-о, которое должно соответствовать требованиям Положению оплаты труда подведомственных Комитету учреждений № 139. В п. 19 трудового договора с руководителем МБУ ДО ДЮСШ № от ДД.ММ.ГГГГ была предусмотрена ежеквартальная выплата стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы в размере 25% от оклада. Одним из условий выплаты указанного поощрения указано достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ц» пункта 9 трудового договора, т.е. обеспечение достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в ХМАО-Югре и перечень целевых показателей деятельности МБУДО «ДЮСШ ХМР» (приложение № 1 к трудовому договору). Дополнительным соглашением от 21.06.16 г. изменена периодичность выплаты на единовременно по решению работодателя. Однако размер указанной выплаты по трудовому договору не совпадает с размером фактически выплаченной премии по приказам. Незаконной выплатой премий причинен ущерб бюджету МО Ханты-мансийского района в размере 158 822, 87 руб. Просит суд признать незаконными приказы директора муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» ФИО3 о выплате квартальной премии директору муниципального бюджетного образовательного учреждения дошкольного образования «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» ФИО7 за третий квартал 2016 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., за четвертый квартал 2016 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., за первый квартал 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., за второй квартал 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., по итогам работы за четвертый квартал 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д. Взыскать с директора муниципального казенного учреждения Ханты- Мансийского района « Комитет по культуре, спорту и социальной политике» ФИО3 ущерб в размере 158 822 руб.87 коп. в пользу муниципального образования Ханты-Мансийский район. К участию в деле в качестве соответчика привлечено казенного учреждения Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике». Истец представил заявление об уточнении заявленных требований, просит суд признать незаконными приказы муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» о выплате квартальной премии директору муниципального бюджетного образовательного учреждения дошкольного образования «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» ФИО7 за третий квартал 2016 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., за четвертый квартал 2016 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., за первый квартал 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., за второй квартал 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., по итогам работы за четвертый квартал 2017 года от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д. с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д. Взыскать с ФИО3 ущерб в размере 147 654, 51 руб. в пользу муниципального образования Ханты-Мансийский район. Представители истца ФИО1, ФИО2 в судебном заседании заявленные требования продержали по доводам, изложенным в иске, дополнительно указав, что вносимые ответчиком приказом МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» от 29.05.18 № 117-о.д. изменения в спорные приказы полностью меняют содержание приказов, т.к. изменяют название премии, основание и условия ее выплаты. Остаются неизменными размеры премий, которые не соответствуют действующей нормативной базе, предусматривающей выплаты стимулирующего характера. В связи с изложенным, законодатель не относит указанные нарушения, допущенные Ответчиком к техническим ошибкам. В связи с чем, вносить изменения в спорные приказы таким образом недопустимо. Никаких документов, подтверждающих выполнение директором МБУ ДО «ДЮСШ» особо важных и срочных заданий ответчиком не представлено. Указанные недостатки были отражены в заключении Контрольно-ревизионного управления администрации Ханты-Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, Ответчик в спорных приказах делает ссылку на подпункт 10.2 и пункт 10 приложения 4 к Положению об установлении системы оплаты и стимулирования труда работников МБУ ДО «ДЮСШ» от ДД.ММ.ГГГГ№, а в судебном заседании отрицает, что указанный нормативный документ распространяется на директора МБУ ДО «ДЮСШ» ФИО7 Представленные в судебное заседание служебные записки директора МБУ ДО «ДЮСШ» на имя директора Комитета по культуре ФИО8 о его поощрении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о выполнении перечня целевых показателей, предусмотренных трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, таких как сохранение контингента воспитанников в учреждении, программы учебнотренировочного процесса выполнены на 97%, а оценочные показатели предусматривают более 97 %, уровень заработной платы тренерско- преподавательского состава достигнут, установленному уровню в автономном округе, замечания контрольных и надзорных органов отсутствуют, дебиторская и кредиторская задолженность отсутствует. Занятие призовых мест на соревнованиях воспитанников школы является заслугой тренеров и тренеров-преподавателей, за достигнутые успехи их поощряют в соответствии с разделом 4 Положения об установлении системы оплаты и стимулирования труда работников МБУ ДО «ДЮСШ» и приложения № 4 к указанному Положению. Из анализа представленных Ответчиком документов не подтверждается выполнение директором МБУ ДО «ДЮСШ ФИО9 выполнение особо важных и срочных заданий. Согласно подпункту «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26,02.10 № 96 коррупционным фактором является широта дискреционных полномочий- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения. Отсутствие размера и оснований для выплаты единовременной премии за выполнение особо важных и срочных заданий не позволяла руководителю Комитета культуры ФИО3 выплачивать указанную премию директору МБУ ДО «ДЮСШ» ФИО7 Являясь работодателем по отношению к директору МБУ ДО «ДЮСШ» ФИО5- ФИО6 и распорядителем финансовых средств МБУ ДО «ДЮСШ» ФИО3 обязана была утвердить размер и условия указанной премии в пределах выделенных денежных средств на выплаты стимулирующего характера от годового фонда оплаты труда учреждения, предусмотренного п. 8.2 приложения № 3 к Постановлению администрации Ханты-Мансийского района от 13.06.13 № 139 «Об утверждении Положения об установления системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, подведомственных комитету по культуре, молодежной политике, физкультуре и спорту администрации Ханты-Мансийского района». В связи с чем, произведенные Ответчиком изменения приказом МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д. в спорные приказы является незаконным. Абзацем 11 пункта 8 Порядка от 15.01.2015 № 3 и абзацем 3 пункта 8 Порядка от 22.04.2016 № 142, определено, что изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета района бюджетному учреждению района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Муниципальное задание на II полугодие 2016 года и плановый период 2017 и 2018 годов МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты- Мансийского района» утверждено директором МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» ФИО3 12.07.2016. До конца 2016 года изменения в данное муниципальное задание не вносились, что подтверждается соответствующим Отчетом о выполнении муниципального задания за второе полугодие 2016 года, подписанным руководителем МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района». Однако, в течение второго полугодия 2016 года субсидия на выполнение муниципального задания МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» увеличилась с 19 908,6 тыс.руб. до 31 039,6 тыс.руб., в том числе по статье «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - с 13 247,3 тыс.руб. до 22 298,8 тыс.руб. Указанные сведения подтверждаются показателями по поступлениям и выплатам учреждения соответствующих Планов финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год и плановый период 2017-2018 г.г. МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района», утвержденных руководителем учреждения и согласованных директором МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» ФИО3 по состоянию на 01.07.2016 и на 01.12.2016. Муниципальное задание на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» утверждено директором МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» ФИО3 30.12.2016. В течение года внесены изменения в муниципальное задание от 22.11.2017 с уменьшением объемов по услуге «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта». Отчет о выполнении муниципального задания за 2017 год МБУ ДО «Детско- юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» также содержит сведения с учетом сокращенных объемов муниципального задания. При этом, в течение 2017 года субсидия на выполнение муниципального задания МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» не уменьшалась, а даже увеличилась с 58 266,6 тыс.руб. до 73 290,0 тыс.руб., в том числе по статье «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - с 37 086,6 тыс.руб. до 48 004,4 тыс.руб. Указанные сведения подтверждаются показателями по поступлениям и выплатам учреждения соответствующих Планов финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г. МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района», утвержденных руководителем учреждения по состоянию на 01.01.2017 и на 29.12.2017. В соответствии с пунктом 2 распоряжения администрации Ханты- Мансийского района от 03.06.2016 № 511-р «О наделении правом осуществления функционального руководства деятельностью муниципальных учреждений Ханты-Мансийского района» на МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» возложены функции по формированию муниципальных заданий и осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий в отношении подведомственных ему учреждений, в том числе - в отношении МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района». Таким образом, в нарушение бюджетного законодательства, директоров МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» ФИО10 в счет субсидии на выполнение муниципального задания в условиях отсутствия фактов увеличения объемных показателей, определяющих повышение интенсивности работы сотрудников учреждения, из бюджета Ханты-Мансийского района направлены дополнительные средства на выплату заработной платы работникам МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района». Ответчика ФИО3, ее представителя ФИО4 заявленные требований не признали, пояснили, что в ходе проведения контрольного мероприятия истцом направлен запрос в адрес ответчика о предоставлении пояснений по вопросу обоснованности произведенной премиальной выплаты по итогам работы за квартал руководителю Спортшколы за период с сентября 2016 года по декабрь 2017 года с учетом пункта 7.7. приложения 3 к постановлению администрации Ханты-Мансийского района от 13.06.2013 №139 «О мерах по совершенствованию механизма оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования, подведомственных комитету по культуре, спорту и социальной политике». Истцу направлены следующие исчерпывающие пояснения по данному факту. В мае 2018 года вновь принятым на должность начальником управления организационного и правового обеспечения деятельности Комитета осуществлен мониторинг локальных нормативных актов Комитета, по результатам которого в адрес директора учреждения поступила служебная записка о выявленных ошибках при издании приказов от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д., от ДД.ММ.ГГГГ№- о.д., от ДД.ММ.ГГГГ№-о.д. Все вышеперечисленные приказы подразумевали премирование директора Спортшколы по результатам работы за квартал, тогда как Положением об установлении системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, подведомственных комитету по культуре, спорту и социальной политике, утвержденным постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 13.06.2013 №139 «О мерах по совершенствованию механизма оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений культуры и дополнительного образования, подведомственных комитету по культуре, спорту и социальной политике» данная выплата не установлена. Вместе с тем, пунктом 7.5. Положения предусмотрено, что руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премия по итогам работы (месяц, год); единовременные премии. Единовременная премия выплачивается по итогам выполнения особо важных и срочных заданий с целью поощрения за оперативность и качественный результат труда. Премия директору Спортшколы не имела ежеквартальный характер (две выплаты в 2016 году, три выплаты в 2017 году, в 2018 году выплат не осуществлялось). При издании вышеперечисленных приказов допущена техническая ошибка, которая устранена до начала осуществления проверки, соответствующие изменения в приказы внесены 29.05.2018. Руководитель учреждения издает приказы не единолично, а после согласования с юристами, экономистами, бухгалтерами и исключительно пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, ошибочная формулировка в преамбуле приказа не влияет на суть, изложенную в распорядительной части. Все перечисленные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Это следует из ч. 2 ст. 135 ТК РФ. Во всех случаях в отношении руководителя Спортшколы работодатель обоснованно принимал решения о поощрении, исходя из показателей и критериев оценки эффективности деятельности, результатов труда, качества оказываемых муниципальных услуг учреждением населению Ханты- Мансийского района. Истец ссылается на положение об установлении системы оплаты труда и премирования, утвержденного приказом Спортшколы №, чем вводит суд в заблуждение, поскольку данный приказ утверждается руководителем Спортшколы и распространяется исключительно на работников Спортшколы. В отношении же руководителя Спортшколы Ответчик руководствовался постановлением 139 и трудовым договором. Пунктом 19 раздела V «Оплата труда руководителя и другие выплаты, осуществляемые ему в рамках трудовых отношений» трудового договора 04/05-16 от 23.05.2016 с руководителем муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» установлена выплата за интенсивность и высокие результаты работы с условием выплаты ежеквартально. Дополнительным соглашением №1 от 21.06.2016 условия осуществления данной выплаты изменены с ежеквартальной на единовременную, по решению работодателя. Размер выплаты за интенсивность и высокие результаты работы руководителю спортшколы составляет не более 100% от месячного фонда оплаты труда, что урегулировано дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.09.2016 № 2. Выплаты руководителю Спортшколы не превышали указанный размер. Выплаты стимулирующего характера осуществлялись за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Средства, поступающие от платной и иной деятельности на стимулирующие выплаты не направлялись. Прокомментировать доводы Истца об использовании Спортшколой средств от приносящей доход деятельности, о необходимости разработки Спортшколой сметы использования внебюджетных средств, соответствии приказу Спортшколы 130-0, не представляется возможным, поскольку данные факты отношения к настоящему делу не имеют. Доводы Истца о нерациональном использовании денежных средств, неразумности поступков Ответчика документально не подтверждены. Фактов, подтверждающих нарушение трудового законодательства не представлено. Выплата премии работникам должна отвечать не интересам юридического лица, а должна быть направлена на стимулирование работников. Вопросы поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (благодарность, премия, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии) относятся исключительно к компетенции работодателя. Третье лицо ФИО5 -ФИО6 в судебном заседании поддержал позицию ответчика. Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Распоряжением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ –рл ФИО3 назначена на должность директора муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» с 21.06.16 г. 03.06.16 г. Администрацией района издано распоряжение № 511 –р, которым муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» наделен правом осуществления функционального руководства деятельностью: муниципального бюджетного учреждения Ханты-Мансийского района «Централизованная библиотечная система», муниципального бюджетного учреждения Ханты-Мансийского района «Досуговый центр «Имитуй», муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа», муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-мансийского района». В отношении указанных учреждений муниципальное казенное учреждение Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» осуществляет функции представителя нанимателя по отношению к руководителям учреждений. 06.10.16 г. издан приказ муниципального казенное учреждение Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» №-о.д. о премировании по результатам работы за 3 квартал 2016 года ФИО5 – ФИО6 – директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района», в размере, согласно ведомости (22 000 руб.), ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-о.д. о премировании по результатам работы за 4 квартал 2016 года ФИО5 – ФИО6 (0,7 фонда оплаты труда), ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-о.д. о премировании по результатам работы на 1 квартал 2017 года ФИО5 – ФИО6 (1 должностной оклад), ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-о.д. о премировании по результатам работы за 2 квартал 2017 г. ФИО5 – ФИО6 (1 должностной оклад), ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-о.д. о премировании по результатам работы за 4 квартал 2017 г. ФИО5 – ФИО6 (до одного оклада). В качестве основания премирований в приведенных приказах указан п.п. 10.2 п. 10 Приложения 4 к Положению об установлении системы оплаты и стимулирования труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» от ДД.ММ.ГГГГ№-О. Приказом муниципального казенное учреждение Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» № 117-о.д. от 29.05.18 г. в связи с техническими ошибками, допущенными при издании локальных правовых актов, на основании Положения об установлении системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, подведомственных комитету по культуре, спорту и социальной политике, утвержденного постановлением администрации Ханты-Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании служебной записки начальника управления организационного и правового обеспечения деятельности МКУ ХМР «Комитет по КСиСА» ФИО11 от 29.05.18 г., внесены изменения в приказы №-о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, №-о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, №-о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, №-о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, №-о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве основания премирования указан п. 7.8. Положения об установлении системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, подведомственных комитету по культуре, спорту и социальной политике, утвержденного постановлением администрации Ханты-мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ№, указана выплата стимулирующего характера – единовременное премирование за оперативность и качественный результат труда. На основании распоряжения администрации района от 16.08.18 г. проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Ханты-Мансийского района, в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района», в результате которой установлены следующие недостатки: в течение 2016-2017 г. директору учреждения необоснованно начислены и выплачены суммы денежных средств в виде премии по результатам работы за 3,4 кварталы 2016 г., 1,2 и 4 кварталы 2017 г., не предусмотренные разделом 7 приложения 3 в постановлении от 13.06.13 г. № 139. 17.12.18 г. в адрес директора МБО ДО «ДЮСШ» направлено представление по результат контрольных мероприятий, 04.02.19 г. в адрес МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» направлено письмо о предоставлении в контрольно-ревизионное управление информации об исполнении представления в части возврата необоснованно начисленных и выплаченных директору учреждения денежных средств. Письмом от 05.02.19 г. МКУ ХМР «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» дан ответ о направлении информации по произведенных премиальных выплатах директору в адрес контрольно-ревизионного направления 03.10.18 г., также указано, что в локальные акты внесены соответствующие изменения. Истец в обоснование заявленных требований указал, что выплата квартальной премии МБО ДО «ДЮСШ» директору не предусмотрена, внесение изменений в приказы является незаконным, размер единовременной премии, порядок ее выплаты не установлен, в связи с чем выплату данной премии также нельзя признать законной, оснований для выплаты ФИО7 данной премии не имелось, так как доказательств выполнения им особо важных и срочный заданий не представлены, из документов стороны ответчика усматриваемся, что мероприятия осуществлялись тренерами либо его заместителями, в связи с чем высокие показатели - это их заслуга, а не директора Учреждения ФИО5 – ФИО6. Суд считает доводы стороны истца несостоятельными. В соответствии с ч. 1 статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая функция руководителя организации состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.). В силу ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" предусмотрено, что в соответствии с частью первой статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника"). Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" установлено, что к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей, предъявленным после прекращения действия трудового договора, о возмещении ущерба, причиненного работником во время его действия, которые, как следует из части второй статьи 381 ТК РФ, являются индивидуальными трудовыми спорами. В судебном заседании установлено, что муниципального казенное учреждение Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике» осуществляет функции представителя нанимателя по отношению к директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» ФИО5- ФИО6, в связи с чем директор Комитета в силу возложенных на него полномочий вправе производить стимулирование работника путем осуществления установленных выплат, при наличии к тому оснований. Вопреки доводам стороны истца действующим законодательством не установлен запрет на внесение работодателем изменений в локальные правовые акты, в том числе путем изменения оснований премирования, если это не влечет нарушение трудовых прав. Порядок оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры им спорта, подведомственных комитету по культуре, моложенной политики и физкультуру и спорту установлен Положением администрации Ханты-Мансийского района от 13.07.13 г. № 139. Разделом 7 указанного Положения установлены условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Согласно п. 7.5 Положения руководителю учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплата за интенсивность и высокие результаты, выплата за качество выполняемых работ, премия по итогам работы (месяц, год), единовременное премирование. Единовременная премия выплачивается по итогам выполнения особо важных и срочных заданий с целью поощрения за оперативность и качественный результат (пунктом 7.8) Тот факт, что указанным Положением не установлены размер и порядок выплаты данной премии, не свидетельствует о незаконном характере ее выплаты, поскольку подобного рода стимулирование предусмотрено действующим Положением администрации Ханты-Мансийского района. Стороной ответчика представлены доказательства наличия оснований для применения к директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детско-юношеская спортивная школа Ханты-Мансийского района» подобного рода стимулирования. Кроме того, суд учитывает, что в данном случае работодатель при принятии решения о поощрении дает самостоятельную оценку выполненных работником заданий, их важности, объема проведанной работы, достигнутого результата, личного вклада работника в результаты деятельности организации. Премии выплачены в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и не превышали фонда оплаты труда. При этом доводы стороны истца об отсутствии вклада директора учреждения в достижение высоких результатов, организации мероприятий, так как ответственными за проведения мероприятий являлись его заместили, а высокие результаты являются заслугой тренеров, несостоятельны, так как руководитель координирует всю деятельность учреждения и обеспечивает ее эффективность, соответственно обеспечивает своевременное и качественное выполнение всех порученных заданий. Таким образом, оснований для признания приказов о премировании с внесенными изменения незаконными, не имеется. Кроме того, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, так как представленные истцом доказательства не подтверждают наличие совокупности условий, при которых на работника может быть возложена материальная ответственность, а именно: наличие прямого действительного ущерба; противоправного поведения работника; вины работника в причинении ущерба; причинной связи между противоправным поведением работника (действиями или бездействием) и наступившим ущербом. Руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования администрация Ханты-Мансийского района к муниципальному казенному учреждению Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спору и социальной политики», ФИО3 о признании приказов о премировании незаконными, возмещении ущерба, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение суда составлено и подписано 23 июля 2019 года. Судья О.В. Костина копия верна Судья О.В. Костина |