ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/20 от 11.03.2020 Орловского районного суда (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» марта 2020 года г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Постниковой П.В.,

при секретаре Тодрик Н.В.,

с участием ст. помощника прокурора Орловского района Орловской области Мерцаловой Т.И.,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

третьего лица - представителя Администрации Губернатора и Правительства Орловской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области граж­данское дело по иску ФИО1 к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Орловский районный суд Орловской области с исковым заявлением к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обоснование исковых требований указывает, что с 05.06.2015 она замещала должность государственной гражданской службы Орловской области категории «руководители» - начальника отдела регулирования и использования объектов животного мира и водных биоресурсов Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области. Общий стаж государственной гражданской службы составил 10 лет 4 месяца 18 дней. Дата она была уволена по инициативе работодателя в связи с реорганизацией юридического лица. Дата она была восстановлена на основании решения Орловского районного суда Орловской области. После восстановления на работе она не была ознакомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Орловской области. Представителем нанимателя ей не были предложены все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой должности, а также не было сообщено об отсутствии таковых должностей.

Представителем нанимателя были нарушены требования ч. 3, 4, 5 ст. 31 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которыми преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, результаты профессиональной служебной деятельности и большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.

Приказом от Дата-к она была освобождена от занимаемой должности гражданской службы Орловской области и уволена.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просят признать приказ -к от Дата об увольнении истца с должности начальника отдела Управления незаконным, внести соответствующую запись в трудовую книжку, восстановить истца на государственной гражданской службе Орловской области в ранее занимаемой должности; взыскать с ответчика за время вынужденного прогула заработную плату с учетом среднего дневного заработка.

Представитель ответчика Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что штатное расписание Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области не предусматривало должности замещаемой истицей, в связи с чем Дата сразу после восстановления ФИО1 была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой ею должности. Уведомление о предстоящем сокращении истицей получено Дата, о чем имеется её подпись. По состоянию на период с Дата по Дата (дата увольнения ФИО1) в Департаменте отсутствовали вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей гражданской категории «Руководители». На тот период в Департаменте имелись только вакантные должности нижестоящие, которые ФИО1 были предложены. Истица от данных должностей отказалась. В свою очередь, письмом Департамента от Дата истица была уведомлена о наличии в Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области вакантной должности, относящейся к ведущей группе категории «руководители». С данным уведомлением и списком вакантных должностей истица ознакомилась Дата. От предложенной вакантной должности ФИО1 отказалась Дата. В связи с открытием вакансии в Управлении по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области письмом Департамента от ДатаФИО1 была уведомлена о наличии в Управлении по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области вакантной должности, относящейся к ведущей группе категории «руководители» квалификационные требования к уровню профессионального образования, специальности (направлению подготовки) к которой соответствовали направлениям образования, имеющимся у ФИО1 С данным уведомлением и списком вакантных должностей истица ознакомилась Дата. Дата от ФИО1 в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, поступило заявление о направлении ее анкеты для рассмотрения в Управлении по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области. Анкета ФИО1 была направлена в Управление по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области в сроки, установленные вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, Дата. Дата Управлением по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области в адрес руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области было направлено письмо, в соответствии с которым Управление отказало в рассмотрении кандидатуры ФИО1 на замещение вакантной должности начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы Управления по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области в связи с невозможностью приобретения ФИО1 за период ее трудовой деятельности профессиональных знаний и умений соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы Управления. Истица ознакомлена под роспись с вышеуказанным письмом Дата. Данное письмо в установленном законом порядке и сроки ФИО1 не обжаловалось.

Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с указанными требованиями.

Третье лицо - представитель Администрации Губернатора и Правительства Орловской области по доверенности ФИО3 полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель 3-го лица Государственной инспекции по труду Орловской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о слушании дела.

Выслушав доводы сторон, заключения прокурора, полагавшего, что требования истца не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 73 Закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (часть 3).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему упраздняемого государственного органа должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.

По смыслу частей 1 и 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в их взаимосвязи с положениями Правил, указанные нормы обеспечивают государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, возможность продолжить службу в том же либо другом государственном органе при условии, что он соответствует квалификационным требованиям к предоставляемой для замещения должности, позволяя представителю нанимателя прекратить служебный контракт только в случае отказа данного лица от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, и направлены на создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

При этом, при отсутствии вакантных должностей в органе, в котором предстоит сокращение численности или штата, работодатель должен принять меры к поиску вакансий в иных государственных органах с момента вручения уведомления государственному гражданскому служащему о предстоящем увольнении и не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения. И при наличии вакантных должностей, отвечающих уровню квалификации сокращаемого государственного гражданского служащего, его профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, представитель нанимателя не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения должен предъявить сокращаемому работнику список этих должностей.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Из материалов дела следует, что приказом Руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от Дата-к во исполнение решения Орловского районного суда от Дата по делу о восстановлении на работе ФИО1 был отменен приказ Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области от Дата-к.

ФИО1Дата была восстановлена на работе в ранее замещаемой должности начальника отдела регулирования и использования объектов животного мира и водных ресурсов Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области…

В связи с тем, что Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области прекратило свою деятельность путем реорганизации Дата, а штатное расписание правопреемника -Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области не предусматривало должности замещаемой истицей, ДатаФИО1 была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой ею должности государственной гражданской службы. Уведомление о предстоящем сокращении получен истицей Дата, что подтверждается материалами дела.

По состоянию на период со Дата (дня восстановления на работе) по Дата (дата увольнения ФИО1) в Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области отсутствовали вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей гражданской службы исполнительных органов государственной власти Орловской области категории «руководители», в том числе, которые в силу уровня квалификации, специальности, направлению подготовки могли быть предложены истице.

Из материалов дела следует, что в Департаменте имелись только вакантные нижестоящие должности, которые были предложены ФИО1 письмами от Дата и Дата, Дата и от которых истица отказалась.

В соответствии с письмом Департамента от Дата истица была уведомлена о наличии в Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области вакантной должности, относящейся к ведущей группе категории «руководители», квалификационные требования к уровню профессионального образования, специальности (направлению подготовки) к которой соответствовали направлениям образования, имеющимся у ФИО1 С данным уведомлением и списком вакантных должностей истица ознакомилась Дата. От предложенной вакантной должности ФИО1 отказалась Дата, о чем имеется её подпись.

В связи с открытием вакансии в Управлении по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области письмом Департамента от ДатаФИО1 была уведомлена о наличии в Управлении по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области вакантной должности, относящейся к ведущей группе категории «руководители» квалификационные требования к уровню профессионального образования, специальности (направлению подготовки) к которой соответствовали направлениям образования, имеющимся у ФИО1 С данным уведомлением и списком вакантных должностей истица ознакомилась Дата.

Дата от ФИО1 в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Дата, поступило заявление о направлении ее анкеты для рассмотрения в Управлении по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области. Анкета ФИО1 была направлена в Управление по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области Дата.

Дата Управлением по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области в адрес руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области было направлено письмо, в соответствии с которым Управление отказало в рассмотрении кандидатуры ФИО1 на замещение вакантной должности начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы Управления по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области в связи с невозможностью приобретения ФИО1 за период ее трудовой деятельности профессиональных знаний и умений соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы Управления. Истица ознакомлена под роспись с вышеуказанным письмом Дата.

Приказом Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от ДатаФИО1Дата была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с должности начальника отдела регулирования и использования объектов животного мира и водных биоресурсов Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы по п. 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ.

Истица ознакомлена с вышеуказанным приказом под роспись Дата. ДатаФИО1 вручена трудовая книжка.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры увольнения гражданского служащего ФИО1 представителем нанимателя в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, а именно: при увольнении ФИО1 с гражданской службы из Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области в связи с упразднением Управления ей были предложены все вакантные должности, на которые она была вправе претендовать с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности. Истица своевременно и надлежащим образом была уведомлена о предстоящем увольнении. При увольнении ФИО1 нарушений норм трудового законодательства допущено не было

Доказательств обратного истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Рассматривая ходатайство стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

ФИО1 первоначально обратилась в суд с вышеуказанным заявлением Дата. Определением судьи от Дата исковое заявление оставлено без движения, истцу предоставлен срок до Дата для устранения недостатков. Дата указанное исковое заявление было возвращено истцу вследствие невыполнения указаний судьи. С настоящим иском истец обратилась в суд Дата.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.

Таким образом, срок исковой давности на момент обращения с настоящим иском ФИО1 был пропущен. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного ст. 196 ГК РФ срока, истцом не представлено.

Учитывая, что судом исковые требования истца отклонены, правовых оснований для удовлетворения производных требований об оплате времени вынужденного прогула, у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении указанных требований также надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 16.03.2020.

СУДЬЯ П.В. Постникова