ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2455/2022 от 31.10.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2455/2022

23RS0024-01-2022-003566-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «31» октября 2022 года

Крымский районный суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Савкина Ю.В.,

при секретаре Богдан Е.А.,

с участием истца Карлова Владимира Викторовича, представителя истца – адвоката адвокатского кабинета Краснодарской краевой коллегии адвокатов адвокатской палаты Краснодарского края Прокошиной М.Г., представившей удостоверение № 4728 от 18.07.2012, действующей на основании ордера № 941928 от 20.09.2022 года, представителя ответчика – государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю – Бочкаревой О.В., действующей на основании доверенности № 77-юр от 01.10.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карлова Владимира Викторовича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, включению периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости и назначении страховой пенсии с момента обращения, и взыскании судебных расходов,

установил:

Карлов Владимир Викторович обратился в Крымский районный суд с исковым заявлением об обжаловании отказа ГУ-Отделения ПФР по Краснодарскому краю в установлении страховой пенсии по старости. Свою просьбу мотивируют тем, что 11 февраля 2005 года, он первоначально обратился в ПФР по Краснодарскому краю для назначения досрочно страховой пенсии по старости, в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Указанная пенсия назначается независимо от возраста при наличии летной выслуги продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы — не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Второе основание для назначения досрочной пенсии — за работу по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации. Данная пенсия назначается мужчинам — по достижении 55 лет, если они были заняты управлением воздушным движением не менее 12 лет и 6 месяцев работы; женщинам — по достижении 50 лет, при наличии не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. При этом у них должен быть страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. Также пенсия назначается досрочно работникам инженерно-технического состава, которые заняты обслуживанием воздушных судов. Право на нее возникает при достижении возраста 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам, а также при наличии страхового стажа работы в гражданской авиации не менее 25 (20) лет, из них не менее 20 (15) лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов (соответственно для мужчин и женщин). Им были поданы все имеющиеся у него документы: диплом, трудовая книжка, архивные документы, военный билет и летная книжка, справки, уточняющие особый характер работы. Но тогда в 2005 году, он получил отказ в установлении пенсии № 53 (прилагаю). Согласно Выписки из протокола № 53 пенсионного фонда от 11.02.2005 года, ему учли в выслугу лет периоды: с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154; с 15.11.1998г. по 21.09.2001 год – как летный и летно-испытательный работу в Авиакомпании «Сибирь» в должности бортинженера самолета ТУ 154. Также ему было насчитано налет часы летного экипажа за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. -4440 часов, выслуга лет составила 4440:20:12=18,5 лет; за период с 15.11.1998г. по 21.09.2001г., налет часов составил 1608 часов, выслуга лет составила 1608:20:12 = 6,7 лет. С учетом сведений, имеющихся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, мой специальный стаж составлял 23 года 04 месяца 12 дней. И ему было рекомендовано обратиться за пенсией по старости, по достижении возраста 60 лет, т.е. с 17 октября 2022 года. Все представленные им документы остались в пенсионном деле ПФР. Кроме того, при обращении к юристам, ему пояснили, что должность авиатехника в авиаотряде, которую ему не учти в прошлый раз, также учитывается в специальный стаж. 01 марта 2022 года, он заблаговременно, обратился в ГУ-Отделение ПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старосте. И получил снова отказ № 220000106724/208587/22 от 31.05.2022 года, согласно которому, те периоды, которые ранее ему учитывали, теперь не учли в страховой стаж, а именно: с 08.06.1988г. по 31.12.1990г. – работу в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации, не учтен, так как не поступили уточняющие справки; с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154, так как отсутствуют документы, подтверждающие налет часы. С отказом Пенсионного фонда он не согласен по следующим основаниям. Согласно Диплому ПВ № 086756 от 01.03.1986 года Рижским Краснознаменным институтом инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола, ему присвоена квалификация «инженера – механика» по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». После службы в рядах СА, 08.06.1988 года он был принят на работу авиамехаником 3 класса 4 разряда в Фрунзенский объединенный Авиаотряд Киргизского управления гражданской авиации. В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года № 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации. Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований; мастерам всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Факт его льготной работы в период с 08.06.1988г. по 31.12.1990г. – в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации, подтверждается записью в трудовой книжке МТ-I № 0095095 от 24.02.1986 года, на стр. 4-5, стр.6-7, запись №6, №7, №8; Выпиской из ИЛСЗЛ от 01.02.2022 года, справками представленными на запросы ОАО «Международный аэропорт «МАНАС» от 20.07.2022 года № 05-4/1655 о стаже, от 29.07.2022г. № 05-4/1712 справка уточняющая особый характер работы и условия труда для назначения льготной пенсии, справка от 03.08.2022г. № 05-4/1743 о переименовании предприятия, справка № 05-135 от 20.07.2022г. о переименовании предприятия, справка № 245 от 07.07.2022 года о заработной плате. Факт льготной работы за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154, подтверждается записью в его трудовой книжке МТ-I № 0095095 от 24.02.1986 года, на стр.6-7, стр. 8-9, запись №9, №10, №11; Выпиской из ИЛСЗЛ от 01.02.2022 года, свидетельством бортинженера гражданской авиации II БИ № 006490 от 08.04.1993 года, согласно которому он ежегодно проходил повышение квалификации на самолете многодвигательном сухопутном ТУ 154 в качестве бортинженера ВС и ему был присвоен третий класс бортинженера гражданской авиации. Согласно Выписки из протокола № 53 пенсионного фонда от 11.02.2005 года, ему было учтено в выслугу лет периоды: с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154. Также ему было насчитано налет часы летного экипажа за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. - 4440 часов, выслуга лет составила 4440:20:12=18,5 лет. С учетом сведений, имеющихся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его специальный стаж на тот момент составлял 23 года 04 месяца 12 дней. Все представленные им документы остались в пенсионном деле ПФР, где были уточняющие льготный стаж справки, книжка с налет часами. Он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о возврате представленных им документов по спорному периоду, но получил отказ № К-1020-7911/2366-22 от 25.01.2022 года, согласно которому ПФР сообщал, что по Акту № 1 от 30.10.2020 года, его пенсионное дело было уничтожено со всеми документами. В связи с чем, вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.

В судебном заседании истец Карлов В.В. и его представитель – Прокошина М.Г. исковые требования уточнили, в связи с поступлением в адрес пенсионного фонда, подтверждающих льготный факт работы справок в период с 08.06.1988г. по 31.12.1990г. – в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации, документов, и просили суд: признать незаконным отказ ГУ-Отделения ПФР по Краснодарскому краю от 31.05.2022 года № 220000106724/208587/22; обязать ГУ-Отделение ПФР по Краснодарскому краю включить истцу в страховой стаж для досрочного назначения пенсии, в связи с работой в летном составе гражданской авиации, периоды работы: 08.06.1988г. по 28.09.1992г. – в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации; с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154; взыскать с ГУ-Отделения ПФР по Краснодарскому краю судебные издержки по оплате юридических услуг в сумме 25000 рублей и 300 рублей госпошлины; обязать ГУ-Отделение ПФР по Краснодарскому краю назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с 01 марта 2022 года.

Представитель ответчика Бочкарева О.В. в судебном заседании исковые требования Карлова В.В. не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать. При этом поддержала доводы, изложенные в представленных ранее письменных возражениях № 03-8785 от 20.09.2022 года, согласно которым в иске следует отказать, так как в уточняющие справки за период с 08.06.1988г. по 28.09.1992г. – в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации поступили только в августе 2022 года. А за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154, отсутствует летная книжка.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Карлова В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что первоначально 11 февраля 2005 года истец обратился в ПФР по Краснодарскому краю для назначения досрочно страховой пенсии по старости, в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Им были представлены документы: диплом, трудовая книжка, архивные документы, военный билет и летная книжка, справки, уточняющие особый характер работы.

Согласно Выписки из протокола № 53 пенсионного фонда от 11.02.2005 года, представленный в судебное заседание, истцу учли в выслугу лет периоды: с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154; с 15.11.1998г. по 21.09.2001 год – как летный и летно-испытательный работу в Авиакомпании «Сибирь» в должности бортинженера самолета ТУ 154. Также ему были насчитаны налет часы летного экипажа за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. – 4440 часов, выслуга лет составила 4440:20:12=18,5 лет; за период с 15.11.1998г. по 21.09.2001г., налет часов составил 1608 часов, выслуга лет составила 1608:20:12=6,7 лет. С учетом сведений, имеющихся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его специальный стаж составлял 23 года 04 месяца 12 дней.

01 марта 2022 года Карлов В.В. обратился повторно в ГУ-Отделение ПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. И получил новый отказ № 220000106724/208587/22 от 31.05.2022 года, согласно которому те периоды, которые ранее ему учитывали, теперь не учли в страховой стаж, а именно: с 08.06.1988г. по 31.12.1990г. – работу в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации, не учтен, так как не поступили уточняющие справки; с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154, так как отсутствуют документы, подтверждающие налет часы.

В соответствии с подпунктом 13 части 1статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам — по достижении 55 лет, если они были заняты управлением воздушным движением не менее 12 лет и 6 месяцев работы; женщинам — по достижении 50 лет, при наличии не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. При этом у них должен быть страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.

В соответствии с пп. "и" п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Названным списком предусмотрены инженеры всех наименований. Списком также предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно Диплому ПВ № 086756 от 01.03.1986 года Рижского Краснознаменным институтом инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола, Карлову В.В. присвоена квалификация «инженера-механика» по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». После службы в рядах Советской Армии, с 08.06.1988 года, он был принят на работу авиамехаником 3 класса 4 разряда в Фрунзенский объединенный Авиаотряд Киргизского управления гражданской авиации, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В силу части 3 и части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года № 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 года; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работы, имевших место до 01 января 2002 года.

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года № 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации. Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований; мастерам всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Факт льготной работы истца в период с 08.06.1988г. по 28.09.1992г. – в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации, подтверждается записью в его трудовой книжке МТ-I № 0095095 от 24.02.1986 года, на стр. 4-5, стр.6-7, запись №6, №7, №8; Выпиской из ИЛСЗЛ от 01.02.2022 года, справками представленными на личные запросы истца, ОАО «Международный аэропорт «МАНАС» от 20.07.2022 года № 05-4/1655 о стаже, от 29.07.2022г. № 05-4/1712 справка уточняющая особый характер работы и условия труда для назначения льготной пенсии, справка от 03.08.2022г. № 05-4/1743 о переименовании предприятия, справка № 05-135 от 20.07.2022г. о переименовании предприятия, справка № 245 от 07.07.2022 года о заработной плате.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании подтвердила, что в адрес Отделения ПФР поступили аналогичные льготные справки из Киргизии, подтверждающие льготный факт работы истца, в период с 08.06.1988г. по 28.09.1992г. – в должности авиатехника цеха № 4 (переведен далее на должность инженера с 20.10.1989г.) в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации.

Факт льготной работы за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154, подтверждается записью в трудовой книжке МТ-I № 0095095 от 24.02.1986 года, на стр.6-7, стр. 8-9, запись № 9,№10, №11; Выпиской из ИЛСЗЛ от 01.02.2022 года, свидетельством бортинженера гражданской авиации II БИ № 006490 от 08.04.1993 года, согласно которому истец ежегодно проходил повышение квалификации на самолете многодвигательном сухопутном ТУ 154 в качестве бортинженера ВС и ему был присвоен третий класс бортинженера гражданской авиации.

В силу п. 2 и 4 статьи 54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются Федеральными авиационными правилами. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям авиационных правил, и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 8 Воздушного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. При этом, как следует из п. 1.1. вышеназванной статьи, правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации. Повышение квалификации истец проходил каждый год, о чем ежегодно в свидетельстве были проставлены отметки. Подлинные свидетельства представлены в судебное заседание. Также согласно приказу Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 года № 147, предусматривались необходимые требования для прохождения аттестации бортинженеров (бортмехаников), иметь налет не менее 100 часов при выполнении на воздушном судне. Соответственно, при отсутствии налет часов, Карлов В.В. не смог бы пройти ежегодную аттестацию.

Согласно Выписки из протокола № 53 пенсионного фонда от 11.02.2005 года, истцу было первоначально учтено в выслугу лет периоды: с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154. Также были насчитаны налет часы летного экипажа за период с 01.10.1992г. по 14.11.1998г. - 4440 часов, выслуга лет составила 4440:20:12=18,5 лет. С учетом сведений, имеющихся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, специальный стаж на тот момент составлял 23 года 04 месяца 12 дней. Все представленные им документы остались в пенсионном деле ПФР, где были уточняющие льготный стаж справки, книжка с налет часами, что и не оспаривает ПФР. При получении второго отказа учтенный ранее стаж Карлову В.В. в настоящий момент исключили. Согласно запросу истца о выдаче заверенных копий документов, он получил отказ № К-1020-7911/2366-22 от 25.01.2022 года, согласно которому ПФР сообщал, что по Акту № 1 от 30.10.2020 года, его пенсионное дело было уничтожено со всеми документами.

Судом сделан запрос в ОГКУ Центра документации новейшей истории Томской области о предоставлении архивных справок, подтверждающих льготный факт работы Карлова В.В. с 01.10.1992г. по 14.11.1998г., как летный и летно-испытательный состав работу в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154.

Согласно поступившим архивным справкам, выданным Департаментом по культуре Томской области Областным государственным казенным учреждением «Центр документации новейшей истории Томской области» от 29 сентября 2022 года № С-3228/4, № С-3228/3, № С-3228, выданных на основании табеля учета рабочего времени, лицевых счетов, за 1992-1998 год, значится один работник с фамилией Карлов Владимир Викторович, принят переводом 01.10.1992 года (приказ № 222/л от 29.09.1992 года, что соответствует и записи в трудовой книжке), бортинженером самолета ТУ-154 в 4 летный отряд, по 14.11.1998 год (приказ от 12.11.1998г. № 129/л), со справкой о переименовании организации и с получением заработной платы за период с 01.10.1992 год по 14.11.1998 год.

С учетом исследованных доказательств, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Карлова В.В. о включении спорных периодов работы в специальный стаж и общий стаж, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение. Анализируя вышеуказанное, с учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отсутствие необходимых документов в архивах не по вине работника, не может служить основанием для отказа по формальным причинам во включении спорных периодов работы в льготный страховой стаж, общий стаж, и отказа в назначении досрочной пенсии. Доводы представителя ответчика о том, что архивные справки поступили позже, а также, что не представлена летная книжка истца, суд находит необоснованными, так как указанные документы были уничтожены самим ответчиком, что подтверждено Актом об уничтожении документов.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и ч.6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При таких обстоятельствах, судом установлено, что на день обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, Карлов В.В., имел летную выслугу не менее 25 лет, в связи с чем, в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» имел право на назначение страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, с момента его обращения, т.е. с 01 марта 2022 года.

Таким образом принятое Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю решение об отказе Карлову В.В. в установлении страховой пенсии нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу абзаца 5 ст.94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей. В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В связи с рассмотрением данного гражданского дела истцом Карловым В.В. были понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, подтвержденные квитанцией, которые подлежат взысканию с ответчика, как с проигравшей стороны, в пользу истца в полном объеме, поскольку указанные расходы в полном объеме подтверждены представленными суду документами, понесены истцом в разумных пределах, в связи с необходимостью обращения в суд за защитой нарушенного права. Кроме того, Карловым В.В. были понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме 25 000 рублей, подтвержденные Соглашением об оказании юридической помощи от 29.06.2022, которые, учитывая уровень сложности настоящего дела, объем оказанных представителем услуг, в том числе подготовку документов, составление иска и представительство в суде, время, затраченное на участие представителя в рассмотрении дела, длительность его нахождения в производстве суда, а также сложившиеся в Краснодарском крае расценки на аналогичные услуги (среднюю стоимость квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами Краснодарского края, установленную решением Совета адвокатской палаты Краснодарского края по гонорарной практике от 27.09.2019), исходя из принципа разумности понесенных расходов, суд считает разумными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Карлова Владимира Викторовича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, обязании включить периоды работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости и назначить страховую пенсию с момента обращения, и взыскании судебных расходов – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным отказ ГУ-Отделения ПФР по Краснодарскому краю от 31.05.2022 года № 220000106724/208587/22 об отказе в установлении пенсии Карлову Владимиру Викторовичу – незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю включить Карлову Владимиру Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.п.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 08.06.1988г. по 28.09.1992г. – в должности авиатехника цеха № 4 в Фрунзенском объединенном авиаотряде Киргизского управления гражданской авиации; и с 01.10.1992г. по 14.11.1998г.- в Томском госавиапредприятии в 4 летном отряде в должности бортинженера самолета ТУ 154.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить Карлову Владимиру Викторовичу страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты его обращения, то есть с 01.03.2022 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в пользу Карлова Владимира Викторовича судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей и по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд.

Судья: