ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2458/2020КОПИ от 04.12.2020 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2458/2020 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 04 декабря 2020 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Третьяковой М.В.,

при секретаре Хасимовой Э.И.,

с участием представителя ответчика, третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Тимсервис» о признании действий неправомерными, взыскании компенсации морального вреда, судебных, транспортных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ООО «Тимсервис», с учетом уточнения просит признать незаконными действия ответчика по предоставлению платежных документов на оплату коммунальных услуг с нарушением конечных сроков, установленных законодательством РФ за июнь 2020г., обязать ответчика возместить истцу компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 2500 руб., установленные судом, расходы по оплате услуг представителя в размере 5200 руб., транспортные расходы в размере 150 руб.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что он является собственником квартиры в МКД по адресу: <адрес>. Фактом оказания ответчиком коммунальной услуги является счет-квитанция, для оплаты коммунальных услуг по теплоснабжению и ГВС, по которой он ежемесячно оплачивал ООО «Тимсервис». Истец, являясь пенсионером, самостоятельно не мог разобраться в отношениях по предоставлению коммунальной услуги теплоснабжения и ГВС, и конечным срокам представления квитанций для оплаты, в результате обратился к поверенному. Ответчик на дату 01.07.2020 не представил платежный документ для оплаты за коммунальную услугу, указав, что срок предоставления платежных документов для оплаты за коммунальные услуги, должны предоставляться не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Поверенный оформил претензию, в которой просил направить квитанцию и указать причины не предоставления в установленный срок. Квитанция для оплаты поступила 06.07.2020 года от ПАО «Пермэнергосбыт», однако ответа на претензию до настоящего времени не поступило. Способ доставки расчетных документов не регламентирован, следовательно, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который организация, в том числе ресурсоснабжающая, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана представить потребителям.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть без его участия, на требованиях настаивает.

Представитель ответчика ООО «Тимсервис», третьего лица ПАО «Пермэнергосбыт» ФИО1 исковые требования не признала, указав, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Решением Кунгурского городского суда от 07.09.2020г., вступившего в законную силу 18.11.2020г., удовлетворены исковые требования ФИО2 к ПАО «Пермэнергосбыт» о признании действий незаконными по предоставлению потребителю платежного документа на оплату коммунальных услуг за июнь 2020г. с нарушением сроков, установленных законодательством РФ, взыскана компенсация морального вреда в размере 200 руб., штраф 100 руб. и судебные расходы в размере 5200 руб. Предмет и основания иска по обоим делам идентичны, поскольку платежные документы на оплату коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды направляются в адрес истца ПАО «Пермэнергосбыт» - агентом ООО «Тимсервис» в рамках агентского договора, в том числе и за спорный период – июнь 2020г. Кроме того, указала, что жилищное законодательство не регламентирует способы доставки платежных документов. Платежные документы на оплату коммунальной услуги по электроснабжению направляются ПАО «Пермэнергосбыт» - агентом ООО «Тимсервис» в адрес ФИО2 ежемесячно посредством почтовой корреспонденции, размещаются в личном кабинете плательщика, а также в государственной информационной системе ЖКХ. Платежный документ за июнь 2020г. доставлен ФИО2 на бумажном носителе посредством АО «Почта России» 06.07.2020г., сформирован в личном кабинете плательщика 01.07.2020г., что подтверждается отчетом о доставке по лицевому счету, выгружен в систему ГИС «ЖКХ» 08.07.2020г. В личном кабинете плательщика платежный документ сформирован не позднее первого числа месяца (01.07.2020г.), следующего за расчетным периодом июнь 2020г., что соответствует ч.2 ст.155 ЖК РФ. Считает, что нарушения требований к предоставлению платежного документа, выставляемому ФИО2, отсутствуют. Нарушений его прав как потребителя не имеется, следовательно, оснований для взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, не имеется. Размер судебных издержек явно завышен, не соответствует объему заявленных требований, цены иска, сложности дела и объема оказанных услуг.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.2 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

В п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354 закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

В п.69 Правил указаны реквизиты, содержащиеся в платежном документе.

Статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Таким образом, потребитель имеет право на получение полной информации об объеме каждого вида оказанных коммунальных услуг и о размере платы за каждый вид таких услуг, что отражается в платежном документе, а исполнитель обязан представить потребителю платежный документ.

Судом установлено:

ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2008г. (л.д.4-оборот).

Из искового заявления следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тимсервис» не представило ему платежный документ для оплаты за коммунальную услугу электроснабжения за июнь 2020г., в то время как в соответствии с действующим законодательством, платежный документ представляется не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (расчетным периодом). В связи с чем, он был лишен возможности уплаты за коммунальную услугу.

06.07.2020г. ФИО2 направил руководителю ООО «Тимсервис» по электронной почте претензию с требованием представить платежный документ за июнь 2020г. до 17-00 час 06.07.2020г. и с указанием причин непредставления квитанции в установленный законом срок (л.д.5).

