Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Василенко О.В.,
при секретаре Романовой Е.В.,
с участием помощника прокурора Селемджинского района Соловаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Селемджинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Коболдинского сельсовета, к ООО «Комфорт» о признании незаконным бездействия по необеспечению своевременного завоза угля для нужд муниципальной котельной Коболдинского сельсовета Амурской области для создания норматива общего запаса твердого топлива (угля) на отопительный сезон 2018-2019 годов, об обязании обеспечить завоз угля для нужд муниципальной котельной Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, находящейся на обслуживании ООО «Комфорт» на отопительный сезон 2018-2019 годов, и создании до ДД.ММ.ГГГГ нормативного общего запаса твердого топлива (угля) в объеме 367 тонн на отопительный сезон 2018-2019 годов, обращении решения суда к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
И.о.прокурора Селемджинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей Коболдинского сельсовета, обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой Селемджинского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Коболдинского сельсовета (собственником имущества) и ООО «Комфорт» заключен договор аренды муниципального имущества, согласно п. 1.1 которого арендатор обязуется использовать переданное ему имущество в соответствии с его целевым назначением. Согласно приложения № к договору аренды объектом соглашения являются объекты теплоснабжения, предназначенные для производства, передачи, распределения тепловой энергии в целях предоставления услуги по теплоснабжению потребителей Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области. Постановлением администрации Коболдинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории Коболдинского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ начат отопительный сезон. Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пр/н утвержден следующий нормативный запас топлива для ООО «Комфорт» пгт.Коболдо: неснижаемый запас топлива (уголь) – 0,052 тыс. тонн; общий запас топлива (уголь) на ДД.ММ.ГГГГ – 0,367 тыс. тонн; эксплуатационный запас топлива (уголь) на ДД.ММ.ГГГГ – 0,315 тыс. тонн. Утвержденный приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пр/н нормативный запас в последующем не пересматривался и применяется при формировании запаса для ООО «Комфорт» на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям администрации Селемджинского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас твердого топлива на котельной Коболдинского сельсовета, обслуживаемой ООО «Комфорт», составляет 141 тонну угля. Таким образом, в ходе проверки установлены факты неполной готовности объектов теплоснабжения Коболдинского сельсовета к отопительному периоду 2018-2019 годов, что выразилось в не создании ответчиком ООО «Комфорт» нормативного запаса топлива на котельной и ведёт к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории Коболдинского сельсовета Амурской области, в целом свидетельствует о неисполнении ответчиком требований действующего законодательства. Кроме того, бездействие ООО «Комфорт», выразившееся в не создании нормативного запаса топлива на обслуживаемых котельных, влечет за собой не получение паспорта готовности к отопительному периоду предприятия ООО «Комфорт» и, следовательно, не получение паспорта готовности к отопительному периоду муниципальным образованием Коболдинским сельсоветом. В связи с чем, ссылаясь на положения ФЗ РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 года, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377, а также на положения ч.1 ст.212 ГПК РФ, просит суд признать незаконным бездействие по необеспечению своевременного завоза угля для нужд муниципальной котельной Коболдинского сельсовета Амурской области, находящейся на обслуживании ООО «Комфорт», для создания норматива общего запаса твердого топлива (угля) в объеме 367 тонн на отопительный сезон 2018-2019 годов на территории Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области; обязать обеспечить завоз угля для нужд муниципальной котельной Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, находящейся на обслуживании ООО «Комфорт» на отопительный сезон 2018-2019 годов и создать до ДД.ММ.ГГГГ нормативный общий запас твердого топлива в объеме 367 тонн на отопительный сезон 2018-2019 годов, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Селемджинского района Соловарова А.В. на удовлетворении исковых требований, настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Комфорт» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменной отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать, поскольку между администрацией Коболдинского сельсовета и обществом договор аренды муниципального имущества коммунального хозяйства заключен только по ДД.ММ.ГГГГ, ограниченный срок договора, по мнению ответчика, не позволяет рассматривать вопрос создания нормативного запаса топлива, при этом Обществом принимаются все возможные меры по обеспечению запаса угля, в том числе ремонт паромной переправы через <адрес>. Ответчик считает, что отсутствие паромного сообщения является уважительной причиной слабой интенсивности завоза угля; предварительная закупка топлива, с учётом особенностей получения ответчиком оплаты за поставленное тепло, ведёт к увеличению затрат ответчика на закупку топлива, а также к начислению неустойки за несвоевременную оплату топлива. С целью исключить или отсрочить возможность начисление пени за несвоевременную оплату за отгруженное топливо ООО "Комфорт" планирует максимальный завоз топлива на октябрь месяц, счет по данной отгрузке будет выставлен в ноябре и на тот момент начнется оплата услуг юридическими лицами, что позволит частично оплатить топливо, полученное на создание НЗТ (нормативного запаса топлива).
Представитель третьего лица, администрации Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав доводы иска и письменные возражения на указанный иск, выслушав в судебном заседании прокурора, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего иска прокурором Селемджинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц рабочего поселка (с. Коболдо) осуществлено в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, обусловлено тем, что непринятие мер по обеспечению нормативного общего запаса твердого топлива ведет к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со статьями 309 - 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно ч.5 ст.20 указанного Закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу положений п. 5. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В целях реализации прав граждан на жилище, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176 предусмотрено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода (п.2.6.10 абзац 5).
В соответствии с пунктами 4.1.1 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Согласно п.12 Порядка расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 01 октября планируемого года.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Коболдинского сельсовета (собственником имущества) и ООО «Комфорт» заключен договор аренды муниципального имущества, которое предназначено для производства, передачи и распределения тепловой энергии в целях предоставления услуги по теплоснабжению потребителей Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области.
В соответствии с Приложением № к Приказу управления государственного регулирования цен тарифов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пр/н нормативный запас топлива (угля) на котельных для ООО «Комфорт» пгт.Коболдо Селемджинский район составляет 367 тонн.
Согласно сведениям Администрации Селемджинского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактическое наличие твердого топлива (угля) на муниципальной котельной пгт.Коболдо, обслуживаемой ООО «Комфорт», составляет 141 тонна - 38% от нормативного запаса, то есть менее 70% потребности отопительного сезона, установленного Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 5176.
Постановлением администрации Коболдинского сельсовета Селемджинского районного Амурской области отопительный сезон 2018-2019 годов на территории рабочего поселка Коболдо Селемджинского района начат с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком не предоставлено доказательств того, что на ДД.ММ.ГГГГ на котельной <адрес>, находящейся в его пользовании, имеется нормативный общий запас твердого топлива (угля).
Таким образом, судом установлен факт неполной готовности ответчика к отопительному периоду на 2018-2019 годы, что выразилось в отсутствии нормативного общего запаса топлива на котельной в утвержденном Правительством Амурской области объеме - 367 тонн, что влечёт нарушение прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории Коболдинского сельсовета Селемджинского района.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования прокурора к ООО «Комфорт» подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика, из которых следует, что при создании нормативного запаса топлива возникают финансовые трудности, а также трудности, связанные с подвозом угля в виду отсутствия паромной переправы, при этом ответчиком предпринимаются действия для подвоза угля, в том числе действия по ремонту паромной переправы, – учитываются судом, однако, принимая во внимание вышеприведённые положения законодательства, не могут служить основанием для невыполнения требований о создании к установленному сроку определённого нормативного запаса топлива, в связи с чем, учитывая не подтверждение ответчиком факта обеспечения полного нормативного запаса топлива на ДД.ММ.ГГГГ, не могут повлиять на выводы суда об обоснованности заявленного иска.
При этом довод ответчика о том, что исковое заявление не соответствует требованиям п.3 ст.131 ГПК РФ, поскольку в нём не указано, какие конкретно интересы неопределённого круга лиц затрагиваются, - суд находит несостоятельным, поскольку из иска следует, что бездействием ответчика по несвоевременному созданию нормативного запаса топлива на котельных, затрагиваются права граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории с.Коболдо Амурской области, обоснованность данного утверждения нашла своё подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Довод ответчика о том, что истцом не предоставлено доказательств того, что на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива составляет менее установленного норматива, опровергается материалами дела, исследованными в судебном заседании, в частности сведениями предоставленными уполномоченными должностными лица администрации Селемджинского района, ставить которые под сомнение у суда нет оснований. Каких-либо доказательств, опровергающих представленную администрацией информацию и свидетельствующих о наличии иного количества топлива, нежели указано администрацией района, - ответчиком не представлено.
С учётом совокупности установленных по делу обстоятельств, довод ответчика о том, что договор аренды котельной истекает ДД.ММ.ГГГГ, не может свидетельствовать о том, что у ответчика имеются основания для неисполнения требований об обеспечении общего нормативного запаса топлива к ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которым суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суд, с учётом совокупности установленных по делу обстоятельств, полагает необходимым удовлетворить требование прокурора о немедленном исполнении решения суда.
При этом суд считает необходимым разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Селемджинского района к ООО «Комфорт», - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Комфорт», выразившееся в необеспечении своевременного завоза угля для нужд муниципальной котельной Коболдинского сельсовета для создания норматива общего запаса твердого топлива (угля) на отопительный сезон 2018-2019 годов.
Обязать ООО «Комфорт» обеспечить завоз угля для нужд муниципальной котельной Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, находящейся на обслуживании ООО «Комфорт», на отопительный сезон 2018-2019 годов.
Обязать ООО «Комфорт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать нормативный запас твердого топлива (угля) в объеме 367 тонн на отопительный сезон 2018-2019 годов на территории Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области.
Решение суда в порядке ст. 212 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья О.В.Василенко