ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/20 от 21.09.2020 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-245/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 21 сентября 2020 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Ховрычевой В.С.,

с участием представителя истца – Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Аскаровой А.В.,

ответчика Сюрдонкина О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа к Сюрдонкину Олегу Петровичу, Маматовой Минзиле Рафхатовне, Обществу с ограниченной ответственностью «Регионконсалтсервис», ликвидационной комиссии Комитета по управлению имуществом и землепользованию Чернушинского городского поселения о признании протокола организатора торгов недействительным, признании ничтожными сделок купли-продажи земельных участков, признании ничтожной сделки о перераспределении земельных участков, признании отсутствующими права собственности на земельные участки, снятии с кадастрового учета земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа обратилось в суд с иском к Сюрдонкину О.П., Маматовой М.Р., ООО «Регионконсалтсервис», ликвидационной комиссии Комитета по управлению имуществом и землепользованию Чернушинского городского поселения о признании протокола организатора торгов недействительным, признании ничтожными сделок купли-продажи земельных участков, признании ничтожной сделки о перераспределении земельных участков, признании отсутствующими права собственности на земельные участки, снятии с кадастрового учета земельных участков.

Исковые требования мотивированы тем, что 11.03.2019 года вступил в силу Закон Пермского края от 23.02.2019 года № 357-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чернушинского городского округа».

Чернушинское городское поселение утратило статус муниципального образования со дня вступления в силу Закона № 357-ПК, полномочия администрации городского поселения прекращены.

В соответствии с решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 года № 71 «Об учреждении администрации Чернушинского городского округа» администрация Чернушинского городского округа с 01.01.2020 года приступила к исполнению исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения на территории Чернушинского городского округа.

В соответствии с решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 года № 74 « Об управлении имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа» управление имущественных отношений является отраслевым (функциональным) органом администрации Чернушинского городского округа, уполномоченным на осуществление деятельности по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками.

Распоряжением администрации Чернушинского городского поселения <№> – р от <ДД.ММ.ГГГГ> «О проведении аукциона по продаже земельного участка» принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым <№>, с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки».

Извещение о проведении торгов было размещено Комитетом по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения на официальном сайте torgi.gov.ru <№> от 16.11.2016 года и в газете «Вестник Чернушки» от <№> (504). Согласно условиям извещения о проведении торгов, организатором торгов является ООО «Регионконсалтсервис», время начала приема заявок - 17.11.2016 года, время окончания приема заявок - 12.12.2016 года. Дата проведения аукциона - 16.12.2016 года. Начальная стоимость земельного участка определена в размере 222 200 руб., сумма задатка – 100 000 руб.

Согласно протокола заседания комиссии ООО «Регионконсалтсервис» о результатах рассмотрения поступивших заявок на участие в аукционе и о признании аукциона несостоявшимся <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что на участие в аукционе были зарегистрированы 3 заявки: <ФИО>5 (заявка от <ДД.ММ.ГГГГ>), <ФИО>6 (заявка от <ДД.ММ.ГГГГ>), Сюрдонкин О.П. (заявка от <ДД.ММ.ГГГГ>). Заявки <ФИО>5 и <ФИО>6 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации. При этом, в протоколе отсутствуют сведения о том, каким именно требованиям не соответствуют заявки <ФИО>6 и <ФИО>5 Указанными лицами осуществлена оплата задатка в полном объеме, в установленный срок, заявки также поданы в срок.

При проверке материалов аукционной документации не обнаружено заявки Сюрдонкина О.П.. Кроме того, Сюрдонкин О.П. оплатил задаток в размере 100 000 руб. на участие в аукционе 19.12.2016 года, т.е. спустя 5 дней после окончания приема заявок.

Так как Сюрдонкин О.П. не внес в установленный срок задаток, то в соответствии с требованиями аукционной документации Сюрдонкин О.П. не мог быть допущен к участию в аукционе.

Однако, комиссией ООО «Регионконсалтсервис» именно заявка Сюрдонкина О.П. признана соответствующей требованиям аукционной документации. Комиссия допустила к участию в аукционе только одного заявителя Сюрдонкина О.П., аукцион признала несостоявшимся.

Несмотря на явные нарушения процедуры проведения аукциона, организатором торгов - ООО «Регионконсалтсервис», 26.12.2016 года председатель Комитета подписал с Сюрдонкиным О.П. договор купли продажи земельного участка <№> от 26.12.2016 года, цена продажи земельного участка составила 222 200 руб.