06.07.2020г. в 15-08 час. платежный документ для оплаты коммунальной услуги за июнь 2020г. получен ФИО2 по электронной почте (л.д.5 оборот).

Из положений п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п.9 ст.2, ч.2 ст.155 Жилищного кодекса РФ).

На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.

С учетом изложенного, суд находит установленным факт нарушения прав истца как потребителя на получение квитанции на бумажном носителе за июнь 2020г.

Решением Кунгурского городского суда от 07.09.2020г., вступившего в законную силу 18.11.2020г., удовлетворены исковые требования ФИО2 к ПАО «Пермэнергосбыт» о признании действий незаконными по предоставлению потребителю платежного документа на оплату коммунальных услуг за июнь 2020г. с нарушением сроков, установленных законодательством РФ, взыскана компенсация морального вреда в размере 200 руб., штраф 100 руб. и судебные расходы в размере 5200 руб.

Указанным решением суда установлено, что ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2008г. Из искового заявления следовало, что по состоянию на 01.07.2020 ПАО «Пермэнергосбыт» не представило ему платежный документ для оплаты за коммунальную услугу электроснабжения за июнь 2020г., в то время как в соответствии с действующим законодательством, платежный документ представляется не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (расчетным периодом). В связи с чем, он был лишен возможности уплаты за коммунальную услугу по электроснабжению. 06.07.2020г. ФИО2 направил в ПАО «Пермэнергосбыт» по электронной почте претензию с требованием представить платежный документ за июнь 2020г. за коммунальную услугу по электроснабжению до 17-00 час 06.07.2020г. и с указанием причин непредставления квитанции в установленный законом срок. 06.07.2020г. в 15-08 час. платежный документ для оплаты коммунальной услуги по электроснабжению за июнь 2020г. получен ФИО2 по электронной почте. Вместе с тем, какие-либо причины непредставления квитанции в установленный законом срок, ПАО «Пермэнергосбыт» не указаны (л.д.18-21).

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Обосновывая возражения по иску, представитель ответчика указал, что предмет и основания иска по обоим делам идентичны, поскольку платежные документы на оплату коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды формируются и направляются в адрес истца ПАО «Пермэнергосбыт» - агентом ООО «Тимсервис» в рамках агентского договора, в том числе и за спорный период – июнь 2020г.

Судом установлено, что 01.12.2018г. между ООО «Тимсервис» и ПАО «Пермэнергосбыт» заключен агентский договор № 123-681-18/Т-174-18. Согласно договора, ПАО «Пермэнергосбыт» от имени и за счет «ООО «Тимсервис» осуществляет расчет объема и стоимости коммунальных услуг, формирование и ведение базы данных по потребителям, включая сведения о начисленных сумм оплаты за коммунальные услуги и учет сумм поступивших платежей, формирование общего счета – квитанции по коммунальным платежам, прием оплат по выставленным квитанциям (л.д.22-28).

В представленном ответчиком платежном документе за июнь 2020г. по лицевому счету <***> содержатся данные о расчетном периоде – июнь 2020г., плательщик – ФИО2, адрес жилого помещения – <адрес> получатель: ПАО Пермэнергосбыт, вид услуг – электроэнергия, горячее водоснабжение, отопление, исполнитель услуг отопление, подогрев воды – ООО «Тимсервис», исполнитель услуг электроснабжение – ПАО «Пермэнергосбыт» (л.д.40).

Таким образом, оснований для признания незаконными действий ответчика ООО «Тимсервис» по предоставлению платежного документа на оплату коммунальных услуг с нарушением конечных сроков, установленных законодательством РФ за июнь 2020г., не имеется.

Обращаясь первоначально в суд с иском к ПАО «Пермэнергосбыт» (гражданское дело № 2 – 1974/2020) с аналогичными требованиями о признании незаконными действий по предоставлению платежных документов на оплату коммунальных услуг с нарушением сроков, установленных законодательством РФ (ст.155 ЖК РФ) за июнь 2020г., компенсации морального вреда 5000 руб., штрафа 2500 руб., транспортных расходов 150 руб., расходов, связанных с составлением претензии, оформлением искового заявления, письменных пояснений в размере 5200 руб. ФИО2 уже реализовал свое право как потребителя на получение компенсации морального вреда за не получение в установленный законодательством срок платежного документа за расчетный период июнь 2020г.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку в удовлетворении требований ФИО2 к ООО «Тимсервис» о признания незаконными действий ответчика по предоставлению платежного документа на оплату коммунальных услуг с нарушением конечных сроков, установленных законодательством РФ за июнь 2020г., отказано, оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, штрафа не имеется.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в сумме 5200 руб., а также транспортные расходы в размере 150 руб.

Поскольку в удовлетворении основных требований истцу отказано, не подлежат и удовлетворению требования о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Тимсервис» о признании действий неправомерными, взыскании компенсации морального вреда, судебных, транспортных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись М.В.Третьякова

Копия верна. Судья

Подлинное решение подшито в материалах дела № 2-2458/2020 (59RS0027-01-2020-003473-30), дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края