ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2456 от 24.06.2011 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-2456/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 года г.Ставрополь

Промышленный районный суд г.Ставрополя Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Теппоевой Н.В.

При секретаре Самоденко С.А.

С участием представителя истца помощника прокурора Ставропольского края Шеховцова Ю.Ю., представителя ответчика ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя ФИО3, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации г.Ставрополя ФИО4, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей Правительства Ставропольского края ФИО5, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первого заместителя прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ФИО1, Администрации г.Ставрополя о признании недействительными постановления главы г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утвержде­нии акта выбора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на за­пад от ориентира - подстанции , расположенной по ; постановления главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О предостав­лении ФИО1 земельного участка для строительства объектов складского назначения по ; признании договора аренды земельного участка №, площадью  кв.м, расположенного по , када­стровый номер: №, недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействи­тельности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации с иском (впоследствии уточненным) к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ФИО1, Администрации г.Ставрополя о признании недействительными постановления главы г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утвержде­нии акта выбора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на за­пад от ориентира - подстанции , расположенной по ; постановления главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О предостав­лении ФИО1 земельного участка для строительства объектов складского назначения по ; признании договора аренды земельного участка №, площадью  кв.м, расположенного по , када­стровый номер: №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с ФИО1, недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействи­тельности ничтожной сделки.

Представитель истца помощник прокурора Ставропольского края Шеховцов Ю.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта вы­бора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на запад от ориенти­ра - подстанции , расположенной по  утвержден акт выбора земельного участка, площадью  кв.м. из зе­мель населенных пунктов в  метрах на запад от ориентира – подстанции , расположенной по , находившегося в собственности Ставропольского края в силу закона. Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении ФИО1 земельного участка для строительства объектов складского назначения по  ФИО1 предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастро­вым номером №, площадью  кв.м. для строительства объек­тов складского назначения по  из земель населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, в лице директора ФИО7 с ФИО1. заключен договор аренды указанного земельного участка №, зарегистрированный управлением Федеральной службы государствен­ной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной в марте 2011 года прокуратурой Ставропольского края проверки было установлено, что предоставленный в аренду ФИО1 земельный участок, расположен на территории природного почвенно-ботанического заказника «Ставропольский чернозем». Согласно договору аренды земельного участка №, в соответствии с постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок ФИО1 предоставлен для строительства объектов склад­ского назначения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, об­щей площадью  кв.м. Срок аренды участка установлен - 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 № 383 «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский Чернозем» территория, площадью 50 га, находящаяся в пользовании краевого совета оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) на землях 533 квартала в г. Ставрополе была объявлена особо охраняемой природной территорией регионального значения. На основании указанного постановления губернатора Ставропольского края ООО «СтавропольТИСИЗ» в августе 1997 подготовлено землеустроительное дело, которым установлены и закреплены границы природного почвенно-ботанического заказника «Ставропольский Чернозем». Зе­мельный участок, с кадастровым номером №, площадью  кв.м, предоставленный в аренду ФИО1., расположен на территории указанного природного почвенно-ботанического заказника «Ставропольский чернозем». Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также пунктом 10 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 27, ст. 95 Земельного кодекса Российской Феде­рации земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий. В соответствии со статьей 24 Федерального закона №33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам или их компонентам. Согласно п.1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику. Согласно ст.608 ГК РФ арендодателями могут быть также другие лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. По имеющейся информации органы власти Ставропольского края не принимали специальный распорядительный акт о передаче земельного участка с кадастровым номером №, площадью  кв.м. в аренду ФИО1 При таких обстоятельствах договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № недействителен (ничтожен) на основании статьи 168 ГК РФ. По этим же основаниям являются недействительными и оспариваемые постановления администрации г.Ставрополя. Нарушения прав неопределенного круга лиц представитель прокуратуры края мотивировал ссылкой на конституционную норму о праве каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и ок­ружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые яв­ляются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, прожи­вающих на территории Российской Федерации. Просит суд признать недействительными постановление главы г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утвержде­нии акта выбора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на за­пад от ориентира - подстанции , расположенной по ; постановление главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О предостав­лении ФИО1 земельного участка для строительства объектов складского назначения по  признать договор аренды земельного участка №, площадью  кв.м, расположенного по , када­стровый номер: №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с ФИО1, недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия недействи­тельности ничтожной сделки.