В соответствии с п. 2.3, 2.4 договора купли-продажи земельного участка <№> от 26.12.2016 года Сюрдонкин О.П. обязан был оплатить оставшуюся сумму 122 200 руб. до 30.12.2016 года. Однако, в нарушение условий договора оплата суммы договора Сюрдонкиным О.П. осуществлена только 24.10.2017 года.

При отсутствии полной оплаты за приобретенный земельный участок, Комитетом произведена государственная регистрация права собственности Сюрдонкина О.П. на земельный участок с кадастровым <№>, право собственности оформлено 20.01.2017 года.

Учитывая, что договор купли-продажи <№> от 26.12.2016 года заключен Комитетом с нарушением процедуры проведения торгов, сделка по предоставлению земельного участка Сюрдонкину О.П. является ничтожной.

Земельный участок с кадастровым номером 9:40:0011702:901, общей площадью <данные изъяты>. с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» сформирован заведомо с исключением возможности подъездных путей к землям площадью <данные изъяты>., что нарушает требования решения Думы Чернушинского городского поселения от 30.11.2012 года <№> «Об утверждении правил землепользования и застройки Чернушинского городского поселения», где определяется, что земельный участок формируется с обеспечением подъездных путей.

На основании постановления администрации Чернушинского городского поселения от 19.04.2017 года <№> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым условным <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», территориальная зона: «зона индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3)». В перераспределении участвуют: земельный участок с кадастровым <№>, общей площадью <данные изъяты>. и часть земель, находящихся в государственной собственности общей площадью <данные изъяты>.

Выше указанным постановлением администрации Чернушинского городского поселения предлагается Сюрдонкину О.П. обеспечить выполнение кадастровых работ в целях государственного учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и заключается Соглашение о перераспределений земельных участков от <ДД.ММ.ГГГГ><№> между Комитетом и Сюрдонкиным О.П. в части увеличения земельного участка площадью 1 000 кв. м. на <данные изъяты>., за плату в размере 26 664,0 руб.

Далее сформирован земельный участок общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером <№>, кадастровой стоимостью 399 960 руб., поставлен на кадастровый учет <ДД.ММ.ГГГГ>, а спустя непродолжительное время <ДД.ММ.ГГГГ> этот земельный участок снимается с учета по причине формирования 2-х земельных участков: <№> (площадь <данные изъяты>., кадастровая стоимость – 222 200 руб.), <№> (площадь - <данные изъяты>., кадастровая стоимость – 177 760,0 руб.).

Затем, земельный участок с кадастровым номером: <№> был продан физическому лицу.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью: <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в собственность незаконно следовательно, отсутствовало и право на перераспределения земель, дальнейшего раздела на земельные участки с кадастровыми номерами: <№><№>, а так же сделки купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: <№>.

На основании ст.ст. 39.3, п. ст.168 ГК РФ, истец с учетом уточнений просит суд

Признать протокол организатора торгов ООО «Регионконсалтсервис» <№> заседания комиссии о результатах рассмотрения поступивших заявок на участие в аукционе и о признании аукциона несостоявшимся от 12.12.2016 года по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым <№>, разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства - недействительным;

Признать ничтожной сделку купли-продажи земельного участка кадастровым <№>, общей площадью: <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: «для индивидуальной жилой застройки», совершенную по договору купли-продажи (купчая) земельного участка <№> от 26.12.2016 года, совершенной между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию и Сюрдонкиным О.П.;

Признать ничтожной сделку о перераспределении земельных участков, заключенную соглашением <№> о перераспределении земельных участков от 29.05.2019 года между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию и Сюрдонкиным О.П.;

Признать ничтожной сделку купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью: <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: «для индивидуальной жилой застройки», совершенную по договору купли-продажи земельного участка от 25.09.2017, совершенную между Сюрдонкиным О.П., Сюрдонкиной Л.А. и Маматовой М.Р.;

Признать отсутствующим право собственности Маматовой М.Р. на земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства»;

Признать отсутствующим право собственности Сюрдонкина О.П. на земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства»;

Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровым номером <№> общей площадью <данные изъяты>. и с кадастровым номером <№> общей <данные изъяты>., расположенные по адресу: <адрес>.

Представитель истца Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа Аскарова А.В. в судебном заседании, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на уточненных исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что при рассмотрении заявок ООО «Регионконсалтсервис» не учел то, что на дату окончания приема заявок от Сюрдонкина О.П. не поступил задаток, и рассмотрело его заявку как надлежащую. В извещении, которое было опубликовано в газете «Вестник Чернушки», было указано, что заявители не допускаются к участию в аукционе, в том числе и в случае не поступления задатка на счет, указанный в извещении. До окончания приема документов для участия в аукционе, задатки должны поступить на счет не позднее 13:00 часов 12.12.2016 года, задатки должны быть перечислены на счет Управления финансов. Аукционной документацией предусмотрено, что задаток должен поступить непосредственно на счет Управления финансов, т.е. если задаток находился на счете Комитета, но не поступил на счет Управления финансов, то данный участник аукциона уже должен быть признан недопущенным к участию в аукционе. Платеж, который должен был поступить на опубликованные в газете реквизиты, поступил только 19.12.2016 года. Пацкун и Вавилова также внесли задаток в Комитет, в этом случае их тоже должны были признать участками аукциона, но их не признали. В протоколе заседании комиссии по результатам рассмотрения заявок указано, что в соответствии со ст. 39.12 Земельного кодекса РФ аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что поступила одна заявка. В соответствии с п. 9. ст. 39.12 Земельного кодекса РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Однако, в данном протоколе причины отказа не отражены. Несмотря на то, что Сюрдонкин О.П. был признан участником аукциона незаконно, председатель Комитета подписал договор купли-продажи, где была указана обязанность Сюрдонкина О.П. до 30.12.2016 года внести оставшуюся сумму, и не проверив поступление оставшейся суммы уже была произведена перерегистрация права собственности, право собственности было оформлено 20.01.2017 года. Оставшаяся сумма по договору поступила лишь 24.10.2017 года. К земельному участку в последующем была осуществлена прирезка и участок был разделен на два участка, один из участков был продан Маматовой. Учитывая, что договор купли-продажи от 26.12.2016 года заключен Комитетом с нарушением процедуры проведения торгов, сделка по предоставлению земельного участка Сюрдонкину О.П. является ничтожной. Поскольку сделка по предоставлению участка с кадастровым <№> была незаконна, то и последующая продажа одного из преобразованных участков незаконна. Поскольку земельный участок с кадастровым <№> предоставлен в собственность незаконно, следовательно отсутствует право перераспределения земель, дальнейшего раздела на участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, а также сделки купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <№>. Вследствие проведения незаконного аукциона по продаже земельного участка с кадастровым <№> были нарушены права и интересы неопределенного круга лиц. Считает, что земельный участок с кадастровым номером <№> предоставлен в собственность незаконно, следовательно отсутствовало и право на перераспределение земель, дальнейший раздел на земельные участки с кадастровыми номерами: <№>, <№>, а также сделки купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: <№>.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию Чернушинского городского поселения, ликвидационной комиссии Цыганок В.А. в судебное заседание не явился, 19.02.2020 года направил в суд письменные возражения, из которых следует, что на основании распоряжения администрации Чернушинского городского поселения от 15.11.2016 года <№>-р «О проведении аукциона по продаже земельного участка» Комитетом была подготовлена аукционная документация. Торги проводились специализированной организацией ООО «Регионконсалтсервис». Извещение о проведении торгов было размещено на официальном сайте и в газете «Вестник Чернушки» от 17.11.2016 года. Было подано 3 заявки, 2 из которых были признаны несоответствующими требованиям аукциона. Аукцион признан несостоявшимся в связи с наличием одной заяви. По результатам аукциона земельный участок предоставлен Сюрдонкину О.П.. Несмотря на отсутствие в протоколе информации о причинах отказа в регистрации в качестве участников, жалобы на действия организаторов торгов не поступали. Следовательно, с теми замечаниями в других заявках, на которые указал организатор торгов, не допущенные участники согласились. Заявители оплатили задаток, внеся денежные средства в Комитет, что подтверждается чеками-ордерами. Истец в исковом заявлении ссылается на заявку о списании специальных средств <№> от 19.12.2016 года. Вмесите с тем, истец не обратил внимание на то, что указанным платежным документом Комитет перечислил задаток Сюрдонкина О.П. как победителя торгов в бюджет Чернушинского поселения в счет оплаты стоимости земельного участка. Сам задаток был оплачен Сюрдонкиным О.П. 08.12.2016 года путем внесения наличных денежных средств в кассу Комитета, что подтверждается платежным поручением от 08.12.2016 года <№>. Договор купли-продажи земельного участка с Сюрдонкиным О.П. был заключен 26.12.2016 года, договор прошел государственную регистрацию 20.01.2017 года. Полная оплата действительно была произведена только 24.10.2017 года. Несвоевременное перечисление денежных средств связано с ненадлежащим контролем со стороны специалистов Комитета, ответственных за ведение договорной работы. Вместе с тем несвоевременная оплата по договору купли-продажи (при условии, что договор в настоящее время уже исполнен), не может являться основанием для признания договора ничтожным. В дальнейшем Сюрдонкин О.П. обратился в Комитет с претензией о том, что его права как собственника земельного участка нарушены, поскольку по земельному участку проложили газопровод низкого давления. Кроме того, земельный участок со стороны линии застройки находится в охранной зоне ВЛ. Для строительства жилого дома необходимо было отступить от охранной зоны. В связи с этим, на основании решения думы Чернушинского городского поселения от 30.09.2019 года <№>, территориальная зона Ж-3 была увеличена. Истец был осведомлен о факте заключения сделки, так как земельный участок с кадастровым <№> является неразграниченным. С момента совершения сделки прошло почти 3 года. Обращение в суд с иском о признании сделок незаконными не отражает волю истца, а является вынужденной мерой (том 1 л.д.118-121).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.05.2020 года внесена запись о ликвидации юридического лица - Комитет по управлению имуществом и землепользованию ликвидирован.

Ответчик Сюрдонкин О.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился полностью, суду пояснил, что в газете увидел объявление о проведении аукциона по продаже земельного участка. Обратился в Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения, где написал заявление и оплатил задаток в размере 100 000 рублей. Задаток внес вовремя, у него имеется чек от 08.12.2016 года. 12.12.2016 года его пригласили в Комитет для заключения договора. Действительно сумму по договору в размере 122 000 рублей он заплатил позднее т.к. уехал на заезд в другой регион и забыл. Земельный участок до приобретения не смотрел, так как была зима, весной пришел на участок, была перекопана задняя стороны земельного участка. В связи с чем, он обратился в Комитет, ему пояснили, что по его участку проложили газопровод. Он обратился к кадастровому инженеру <ФИО>9 за разъяснением, она предложила перераспределить участок, он согласился, к его участку была прирезана часть земли. В дальнейшем земельный участок был разделен на 2 участка, один из которых продал Маматовой М.Р.. С 2016 года никто никаких претензий не предъявлял (том 1 л.д.61).

Представитель ответчика ООО «Регионконсалтвервис», ответчик Маматова М.Р., ответчик Сюрдонкина Л.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств в суд не представлено.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по пермскому краю в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, ответчика, рассмотрев представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также - на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

В соответствии с п. п. 1 - 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). В случаях, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В силу п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

В силу положений п. п. 1, 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11.03.2019 года вступил в силу Закон Пермского края от 23.02.2019 гола № 357-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чернушинского городского округа». Чернушинское городское поселение утратило статус муниципального образования со дня вступления в силу Закона № 357-ПК, полномочия администрации городского поселения прекращены.

В соответствии с решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 года № 71 «Об учреждении администрации Чернушинского городского округа» администрация Чернушинского городского округа с 01.01.2020 года приступила к исполнению исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения на территории Чернушинского городского округа.

В соответствии с решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 года № 74 « Об управлении имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа» управление имущественных отношений является отраслевым (функциональным) органом администрации Чернушинского городского округа, уполномоченным на осуществление деятельности по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением администрации Чернушинского городского поселения <№> – р от 15.11.2016 года «О проведении аукциона по продаже земельного участка» принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым <№>, с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки» (том 1 л.д.38).

На основании распоряжения администрации Чернушинского городского поселения <№>-р от 06.12.2016 года, в п.1.1 Распоряжения администрации Чернушинского городского поселения от 15.11.2016 года <№>-р, внесены изменения, слова «для индивидуальной жилой застройки» заменены словами «для индивидуального жилищного строительства» (том 1, л.д.39).

Извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона было размещено на официальном сайте torgi.gov.ru <№> от 16.11.2016 года (том 1 л.д.40-41) и в газете «Вестник Чернушки» <№> (504) (том 1 л.д.42-43).

Согласно условиям извещения о проведении торгов, организатором торгов является ООО «Регионконсалтсервис», время начала приема заявок - 17.11.2016 года 08:00 часов, время окончания приема заявок - 12.12.2016 года 13:00 часов. Дата проведения аукциона - 16.12.2016 года 10:00 часов. Начальная стоимость земельного участка определена в размере 222 200 рублей. Сумма задатка – 100 000 руб. Задатки перечисляются на счет Управления финансов (Комитет по управлению имуществом и землепользованию, указаны реквизиты).

Из протокола заседания комиссии о результатах рассмотрения поступивших заявок на участие в аукционе и о признании аукциона несостоявшимся <№> от 12.12.2016 года. следует, что за период с 17.11.2016 года по <ДД.ММ.ГГГГ> на участие в аукционе были зарегистрированы 3 заявки:

<ФИО>5, заявка от 30.11.2016 года в 12:00 часов, регистрационный <№>;

<ФИО>6, заявка от 30.11.2016 года в 12:20 часов, регистрационный <№>;

Сюрдонкин О.П., заявка от 07.12.2016 г в 12:46 часов, регистрационный <№>. Заявки <ФИО>5 и <ФИО>6 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации.

Истец Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, обращаясь в суд с настоящим иском, просит признать недействительным протокол заседания комиссии о результатах рассмотрения поступивших заявок на участие в аукционе и о признании аукциона несостоявшимся <№> от 12.12.2016 года, ссылаясь на отсутствие в материалах аукционной документации заявки Сюрдонкина О.П. на участие в аукционе, на не внесение задатка Сюрдонкиным О.П. в установленный срок.

Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец в исковом заявлении от 31.01.2020 года ссылается на материалы аукционной документации, указывая на то, что при проверке материалов аукционной документации заявки Сюрдонкина О.П. не было обнаружено.

В ходе судебного разбирательства судом у истца был запрошен полный пакет материалов аукционной документации по спорному земельному участку. Однако, истцом материалы аукционной документации суду не были представлены. Поэтому убедиться об отсутствии заявки Сюрдонкина О.П. не представляется возможным.

Доводы, представителя истца о том, что материалы аукционной проверки находятся в прокуратуре Чернушинского района, переданные по акту 19.08.2019 года, опровергаются письмом прокурора Чернушинского района от 21.09.2020 года, согласно которому материалов аукционной документации по предоставлению земельного участка Сюрдонкину О.П. в прокуратуре Чернушинского района не имеется.

Из представленного протокола заседания комиссии от 12.12.2016 года следует, что за период с 17.11.2016 года по 12.12.2016 года зарегистрированы 3 заявки, в том числе заявка Сюрдонкина О.П., указана дата и номер заявки - 07.12.2016 года <№>.

Кроме того, из доводов ответчика Сюрдонкина О.П. следует, что 07.12.2016 года он подавал в Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения заявку на участие в аукционе по продаже земельного участка.

В связи с чем, доводы истца об отсутствии заявки Сюрдонкина О.П. на участие в аукционе суд считает несостоятельными.

Доводы представителя истца о том, что задаток от Сюрдонкина О.П. поступил лишь 19.12.2016 года, то есть спустя 5 дней после окончания приема заявок, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В силу п. 2 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

Согласно п. 3 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Ответчик Сюрдонкин О.П. настаивал на том, что совершил все необходимые действия для участия в аукционе и представил копию квитанции к приходному кассовому ордеру <№> от 07.12.2016 года, на сумму 100 000 рублей, с указанием назначения платежа – задаток аукцион лот 1; кадастровый <№>.

Для выяснения указанных обстоятельств, судом направлены запросы о поступлении сумм задатка от участника аукциона Сюрдонкина О.П.

Согласно представленной информацией, в архивный отдел Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа передана на хранение кассовая книга Комитета по управлению имуществом и землепользованию за 2016 год. В книге имеется информация об оплате Сюрдонкиным О.П. 07.12.2016 года 100 000 рублей.

Представленный чек - ордер является платежным документом, подтверждающим факт внесения денежных средств наличным путем. Платежное поручение, на которое ссылается истец (<№> от 19.12.2016 года) – является документом о безналичном перечислении денежных средств с одного счета на другой. Более того, в представленном платежном поручении, в графе «Назначение платежа» указано «Доходы от продажи земельных участков…».

Таким образом, судом установлено, что ответчиком Сюрдонкиным О.П. внесен задаток на участие в аукционе в полном объеме и в установленный срок.

Кроме того, истец ссылается на нарушение п.9 ст.39.12 Земельного кодекса РФ при составлении обжалуемого протокола.

Согласно части 9 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

Указанная норма содержит указание на обязанность организатора аукциона отражать причины отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе. Основания отказа поименованы в пункте 8 статьи 39.12 ЗК РФ, по иным основаниям отказ не допускается. Поскольку ЗК РФ предусмотрено несколько самостоятельных оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, обязанность организатора аукциона заключается в конкретизации нарушения, при допущении которого предусмотрен отказ. Выполнение данного требования необходимо для обоснования отказа, возможности заявителя, не допущенного к участию в аукционе, возразить либо согласиться с данным решением организатора аукциона, обжаловать его, представить доказательства в обоснование возражений.

Суд полагает, что отсутствие в вышеуказанном протоколе причин отказа в допуске к участию в нем <ФИО>6 и <ФИО>5 не может являться основанием для признания протокола заседания комиссии – недействительным, поскольку заявители <ФИО>6 и <ФИО>5 никаких возражений по недопущению их к участию в аукционе не заявляли, решение организатора аукциона не обжаловали, тем самым согласились с данным решением организатора аукциона.

Согласно ст. 447 ГК РФ проведение торгов предполагает состязательность, при этом п. 5 ст. 447 ГК РФ предусматривает, что аукцион, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

Как следует из протокола N 01/1 заседания аукционной комиссии от 12.12.2016 года, в аукционе принимал участие один Сюрдонкин О.П.

Следовательно, в силу закона аукцион, правила проведения которого оспаривает истец, является несостоявшимся, поэтому доводы истца о нарушении процедуры его проведения не имеют правового значения.

Суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого договора купли-продажи земельного участка от 26.12.2016 года.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В обоснование требований о недействительности договора ответчики ссылаются на нарушение закона при его заключении.

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

26.12.2016 года между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения и Сюрдонкиным О.П. заключен договор <№> купли-продажи (купчая) земельного участка с кадастровым <№> общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.51-53).

Согласно п.2.1 цена проданного земельного участка, определенная протоколом <№> «Заседания комиссии о результатах рассмотрения поступивших заявок на участие в аукционе и о признании аукциона несостоявшимся» от 12.12.2016 года. Составляет 222 200 рублей.

Покупателем внесено в качестве задатка 100 000 рублей (пункт 2.2 договора).

В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 окончательные расчеты между сторонами производятся путем перечисления оставшейся суммы 122 200 рублей до 30.12.2016 года.

Право собственности у покупателя возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю в установленном порядке.

Государственная регистрация права собственности на вышеуказанный земельный участок произведена 20.01.2017 года (л.д.55).

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру <№>, оставшаяся сумма за земельный участок внесена Сюрдонкиным О.П. 24.10.2017 года (л.д.61).

Однако, сам по себе факт неисполнения ответчиком обязательства по уплате денежных средств в срок, предусмотренный договором купли-продажи не является основанием для признания сделки купли-продажи ничтожной по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.

Неисполнение одной из сторон договора купли-продажи своих обязательств, в частности покупателя оплатить приобретенное имущество, не лишало права другую сторону, в данном случае продавца, требовать исполнения обязательств и защищать свои права предусмотренными законом способами. Кроме того, сторонами была предусмотрена ответственность стороны покупателя в случае невнесения им платежа, указанного в п.2.3 договора в течение 10 дней в виде штрафа в размере задатка и признания договора незаключенным (п.5.2).

Поскольку не имеется оснований для признания недействительным договора купли-продажи (купчей) земельного участка <№> от 26.12.2016 года, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными последующих сделок: по договору о перераспределении земельных участков от 29.05.2017 года, купли-продажи земельного участка от 25.09.2017 года. Требования о признании отсутствующим права собственности Маматовой М.Р., Сюрдонкина О.П. на земельные участки, снятие земельных участков с кадастрового учета, являются производными требованиями от основного требования о признании протокола недействительным, признания ничтожной сделки купли-продажи, оснований для их удовлетворения суд также не находит.

В связи с чем, с суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г. Снегирева