ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/18 от 13.07.2018 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-245/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мирный 13 июля 2018 года.

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Липкина Ю.Г.,

при секретаре Кирилловой М.С.,

с участием истца ФИО1, представителя Территориальной избирательной комиссии г. Мирного ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирном Архангельской области гражданское дело по иску ФИО1 к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 548 об отмене решения в части установления размера ведомственного коэффициента для выплаты вознаграждения за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации и к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании недоплаты вознаграждения и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 548 (далее по тексту – УИК № 548) об отмене решения в части установления размера ведомственного коэффициента для выплаты вознаграждения за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, взыскании недоплаты и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что в период подготовки выборов Президента Российской Федерации являлась членом УИК № 548. Решением УИК № 548 от 19 марта 2018 года ей был установлен ведомственный коэффициент для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) в размере 0,1. Однако, руководством УИК № 548 до членов комиссии была доведена неполная и недостоверная информация о порядке работы на избирательном участке, в результате чего у членов УИК № 548 сложилось негативное мнение о ее работе в комиссии. Так, ее не извещали заблаговременно о заседаниях комиссии, несвоевременно знакомили с документацией комиссии, копии документов она получила только после обращения в Территориальную избирательную комиссию. С некоторыми документами не была ознакомлена и не могла выразить особого мнения. Полагает, что до членов комиссии ее руководством была доведена недостоверная информация о том, что величина ведомственного коэффициента напрямую зависит от участия в поквартирном обходе. Считает, что решение комиссии о назначении ей ведомственного коэффициента не законно, поскольку члены комиссии, коллегиально принимая решение, не располагали достоверной информацией, были введены в заблуждение руководством УИК № 548. Незаконными действиями руководства УИК № 548 ей был причинен моральный вред, который она оценивает в 5 000 рублей. Просит отменить решение УИК № 548 от 19 марта 2018 года № 8 в части установления ей размера ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, взыскать дополнительную оплату труда (вознаграждение) в размере 7 000 рублей, а также компенсацию морального вреда 5 000 рублей.

Судом для участия в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации и в качестве третьего лица Избирательная комиссия Архангельской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала по тем же основаниям, указав, что заседания УИК №548 08,14 и 16 февраля 2018 года не проводились, до нее не была своевременно доведена информации о необходимости получения документов для поквартирного обхода, тем самым, она была лишена возможности участия в поквартирном обходе, факты, изложенные в заседании комиссии от 19 марта 2018 года, послужившие основанием для снижения ей до 0.1 ведомственного коэффициента, не соответствуют действительности, члены комиссии были введены в заблуждение, тем самым решение об установлении ей ведомственного коэффициента является незаконным, полагает, что имеет право на установление ведомственного коэффициента в размере 1.5, как и у других членов УИК, поэтому просит взыскать недоплату и компенсацию морального вреда.

Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Мирный (ТИК) ФИО2 в судебном заседании возражал против иска, пояснив, что решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты с (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса принято избирательной комиссией в соответствии с установленным порядком, коллегиально, и исходя из степени участия каждого члена избирательной комиссии в подготовке и проведении выборов и является законным. Просит в удовлетворении иска отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя участковой избирательной комиссии №548 и представителя Министерства Финансов Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Представитель Избирательной комиссии Архангельской области представил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 116/948-7 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации» дополнительная оплата труда (вознаграждения) за фактически отработанное в комиссии время членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса выплачивалась на основании сведений о фактически отработанном времени и в пределах выделенных участковой избирательной комиссии средств. Размер средств для оплаты труда членов участковых избирательных комиссий доводится до участковой избирательной комиссии постановлением соответствующей территориальной избирательной комиссии. Согласно утвержденной смете расходов УИК № 548 было выделено 110 760 рублей. 19 марта 2018 года УИК № 548 принято решение №4 о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, которым определен разный размер ведомственного коэффициента от 1,8 до 0,1. Решение принято в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года 116/948-7 без каких-либо нарушений.

Изучив материалы дела, выслушав истца и представителя ТИК, а также, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.

Постановлением Совета Федерации «О назначении выборов Президента Российской Федерации» от 15 декабря 2017 года № 528-СФ были назначены выборы Президента Российской Федерации, которые состоялись 18 марта 2018 года.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Как указано в статье 12 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в качестве территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации (далее - избирательные комиссии) устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Система и статус избирательных комиссий определены п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7 - 16 членов участковой комиссии.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий осуществляется коллегиально.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости, член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Период работы участковых избирательных комиссий на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года определяется требованиями Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, актами избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20, 22, 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и на основании постановления ТИК г. Мирный № 41/123 от 19 февраля 2013 года «О количественном составе участковых избирательных комиссий и их формировании на территории МО «Мирный» назначены составы и председатели участковых избирательных комиссий на срок полномочий 2013-2018 годы (л.д. 31,32), составы которых в дальнейшем изменялись.

Согласно статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации установлены Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 116/948-7.

Согласно указанному Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса выплачивается на основании сведений о фактически отработанном времени.

Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса принимается коллегиально на заседании участковой избирательной комиссии после дня голосования. Выплата дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов членам участковой избирательной комиссии осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

Оплата за активную работу складывается не только за работу в день выборов, но в результате активной работы в период всей избирательной компании. Вопросы оценки работы каждого члена УИК с правом решающего голоса решаются на заседании участковой избирательной комиссии.

В судебном заседании установлено, что при подготовке и проведении выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, ФИО1 являлась членом УИК № 548 с правом решающего голоса.

Постановлением ТИК г. Мирный № 40/173 от 10 августа 2017 года председателем УИК № 548 была назначена ФИО3., которая в настоящее время освобождена от должности председателя.

Решением УИК №548 от 19 марта 2018 года установлены размеры ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда ( вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса в размере от 1.9 до 1.5, ФИО1 - в размере 0.1. (т.1 л.д.185-186)

В соответствии с протоколом заседания №8, при обсуждении размера ведомственного коэффициента ФИО1, до членов комиссии была доведена информация об ее отсутствие на заседании УИК 14 и 16 февраля 2018 года, не участвовала в поквартирном обходе, являясь оператором ППЗ, неоднократно отказывалась относить в ТИК заявления о голосовании по месту нахождения избирателей и акты о передаче данных заявлений, создавала напряженную конфликтную обстановку во время работы комиссии, отказывалась подписывать рабочую и отчетную документацию. 15 марта 2018 года ФИО1 допустила грубейшее нарушение, отдала избирателю спецмарки вместе со специальным заявлением. 18 марта 2018 года в день проведения выборов Президента Российской Федерации, утром, при значительном потоке избирателей, без объяснения причин покинула свое рабочее место. При обсуждении большинством голосов ( 8 из 9) было принято решение об установлении ФИО1 ведомственного коэффициента в размере 0.1 ( т.1 л.д.180-184)

Решением УИК №548 от 23 марта 2018 года размер ведомственного коэффициента ( вознаграждения), установленный решением от 19 марта 2018 года оставлен прежним. (т.1 л.д.187

В связи с отказом ФИО1 от получения начисленных денежных средств за работу с учетом ведомственного коэффициента (всего 5313 руб.) денежные средства возвращены в Мирнинскую ТИК, а затем в Избирательную комиссию Архангельской области.

Свидетель ФИО3., являвшаяся в спорный период председателем УИК №548, в судебном заседании показала, что в целях своевременного и оперативного оповещения членов УИК № 548 посредством сервиса мгновенных сообщений «Whats App» была создана одноименная группа «УИК 548», для тех, кто не имел возможности выхода в интернет, оповещение осуществлялось по представленному номеру телефона, а также посредством электронной почты. 08 февраля 2018 года после тестирования членам УИК было предложено собраться, чтобы довести режим работы, а также решить вопрос с проведением поквартиртного обхода, на 14 февраля было предложено провести собрание, определить маршруты и получить необходимые для обхода документы, ФИО1 об этом было сообщено, однако, она ушла в баню, 15 февраля ФИО1 сказала, что не может подойти, 16 февраля также проводилось собрание, ФИО1 не явилась, после чего маршрут на поквартирный обход был передан другому члену комиссии, 15 марта 2018 года при оформлении специального заявления избирателю ФИО5 ФИО1 вложила в конверт специальные марки и отдала избирателю, пропажу удалось своевременно обнаружить и марки вернуть, в день выборов 18 марта 2018 года в период значительного прибытия избирателей на избирательный участок, не поставив в известность, покинула избирательный участок, что привело к дезорганизации работы. Решение об установлении ведомственного коэффициента принималось коллегиально, все члены комиссии обладали достоверной информацией об отношении ФИО1 к своим обязанностям, степени ее участия в подготовке и проведении выборов и при обсуждении пришли к единому мнению об установлении ей ведомственного коэффициента в размере 0.1

В соответствии с представленной истцом распечаткой чата «УИК 548» мессенджера «Whats App», она является его пользователем и осуществляла переписку в нем в спорный период.

В соответствии с протоколом заседания № 1 УИК № 548 от 14 февраля 2018 года и принятыми в соответствии с ним решениями, члены УИК № 548 были проинформированы председателем ФИО3 о предстоящем поквартирном обходе членами УИК, об определенном маршруте поквартирного обхода членами УИК, проинструктированы по вопросу поквартирного обхода членами УИК, а также был утвержден график работы членов УИК № 548 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, на период проведения поквартирного обхода. На данном заседании ФИО1 член УИК № 548 с правом решающего голоса отсутствовала. (т.1 л.д. 37-44).

В соответствии с протоколом заседания УИК № 548 от 16 февраля 2018 года и решением № 1 было перераспределено маршрутное задание поквартирного обхода № 3 и документы для поквартирного обхода ФИО4, так как член УИК № 548 ФИО1 с правом решающего голоса на связь с комиссией не выходила, была проинформирована о необходимости получения маршрутного задания и документов для поквартирного обхода до 14 февраля 2018 года, информация о проведении собрания всех членов УИК № 548 14 февраля 2018 года находилась в общем доступе (т.1 л.д. 46-48).

На заседании УИК № 548 от 25 февраля 2018 года был утвержден план работы УИК в период избирательной компании по выборам Президента Российской Федерации, распределены обязанности между членами УИК с правом решающего голоса, график работы (дежурства) членов УИК с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, разъяснены сроки выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам УИК с правом решающего голоса, сформирована комиссия по списанию материальных ценностей в период подготовки выборов Президента Российской Федерации. ФИО1 на данном заседании УИК № 548 присутствовала, была ознакомлена с принятыми на заседании решениями (т.1 л.д. 49-73).

ФИО1 присутствовала на заседании, с графиком дежурств была ознакомлена, от подписи отказалась.

17 марта 2018 года состоялось заседание УИК № 548, на котором были распределены обязанности членов УИК с правом решающего голоса в день голосования на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, с обязанностями истец была ознакомлена ( т.1 л.д.84-88).

28 февраля 2018 года и 07 марта 2018 года составлены акты о том, что ФИО1 член УИК № 548 с правом решающего голоса, являясь 28 февраля 2018 года и 07 марта 2018 года оператором ППЗ, оформила от своего имени акт № 4 и № 8 приема-передачи в ТИК заявления избирателя о голосовании по месту нахождения, а относить в ТИК данные заявления и акты категорически отказалась, вместо неё документы в ТИК г. Мирный относила секретарь УИК ФИО7., а затем член УИК ФИО8

Актами от 08 марта и 09 марта 2018 года зафиксирован отказ члена УИК с правом решающего голоса ФИО1 в даче письменных объяснений по поводу ее отказа 28 февраля 2018 года и 07 марта 2018 года передать составленные документы в ТИК г. Мирный. ( т.1 л.д.129-130)

В акте от 10 марта 2018 года указано, что член УИК № 548 с правом решающего голоса ФИО1, прибыв на дежурство 10 марта 2018 года, отказалась выполнять обязанности члена УИК, отказалась принимать заявления формы ППЗ у избирателей, отказалась нести АКТ передачи заявлений в ТИК, в связи с этим секретарю участка пришлось оставить свою работу и оформлять заявление у избирателей. ( т.1 л.д. 131)

Согласно акту от 15 марта 2018 года член УИК № 548 с правом решающего голоса ФИО1 допустила утерю специальных марок (в количестве 3-х), выданных под отчет. Специальные марки ФИО1 вложила в конверт со специальным заявлением, оформленным на имя ФИО5., и отдала конверт избирателю. Ввиду своевременного обнаружения пропажи и оперативно выполненным действиям, марки удалось вернуть. ( т.1 л.д.132)

В акте от 17 марта 2018 года отражено, что 16 марта 2018 года в присутствии членов УИК ФИО1 было предложено ознакомится и расписаться в графиках работы членов УИК № 548 за февраль и март 2018 года, а так же в сведениях о фактически отработанном времени членами УИК № 548 за февраль и март 2018 года, однако ФИО1 отказалась от подписания. ( т.1 л.д.134)

В соответствии с актом от 18 марта 2018 года в день выборов Президента Российской Федерации – 18 марта 2018 года ФИО1, член УИК 548 с решающим голосом, без объяснения покинула рабочее место (убыв в 9 час. 35 мин., вернувшись в 10 час. 07 мин.), о причинах ухода не сообщила. ( т.1 л.д.135)

Акты подписаны соответствующими членами участковой избирательной комиссии и оснований сомневаться в их достоверности у суда оснований не имеется.

Доводы истца о введении в заблуждение членов избирательной комиссии относительно ее участия в подготовке и проведении выборов, а также об их материальной заинтересованности в установлении ей более низкого ведомственного коэффициента является несостоятельными.

В судебном заседании не установлено каких-либо нарушений требований нормативных правовых актов со стороны УИК № 548, при определении членам избирательной комиссии, в том числе и ФИО1, размера ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, которое было принято в соответствии с установленным порядком и в пределах компетенции, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия.

Установление размера ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда, производится по результатам оценки работы каждого члена УИК в период подготовки и проведении выборов и степени его участия в избирательном процессе, и относится к исключительной компетенции данной избирательной комиссии.

Суд, в данном случае, не вправе переоценивать результаты, принятые на собрании членов участковой избирательной комиссии и устанавливать членам избирательной комиссии иной ведомственный коэффициент для выплаты вознаграждения за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования ФИО1 об отмене решения УИК №548 от 19 марта 2018 года в части установления размера ведомственного коэффициента, взыскании недоплаты, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Поскольку, в судебном заседании не установлено каких-либо нарушение прав истца при установлении размера ведомственного коэффициента, не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда, являющиеся производными от основного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 548 об отмене решения № *** от 19 марта 2018 года в части установления размера ведомственного коэффициента для выплаты вознаграждения за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации и к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании недоплаты вознаграждения, а также компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2018 года.

Председательствующий Ю.Г. Липкин