ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2457/2016 от 25.01.2017 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-71/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2017 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Рудомаха А.А.,

при секретаре Благовой Г.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ПАО «Кубаньэнерго» о признании незаконным отказа в опломбировании прибора учета электрической энергии и его опломбировании,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ПАО «Кубаньэнерго» о признании незаконным отказа в опломбировании прибора учета электрической энергии и его опломбировании в доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. ФИО4, <адрес> указав, что 1 июля 2016 года в ходе проведения плановой проверки показаний прибора учета составлен акт <№>, по которому предписано произвести замену счетчика на новый в связи с истечением периода поверки. Она приобрела новый электросчетчик и отдала его на поверку ответчику, 30 сентября 2016 года ей вернули счетчик с пломбами, а она в тот же день подала заявление о замене счетчика. Однако, 7 октября 2016 года ей было отказано в замене существующего счетчика, поскольку ее счетчик предназначен для установки в помещении, а новый необходимо установить на фасаде дома на границе балансовой принадлежности. 31 октября 2016 года она сама произвела замену счетчика, о чем сообщила ответчику, которого просила опломбировать прибор учета. Но до настоящего времени ее заявление оставлено без ответа. Считает отказ общества неправомерным, поскольку опломбирование входит в его обязанности, а требование по установке прибора учета вне жилого дома, нарушает ее права потребителя и влечет для нее дополнительные затраты, связанные с его демонтажем и переустановкой, а также обеспечением целостности и сохранности, защиты от третьих лиц, погодных условий.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 просил иск удовлетворить, пояснив, что согласование места установки прибора учета с сетевой организацией не требуется в случае замены ранее установленного прибора учета.

Представитель ПАО «Кубаньэнерго» ФИО2 просил в удовлетворении иска отказать, мотивировав тем, что в соответствии с п.148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 сетевая организация вправе отказать в согласовании места установки, схемы подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета, при несоответствии предложенных собственником в запросе мест установки схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 144 Основных положений прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок от 11.07.2007 <№>, границей разграничения балансовой принадлежности является контактное присоединение ответвления от ВЛ-0,22 (0,4) кВ от опоры № 2/3 фидера 4 ТП • Р-5-375 к вводу в домовладение, соответственно прибор учета ФИО3 должен быть установлен на границе раздела балансовой принадлежности, а именно на фасаде здания, с соблюдением требований законодательства РФ и техническая возможность для этого имеется, о чем в ответе на запрос от 30.09.2016 года о согласовании места установки и метрологических характеристик прибора учета истцу даны разъяснения.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с ч.3 ст.543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права <№> от 17 сентября 2007 года и <№> от 7 мая 2013 года ФИО3 на основании договора дарения от 20 августа 2007 года является собственником земельного участка площадью 1869 кв. м и жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. ФИО4, <адрес>

Как установлено в судебном заседании, ФИО3 в письменном виде не заключила с ПАО «Кубаньэнерго» договор на отпуск электрической энергии физическому лицу для бытовых нужд в установленном порядке.

На основании ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является следующее: коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.

Согласно пунктам 6 и 7 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Из п. 27 этих же правил следует, что заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией осуществляется в порядке, указанном в пунктах 23 и 24 настоящих Правил.

В силу п.23 Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных вподпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д","з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.

Согласно п. 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Из указанных норм следует, что договор на отпуск электрической энергии физическому лицу для бытовых нужд является публичным, а поэтому фактически заключен с новым собственником домовладения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. ФИО4, 52, с момента возникновения права собственности на жилое помещение и потребления ею, как собственницей, коммунальной услуги по электроснабжению указанного домовладения.

Как видно из акта <№> от 1 июля 2016 года ОАО "Кубаньэнерго" при проверке прибора учета электроэнергии, установленного в жилом доме ФИО3, выявлено, что прибор не пригоден для осуществления расчетов. По данному факту составлен акт, по которому узел учета электроэнергии в качестве расчетного не допускается, истцу предложено заменить электросчетчик, ввод до прибора учета выполнить самонесущим цельным изолированным проводом сечением СИП2х16, установить вводной автомат на 25 А, установить поверенный прибор учета класса точности не ниже 2,0 и на высоте не выше 1,7 м.

Правоотношения сторон спора в данном случае регулируются положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442.

В соответствии с п. 146 Основных положений установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, требования к местам установки приборов учета электроэнергии не установлены, в связи с чем, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии в противоречия с указанными Правилами не вступают.

Согласно п. 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Пунктом 148 Основных положений установлено, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес одной из следующих организаций: гарантирующему поставщику либо сетевой организации

В таком запросе должны быть указаны: реквизиты и контактные данные лица, направившего запрос, включая номер телефона; место нахождения и технические характеристики энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых лицо, направившее запрос, имеет намерение установить или заменить систему учета либо прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета; метрологические характеристики прибора учета, в том числе его класс точности, тип прибора учета, срок очередной поверки, места установки существующих приборов учета, в том числе входящих в состав измерительного комплекса или системы учета; предлагаемые места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологические характеристики прибора учета (в случае наличия у заявителя таких предложений).

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), получивший указанный запрос, обязан в течение 15 рабочих дней со дня его получения согласовать его с указанной в настоящем пункте сетевой организацией и передать лицу, направившему запрос, ответ такой сетевой организации. Сетевая организация в течение 12 рабочих дней со дня получения запроса от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), осуществляет согласование мест установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета.

Сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях: отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации; несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

Из искового заявления следует, что истец, согласившись с актом в части непригодности прежнего прибора учета для расчетов потребленной электроэнергии, демонтировала его, приобрела новый прибор учета и 30 сентября 2016 года обратилась к ответчику с заявлением о замене счетчика.

Однако, получила отказ ПАО «Кубаньэнерго» от 7 октября 2016 года по тем основаниям, что установка прибора учета должна быть произведена на границе раздела балансовой принадлежности, поскольку имеется такая техническая возможность, тогда как предложенный ею электросчетчик предназначен для установки в закрытом помещении.

Как видно из заявления ФИО3 от 31 октября 2016 года, она сообщала ПАО «Кубаньэнерго» о том, что в этот день она самостоятельно осуществила замену существующего старого счетчика на новый, в связи с чем, просила принять его в эксплуатацию и опломбировать.

Согласно письму ПАО «Кубаньэнерго» от 17 ноября 2016 года, общество разъясняло истцу о его праве отказать в согласовании места установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета, при несоответствии предложенных собственником запросе мест установки, схем подключения требованиям законодательства РФ, а также вновь о том, что прибор учета должен быть установлен на границе раздела балансовой принадлежности.

Таким образом, истцом в установленном п.148 Основными положениями порядке согласование места установки прибора учета не произведено, поскольку ответчик уже в письме от 7 октября 2016 года требовал установить прибор учета на границе балансовой принадлежности.

При этом, разделом X Основных положений возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.

Как предусмотрено п.2 Основных положений точкой поставки на розничном рынке является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Как видно из акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок <№> 11 июля 2007 года, границей разграничения балансовой принадлежности между энергоснабжающей организацией и потребителем является контактное присоединение ответвления от ВЛ-0,22 (0,4) кВ от опоры № 2/3 фидера 4 ТП • Р-5-375 к вводу в домовладение.

Однако, данный акт подписан с предыдущим собственником жилого дома ФИО5 (матерью истца), подарившей 20 августа 2007 года своей дочери ФИО3 это домовладение, а из п. 10.3 акта следует, что он подлежит пересмотру при смене собственника домовладения, тогда как установлено судом с новым собственником граница балансовой принадлежности не пересматривалась.

Таким образом, балансовая принадлежность сетей электроснабжения сторонами в настоящее время не определена.

По общему правилу, пунктом п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, граница балансовой принадлежности определяется как линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок; а точка присоединения к электрической сети определяется как место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которыми понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном праве энергопринимающие устройства.

Таким образом, требования ответчика об установке прибора учета на границе жилого дома потребителя (на внешней стене жилого дома) либо на границе земельного участка потребителя, основаны на приведенных выше нормах, при этом, истцу письмами ответчика от 7 октября 2016 года и 17 ноября 2016 года дважды разъяснялся порядок замены прибора учета, в них указано по какой причине прибор истца не может использоваться, что свидетельствует о соответствии действий ответчика требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Доводы представителя истца о том, что согласование места установки прибора учета с сетевой организацией не требуется в случае замены ранее установленного прибора учета опровергаются п. 148 Основных положений, согласно которому согласование не требуется, если при этом не изменяется место установки прибора учета, тогда как ответчик требовал установить прибор учета на границу разграничения балансовой принадлежности.

Его же ссылка на пункт 1.5.27 Правил устройства электроустановок, по которому счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С, также не может быть принята судом, поскольку Шестым изданием (утв. Глав-техуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979), допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки (абзац 3 п. 1.5.27, п.1.5.30).

Помимо этого, его доводы о том, что установка прибора учета не на прежнем месте связана с дополнительными финансовыми и физическими затратами для истца, не может служить основанием для признания незаконными действий ПАО «Кубаньэнерго», отказавшего в опломбировании прибора учета, установленного истцом в несогласованном между сторонами месте.

Учитывая изложенное, суд отказывает ФИО3 в удовлетворении иска к ПАО «Кубаньэнерго» о признании незаконным отказа в опломбировании прибора учета электрической энергии и его опломбировании.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований к ПАО «Кубаньэнерго» о признании незаконным отказа в опломбировании прибора учета электрической энергии и его опломбировании.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 30 января 2017 года.

Председательствующий

Справка: решение не вступило в законную силу.