ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/20 от 11.12.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

№ 2-245/2020

86RS0004-01-2019-013208-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2020 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Никитиной Л.М.,

при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора города Сургута – Дубенкина А.Ю.,

представителя ответчика администрации города Сургута – ФИО1, действующей на основании доверенности № 428 от 28.12.2018,

представителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, действующего на основании доверенности от 21.01.2020 № 02-646,

представителя МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» ФИО3, действующей на основании доверенности от 24.08.2020 № 23,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-245/2020 по исковому заявлению прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сургута, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса», Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора – об организации возведения и ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений,

установил:

Прокуратура г. Сургута обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства по охране водных объектов при сбросе сточных вод на территории муниципального образования городского округа города Сургута. В ходе проверки установлено, что МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» (далее по тексту - Учреждение) осуществляет эксплуатацию переданных на праве оперативного управления объектов ливневой канализации, расположенных по <адрес>. В процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций, осуществляется сброс загрязненных сточных вод в водные объекты:

-по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1- 43,27га;

-по <адрес> ковка. Площадь водосборного бассейна - S2 - 83,56га;

-по <адрес> на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S3 - 156,32га;

-по <адрес> на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S4 - 7,7га.

-по <адрес> на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S5 - 7,37га;

-по <адрес> водосборного бассейна S6 - 39,82га.

Сбрасываемые Учреждением сточные воды содержат в себе такие вещества, как медь, железо, хлорид - анион и другие, относящиеся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в <адрес> - Югре, является Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре. Данное разрешение выдается при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов. Согласно ст. 56 Водного кодекса РФ, запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Вместе с тем, в процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций, Учреждение осуществляет сброс сточных вод в водные объекты в отсутствие локальных очистных сооружений, что приводит к недопустимо высоким концентрациям сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ. Исходя из требований ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды», обязанность по оформлению и наличию разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты и решения о предоставлении в пользование возлагается на МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса», так как именно данное учреждение является природопользователем, которым в процессе эксплуатации Объектов,оказывается негативное воздействие на окружающую среду. В связи с тем, что разрешительные документы на сброс сточных вод и пользование водными объектами у юридического лица отсутствуют, Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой предъявлено исковое заявление к МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно- коммунального комплекса» об устранении нарушений закона. Решением Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» возложена обязанность получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, решение о предоставлении в пользование водного объекта - участка реки Сайма. В тоже время, Учреждение по настоящее не разработало план снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в уполномоченный орган за выдачей разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты не обратилось, в виду того, что в перечень документов для получения разрешения входит план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что невозможно без очистных сооружений. Согласно ст.45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ ), одним из вопросов благоустройства Территории муниципального образования является организация стоков ливневых вод. Согласно ст. 17 ФЗ , к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Так, распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному учреждению «Дорожно — транспортная дирекция» предоставлены в постоянное пользование земельные участки для эксплуатации выпусков ливневой канализации:

- площадью 0,0021 га, расположенного в микрорайоне 20А по <адрес>;

- площадью 0,0019 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки;

- площадью 0,0002 га, расположенного в пойме реки Сайма;

- площадью 0,0207 га, расположенного в пойме протоки Боровой;

- площадью 0,0007 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки.

Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления за МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса».

Для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод с указанных ливневых канализаций, ГК «Роспромжиниринг» ДД.ММ.ГГГГ предоставил в «МКУ ДДТ и ЖКК» концепцию развития дождевой канализации <адрес>, расчет объемов и стоимости аудита, проектирования и строительства. Согласно концепции, стоимость проектирования на пять основных водосборных бассейнах, от которых поверхностный сток предусмотрено отводить на городские очистные сооружения и локальные очистные сооружения, составляет 60200 руб. Данная концепция направлена на рассмотрение в Администрацию <адрес>, согласно ответу директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города установлено, что муниципальной программой «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории <адрес> в 2014 - 2020 годах» выполнение мероприятий по проектированию и строительству ливневых очистных сооружений не предусматривается. Согласно п.11 ст.16 ФЗ , организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Учитывая изложенное, Администрация <адрес> обязана организовать надлежащий сброс сточных вод с ливневых канализаций в границах городского округа <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, истец просит обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать возведение и ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты:

-по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1- 43,27га;

-по <адрес> водосборного бассейна - S2 - 83,56га;

-по <адрес> на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S3 - 156,32га;

-по <адрес> на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S4 - 7,7га;

-по <адрес> на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S5 - 7,37га;

-по <адрес> водосборного бассейна S6 - 39,82га.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просит суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании выразил несогласие с заявленным прокурором сроком возведения очистных сооружений, полагая его необоснованно коротким.

Представители третьих лиц - Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» в судебном заседании исковые требования поддержали.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства по охране водных объектов при сбросе сточных вод на территории муниципального образования городского округа <адрес>.

В ходе проверки установлено, что МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» (далее по тексту - Учреждение) осуществляет эксплуатацию переданных в пользование распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выпусков ливневой канализации:

- площадью 0,0021 га, расположенного в микрорайоне 20А по <адрес>;

- площадью 0,0019 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки;

- площадью 0,0002 га, расположенного в пойме реки Сайма;

- площадью 0,0207 га, расположенного в пойме протоки Боровой;- площадью 0,0007 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки.

В процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций, осуществляется сброс сточных вод в водные объекты:

-по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1- 43,27га;

-по <адрес> ковка. Площадь водосборного бассейна - S2 - 83,56га;

-по <адрес> на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S3 - 156,32га;

-по <адрес> на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S4 - 7,7га.

-по <адрес> на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S5 - 7,37га;

-по <адрес> водосборного бассейна S6 - 39,82га.

Сбрасываемые Учреждением сточные воды содержат в себе такие вещества, как медь, железо, хлорид - анион и другие, относящиеся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из письменных пояснений Учреждения, за сброс сточных вод в вышеуказанные водные объекты Учреждение ежегодно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7- ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»), компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности. При этом, в соответствии со ст. 16 указанного закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

В силу ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», сохранение водных биоресурсов обеспечивается, в том числе, охраной среды их обитания.

В соответствие со ст.50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно- строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии с пп. б, г, е п.2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод), исходя in биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций).

Статьей 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц — природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из пояснений представителя МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» разрешение на сброс сточных вод отсутствует, поскольку для их получения требуется план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), что невозможно без очистных сооружений.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Учреждение осуществляет сброс сточных вод в водные объекты города в отсутствие локальных очистных сооружений, что приводит к недопустимо высоким концентрациям сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ, что подтверждено представленными Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в материалы дела заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний.

В соответствии с п. 6 ст. 30.1 Закона № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» план снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод, указанное в части 4 настоящей статьи, должен обеспечить предотвращение превышений указанным абонентом нормативов состава сточных вод по всем веществам, по которым были допущены превышения нормативов состава сточных вод, посредством реализации одного или нескольких из следующих мероприятий:

1) строительство или модернизация локальных очистных сооружений и (или) очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

2) создание систем оборотного водоснабжения;

3) внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

В соответствии с п.11 ст.16 ФЗ № 131, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 1 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарпо-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131), одним из вопросов благоустройства Территории муниципального образования является организация стоков ливневых вод.

Согласно ст. 17 ФЗ № 131, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с п.1.2 Устава МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ город Сургут.

Таким образом, учитывая, что подконтрольным администрации города Учреждением в водные объекты города осуществляется сброс сточных вод, концентрация загрязняющих веществ которых недопустимо высокая, а снижение сбросов в отсутствие очистных сооружений невозможно, принимая во внимание, что вопросы организации стоков ливневых вод и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города является вопросом местного значения, суд приходит к выводу, что администрация города Сургута обязана организовать сброс сточных вод с ливневых канализаций в границах городского округа город Сургут в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем возведения и ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты.

В представленном администрацией города отзыве на исковое заявление возражений относительно предъявленных требований не заявлено, указано лишь на необоснованно короткий срок, заявленный прокурором. При этом, допустимых доказательств невозможности исполнения решения суда в заявленный прокурором срок не представлено, как не указано, в какой срок возможно его исполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что доказательств невозможности исполнения решения суда в заявленный срок стороной ответчика не представлено, суд устанавливает срок исполнения решения, заявленный истцом, - до ДД.ММ.ГГГГ, при этом разъясняет, что в силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию города Сургута в срок до 31.12.2021организовать возведение и ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты:

- по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1 – 43,27 га;

- по <адрес> водосборного бассейна – S2 – 83,56 га;

- по <адрес> на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S3 – 156,32 га;

- по <адрес> на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна– S7 – 7,7 га;

- по <адрес> на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S5 – 7,37 га;

- по <адрес> водосборного бассейна – S7 – 7,7 га.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.

Судья Л.М. Никитина