ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2022 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Стрижак Е.В.,
при секретаре Даниловой Д.Н.,
с участием представителя истца прокурора Заводского района г. Орла по поручению помощника прокурора Советского района г. Тулы Апполонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 71RS0028-01-2022-003288-70 (№ 2-2458/2022) по иску прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о понуждении устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны,
установил:
прокурор Заводского района г.Орла обратился в суд с иском к Межрегиональному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о понуждении устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о федеральной собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории г. Орла- ЗС ГО инв. №93-58, расположенное по адресу: <адрес>).
Договор о правах и обязанностях на вышеуказанное ЗС ГО не заключен.
Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) №93, убежище имеет следующие технические характеристики: вместимость 300 человек, общая площадь 290, 7 кв.м., общий объем -1338 ку. м., расположение убежища: отдельно стоящее здание, количество входов –два, количество дверей и ставен: защитно –герметических –три, герметических одна, класс защиты убежища третий.
В ходе проверки установлено, что защитные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, а именно: не обеспечена возможность приведения ЗСГО в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению ( оценка технического состояния ЗС ГО– «не готово к приему укрываемых» ( п.13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11 1999 №1309), в ЗС ГО не проводятся мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций ( п. 5.1, п.5,2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, п.6 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575), не обеспечения сохранность инженерно–технического и специализированного оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО (инженерно-техническое оборудование демонтировано и частично демонтированы защитно-герметические двери) ( п. 3.2.1, п. 3.2.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 №583, п. 2,п.3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575), не обеспечена герметизация и гидроизоляция ЗС ГО, допускается сырость и подтопление отдельных помещений ( п.2,п.3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583), не соблюдаются требования по обеспечению входов в ЗС ГО и маршрутов движения, укрываемых к ним (п.6.2.2-6.2.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583), в ЗС ГО не обеспечено наличие необходимой документации ЗС ГО ( п.3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583), в ЗС ГО допущено загромождение путей движения входов и аварийных выходов ( п. 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575).
По результатам проверки установлено, что защитные сооружения не используются по предназначению, не готовы к приему укрываемых, договоры с организациями о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны не заключены, защитные сооружения в хозяйственное ведение и оперативное управление не переданы.
Истец просит суд обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения в соответствие с требованием действующего законодательства защитного сооружения инв. №93-58, расположенное по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района г. Тулы Апполонов А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал и просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель третьего лица Администрация города Орла в судебное заседание не явилась, в адрес суда представлены объяснения по иску, согласно которым администрация поддерживает требования прокурора, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Третье лицо ОНД и ПР по г. Орлу УНД и ПР ГУ МЧС России по Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика в суд не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, в предоставленных суду возражениях просит в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика не просил.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств, возражений в суд не представил, рассматривать иск в его отсутствие не просил, а истец не возражал против вынесения заочного решения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, заслушав позицию представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Заводского района города Орла проведена выездная проверка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны: защитного сооружения инв. №93-58, расположенного по адресу: <адрес>, вместимостью 300 человек, общей площадью 290, 7 кв.м., общим объемом -1338 ку. м., расположение убежища: отдельно стоящее здание, количество входов –два, количество дверей и ставен: защитно –герметических –три, герметических одна, класс защиты убежища третий, ввод в эксплуатацию 1985 г.
В ходе проверки выявлены следующие недостатки сооружений: защитное сооружение не обеспечено возможностью приведения в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению, не проводятся мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций, не обеспечение сохранность инженерно-технического и специализированного оборудования, средств связи и оповещения ЗС ТО, не обеспечения герметизация и гидроизоляция ЗС ГО, допускается сырость и подтопление, не соблюдаются требования по обозначению входов в ЗС ГО и маршрутов движения, не обеспечено наличие необходимой документации, допущено загромождение путей движения входов и аварийных выходов.
Таким образом, по результатам проверки комиссия пришли к выводам о том, что вышеуказанное защитное сооружение к приему укрываемых не готовы и фактически требуют ремонта.
Статьей 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и ответчиком не оспорено, что по адресу: <адрес>,инв. №93-58 находится сооружение гражданской обороны, учтено в реестре федерального имущества с РНФИ П12580000026.
На основании приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 Постановления осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Ввиду изложенного выше, полномочия собственника в отношении защитных сооружений, вопреки доводам ответчика, изложенным в возражениях предоставленных в суд, осуществляет именно ответчик, поскольку указанный объект гражданской обороны требует осуществления истребуемых прокурором и предусмотренных законом мероприятий, а также учитывая, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях как полномочный территориальный орган соответствующего федерального органа государственной власти, в ведении которого находятся, в том числе, вопросы имущества, входящего в казну Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности и с учетом приведенных норм материального права, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, при этом срок для исполнения решения суда – полагает необходимым установить до 01 июня 2023 года, который является, по мнению суда, разумным и достаточным для исполнения решения с учетом объема необходимой работы и количества защитных сооружений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Заводского района г.Орла к Межрегиональному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о понуждении устранить нарушения требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в срок к 01 июня 2023 года, приняв меры к надлежащему содержанию объекта гражданской обороны защитного сооружения инв. №93-58, расположенного по адресу: <адрес> вместимостью 300 человек, общей площадью 290, 7 кв.м., общим объемом -1338 ку. м., расположение убежища: отдельно стоящее здание, количество входов –два, количество дверей и ставен: защитно –герметических –три, герметических одна, класс защиты убежища третий, ввод в эксплуатацию 1985 г., а именно в указанный срок: спланировать и организовать мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к использованию по предназначению: привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению и провести техническое обслуживание и ремонт защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, провести мероприятия, направленные на обеспечение герметизации защитного сооружения и сохранности элементов, провести мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций, закрыть и обеспечить вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях, провести комплексную оценку технического состояния, провести мероприятия по обозначению входов в ЗС ГО маршрутов движения укрываемых к ним, обеспечить наличие актуальной документации ЗС ГО в соответствии с требования правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, обеспечить звено по обслуживанию ЗС ГО в полном объеме средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения, создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий для оснащения ЗС ГО, укомплектовать запас необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов в ЗС ГО, провести мероприятия по приведению фильтрационной системы ЗС ГО в исправное состояние, обеспечить объект системой автоматической пожарной сигнализации, обеспечить объект системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, устранить загромождение путей движения, входов и аварийных выходов.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансирование, необходимое для проведения в соответствие с требования действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны инв. № 93-58, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья