ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2455/14МА от 14.05.2020 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2- 2455/20 14 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Галкиной Е.С.

прокурора Мазурова Н.Д.

при секретаре Богдановой К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Петроградского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Юта» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Петроградского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Юта», указав, что: Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, деятельность по данному адресу осуществляют ООО «Юта». Установлено, что помещение <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, используется обществом для осуществления розничной продажи товаров, однако в нарушение. Так же проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства вход не оборудован тактильной информационной вывеской, с информацией, продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, что не соответствует п. 6.5.9 СП 59. 13330.2016; п. 6.21.1. ГОСТ Р 51471-2015; отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах помещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радиоинформаторов для посетителей с нарушением зрения, что не соответствует п. 6.5.2, п. 6.5.3 СП 59.13330.2016; во входной двери отсутствует смотровая панель, заполненная прозрачным и ударопрочным материалом, что не соответствует п. 5.1.4 СП 59.13330.2012. п. 6.1.5 СП 59. 13330.2016.4; доводчик на входной двери не обеспечивает задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, что не соответствует п. 5.1.6 СП 59.13330.2012; тамбур не соответствует нормативным требованиям п. 6.1.8 СП 59.13330.2016, а именно глубина тамбуров и тамбуров-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м. при ширине не менее 1,6 м; отсутствуют контрастные полосы на проступях краевых ступеней лестничного марша, что не соответствует 5.2.9 СП59.1330.2012 (п.6.2.8 СП 59.1330.2016); на лестничном марше отсутствуют нормативные поручни, что не соответствует п. 5.2.15 СП59.1330.2012 (П. 6.2.11 СП 59.1330.2016). Таким образом, ответчик не выполняет требования законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения, нарушая их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу ООО «Юта», осуществляющее деятельность по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес> оборудовать указанное помещение тактильной информационной вывеской, с информацией, продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, оборудовать технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможностью однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, оборудовать входную дверь смотровой панелью. Заполненной прозрачным и ударопрочным материалом, оборудовать доводчики на входные двери (снаружи и внутри) с фиксацией (задержку автоматического закрывания дверей) в открытом положении в течении 5 сек., оборудовать контрастные полосы на проступях краевых ступеней лестничного марта, оборудовать лестничный марш нормативными поручнями.

Взыскать с ООО «Юта» государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 300 рублей.

Явившийся в судебное заседание прокурор Мазуров Н.Д. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Явившийся в настоящее судебное заседание представитель ответчика ФИО1 в лице директора ООО «Юта», исковые требования не поддержал, пояснил что требования исполнены, однако документов, подтверждающих выполнение указанных требований суду не представлены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр.

Так, согласно п. 6.5.9. СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а так же рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1, 6М: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

В силу пункта 6.5.2 СП 59.13330.2016 технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. Конкретный перечень определенного назначения необходимых технических средств устанавливается заданием на проектирование. Применяемые средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, в пределах предприятия, транспортного маршрута и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами.

Из пункта 5.1.6 СП 59.13330.2016 при наличии на участке подземных и надземных переходов их следует оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.

В соответствии с п 6.1.8 СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798\пр) глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. При последовательном расположении навесных дверей необходимо обеспечить, чтобы минимальное свободное пространство между ними было не менее 1,4 м плюс ширина полотна двери, открывающейся внутрь междверного пространства. Свободное пространство у двери со стороны ручки должно быть: при открывании от себя - не менее 0,3 м, при открывании к себе - не менее 0,6 м. При глубине тамбура от 1,8 м до 1,5 м (при реконструкции) его ширина должна быть не менее 2,3 м. В тамбурах, лестничных клетках и у эвакуационных выходов не допускается применять зеркальные стены (поверхности), а в дверях - зеркальные стекла. Дренажные и водосборные решетки, устанавливаемые в полу тамбуров или на входных площадках, должны устанавливаться на одном уровне с поверхностью покрытия пола. При установке таких решеток непосредственно перед входом в здание они должны заканчиваться перед предупреждающим тактильно-контрастным указателем, который обустраивается на расстоянии 0,9 м от навесной двери и 0,3 м перед раздвижной дверью. В тамбурах при установке дренажных и водосборных решеток предупреждающие тактильно-контрастные указатели не обустраиваются. В этом случае дренажные и водосборные решетки должны отстоять от входной двери, открывающейся наружу, на расстоянии 0,3 м.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой Петроградского района города Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, деятельность по данному адресу осуществляется ООО «Юта». Установлено, что помещение 5 Н, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, используется обществом для осуществления розничной продажи товаров, однако в нарушение. Так же проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства вход не оборудован тактильной информационной вывеской, с информацией, продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, что не соответствует п. 6.5.9 СП 59. 13330.2016; п. 6.21.1. ГОСТ Р 51471-2015; отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах помещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радиоинформаторов для посетителей с нарушением зрения, что не соответствует п. 6.5.2, п. 6.5.3 СП 59.13330.2016; во входной двери отсутствует смотровая панель, заполненная прозрачным и ударопрочным материалом, что не соответствует п. 5.1.4 СП 59.13330.2012. п. 6.1.5 СП 59. 13330.2016.4; доводчик на входной двери не обеспечивает задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, что не соответствует п. 5.1.6 СП 59.13330.2012; тамбур не соответствует нормативным требованиям п. 6.1.8 СП 59.13330.2016, а именно глубина тамбуров и тамбуров-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м. при ширине не менее 1,6 м; отсутствуют контрастные полосы на проступях краевых ступеней лестничного марша, что не соответствует 5.2.9 СП59.1330.2012 (п.6.2.8 СП 59.1330.2016); на лестничном марше отсутствуют нормативные поручни, что не соответствует п. 5.2.15 СП59.1330.2012 (П. 6.2.11 СП 59.1330.2016). Таким образом, ответчик не выполняет требования законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения, нарушая их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Представитель ответчика пояснил в судебном заседании, что работы, указанные в исковых требованиях им выполнены. Вместе с тем, относимых и допустимых доказательств выполнения требований прокурора, суду до настоящего времени не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Одновременно с этим, с ответчика в бюджет Санкт-Петербурга надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Петроградского района г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Юта» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу ООО «Юта», осуществляющее деятельность по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>, оборудовать указанное помещение тактильной информационной вывеской, с информацией, продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, оборудовать технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможностью однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, оборудовать входную дверь смотровой панелью. Заполненной прозрачным и ударопрочным материалом, оборудовать доводчики на входные двери (снаружи и внутри) с фиксацией (задержку автоматического закрывания дверей) в открытом положении в течении 5 сек., оборудовать контрастные полосы на проступях краевых ступеней лестничного марта, оборудовать лестничный марш нормативными поручнями.

Взыскать с ООО «Юта» государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.05.2020 года

Судья Е.С. Галкина