ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2455/19 от 16.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0032-01-2019-001635-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 16 октября 2019г.

Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Иноземцева Е.А.,

при секретаре Целютине А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Городскому центру социального обслуживания населения «Родник», Администрации г. Красноярска, Главному управлению социальной защиты населения администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об исполнении законодательства по пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Ленинского района г. Красноярска обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и РФ к МБУ «Городскому центру социального обслуживания населения «Родник», Администрации г. Красноярска, Главному управлению социальной защиты населения администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об исполнении законодательства по пожарной безопасности. Свои требования истец мотивирует тем, что проведена внеплановая проверка МБУ «ГЦСОН «Родник», вынесено предписание от 28.09.2018г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что не устраненными до настоящего времени остаются следующие нарушения. Согласно п.6.13*. "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; ФЗ; Ф4. В нарушение указанных норм, в здании МБУ ГСЦОН «Родник» допущены следующие нарушения: отсутствуют второй эвакуационный выход с 5-го этажа западного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход с 5-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход с 4-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход с 4-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход с 3-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход с 3-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход со 2-го этажа западного крыла здания (административная часть) МБУ «ГЦСОН «Родник»; второй эвакуационный выход со 2-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник». Указанные нарушения требований пожарной безопасности являются длящимися, устанавливались раннее выданными предписаниями ОНД по городу Красноярску, при возникновении пожара создадут непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан при эвакуации из помещения. МБУ ГСЦОН «Родник» обращалось к собственнику помещения ГУСЗН администрации г. Красноярска с просьбой о выделении необходимых денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений. Из ответу ГУСЗН администрации г. Красноярска расходы по устранению указанных нарушений не включены в проект бюджета на 2019г. Ответчиками не предпринято надлежащих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В связи с чем с учетом уточнений просят обязать МБУ «ГЦСОН «Родник», Главное управление социальной защиты населения администрации г.Красноярска, Администрацию г.Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска устранить нарушения требований пожарной безопасности - оборудовать в здании <адрес> второй эвакуационный выход с 5-го этажа западного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход с 5-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход с 4-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход с 4-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход с 3-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход с 3-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход со 2-го этажа западного крыла здания (административная часть) МБУ «ГЦСОН «Родник», второй эвакуационный выход со 2-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник» в течение 6мес. с момента вступления решения суда в законную силу; Обязать Главное управление социальной защиты населения администрации г.Красноярска, Администрацию г.Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в течение 2мес. со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение МБУ «ГЦСОН «Родник» денежных средств на выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности - оборудованию в здании по адресу: <адрес> второго эвакуационного выхода с 5-го этажа западного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационного выхода с 5-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационного выхода с 4-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационного выхода с 4-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационный выхода с 3-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационного выхода с 3-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационного выхода со 2-го этажа западного крыла здания (административная часть) МБУ «ГЦСОН «Родник», второго эвакуационного выхода со 2-го этажа восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник».

Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихин Е.С. заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБУ «ГЦСОН «Родник» действующий на основании доверенности от 29.05.2019г. Киселев А.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которого для устранения выявленных представлением зам.главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12.10.2018г. предприняты все возможные действия. Неисправленные 8 нарушений п. 4 ст. 4 ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 6.13 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», по предписаниям заключаются в отсутствии вторых эвакуационных выходов со 2 по 5 этажи с западной и восточной стороны здания учреждения <адрес> 26.04.2018г. заключен договор с ООО «Красар» на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на устройство вторых эвакуационных выходов с западной и восточной сторон указанного здания учреждения, на 367 500 руб. Проектной документацией предусматривается пристройка к существующему зданию вторых эвакуационных выходов с западной и восточной стороны габаритами 3660x6390мм, демонтаж наружной части стеновой панели для дверных проемов под окнами, в результате чего увеличится площадь здания, и часть комнат пансионата и кабинетов изменят своё назначение (эвакуационные коридоры). В связи с изменениями параметров объекта капитального строительства, перестройкой, расширением объекте капитального строительства, данный вид работ является реконструкцией объекта капитального строительства согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. В целях корректировки проектно-сметной документации с капитального ремонта на реконструкцию здания заключен договор от 23.04.2019г. с ООО «Красар» на 138 000 руб., разработана проектно-сметная документация на реконструкцию здания учреждения <адрес> стоимость реконструкции 29 291 682 руб. Для финансирования указанное реконструкции здания в целях приведения в соответствие с требованиями ФЗ №123 от 22.07.2018г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» необходимо предусмотреть средства в краевом бюджете 2 9291 682 руб. Учреждением планируется подать заявку на выделение данных средств на 2020г. Согласно заключению о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) от 27.05.2019г. в указанном здании Учреждения выявлены конструктивные отступления от требований пожарной безопасности: отсутствие второго эвакуационного выхода с 4 этажа в западном крыле и второго эвакуационного выхода с 4 этажа в восточном крыле указанного здания Учреждения; отсутствие второго эвакуационного выхода с 3 этажа в западном крыле и второго эвакуационного выхода с 3 этажа в восточном крыле указанного здания Учреждения (стр. 8 заключения). То есть в заключении не выявлено нарушений норм пожарной безопасности на 5 и 2 этажах здания Учреждения <адрес> Просили в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель ответчика ГУСЗН администрации г. Красноярска действующая на основании доверенности от 18.02.2019г. Черданцева Г.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которых для устранения выявленных представлением зам. главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12.10.2018г. в отношении МБУ «ГЦСОН «Родник» нарушений требований пожарной безопасности предприняты все действия. В плане финансово-хозяйственной деятельности «МБУ «ГЦСОН «Родник» на 2018г. по заявке ГУСЗН предусмотрены средства бюджета города в виде субсидии на иные цели 5 247 694 руб. 06 коп. Для устранения выявленных нарушений в 2018г. разработана проектная и сметная документация, осуществлены необходимые закупки с учетом проведения проверки достоверности определения сметной стоимости работ согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.05.2009г. №427 в случае капитального ремонта объекта капитального строительства, финансирование которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50%, требуется проверка достоверности определения сметной стоимости данного капитального ремонта. В целях устранения нарушений п. 4 ст. 4 ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 7.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в части отсутствия экранов, автоматически закрывающих дверные проемы лифтовых шахт при пожаре на 5-ом, 4-ом, 3-ем, 2-ом, 1-ом этажах здания учреждения, выполненных из негорючих материалов с пределом огнестойкости не ниже EI45, заключен с ООО «Архитектурно-Строительная Группа» договор от 06.02.2018г. № 45 000 руб. на разработку проектной документации и локально-сметного расчета на монтаж противопожарных перегородок и дверей в лифтовом холле здания <адрес> После получения положительного заключения экспертизы КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» ( от 10.05.2018) извещения о проведении закупки (электронный аукцион) на выполнение капитальных работ по монтажу противопожарных перегородок и дверей в лифтовом холле размещались в единой информационной системе: 14.06.2018г. электронный аукцион признан несостоявшимся, не было подано заявок на участие; 27.07.2018г. электронный аукцион признан несостоявшимся, не было подано заявок на участие; 11.09.2018г. на участие в электронном аукционе подана заявка ООО «Вариант-999». Учреждением заключен контракт от 03.10.2018г. с ООО «Вариант-999» на выполнение работ по монтажу противопожарных перегородок и дверей в лифтовом холле здания, срок окончания работ до 30.11.2018г., стоимость 176 629 руб. 48 коп. Учитывая необходимость проведения инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, а также период и условия их выполнения (не ранее апреля при оттаивании грунта) заключен договор от 26.04.2018г. №7 с ООО «Красар» 238 000 руб. на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт центрального выхода первого этажа здания в целях устранения нарушений в части не обеспечения соблюдения проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности - закрыт центральный выход с первого этажа здания. Сметная стоимость капитального ремонта 4 653 470 руб. (положительное заключение экспертизы КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» по результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства «Центральный выход первого этажа здания МБУ «ГЦСОН «Родник» от 02.10.2018г. ). Извещение о проведении аукциона в электронной форме опубликовано 22.10.2018г., проведение аукциона 12.11.2018г., победитель ООО «Стройпром» (муниципальный контракт на 4 001 987 руб. 60 коп., срок окончания работ до 25.12.2018г., осуществить работы предполагалось за счет субсидии на иные цели). В целях устранения нарушений п. 4 ст. 4 ФЗ № 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 6.13 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в части отсутствия вторых эвакуационных выходов со 2-го - 5-го этажей восточного и западного крыльев учреждением заключен договор с ООО «Красар» от 26.04.2018г. 367 500 руб. на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на устройство вторых эвакуационных выходов с западной и восточной стороны здания МБУ «ГЦСОН «Родник» <адрес> Стоимость работ по устранению нарушений действующего законодательства с учетом изменений, вступивших в силу с 01.07.2018г., составляла 26 311 650 руб. 62 коп., из них на устранение нарушений по предписанию от 31.08.2017г. 742 022 руб. 12 коп. Принимая во внимание, что полученной проектной документацией предусматривается пристройка к существующему зданию вторых эвакуационных выходов с западной и восточной стороны габаритами 3660x6930мм, а также демонтаж части наружной стеновой панели для дверных проемов под окнами, в результате чего увеличится площадь здания, и часть комнат пансионата и кабинетов изменят свое назначение (эвакуационные коридоры), учреждение обратилось к разработчику документации (ООО «Красар») и в департамент градостроительства администрации г.Красноярска с просьбой дать разъяснения по вопросу определения предусмотренных проектной и рабочей документацией вида работ: капитальный ремонт или реконструкция. Порядок оформления заявки для получения финансирования зависит от вида работ в соответствии с постановлениями администрации г.Красноярска: от 07.06.2013г. №271 «О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период» и от 27.03.2014г. №168 «Об осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности». Устранение нарушений в части обустройства эвакуационными выходами с учетом замены пожарной сигнализации в 2018г. не представлялось возможным, так отсутствовали необходимые денежные средства, для обустройства эвакуационных выходов (с учетом демонтажа и монтажа пожарной сигнализации) на 26 311 650 руб. 62 коп. ГУСЗН администрации г.Красноярска направлена заявка потребности в бюджетных средствах на 2019г. от 12.09.2018г. в департамент финансов администрации г.Красноярска 26 311 650 руб. 62 коп. (устройство вторых эвакуационных выходов со 2-го - 5-го этажей восточного и западного крыльев здания) для включения в муниципальную программу «Социальная поддержка населения г.Красноярска» на 2019г. и плановый период 2020-2021г.г. О направлении заявки потребности в бюджетных средствах 23.11.2018г. ГУСЗН направлено письмо «О рассмотрении представления» на имя заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору, ГУСЗН просило продлить срок устранения выявленных нарушений в полном объеме до 2020г. Ответ на данное письмо по настоящее время получен не был. При утверждении муниципальной программы данные расходы не включены в проект бюджета на 2019г., Решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.12.2018г. №1-12 «О бюджете города на 2019г. и плановый период 2020-2021г.» заявка потребности не была утверждена. Финансирование деятельности по осуществлению по капитального ремонта подведомственных главному управлению учреждений осуществляется исключительно за счет средств бюджета г.Красноярска, и стоимость оборудования противопожарных эвакуационных выходов 26 311 650 руб. 62 коп. не включены в бюджетные расходы 2019г., несмотря на поступившую заявку в департамент финансов. ГУСЗН отсутствуют законные основания обеспечить финансирование указанного мероприятия. При формировании бюджета на 2020г. заявка потребности на указанную сумму будет направлена ГУСЗН в департамент финансов повторно. Просили в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица департамента финансов администрации г. Красноярска действующая на основании доверенности от 10.01.2019г. Лапина Е.С. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которых главным распорядителем бюджетных средств для МБУ «ГЦ СОН «Родник» и надлежащим ответчиком по настоящему иску со стороны органов администрации г.Красноярска является главное управление социальной защиты населения администрации г.Красноярска. По поводу сроков, которые заявлены в исковых требованиях, выделение в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение о бюджете принимается Красноярским городским Советом депутатов на очередной финансовый год и плановый период и действует с 01.01. по 31.12. финансового года (ст.ст. 5, 65 БК РФ, ст.1 решения Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007г. №15-359 «О бюджетном процессе в г.Красноярске»). Процедуры и сроки подготовки и рассмотрения проекта бюджета регулируются БК РФ, решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007г. №15-359 «О бюджетном процессе в г.Красноярске» и постановлением администрации города от 07.06.2013г. №271 «О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период». Согласно постановлению администрации города от 07.06.2013г. №271 «О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период»: главные администраторы доходов представляют в департамент финансов прогноз поступлений на долгосрочный период по всем администрируемым доходам; департамент финансов доводит до ГРБС предельные объемы бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период; ГРБС осуществляют распределение предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период по направлениям расходов. Таким образом, учитывая сложность и многоступенчатость бюджетного процесса, требование о выделении денежных средств учреждению в течение двух месяцев заведомо невыполнимо. Денежные средства учреждению могут быть предусмотрены в бюджете города на 2020г. Требование прокурора Ленинского района г.Красноярска к об устранении нарушения требований пожарной безопасности в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу заведомо неисполнимо. Устранение нарушений требований пожарной безопасности заключается в оборудовании дополнительных эвакуационных выходов отдельных помещений здания МБУ «Городской центр социального обслуживания населения «Родник». Проведение работ с объектами капитального строительства (капитальный ремонт, реконструкция) требует подготовки проектной документации в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет закупку работ в соответствии со ст. 15 ФЗ №44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Процедуры проведения закупки занимают в среднем 45 дней (в зависимости от способа закупки). После проведения закупки работ по подготовке проектной документации необходим срок для выполнения данных работ. Подготовленная проектная документация подлежит экспертизе в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. После подготовки проектной документации, проведения ее экспертизы муниципальному учреждению необходимо закупить работы по оборудованию эвакуационных выходов вновь в соответствии с требованиями ФЗ №44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (примерно 45 дней). После проведения закупки работ необходим срок для выполнения данных работ. Проведение всех вышеуказанных процедур возможно для учреждения после того, как средства на указанные цели будут предусмотрены в бюджете города (т.е. с января 2020г.). Просили в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска действующий на основании доверенности от 09.01.2019г. Чигжит-оол А.С. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражал по основаниям изложенным в отзыве, согласно которого в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г.Красноярска от 23.05.2013г. №, департамент является органом администрации г.Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землей и городскими лесами. Во исполнение указанных функций департамент наделен полномочиями по использованию и распоряжению муниципальным имуществом на территории г.Красноярска. Распоряжением администрации г.Красноярска от 15.06.2012г. за МБУ «ГЦСПН «Родник» закреплено на праве оперативного управления нежилое пятиэтажное здание, общей площадью 4 802,5кв.м., <адрес> Закон допускает разграничение ответственности за эксплуатацию объекта, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица ответственные за эксплуатацию здания. Просили в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица ОНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю действующий на основании доверенности от 13.12.2018г. Алавкин П.М. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора поддержал, сославшись на длительность не исполнения предписаний зам. главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору в пяти этажном здании МБУ «ГЦСОН «Родник» <адрес> где находятся лица с ограниченными возможностями к передвижению, а некоторые без возможностей самостоятельного передвижения, и при возникновении чрезвычайной ситуации, данные лица окажутся без помощи в виду отсутствия эвакуационных выходов, при незначительном персонале сотрудников МБУ «ГЦСОН «Родник», которые не смогут спасти своевременно людей. Лица с ограниченными возможностями к передвижению находящиеся в социальном учреждении подвергаются опасности, в виду чего необходимо приостановить деятельность до устранения нарушений указанных в предписаниях, в т.ч. в последних от 28.08.2019г. по актам от 28.08.2019г. плановой выездной проверки и внеплановой выездной проверки.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска, представитель третьего лица департамента градостроительства администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом в соответствии с нормами ГПК РФ.

Дело рассмотрено в их отсутствии в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 38 ФЗ №69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно п.6.13*. «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений» (ред. Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. №18-7) не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; ФЗ; Ф4.

Согласно п.33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме», при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями ст. 84 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В ходе судебного заседания установлено, что МБУ «ГЦСОН «Родник» зарегистрировано за основным государственным регистрационным и осуществляют деятельность по адресу <адрес> юридический и фактический адрес.

Распоряжением администрации г.Красноярска от 15.06.2012г. №2902-недв за МБУ «ГЦСПН «Родник» закреплено на праве оперативного управления нежилое пятиэтажное здание, общей площадью 4 802,5кв.м., <адрес>

Согласно устава МБУ «ГЦСОН «Родник» функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Красноярска, органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность учреждения, а так же осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами г. Красноярска, является управление социальной защиты население администрации г. Красноярска.

Собственником движимого и недвижимого имущества закрепленного за учреждением на праве оперативного управления является муниципальное образование г. Красноярск, в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Распорядителем бюджетных средств для МБУ «ГЦС ОН «Родник» является ГУСЗН администрации г.Красноярска.

Согласно ст. 1-7 Закона Красноярского края от 04.06.2019г. №7-2828 «О внесении изменений в законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан», г.Красноярск наделён государственными полномочиями по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения до 31.12.2019г. включительно. После 31.12.2019г. данные полномочия переходят к Красноярскому краю, т.е. на момент принятия решения по иску прокурора администрация г. Красноярска надлежащий ответчик.

Т.е. иск заявлен прокурором к надлежащим ответчикам.

Основным видом деятельности МБУ «ГЦСОН «Родник» согласно устава является предоставление социальное обслуживание населения оказание услуг социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально правовых в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности (формы стационарное, полустационарное, срочное); оказание консультационной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании, и содействии на основе межведомственного взаимодействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

Социальные услуги оказываются бесплатно либо на условиях частичной и полной оплаты, т.е. вправе осуществлять приносящую доход деятельность, посредство оказания дополнительных платных социальных услуг (которая и оказывается, данная информация отражена в отзывах, в т.ч. ГУСЗН).

В МБУ «ГЦСОН «Родник» <адрес> неоднократно проводились плановые и внеплановые проверки требований пожарной безопасности, выносились предписания, так в результате оформленном в акте от 28.08.2019г. плановой выездной проверки и внеплановой выездной проверки, установлено предписание от 28.09.2018г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара было предложено к исполнению 14 предписаний, сроком до 01.08.2019г., при этом предписания № не выполнены, в иду чего вновь внесено предписание от 28.08.2019г. (8 пунктов), не устранены нарушения п.6.13*. "СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений" (ред. Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. №18-7), не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; ФЗ; Ф4. Отсутствуют:

-второй эвакуационный выход с 5-го этажа западного крыла и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»;

-второй эвакуационный выход с 4-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»;

-второй эвакуационный выход с 3-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»;

-второй эвакуационный выход со 2-го этажа западного крыла здания (административная часть) и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник».

Указанные нарушения требований пожарной безопасности являются длящимися, и фактическая необходимость их исполнения сторонами не оспаривается, но МБУ «ГЦСОН «Родник» оспаривает необходимость устранения части нарушений ссылаясь на заключение ООО «Альт», так по заключению о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) от 27.05.2019г. в спорном здании выявлены конструктивные отступления от требований пожарной безопасности только: отсутствие второго эвакуационного выхода с 4-го этажа в западном крыле и второго эвакуационного выхода с 4-го этажа в восточном крыле указанного здания; отсутствие второго эвакуационного выхода с 3-го этажа в западном крыле и второго эвакуационного выхода с 3-го этажа в восточном крыле указанного здания. Т.е. не выявлено нарушений норм пожарной безопасности с 5-го и 2-го этажах здания <адрес>

Но представитель ОНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю Алавкин П.М. обоснованно оспаривает заключению от 27.05.2019г. ссылаясь, что при его расчетах не учтено, что здание <адрес> относится к классу Ф 1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.

Согласно ст. 32 ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:

Ф1.1 - здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;

Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;

Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;

Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения

Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

К зданию МБУ «ГЦСОН «Родник» <адрес> с учетом его назначения и основных видов деятельности, относится к специализированому зданию, которому соответствуют по классу функциональной пожарной опасности, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании и возможности пребывания их в состоянии сна: Ф 1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Необходимость и социальную значимость устранения выявленных нарушений стороны не оспаривают (за исключением рада эвакуационных выходов по которым анализ приведен выше). Спор между ответчиками и третьими лицами фактически заключается в том, кто должен устранять нарушения и в какие сроки.

По требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявленного к МБУ «ГЦСОН «Родник», ГУСЗН администрации г.Красноярска, Администрацию г.Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности, суд считает обоснованными и подверженными нормами действующего законодательства, с учетом структуры финансирования и ответственности МБУ «ГЦСОН «Родник».

По вопросу сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности заявленных в иске прокурором, с учетом высказанного мнения сторон, суд считает, сроки указаны необъективно.

Зам.главного гос.инспектора г.Красноярска по пожарному надзору внесено предписание от 28.08.2019г. срок исполнения которого до 01.08.2020г.

Суд считает объективным и разумным, для целей исполнения решения суда учитывая сложность и многоступенчатость бюджетного процесса, объема необходимых действий по организации эвакуационных выходов определить срок до 01.09.2020г.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прокурор доказал предмет и основание заявленных требований, ответчики доказательств устранения нарушения требований пожарной безопасности не представили, если исходить из доводов стороны ответчиков, то здание социального назначения может функционировать с указанными нарушениями правил пожарной безопасности неопределенное время, что противоречит нормам действующего законодательства.

Представители ответчиков не соглашаясь с исковыми требованиями оспаривают свою ответственность за не устранение нарушений правил пожарной безопасности ссылаясь на отсутствие виновных действий и бездействий, приводя доводы о предпринятых мерах к устранения выявленных нарушений, но данные доводы применимы при рассмотрении административных правонарушений, где обязательно требование о вине лиц ответственных за выполнение норм пожарной безопасности (25.10.2018г. прекращены административные производства по ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ), для принятия решения по гражданскому делу защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГПК РФ), и оценка виновности действий ответчиков для разрешения данной категории спора не требуется.

Расходы по устранению указанных нарушений не были включены в проект бюджета на 2018г., на 2019г. и отсутствуют данные на включение в 2020г., т.е. ответчиками не предпринято надлежащих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

При установленных нарушениях и социальной значимости учреждения расположенного в здании <адрес> довод представителя ОНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю Алавкина П.М. о длительность не исполнения предписаний зам. главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору в пяти этажном здании МБУ «ГЦСОН «Родник», где находятся лица с ограниченными возможностями к передвижению (от 40-50 человек рассредоточены на всех этажах здания с обслуживающим персоналом в ночное время от 8 до 10), в виду чего необходимо приостановить деятельность до устранения нарушений по пожарной безопасности до исполнения решения суда.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Городскому центру социального обслуживания населения «Родник», Администрации г. Красноярска, Главному управлению социальной защиты населения администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска удовлетворить.

Обязать МБУ «ГЦСОН «Родник», ГУСЗН администрации г.Красноярска, Администрацию г.Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска устранить нарушения требований пожарной безопасности, оборудовать в здании МБУ «ГЦСОН «Родник» <адрес> до 01.09.2020г.:

-второй эвакуационный выход с 5-го этажа западного крыла и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»;

-второй эвакуационный выход с 4-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»;

-второй эвакуационный выход с 3-го этажа западного крыла здания (социальная гостиница) и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник»;

-второй эвакуационный выход со 2-го этажа западного крыла здания (административная часть) и восточного крыла здания (пансионат, ОВП) МБУ «ГЦСОН «Родник».

Обязать ГУСЗН администрации г.Красноярска, Администрацию г.Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска обеспечить организацию и финансирование для устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании МБУ «ГЦСОН «Родник» <адрес> указанных в решении с учетом предписания ГУ МЧС России по Красноярскому краю №881/1/1 -8 от 28.08.2019г.

Приостановить деятельность МБУ «ГЦСОН «Родник» по адресу <адрес> до исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.

Судья Е.А. Иноземцева