ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2459/18 от 29.08.2018 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-2459/2018 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2018 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,

при секретаре Бегларян С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты населения Липецкой области с исковыми требованиями о признании права на получение ежемесячной доплаты к пении. В обоснование требований ссылался на то, что 04.06.2018 г. обратился в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Законом Липецкой области от 04.06.2003 г. № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» в порядке, предусмотренном ст. 6 указанного закона. Решением Управления социальной защиты Липецкой области от 06.07.2018 г. ему было отказано в назначении надбавки в связи с отсутствием основания, дающего право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии. При этом основанием для отказа послужило то обстоятельство, что продолжительность стажа государственной гражданской службы, достаточного для назначения доплаты к пенсии в 2018 г. составляет 16 лет. С указанным решением он не согласен. Ссылается на то, что право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Законом Липецкой области от 04.06.2003 г. № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» у него возникло в 2017 г. Ему пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначена ему 12.01.2017 г., следовательно, право на назначение надбавки к пенсии у него возникла с 13.01.2017 г. При этом стаж государственной гражданской службы, исчисленной в соответствии с Приложением № 1 к Закону Липецкой области 04.06.2003 г. № 55-ОЗ, составил в 2017 г. 15 лет 09 месяцев 26 дней, то есть стаж государственной службы превышает необходимый стаж – 15 лет 06 месяцев. Ссылается на то, что ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не ограничен срок обращения за установлением пенсии. Просил признать незаконным решение ответчика от 06.07.2018 г. об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии. Просил признать за ним право на получение с 04.06.2018 г. ежемесячной доплаты к пенсии на основании, предусмотренном абзацем 4 части 1 ст. 5 Закона Липецкой области от 04.06.2003 г. № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области». Просил обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выплачивать ему указанную выше надбавку с момента обращения с заявлением, то есть с 04.06.2018 г.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали, при этом ссылались на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просили требования удовлетворить.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Объяснила, что ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с тем, что на момент его обращения с заявлением продолжительность стажа государственной службы, достаточной для назначения ежемесячной доплаты к пенсии составляет 16 лет, у истца по состоянию на 04.06.2018 г. стаж государственной службы составляет 15 лет 09 месяцев 26 дней. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 1 Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.

Законом Липецкой области от 4 июня 2003 г. N 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» установлены условия, основания, порядок и сроки назначения пенсионных выплат лицам, замещающим государственные должности Липецкой области (далее - лица, замещающие государственные должности области) и должности государственной гражданской службы Липецкой области (далее - гражданской службы области).

Так, в силу части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 4 июня 2003 г. N 55-ОЗ ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, замещающим должности гражданской службы области, при наличии стажа государственной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», когда увольнение с государственной службы имело место по одному из следующих оснований, в том числе по собственной инициативе или в связи с окончанием срока служебного контракта.

Лицам, имеющим стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, и уволенным по основаниям, предусмотренным настоящей частью, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается только после назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством, а лицам, уволенным по основаниям, предусмотренным абзацами шестым - восьмым настоящей части, - также при условии замещения ими должностей гражданской службы области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Размер ежемесячной доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячного заработка (среднемесячного денежного содержания) лиц, замещавших государственные должности области или должности гражданской службы области (по их выбору) по должности, замещавшейся на день возникновения оснований, дающих право на пенсию, либо по последней должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

Ежемесячная доплата к пенсии назначается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с государственной должности области или должности гражданской службы области и назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством.

Частью 3 статьи 4 Закона Липецкой области № 55-ОЗ от 04.06.2003 г. предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности области и должности гражданской службы области, уволенным по основаниям, предусмотренным абзацами пятым - восьмым части 1 статьи 5 настоящего Закона, и получающим денежное содержание по ранее замещаемой должности по основаниям и в течение срока, установленного статьей 57 Устава области (далее - получение денежного содержания, установленного Уставом области), пенсионные выплаты назначаются со дня обращения, по окончании получения денежного содержания, установленного Уставом области.

Согласно приложению к Федеральному закону 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году составлял 15 лет 06 месяцев.

Законом Липецкой области от 13 августа 2012 г. № 59-ОЗ, которым внесены изменения в Закон Липецкой области № 55-ОЗ от 04.06.2003 г. определено, что пенсионные выплаты назначаются Управлением социальной защиты населения Липецкой области на основании письменного заявления лица о назначении пенсионных выплат, которое подается руководителю Управления социальной защиты населения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону, установлен перечень документов, представляемых с заявлением о назначении пенсионных выплат.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности государственной гражданской службы Липецкой области – <данные изъяты>. Трудовой договор расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца.

Ранее ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность <данные изъяты>.

Согласно распоряжению администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 – <данные изъяты>, расторгнут служебный контракт, освобожден от замещаемой должности по собственной инициативе ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с предоставлением гарантий, предусмотренных ст. 57 Устава Липецкой области.

Из материалов дела следует, что на момент увольнения стаж государственной службы истца ФИО1 составил лет 15 лет 09 месяцев 26 дней, что подтверждается справкой о периодах государственной службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы.

Из материалов дела следует, что 12.07.2017 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.11.2013 г. «О страховых пенсиях», то есть с момента достижения 60 лет. Данное обстоятельство подтверждается материалами пенсионного дела ФИО1

Таким образом, истец ФИО1 является лицом, замещавшим должность гражданской службы области, уволенным с нее по собственной инициативе, при этом у него имеется стаж государственной службы не менее 15 лет 06 месяцев, а именно 15 лет 09 месяцев 26 дней. Кроме того, по состоянию на 2017 г. истец ФИО1 не получал денежное содержание по ранее замещаемой должности по основаниям и в течение срока, установленного ст. 57 Устава Липецкой области.

Таким образом, после назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», то есть с 13.01.2017 г. у истца ФИО1 возникло право на ежемесячную доплату к пенсии, установленную частью 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 4 июня 2003 г. № 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области». В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области данное обстоятельство не оспаривал.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 04.06.2018 г. обратился в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии. При этом им предоставлен весть требуемый пакет документов.

Решением Управления социальной защиты населения Липецкой области от 06.07.2018 г. ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной доплаты пенсии в связи с отсутствием основания, дающего право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренного абзацем 4 части 1 ст. 5 Закона Липецкой области № 55-ОЗ от 04.06.2003 г.

Из объяснений представителя ответчика Управления социальной защиты Липецкой области следует, что истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с тем, что в соответствии с приложение к Федеральному закону 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2018 году составлял 16 лет, у истца стаж составляет 15 лет 09 месяцев 26 дней.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о неправомерности отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в назначении ежемесячной доплаты к пенсии истца, поскольку Законом Липецкой области от 4 июня 2003 г. № 55-ОЗ не установлены конкретные сроки подачи заявления и последствия их несоблюдения.

Девятым и пятнадцатым абзацами части 1 статьи 5 Закона области от 4 июня 2003 г. № 55-ОЗ лишь установлено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается только после назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством, и что такая доплата к пенсии назначается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с должности гражданской службы области и назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством.

То есть законодателем области пресекательный срок для подачи заявления о назначении ежемесячной доплаты к пенсии не предусмотрен. Конечные временные границы для обращения с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии не определены. При этом условия для назначения ежемесячной надбавки к пенсии определяются на момент возникновения права на ее назначение, в данном спорном случае условия для назначения надбавки должны определяться в соответствии с законодательством, действовавшем в 2017 году, а не на момент обращения с заявлением.

С момента вступления в законную силу – 17 августа 2012 г. изменений, внесенных Законом области от 13 августа 2014 г., уполномоченным органом для назначения ежемесячной доплаты к пенсии является Управление социальной защиты Липецкой области.

Обратившись к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии 04 июня 2018 г., после увольнения с должности государственной гражданской службы области по собственной инициативе и назначении страховой пенсии по старости, при наличии стажа государственной службы более 15 лет 06 месяцев, истец действовал в соответствии с требованиями Закона области от 4 июня 2003 г. № 55-ОЗ, положениями которого гарантирована ежемесячная доплата к пенсии.

Ссылку ответчика на положения ч. 1.1 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.11.2013 г. «О страховых пенсиях», предусматривающей назначение пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации в 2017 г. с момента достижения возраста 60 лет 06 месяцев, суд считает несостоятельной. Истцу ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости не как лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации, следовательно, положения, закрепленные в ч. 1.1 ст. 8 указанного выше Федерального закона на него не распространяются.

Проанализировав вышеприведенные нормы областного законодательства в их взаимосвязи с федеральным законодательством, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании права на назначение ежемесячной надбавки к пенсии. При этом указанная надбавка должна быть назначена с момента обращения истца с заявлением о ее назначении, то есть с 04.06.2018 г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 4 июня 2003 г. N 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области».

Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области назначить ФИО1 назначить и выплачивать ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 4 июня 2003 г. N 55-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» с 04 июня 2018 г. (с момента обращения с заявлением).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В. Дорыданова

Решение в окончательной форме принято 03.09.20108 г.