К делу № 2-2455/22
ЗОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 28 февраля 2022 года
Советский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи - Зуева М.А., при секретаре судебного заседания - Ершовой Т.Г., с участием: истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования, с учётом уточнения, мотивированы тем, что ФИО1 по адресу: 350040, было направлено регистрируемое почтовое отправление от 27.12.2018 с ШПИ №. В соответствии с информацией, указанной на сайте АО «Почта России», 29 декабря 2018 г. указанное письмо поступило в почтовое отделение Краснодар-40, 31 декабря 2018 г. вышеуказанное заказное письмо было вручено адресату. Но никаких извещений и заказного письма с ШПИ № истец не получал. Следовательно, письмо было выдано не адресату, а информация, указанная на сайте АО «Почта России», не соответствует фактическим обстоятельствам.
Проверкой, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологиях и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, установлено следующее: заказное письмо от 27.12.2018 с ШПИ № доставлено простым порядком, опущено в почтовый ящик (чей непонятно), чем нарушены ст. 16 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 46 (в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234.
27 мая 2019 г. истец обратился к ответчику с письменной досудебной претензией, в которой потребовал возместить моральный вред в размере 5000 руб. за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом. В досудебном порядке, в предусмотренные законом сроки, требования истца удовлетворены не были.
Также, ФИО1 по адресу: 352695,25 августа 2019 г. было направлено регистрируемое почтовое отправление с ШПИ №. В соответствии с информацией, указанной на сайте АО «Почта России», 29 августа 2018 г. указанное письмо поступило в почтовое отделение г. Апшеронск-5, 6 сентября 2019 г. вышеуказанное заказное письмо было вручено адресату. Но никаких извещений и заказного письма с ШПИ № истец не получал. Следовательно, письмо было вручено не адресату, а информация, указанная на сайте АО «Почта России», не соответствует фактическим обстоятельствам.
Проверкой, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, установлено следующее: заказное письмо с ШПИ № 6 сентября 2019 вручено не адресату, указанному на оболочке конверта, а члену семьи, чем нарушены п.5 раздела ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих условий связи, утвержденного постановление Правительства РФ ото 18.02.2005 № 87, ст. 16,17 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 46 (в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234.
7 октября 2019 г. истец обратился к ответчику с письменной досудебной претензией, в которой потребовал возместить моральный вред в размере 5000 руб. за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом. В досудебном порядке, в предусмотренные законом сроки, требования истца удовлетворены не были.
Также, ФИО1 по адресу: 350040, было направлено простое почтовое отправление. Согласно исходящему оттиску календарного почтового штемпеля, находящегося на лицевой стороне конверта (06 05 21 15), указанное почтовое отправление 6 мая 2021 г было сдано в отделение почтовой связи Краснодар-63. Внутри почтового отправления находилось письмо ГУ ФССП по Краснодарскому краю от 22.04.2021г №. Но, на обратной стороне конверта отделением почтовой связи Краснодар-40 был проставлен входящий оттиск календарного почтового штемпеля (08 12 20 11), что противоречит порядку, регламентированному п.7.2, 7.5 Приказа ФГУП «Почта России» от 27 декабря 2018г №469-п. Указанное почтовое отправление было отправлено в номерном конверте (№) по спискам ф. 103-ф, отправитель подтвердил факт отправки своего письма от 22.04.2021г № с датой отправки 6 мая 2021 г.
Так как, при получении указанного почтового отправления, у меня начинали исчисляться процессуальные сроки на обжалование полученного письма, я обратился в отделение почтовой связи Краснодар-40 с устной просьбой о проставлении на конверт (№) входящего оттиска календарного почтового штемпеля, дата и время которого соответствует фактическому времени поступления почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40. В моей просьбе было отказано в грубой форме без объяснения причин отказа.
2 июня 2021 г. истец обратился к ответчику с письменной досудебной претензией, в которой потребовал возместить моральный вред в размере 5000 руб. за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом и проставить на конверт (№) входящий оттиск календарного почтового штемпеля, дата и время которого соответствует фактическому времени поступления почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40. (Приложение №5). В досудебном порядке, в предусмотренные законом сроки, требования истца удовлетворены не были.
По результатам служебной проверки установлено, что дата поступления письма не соответствует фактической и указана некорректно.
Учитывая изложенное, истец считает, что в вышеуказанных случаях, ответчик исполнил обязательства по оказанию услуг почтовой связи не надлежащим образом и расценивает действия (бездействие) ответчика как нарушение его прав как потребителя услуг почтовой связи, в связи с чем просит суд: взыскать с АО «Почта России» компенсацию морального вреда, за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом при доставке и вручении заказного почтового отправления с ШПИ №, в размере 5000 рублей; компенсацию морального вреда, за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом при доставке и вручении заказного почтового отправления с ШПИ №, в размере 5000 рублей; компенсацию морального вреда, за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом при доставке и оформлении простого почтового отправления, в размере 5000 рублей; штраф, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в размере 7500 рублей; обязать АО «Почта России» в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу проставить на конверт простого почтового отправления (№) оттиск входящего календарного почтового штемпеля, дата и время которого будет соответствовать фактическому времени поступления указанного почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40; признать действия (бездействие) сотрудников АО «Почта России» по не надлежащему исполнению ими своих служебных обязанностей, выразившихся в нарушении порядка доставки, оформления, и вручения почтовых отправлений, указанных в иске, незаконными.
Истец в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик - представитель АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика с принятием по делу заочного решения.
Изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из материалов дела усматривается, что ФИО1 по адресу: 350040, было направлено регистрируемое почтовое отправление от 27.12.2018 с ШПИ №. В соответствии с информацией, указанной на сайте АО «Почта России», 29 декабря 2018 г. указанное письмо поступило в почтовое отделение Краснодар-40, 31 декабря 2018 г. вышеуказанное заказное письмо было вручено адресату. Но никаких извещений и заказного письма с ШПИ № истец не получал. Следовательно, письмо было выдано не адресату, а информация, указанная на сайте АО «Почта России», не соответствует фактическим обстоятельствам.
Проверкой, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологиях и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, установлено следующее: заказное письмо от 27.12.2018 с ШПИ № доставлено простым порядком, опущено в почтовый ящик (чей непонятно), чем нарушены ст. 16 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 46 (в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234.
27 мая 2019 г. истец обратился к ответчику с письменной досудебной претензией, в которой потребовал возместить моральный вред в размере 5000 руб. за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом. В досудебном порядке, в предусмотренные законом сроки, требования истца удовлетворены не были.
Также, ФИО1 по адресу: 352695, Краснодарский край, г. Апшеронск, ДД.ММ.ГГГГ было направлено регистрируемое почтовое отправление с ШПИ №. В соответствии с информацией, указанной на сайте АО «Почта России», 29 августа 2018 г. указанное письмо поступило в почтовое отделение г. Апшеронск-5, 6 сентября 2019 г. вышеуказанное заказное письмо было вручено адресату. Но никаких извещений и заказного письма с ШПИ № истец не получал. Следовательно, письмо было вручено не адресату, а информация, указанная на сайте АО «Почта России», не соответствует фактическим обстоятельствам.
Проверкой, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, установлено следующее: заказное письмо с ШПИ № 6 сентября 2019 вручено не адресату, указанному на оболочке конверта, а члену семьи, чем нарушены п.5 раздела ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих условий связи, утвержденного постановление Правительства РФ ото 18.02.2005 № 87, ст. 16,17 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 46 (в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234.
7 октября 2019 г. истец обратился к ответчику с письменной досудебной претензией, в которой потребовал возместить моральный вред в размере 5000 руб. за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом. В досудебном порядке, в предусмотренные законом сроки, требования истца удовлетворены не были.
Также, ФИО1 по адресу: 350040, было направлено простое почтовое отправление. Согласно исходящему оттиску календарного почтового штемпеля, находящегося на лицевой стороне конверта (06 05 21 15), указанное почтовое отправление 6 мая 2021 г было сдано в отделение почтовой связи Краснодар-63. Внутри почтового отправления находилось письмо ГУ ФССП по Краснодарскому краю от 22.04.2021г №. Но, на обратной стороне конверта отделением почтовой связи Краснодар-40 был проставлен входящий оттиск календарного почтового штемпеля (08 12 20 11), что противоречит порядку, регламентированному п.7.2, 7.5 Приказа ФГУП «Почта России» от 27 декабря 2018г №469-п. Указанное почтовое отправление было отправлено в номерном конверте (№) по спискам ф. 103-ф, отправитель подтвердил факт отправки своего письма от 22.04.2021г № с датой отправки 6 мая 2021 г.
Так как, при получении указанного почтового отправления, у меня начинали исчисляться процессуальные сроки на обжалование полученного письма, я обратился в отделение почтовой связи Краснодар-40 с устной просьбой о проставлении на конверт (№) входящего оттиска календарного почтового штемпеля, дата и время которого соответствует фактическому времени поступления почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40. В моей просьбе было отказано в грубой форме без объяснения причин отказа.
2 июня 2021 г. истец обратился к ответчику с письменной досудебной претензией, в которой потребовал возместить моральный вред в размере 5000 руб. за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом и проставить на конверт (№) входящий оттиск календарного почтового штемпеля, дата и время которого соответствует фактическому времени поступления почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40. (Приложение №5). В досудебном порядке, в предусмотренные законом сроки, требования истца удовлетворены не были.
По результатам служебной проверки установлено, что дата поступления письма не соответствует фактической и указана некорректно.
В соответствии со ст. 2 «О почтовой связи»: адресат – гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение; пользователи услуг почтовой связи – граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи;
Исходя из положений ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей», гражданским законодательством РФ, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и с условиями договора, а также несут ответственность за недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений. В силу п. 46 указанных Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора. Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, праве предъявлять отправитель, адресат или уполномоченный представитель заявителя. (пункт 63 правил).
Следовательно, истец, будучи адресатом (получателем) почтовых отправлений, направленных в его адрес, является пользователем (потребителем) почтовых услуг, а потому вправе требовать возмещения ущерба (в том числе возмещения морального вреда) за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом; т.е., права пользователя услуг почтовой связи защищаются, в том числе Законом РФ «О защите прав потребителей», в соответствии со ст. 15 которого, пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем (оператором почтовой связи) прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации.
В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В результате не надлежащего исполнения ответчиком обязательств по оказанию услуг почтовой связи истцу причинен моральный вред.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Так как, ответчик не выдал истцу указанные письма ( №), то он нарушил право истца на получение почтовых отправлений по своему почтовому адресу, а также, право истца на получении информации, содержащейся в документах, вложенных в указанные почтовые отправления. При доставке простого почтового отправления было нарушено право истца на получение почтового отправления, оформленного в соответствии с порядком, установленному п.7.2, 7.5 Приказа ФГУП «Почта России» от 27 декабря 2018г № 469-п.; при этомсуд находит исковые требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению, однако размер компенсации морального вреда находит завышенным, подлежащим снижению до 1000 рублей, по каждому из трёх заявленных аналогичных требований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, основания для взыскания штрафа возникают в любом случае, когда ответчик добровольно не удовлетворил обоснованные требования потребителя.
С учетом изложенного, а также с учётом частичного удовлетворения искового заявления с АО "Почта России" в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1 500 рублей, что отвечает требованиями разумности и справедливости.
Также, суд находит законным и обоснованным требование истца о возложении на ответчика обязанности, в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу проставить на конверт простого почтового отправления (№) оттиск входящего календарного почтового штемпеля, дата и время которого будет соответствовать фактическому времени поступления указанного почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда, за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом при доставке и вручении заказного почтового отправления с ШПИ №, в размере 1000 рублей; компенсацию морального вреда, за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом при доставке и вручении заказного почтового отправления с ШПИ №, в размере 1000 рублей; компенсацию морального вреда, за оказание услуг почтовой связи не надлежащим образом при доставке и оформлении простого почтового отправления, в размере 1000 рублей; штраф, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в размере 1500 рублей.
Обязать АО «Почта России» в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу проставить на конверт простого почтового отправления (№) оттиск входящего календарного почтового штемпеля, дата и время которого будет соответствовать фактическому времени поступления указанного почтового отправления в отделение почтовой связи Краснодар-40; признать действия (бездействие) сотрудников АО «Почта России» по не надлежащему исполнению ими своих служебных обязанностей, выразившихся в нарушении порядка доставки, оформления, и вручения почтовых отправлений, указанных в иске, незаконными.
Признать действия (бездействие) сотрудников АО «Почта России» по не надлежащему исполнению ими своих служебных обязанностей, выразившихся в нарушении порядка доставки, оформления, и вручения почтовых отправлений, указанных в иске, незаконными.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено: 07.02.2022 г.
Судья: