Дело № 2-2455/2019 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 7 мая 2019 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края, в составе:
председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГг. им было подано в адрес начальника КГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Хабаровского края № 7 от 01.03.1996г. «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». ДД.ММ.ГГГГ. за исх. № КГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» направлено сопроводительное письмо Министру юстиции края - полномочному представителю Губернатора края в Законодательной думе Хабаровского края о выражении правовой позиции по вопросу зачисления в стаж работу спасателя поисково-спасательного отряда в период с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством. В ходе рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Министерством социальной защиты населения Хабаровского края письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. был предоставлен отказ в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа работы в размере 15 лет в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ходе рассмотренного заявления не был засчитан в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве спасателя- специалиста 1 категории, в связи с тем, что данная должность не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуациях, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Он не согласен с указанным решением, поскольку в соответствии с Перечнем № Спасатель, спасатели 1, 2, 3 классов, имеют право н страховую пенсию по старости в соответствии с Законом, засчитываются периоды работы н должностях в профессиональных аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательны формированиях согласно перечня. В его трудовой книжке № есть запись № от ДД.ММ.ГГГГ. о присвоении классной классификации «спасатель I класса». К должностному лицу, имеющему квалификацию «Спасатель 1 класса» предъявлены следующие требования : высшее профессиональное образование, стаж работы спасателем 1 класса не менее 3 лет, владение семью рабочими профессиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей в составе поисково-спасательного формирования. Таким образом, классную квалификацию спасателя 1 класса он не мог иметь бы без наличия соответствующего стажа работы, соответствующих классных чинов. Так же его квалификационный класс подтверждается «Книжкой спасателя» №, в которой отражены все отметки аттестации с присвоением и подтверждением классной квалификации. В Справке о должностях службы (работы), которые включается в стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Хабаровского края от 01.03.1996г. № 7 «О защите населения и территории Хабаровского края от ЧС природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ., отражен специальный стаж в размере 15 лет и 1 дня. Помимо этого, он имеет правительственные и ведомственные награды : «За спасение погибавших» - Указ Президента РФ от 18.09.1995г., «За отличие в ликвидации последствий ЧС» - приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.09.2013г., «Участнику борьбы со стихией на Амуре» -Приказ Министра обороны РФ № 914 от 26.11.2013г., «Заслуженный спасатель РФ» - Указ Президента РФ от 26.12.2017г. Таким образом, у истца имеются доказательства наличия специального стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.1 ст. 12 «Законом Хабаровского края от 01.03.1996г. № 7 « О защите населения и территории Хабаровского края от ЧС природного и техногенного характера». В связи с этим истец просит суд: признать решение Министерства социальной защиты населения Хабаровского края за исх.№ 11 от 28.11.2018г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости ФИО1, незаконным; назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.1 ст. 12 «Законом Хабаровского края от 01.03.1996г. № 7 « О защите населения и территории Хабаровского края от ЧС природного и техногенного характера» с даты подачи заявления.
Истец в судебном заседании требования поддержал, сославшись в обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что истец при обращении в министерство за назначением страховой пенсии по старости представил в числе прочих, следующие документы: заявление от ДД.ММ.ГГГГ; решение о представлении к назначению страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ№; справку о должностях, периоды работы в которых включаются в стаж для назначения страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ; справку, уточняющую особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ№; копию вкладыша в трудовую книжку. В соответствии с представленными документами Истец занимал следующие должности: специалист I категории отдела подготовки и применения поисково-спасательных формирований Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; спасатель-специалист I категории поисково-спасательного отряда Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; спасатель-специалист I категории поисково-спасательного отряда КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" – ДД.ММ.ГГГГ; начальник поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" – ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; начальник поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вв стаж, дающий Истцу право на назначение страховой пенсии по старости, были включены периоды работы в должности начальника поиского-спасательной группы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Специальный стаж составил, таким образом, 12 л. 2 мес., что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Законом. Правовые основания для зачета периодов работы по должности "спасатель-специалист" в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с Законом, отсутствуют, так как указанная должность не включена в Перечень. Министерство, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в своей деятельности руководствуется федеральным и краевым законодательством, иными нормативными правовыми актами и не наделено полномочиями по их толкованию (в том числе расширительному). Принятие решение о тождественности должностей "спасатель" и "спасатель-специалист" не отнесено к компетенции министерства. Наличие квалификации спасателя само по себе не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно части 1 статьи 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника свидетельствует лишь об уровне знаний и профессиональных навыков работника. Учитывая изложенное просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился в министерство за назначением страховой пенсии по старости и представил, в числе прочих, следующие документы: заявление от ДД.ММ.ГГГГ; решение о представлении к назначению страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ№; справку о должностях, периоды работы в которых включаются в стаж для назначения страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ; справку, уточняющую особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ№; копию вкладыша в трудовую книжку.
В соответствии с представленными документами истец занимал следующие должности:
- специалист I категории отдела подготовки и применения поисково-спасательных формирований Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- спасатель-специалист I категории поисково-спасательного отряда Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- спасатель-специалист I категории поисково-спасательного отряда КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" – ДД.ММ.ГГГГ;
- начальник поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" – ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- начальник поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В стаж, дающий истцу право на назначение страховой пенсии по старости, ответчиком были включены периоды работы в должности начальника поиского-спасательной группы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); специальный стаж составил 12 л. 2 мес.
Министерством социальной защиты населения <адрес> письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа работы в размере 15 лет в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку ответчиком не был засчитан в специальный стаж период работы с 01.09.2003г. по 30.06.2006г. в качестве спасателя-специалиста 1 категории, в связи с тем, что данная должность не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуациях, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Оспаривая данный отказ, истец ссылается на то, что им были представлены ответчику доказательства наличия специального стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.1 ст. 12 «Законом Хабаровского края от 01.03.1996г. № 7 « О защите населения и территории Хабаровского края от ЧС природного и техногенного характера».
С данными доводами истца суд не может согласиться по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 12 Закона Хабаровского края от 01.03.1996 № 7 "О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных Правительством края, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно- спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. № 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно- спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2010 № 235-пр "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты страховой пенсии по старости спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных Правительством Хабаровского края" установлено, что в стаж, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом, засчитываются периоды работы на должностях в профессиональных аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 г. № 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - постановление Правительства РФ).
В соответствии с Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ (далее - Перечень), к числу должностей, дающих права на пенсию, отнесены:
командир поисково-спасательного отряда и его заместитель по поис- ково-спасательной работе;
начальник поисково-спасательного отряда и его заместитель по поисково-спасательной работе;
начальник поисково-спасательной группы;
начальники центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместители по поисково- спасательной работе;
начальник поисково-спасательной службы и его заместитель по поисково-спасательной работе;
начальник поисково-спасательного подразделения;
спасатель, спасатели 1,2, 3 классов, спасатель международного класса.
Таким образом, в стаж, дающий ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости, ответчиком обоснованно были включены периоды работы в должности начальника поиского-спасательной группы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с этим, специальный стаж истца составил 12 л. 2 мес., что, как обоснованно указывает ответчик, недостаточно для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Законом.
Правовые основания для зачета периодов работы по должности "спасатель-специалист" в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с Законом, у ответчика отсутствовали, покольку указанная должность не включена в Перечень.
Законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Наличие квалификации спасателя само по себе не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно части 1 статьи 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника свидетельствует лишь об уровне знаний и профессиональных навыков работника.
При этом, министерство, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в своей деятельности должно руководстоваться федеральным и краевым законодательством, иными нормативными правовыми актами и не наделено полномочиями по их толкованию (в том числе расширительному).
Принятие решение о тождественности должностей "спасатель" и "спасатель-специалист" также не отнесено к компетенции министерства.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения – 08.05.2019 года.
Председательствующий подпись судья Губанова А.Ю.
Копия верна: судья судья Губанова А.Ю.