Представитель ответчика Администрации г.Ставрополя, действующий по доверенности ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что издавая оспариваемые прокуратурой края постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № орган местного самоуправления не нарушал права субъекта Российской Федерации на распоряжение имуществом государственного природного заказника «Ставропольский чернозем», так как участок, предоставленный по оспариваемым постановлениям и договору не входит в границы его территории, при этом, само постановление губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 № 383 «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольским чернозем» отменено губернатором края 27 мая 2011 года. Из чего следует, что заявление прокуратуры края не основывается на действующих нормативных актах. Кроме того, с момента издания постановления №383 до декабря 2009 года не были завершены работы по формированию земельного участка, в пределах границ которого, расположен заказник «Ставропольский чернозем», поэтому ссылки прокуратуры о нахождении земельного участка в пределах границ заказника основаны на предположении, наложений и пересечений участков заказника и находящегося в аренде у ФИО1 не имеется. Существующие границы заказника определены его собственником-органом государственной власти Ставропольского края и говорить о нарушении его прав в настоящем деле оснований не имеется. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, действующая по доверенности ФИО3, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что предоставленный в аренду ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № расположен за пределами территории, занятой государственным природным заказником «Ставропольский чернозем». Сам заказник, как участок территории, был сформирован в декабре 2009 года. Распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя) от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Сведения о заказнике как о зоне с особым режимом использования территории внесены в государственный кадастр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ №. В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют сведения о пересечении земельного участка с кадастровым номером № с какими-либо другими земельными участками. Таким образом, спорный земельный участок предоставлен ФИО1 в установленном законом порядке, из земель поселений, а оспариваемые постановления и договор аренды земельного участка ничьи права и законные интересы не нарушают. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО1, действующий по доверенности ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что заявление прокуратуры края основывается на отмененном постановлении губернатора края №383. Вместе с тем, исходя из положений пункта 11, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 недействующий правовой акт не порождает правовых последствий. Об этом же говорится в определении краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу по заявлению ФИО1 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления губернатора Ставропольского края №383. В резолютивной части данного определения краевой суд разъяснил гр-ну ФИО1 его право при рассмотрении в исковом порядке гражданских дел, просить суд о неприменении недействующего нормативного правового акта, о чем в данном деле и просит суд ответчик. Кроме того, земельный участок, предоставленный ФИО1, никогда не входил в пределы территории занимаемой государственным природным заказником «Ставропольский Чернозем» и не пересекался с его границами. Об этом свидетельствуют материалы дела - кадастровый паспорт земельного участка, ответ управления Росреестра, постановление правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р и пр. документы. Земельный участок, занятый заказником «Ставропольский чернозем», поставлен на кадастровый учет в декабре 2009 года, т.е. до издания оспариваемых постановлений и заключения оспариваемого договора, поставлен на учет по волеизъявлению собственника-органа государственной власти Ставропольского края. Таким образом, предоставление в аренду земельного участка ответчику прав субъекта РФ, других лиц нарушить не могло. Землеустроительное дело, подготовленное ООО «СтавропольТИСИЗ», на которое ссылается прокуратура края, как на документ, установивший в августе 1997 года границы государственного заказника «Ставропольский Чернозем», принят с нарушением действующего законодательства и не может быть положен в основу исковых требований. При этом, земельный участок, границы которого определялись в рамках данного землеустроительного дела, никогда не ставился на кадастровый учет и объектом гражданских прав являться не мог, а преамбула Федерального закона №33 определяет особо охраняемую природную территорию прежде всего как участок земли, из чего следует, что довод прокуратуры края о наложении земельного участка, предоставленного в аренду ФИО1 на территорию, занятую природным заказником, необоснован. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок на оспаривание ненормативного правового акта орган местного самоуправления. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Правительства Ставропольского края, действующая по доверенности ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в 1997 году, когда было принято постановление Губернатора края от 10.06.1997 № 383 «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский Чернозем», территория заказника не была сформирована как земель­ный участок, сведения о нем не вносились в Государственный кадастр объек­тов недвижимости, и, как следствие, не осуществлена регистрация права соб­ственности Ставропольского края на указанную территорию, разграничение на землю началось в двухтысячные года. В 1997 году речь не шла о разграничении государственной собственности на землю. Это началось с 2000г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК было образовано в 2004 году и с этого времени ведется работа по установлению границ заказника, их утверждению и регистрации прав собственности на землю и земельные участки. Установление границ заказника «Ставропольский чернозем» произошло в декабре 2009 года и произведено с учетом мнения администрации края. В настоящее время заказник находится в ведении министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Предоставление земельного участка ФИО1, согласно оспариваемым постановлениям и договору аренды земельного участка, интересов администрации края не нарушает. Кроме того, постановление Губернатора края от 10.06.1997 № 383 «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский Чернозем» постановлением Губернатора края от 27 мая 2011 года № 368 признано утратившим силу. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Правительства Ставропольского края, действующая по доверенности ФИО6, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дала пояснения аналогичные данным представителем ФИО5 Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК в судебное заседание не явился, судом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явился, судом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства. Представлен отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве представитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя и ФИО1 на основании Постановления главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на 3 года. Предметом договора выступил земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью  кв.м., разрешенное использование для строительства объектов складского назначения. Для государственной регистрации был предоставлен пакет документов, юридическая сила которых, а также законность сделки, в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации, была проверена Управлением, в результате чего оснований для отказа или приостановления регистрации установлено не было. Как следует из кадастрового паспорта, земельный участок относится к землям населенных пунктов. Согласно письма Министерства природных ресурсов и окружающей среды СК испрашиваемый земельный участок в состав особо охраняемых природных территорий не входит, находится за пределами земель лесного фонда государственного учреждения «Ставропольское лесничество» и лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов категории «Городские леса». Выбор земельного участка для размещения указанного объекта не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при соблюдении в процессе его строительства требований природоохранного законодательства. Просит суд рассмотреть заявленные требования на усмотрение суда. Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствие со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.251 ГПК РФ прокурор, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что постановлением администрации г.Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на запад от ориентира-подстанции , расположенной по  утвержден акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласовано ФИО1 место размещения объектов складского назначения на земельном участке, площадью  кв.м., из земель населенных пунктов в  метрах на запад от ориентира – подстанции , расположенной по  согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д.24).

В соответствие со ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

На основании вышеуказанного постановления администрации г.Ставрополя, заявления ФИО1 постановлением администрации г.Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером № площадью  кв.м. для строительства объектов складского назначения из земель населенных пунктов, которому присвоен почтовый адрес:  (л.д.13-14).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка № выданного ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу ориентира: , площадью  кв.м. относится к землям населенных пунктов (л.д.22).

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, в лице директора ФИО7 с ФИО1 заключен договор аренды указанного земельного участка №, который зарегистрирован Управлением Федеральной службы государствен­ной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору, ФИО1 в аренду сроком на 3 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , площадью  кв.м. для строительства объектов складского назначения (л.д.16-21).

Судом установлено, что постановлением губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский Чернозем» территория, площадью 50 га, находящаяся в пользовании краевого совета оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) на землях 533 квартала в г. Ставрополе была объявлена особо охраняемой природной территорией регионального значения.

В соответствие с вышеуказанным постановлением в 1997 году ООО «СтавропольТИСИЗ» подготовлено землеустроительное дело, устанавливающее и закрепляющее границы природоохранного почвенно-ботанического заказника «Ставропольский чернозем» на землях администрации г.Ставрополя, согласно которому площадь заказника составила 50,05 га, его граница проходит по территории Ставропольского аэродрома (РОСТО) (л.д.26-57).

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ министром природных ресурсов и охраны окружающей среды СК главе г.Ставрополя в целях сохранения реликтового первичного чернозема как эталона оценки "состояния и степени изменения почв на территории Ставропольского края было предложено увеличить площадь государственного природного заказни­ка краевого значения «Ставропольский чернозем» до 99,8га. Площадь заказника (50.5 га) недостаточна и может быть увеличена за счет включения в за­казник земель, используемых аэродромом РОСТО.

В письме № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы г.Ставрополя (директор комитета градостроительства администрации г.Ставрополя) указал, что возможность увеличения площади государственного природного заказника «Ставропольский чернозем» с 50,5 га до 99,8 га целесообразно рассмотреть после корректировки проекта застройки II очереди Юго-Западного района.

Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, усматривается, что в 2008 году министерством были проведены мероприятия по комплексному экологическому обследованию заказника «Ставропольский чернозем» и прилегающей территории и подготовлен проект границ заказника.

Распоряжением заместителя главы г.Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя) № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №: категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для размещения почвенно-ботанического заказника «Ставропольский чернозем»; местоположение - , в  м на северо-запад от ориентира жилой , расположенный на  в .

В связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ООО «Кадастровый центр» были проведены кадастровые работы, по результатам выполнения которых, ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: , в 800 м на северо-запад от ориентира жилой . Согласно указанному межевому плану земельный участок площадью 500114 кв.м. образован из земель муниципального образования г.Ставрополя в кадастровом квартале № на землях населенных пунктов в соответствие с Земельным законодательством РФ. В границах формируемого земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства. Доступ к земельному участку обеспечен от земель общего пользования. В границах земельного участка обременений и ограничений не зарегистрировано.

Распоряжением заместителя главы г.Ставрополя (директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя) № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №: категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для размещения объектов складского назначения; местоположение – , в  метрах на запад от ориентира – подстанции , расположенной по

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в 2009 году обратился в Администрацию г.Ставрополя с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, находящегося по адресу:  для строительства объектов складского назначения.

По результатам рассмотрения материалов по выбору земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, ФИО1, письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК № от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что земельный участок площадью  кв.м., испрашиваемый для строительства указанного объекта, в состав особо охраняемых природных территорий не входит; разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых: расположен за пределами границ водоохранных зон поверхностных водных объектов. Находится за пределами земель лесного фонда государственного учреждения «Ставропольское лесничество» и лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов категории «Городские леса». Выбор участка для размещения указанного объекта не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при соблюдении в процессе его строительства требований природоохранного законодательства.

Из письма Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя №исх от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что  граничит с территорией заказника «Ставропольский чернозем».

В письме Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что сведения о заказнике «Ставропольский чернозем», как о зоне с особым режимом ис­пользования территорий внесены в государственный кадастр объектов не­движимости ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материа­лов «Комплексное экологическое обследование территории государственно­го природного заказника краевого значения «Ставропольский чернозем» в границах муниципального образования г. Ставрополя», устанавливающее со­ответствие документов и (или) документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК № от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу проведения экологической экспертизы проекта постановления губернатора СК от ДД.ММ.ГГГГ №, материалы, обосновывающие придание статуса государственного природного заказника «Ставропольский чернозем» государственную экологическую экспертизу не проходили.

Из ответа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границы государственно­го природного заказника краевого значения «Ставропольский чернозем» полностью входит земельный участок с кадастровым номером №. Также указано, что в сведениях государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, отсутствует информация о Заказнике. В сведениях ГКН имеется земельный участок с разрешенным использованием «для размещения почвенно-ботанического заказника «Ставропольский чернозем», площадью 500114 кв.м., поставленный на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, конфигурация которого не совпадает с полученной в результате внесения предоставленных сведений о заказнике.

Статьи 42 и 58 Конституции РФ закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.95 ЗК РФ государственные природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», абзацу 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Доказательства того, что уполномоченными органами и лицами принимались акты, разграничивающие права собственности на земельный участок, являющийся предметом спора по данному делу, суду не представлено, следовательно, правом на распоряжение указанным земельным участком, обладает уполномоченный орган местного самоуправления г. Ставрополя.

В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать права владения, пользования и распоряжения своим имуществом другим лицам, оставаясь собственником, и иным образом распоряжаться им.

Согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В силу ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствие с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" материалы, обосновывающие придание территориям, объектам регионального уровня, правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, направляются для проведения экологической экспертизы. Указанная экспертиза осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно материалам дела, материалы комплексного экологического обследования территории, объявленной постановлением Губернатора Ставропольского края от 10 июня 1997 года № 383 государственным природным заказником краевого значения - «Ставропольский Чернозем», с целью придания этой территории статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, в нарушение положений статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не прошли государственную экологическую экспертизу.

Кроме того, доводы истца о том, что границы заказника до 28 декабря 2009 года, были установлены постановлением губернатора СК №383 от 10 июня 1997 года и определены на основании землеустроительного дела, подготовленного в августе 1997 ООО «СтавропольТИСИЗ» также необоснован.

Землеустроительные работы проводились после издания постановления №383 от 10 июня 1997 года. Кроме того, соответствующие землеустроительные документы не были утверждены уполномоченными лицами. В соответствии с Инструкцией по межеванию территории, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года (параграф 14) комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает следующие документы:

- технический проект или техническое задание на межевание земельного участка;

- акт установления и согласования границ земельного участка на местности;

- чертеж границ земельного участка;

- акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

Между тем, из представленного в суд землеустроительного дела следует, что технический проект (техническое задание) руководителем комитета по земельным ресурсам г. Ставрополя не утверждался, не утверждены им и другие документы по землеустройству. Земельный участок, в отношении которого проводились землеустроительные работы, на кадастровый учет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и порядка заполнения форм госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 475 от 15.04.96, действовавшим в тот период, не ставился.

Кроме того, в настоящее в связи со вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" внесены принципиальные изменения в части оформления документов на земельные участки.

Так, Законом N 66-ФЗ внесены изменения в Закон N 78-ФЗ, в соответствии с которыми земельные участки и их части исключены из числа объектов землеустройства. В связи с чем, представленное истцом землеустроительное дело не является доказательством определения границ заказника «Ставропольский чернозем».

Исходя из положений статьи 11 ГПК РФ суд разрешает дела на основании действующих нормативных правовых актов. Постановление губернатора Ставропольского края №383 от 10 июня 1997 года было оспорено ФИО1 в Ставропольский краевом суде по тем основаниям, что в нарушение требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона №33 вопрос о создании названного природного заказника не был согласован с органами местного самоуправления г.Ставрополя на территории которого заказник располагается.

До рассмотрения указанного дела по существу Губернатор Ставропольского края постановлением от 27 мая 2011 года № 368, вступившим в силу со дня его подписания, признал утратившим силу постановление Губернатора Ставропольского края от 10 июня 1997 года № 383 «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский Чернозем». В связи с чем, производство по вышеуказанному делу было прекращено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при рассмотрении данного дела постановление губернатора Ставропольского края от 10 июня 1997 года № 383 «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Ставропольским чернозем» применению не подлежит, поскольку является недействующим и не порождающим правовых последствий.

27 мая 2011 года постановлением Правительства Ставропольского края №200-п на территории муниципального образования г.Ставрополя Ставропольского края образован государственный природный заказник краевого значения «Ставропольский чернозем» и утверждены Положение о Заказнике и его границы. Согласно Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Ставропольский Чернозем», территория Заказника включает в себя земельный участок с кадастровым номером 26:12:011401:79 и составляет 50,01 гектара.

Таким образом, в настоящее время указанный государственный природный заказник действует в соответствии с постановлением правительства Ставропольского края от 27 мая 2011 года №200-р. Именно указанное постановление определяет границы государственного заказника «Ставропольский Чернозем», устанавливает его задачи и режим. Из данного постановления следует, что заказник «Ставропольский чернозем» и земельный участок, предоставленный ФИО1 в соответствии с оспариваемыми постановлениями и договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, имеют общую границу, наложений не имеют.

Доводы истца о том, что указанный земельный участок, который в соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № входит в состав территории государственного природного заказника краевого значения «Ставропольский чернозем», в силу чего оспариваемые постановления не соответствуют данному нормативному правовому акту и нарушают права собственника - субъекта Российской Федерации по распоряжению принадлежащим ему имуществом, являются необоснованными и не подтверждены материалами дела.

Утверждение истца, что предоставленный ФИО1 земельный участок находится в пределах территории государственного заказника «Ставропольский чернозем» также не подтвержден материалами дела и не основан на действующих нормативно-правовых актах.

Кроме того, земельный участок, в пределах территории которого образован указанный заказник постановлением Правительства Ставропольского края от 27 мая 2011 года №200-р, был поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2009 года, т.е. до издания оспариваемых истцом постановлений и до заключения с ФИО1 договора аренды. Границы заказника были определены органом власти субъекта РФ и органами местного самоуправления с учетом соответствующих согласований и проведения государственной экологической экспертизы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предоставление ФИО1 в аренду земельного участка, площадью 81 870 кв.м., из земель населенных пунктов в 460 метрах на запад от ориентира – подстанции «Центральная», расположенной по  для размещения объектов складского назначения, не нарушает чьих-либо прав, что также пояснила в судебном заседании представитель правительства Ставропольского края.

Из изложенного также следует, что земельный участок, в пределах которого расположен природный заказник «Ставропольский чернозем», приобрел статус именно земельного участка, исходя из положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ, с момента определения его границ в соответствии с федеральным законодательством, т.е. с 28 декабря 2009 года и наложений, пересечений его границ с границами участка, предоставленного ФИО1 в аренду, не имеет.

В соответствии с п. 6 Постановления N 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Оспариваемые заместителем прокурора СК постановления главы г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утвержде­нии акта выбора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на за­пад от ориентира - подстанции  расположенной по  от ДД.ММ.ГГГГ № «О предостав­лении ФИО1 земельного участка для строительства объектов складского назначения по  не противоречат и соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным органом, в пределах его компетенции, каких-либо прав субъекта РФ, либо неопределенного круга лиц не нарушают, следовательно, договор аренды, заключенный ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с ФИО1, нельзя признать недействительной (ничтожной) сделкой.

При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования заместителя прокурора СК необоснованными, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению.

Определением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 04 апреля 2011 года были приняты обеспечительные меры.

В соответствии с ч. 1. ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе суда.

Поскольку гражданское дело рассмотрено по существу, суд считает, что необходимость в обеспечительных мерах отпала, в связи с чем, меры по обеспечению иска подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.144,194-199,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора СК, выступающего в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ФИО1, Администрации г.Ставрополя о признании недействительными постановления главы г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утвержде­нии акта выбора земельного участка, согласовании ФИО1 места размещения объектов складского назначения в  метрах на за­пад от ориентира - подстанции , расположенной по ; постановления главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О предостав­лении ФИО1 земельного участка для строительства объектов складского назначения по ; признании договора аренды земельного участка №, площадью  кв.м, расположенного по , када­стровый номер: №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя с ФИО1, недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействи­тельности ничтожной сделки – отказать.

Отменить меры по обеспечению иска, принятые определением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 04 апреля 2011 года в виде запрета ФИО1 совершать сделки и иные действия, которые могут повлечь обременение правами третьих лиц земельного участка, площадью  кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по  , запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю регистрацию сделок, совершенных ФИО1 с земельным участком, площадью  кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по .

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Теппоева Н.В.