ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/11 от 28.04.2011 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

                                                                                    Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 245 \11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011г. Первореченский районный суд в составе

Председательствующего судьи Каленского С.В.

с участием прокурора Голощук И.А.

при секретаре Щербина В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора к ФИО1 о запрете деятельности

у с т а н о в и л:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями ссылаясь на следующие обстоятельства.

Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности мореплавания, лицензионного законодательства Российской Федерации при осуществлении перевозок груза морским транспортом.

23 сентября 2010 года, 20 октября 2010 года и 21 октября 2010 года Приморской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Дальневосточного управления государственного морского надзора произведены выезды в район Токаревской кошки морского порта Владивосток (Маяк) в городе Владивостоке с целью фиксирования деятельности морских судов по перевозке грузов и пассажиров для дальнейшей проверки соблюдения судовладельцами требований законодательства о безопасности мореплавания, лицензионного законодательства и пр.

В результате проведенных проверочных мероприятий установлено, что в указанном районе 23.09.2010, 20.10.2010,21.10.2010 осуществлялась деятельность по перевозке груза (автомобилей) с Токаревской кошки к Подножью (о. Русский) г. Владивостока через канал самоходной баржей СБК «Восток-110».

По данным Центра ГИМС ГУ МЧС России по Приморскому краю, судовладельцем СБК «Восток-110», регистрационный номер №, является ФИО1

Судно СБК «Восток-110» зарегистрировано в Центре ГИМС МЧС России по Приморскому краю, у последнего отсутствует данные регистровые документы. Более того, зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС России по Приморскому краю судно может использоваться только в личных целях (без извлечения прибыли).

Однако, визуальным осмотром (с применением средств фиксации -фотоаппарата) установлено, что 23.09.2010, 20.10.2010, 21.10.2010 баржа СБК «Восток-ПО» перевозила груз (автомашины с водителями а/м, пассажирами а/м) путем расстановки последних на палубе вплотную друг к другу, исключая открывание дверей автомашины и в случае необходимости невозможности покидания последних.

Кроме того, дважды 23.09.2010 зафиксирован факт перевозки на СБК «Восток-110» автомашин путем расстановки последних на аппарели, что категорически запрещено нормами правил о безопасности мореплавания. Визуальным наблюдением установлено, что морское судно СБК «Восток-ПО» ходит с интервалом 30-35 мин., время разгрузки-погрузки автомобилей составляет 5-7 минут.

Опрошенные при проверке владельцы автомашин: Nissan Rnessa, г.н. № (ФИО2), Isuzu ELF, г.н. № RUS, Toyota Land Cruiser Prado, г.н. № (ФИО3) пояснили, что стоимость перевозки легкового автомобиля на барже составляет 500 руб., автомобиля типа «джип» 700 руб., микрогрузовика- 1000 руб.

При проведении проверки установлено, что перевозка грузов морским транспортом (предпринимательская деятельность) с использованием самоходной баржи СБК «Восток-110» производится гражданином ФИО1 без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка морским транспортом грузов относится к деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Более того, необходимо отметить, что швартовка морского судна СБ «Восток-110» в районе Токаревской кошки (Маяка) производится на необорудованном причалом (пирсом) морском берегу. При загрузке-разгрузке автомашин под колеса автотранспорта подкладываются деревянные доски, различные подкладки, которые нередко вылетают из-под колес ввиду их неприспособленности к указанным целям; машины буксуют на месте, выезжают (заезжают) с баржи (на баржу) после приложения физических усилий граждан со стороны путем их выталкивания на грунтовую дорогу или на аппарель.

Таким образом, перевозчиком - гражданином ФИО1 не выполняются требования ст. 150 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в соответствии с которой перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноугубительных работ) расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.

По мнению прокурора, нерегулируемая деятельность ФИО1, при отсутствии разрешений на перевозку морским транспортом, осуществление данной деятельности на акватории не имеющей объектов инфраструктуры морского порта может повлечь необратимые последствия, вплоть до человеческих жертв.

Приморский транспортный прокурор просит суд запретить ФИО1 осуществлять деятельность по перевозке грузов морским транспортом до получения соответствующей лицензии. Запретить ФИО1 предавать право управления судном, а именно самоходной баржей «Восток-110» третьим лица, для осуществления предпринимательской деятельности по перевозке грузов до получения соответствующей лицензии.

В судебном заседании представитель Приморской транспортной прокуратуры поддержал изложенное в исковом заявлении просил суд удовлетворить требования.

ФИО1 иск не признал и пояснил, что баржа находится в его собственности. Грузи на барже он не перевозит. Перевозит свою семью, знакомых. В настоящее время оформляет все необходимые документы для использования баржи в целях морских перевозок.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка морским транспортом грузов относится к деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Из материалов дела следует, что 23.09.2010г., 20.10.2010г. и 21.10.2010г., Приморской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Дальневосточного управления государственного морского надзора произведены выезды в район Токаревской кошки морского порта Владивосток (Маяк) в городе Владивостоке с целью фиксирования деятельности морских судов по перевозке грузов и пассажиров для дальнейшей проверки соблюдения судовладельцами требований законодательства о безопасности мореплавания, лицензионного законодательства(л.д.18-69).

В результате проведенных проверочных мероприятий установлено, что в указанном районе 23.09.2010, 20.10.2010,21.10.2010 осуществлялась деятельность по перевозке груза (автомобилей) с Токаревской кошки к Подножью (о. Русский) г. Владивостока через канал самоходной баржей СБК «Восток-110» регистрационный номер №.

По данным Центра ГИМС ГУ МЧС России по Приморскому краю, судовладельцем(собственником) СБК «Восток-110», регистрационный номер №, является ФИО1

Судно СБК «Восток-110» регистрационный номер №, зарегистрировано в Центре ГИМС МЧС России по Приморскому краю.

Зарегистрированное в Центре ГИМС МЧС России по Приморскому краю судно может использоваться только в личных целях (без извлечения прибыли).

Вместе с тем, необходимо отметить, что в силу требований ст. 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) деятельность по перевозке грузов, пассажиров и их багажа относится к торговому мореплаванию. Соответственно, отношения, возникающие между судовладельцем и контрагентами регламентируются настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 7 КТМ РФ под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; под судовладельцем - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ РФ).

Согласно ст. 25 КТМ РФ судно должно иметь следующие основные судовые документы: 1)свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о праве собственности на судно;

свидетельство о годности к плаванию;

пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

мерительное свидетельство;

свидетельство о грузовой марке;

свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;

свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;

10) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);

судовая роль;

судовой журнал;

машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

санитарный журнал;

журнал операций со сточными водами;

журнал операций с мусором;

17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;

журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;

судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Доводы прокурора об осуществлении ФИО1 перевозки грузов и людей без соответствующих разрешительных документов, в нарушение требований КТМ РФ, подтверждены материалами проверки, фотосъемкой, показаниями свидетелей.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 от 19.11.2010г. ФИО1 признан виновным в нарушении ст.14.1 ч.2 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 2000 руб. за Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Мировой судья установил, что ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке грузов морским транспортом без специального разрешения, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Факты по перевозке грузов и пассажиров ФИО1 подтвердились.

Законность постановления мирового судьи, подтверждена решением Фрунзенского районного суда от 02.03.2011г., которым была рассмотрена жалоба ФИО1

В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 использовал свое право собственности самоходной баржей СБК «Восток-110» в нарушение требований действующего законодательства «О лицензировании отдельных видов деятельности», Кодекса торгового мореплавания РФ, что позволяет признать обоснованными требования прокурора о запрете такой деятельности.

Заслуживают внимание доводы прокурора о способе швартовки морского судна СБ «Восток-110» в районе Токаревской кошки (Маяка) на необорудованном причале, фактически на морском берегу. Такие действия действительно могут повлечь неблагоприятные последствия для жизни граждан, уничтожения имущества.

В данном случае требование прокурора о обязании прекратить эту деятельность основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации техники, предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Руководствуясь ст.13,197-199 ГПК РФ

р е ш и л:

Запретить ФИО1 осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке грузов морским транспортом, а именно самоходной баржей «Восток-110», регистрационный номер № до получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке груза морским транспортом, выдаваемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».

Запретить ФИО1 передавать право управления самоходной баржей «Восток-110», регистрационный номер № третьим лицам для осуществления предпринимательской деятельности по перевозке грузов морским транспортом до получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке груза морским транспортом, выдаваемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте».

Решение может быть обжаловано в Краевой суд через Первореченский в течение 10 дней.

Председательствующий: