ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/20 от 15.06.2020 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-245/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа

в составе председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре Стебеневой Д.М.,

с участием

заместителя Магаданского транспортного прокурора Никитина А.С.,

представителя ГУ МЧС России по Чукотскому АО – ФИО1 действующего на основании доверенности от 15.06.2020г. №11,

представителя ГУ МЧС России по Чукотскому АО – ФИО2 действующего на основании доверенности от 15.06.2020г. №12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

в Анадырский городской суд поступило исковое заявление Магаданского транспортного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу о понуждении к совершению определенных действий В обоснование заявленных требований указано, что Магаданской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними подразделениями Главного управления МЧС России по Чукотскому АО. В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение приказа МЧС России от 09.08.2005г. №618 «Об утверждении Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в Иультинском инспекторском участке Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу отсутствует бинокль ночного видения типа НБ-8 «НЗТП с АП-12», очки ночные типа «Циклоп 101», прибор контроля трезвости, коммуникатор со специальным программным обеспечением по поиску судов и судоводителей. На основании изложенного, Магаданский транспортный прокурор просит о возложении обязанности на Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу обеспечить Иультинский инспекторский участок Главного управления МЧС России по Чукотскому АО обеспечить указанными специальными средствами в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Анадырского городского суда от 12.05.2020г. исковое заявление принято к производству суда и проведена подготовка дела к судебному разбирательству.

В возражениях на исковое заявление ответчик указал, что Главное управление осуществляет материально-техническое оснащение структурных подразделений (в частности Иультинского инспекторского участка Центра ГИМС Главного управления) в соответствии с доведёнными главным распорядителем бюджетных средств объемами лимитов бюджетных обязательств, являясь органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется на основании бюджетной сметы и принимающим бюджетные обязательства исключительно путем заключения государственных контрактов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (статья 72 БК РФ). Как участник бюджетного процесса Главного управления, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ей бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. В случае направления Главным управлением запросов о необходимости выделения дополнительных денежных средств в адрес МЧС России, в соответствии с указанным порядок, сроки доведения лимитов бюджетных обязательств, необходимых для оснащения структурного подразделения Центра ГИМС Главного управления, поступят приблизительно в начале 2021г. В системе органов, организаций и учреждений МЧС России, приказом МЧС России от 21.02.2019г. №97 «Об осуществлении МЧС России, территориальными органами МЧС России и учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, полномочий заказчика» организована система централизованных закупок. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 указанного приказа Главное управление имеет возможность определить потребность в товарах необходимых для осуществления функций организации, в соответствии с нормативными затратами на обеспечение функций МЧС России и направить соответствующий запрос в Центральный аппарат МЧС России. Далее Центральным аппаратом МЧС России совместно с уполномоченным учреждением МЧС России и Главным управлением, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будет организована работа по приобретению необходимого товара, при наличии необходимых денежных средств, выделенных Министерство финансов Российской Федерации. В данном случае, при наличии необходимых денежных средств на счетах МЧС России, поступление необходимых товаров, учитывая сложную транспортную систему Чукотского автономного округа, а также длительность всех процедур проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом №44, ориентировочно следует ожидать в 2021г. В связи с чем ответчик просит частично отказать в удовлетворении требований Магаданского транспортного прокурора - перенести срок осуществления закупок, для соответствующего нормативам оснащения Иультинского инспекторского участка Центра ГИМС Главного управления, на 2021г. в порядке, определенном БК РФ.

09.06.2020г. исковые требования Магаданского транспортного прокурора уточнены, в уточненной части Магаданский транспортный прокурор просит обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу обеспечить Иультинский инспекторский участок Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу биноклем ночного видения типа НБ-8 «НЗТП с АП-12», очками ночными типа «Циклоп 101», прибором контроля трезвости, коммуникатором со специальным программным обеспечением по поиску судов и судоводителей в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Магаданского транспортного прокурора поддержал исковые требования в уточненной части, просил об их удовлетворении в полном объеме.

Представители ответчика ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования о возложении обязанности на Главное управление МЧС России по Чукотскому АО в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить Иультинский инспекторский участок Главного управления МЧС России биноклем ночного видения типа НБ-8 «НЗТП с АП-12», очками ночного типа «Циклоп 101», прибором контроля трезвости, коммуникатором со специальным программным обеспечением по поиску судов и судоводителей признали в полном объеме.

Определением Анадырского городского суда от 15.06.2020г. отказано в удовлетворении заявлений представителей ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу ФИО1, ФИО2 о признании исковых требований в связи с отсутствием полномочий на признание исковых требований, рассмотрение данного дела продолжено по существу.

Выслушав представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2003г. №991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004г. №835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Согласно абз.2 п.1 указанного Положения в систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы ГИМС в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.

В силу п. 5 Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет функции по надзору и контролю за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах, осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.

В целях осуществления указанных контрольно-надзорных функций распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011г. №1536 - р создано федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу».

Как следует из приложения №1 к приказу МЧС России от 25.09.2019г. №524 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе», федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу» ликвидировано, правопреемником учреждения является подразделение Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу.

Из содержания п.16 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2020г. №372 следует, что Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу является территориальным органом Министерства, входящим в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Пунктом 9 данного Положения установлено, что к основным функциям Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации отнесена, в том числе, организация в установленном порядке материально- технического обеспечения подчиненных подразделений, определение потребности в материально-технических ресурсах подчиненных подразделений.

Согласно п.1 Положения «Об Иультинском инспекторском участке центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу», утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу от 31.12.2019г. №922, Иультинский инспекторский участок Центра государственной инспекции по маломерным судам является структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу.

Исходя из приведенных законоположений, материально-техническое обеспечение Иультинского инспекторского участка Центра ГИМС является прямой обязанностью Главного управления МЧС России по Чукотскому АО, что не оспаривается ответчиком.

Как следует из п.1 ч.1, п.14 ч.3, п.5 ч.7, приложения к приказу МЧС РФ от 09.08.2005г. №618 «Об утверждении типовых норм обеспечения государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», к типовому оборудованию, которым должны быть обеспечены Центры ГИМС МЧС России, в том числе, относится бинокль ночного видения типа НБ-8 «НЗТП с прибором ночного видения типа «АП-12», очки ночные типа «Циклоп 101», прибором контроля трезвости, терминал со специальным программным обеспечением по поиску судов и судоводителей.

В целях проведения анализа исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними подразделениями федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу» заместителем Магаданского транспортного прокурора письмом от 13.09.2020г. №02-17-2020 из Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу истребована информация, в частности, о списке отсутствующего оборудования, снаряжения и имущества, утвержденного приказом МЧС России от 09.08.2005г. №618 (л.д.9).

Письмом начальника Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу от 14.04.2020г. №1803-05 в адрес заместителя Магаданского транспортного прокурора направлена соответствующая информация, из которой следует, помимо прочего, что Иультинском инспекторском участке Центра ГИМС МЧС России по Чукотскому АО отсутствует бинокль ночного видения типа НБ-8 «НЗТП с прибором ночного видения типа «АП-12», очки ночные типа «Циклоп 101», прибор контроля трезвости, терминал со специальным программным обеспечением по поиску судов и судоводителей, а также указано, что недоукомплектованность оборудованием, снаряжением и имуществом связана с недостаточным финансированием и отсутствием централизованных поставок (л.д. 10).

Аналогичные доводы приведены ответчиком в возражениях на исковое заявление Магаданского транспортного прокурора, в которых ответчик не отрицает обязанность по оснащению Иультинского инспекторского участка ГУ МЧС России по Чукотскому АО указанным оборудованием, а возражает лишь относительно срока исполнения обязанностей, возложенных на него приказом МЧС России от 06.08.2020г. №372, в связи с необходимостью проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заявленного в первоначальной редакции исковых требований Магаданского транспортного прокурора.

Возражений и доказательств, их подтверждающих, касающихся уточненной части искового заявления, ответчиком не представлено.

В силу положений ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с чч.1-3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая обоснованность требований, достаточность доказательств, подтверждающих правомерность требований Магаданского транспортного прокурора, и отсутствие доказательств, свидетельствующих об их неправомерности, отсутствие возражений ответчика по существу заявленных требований, суд находит данное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Магаданский транспортный прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность исполнить его требования в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Общий порядок исполнения принятого судом решения установлен статьей 210 ГПК Российской Федерации, раскрывается и детализируется принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

По смыслу статьи 204 ГПК РФ суд вправе установить срок исполнения решения суда, однако в законе отсутствует норма, обязывающая суд устанавливать такой срок, а также отсутствуют критерии определения необходимости его установления.

Необходимость в установлении судом срока исполнения решения вызвана содержанием судебных решений, обязывающих ответчика совершить определенные действия.

Учитывая сроки доведения лимитов бюджетных обязательств, длительность всех процедур проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом №44, сложную транспортную систему Чукотского автономного округа, в соответствии с требованиями ст.204 ГПК РФ суд считает необходимым установить двенадцатимесячный срок исполнения решения суда с момента вступления в законную силу, который находит разумным и достаточным для исполнения ответчиком, обеспечивающим баланс интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу обязанность обеспечить Иультинский инспекторский участок Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу биноклем ночного видения типа НБ-8 «НЗТП с АП-12», очками ночными типа «Циклоп 101», прибором контроля трезвости, коммуникатором со специальным программным обеспечением по поиску судов и судоводителей в течение 12 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Н.О. Бугаева

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2020г.

Судья

Н.О. Бугаева