ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/2013 от 27.03.2013 Саракташского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2013 года п. Саракташ

Саракташский районный суд Оренбургской области

В составе судьи Абросимова А.М.,

при секретаре Гува А.А.,

с участием:

заявителя ФИО1, представителя заявителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Саракташский отдел) по приостановлению государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Саракташский отдел) по приостановлению государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им в Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области было подано заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация по его заявлению была приостановлена в связи с необходимостью предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию заявленного на регистрацию объекта. В качестве правового обоснования приостановления государственной регистрации в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № было указано, что в соответствии с п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), а из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом заявленный на государственную регистрацию является четырехэтажным с подвалом.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о регистрации) основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.

Исходя из ст.25.3 Закона о регистрации, ч.4 ст.8 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» следует, что порядок государственной регистрации объекта индивидуального жилищного строительства до ДД.ММ.ГГГГ носит упрощенный характер и единственным документом подтверждающим факт создания такого объекта вне зависимости от количества этажей является кадастровый паспорт объекта. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной регистрации.

Положения ст. 48 и других статей Градостороительного кодекса РФ, лишь предписывают застройщику осуществить подготовку проектной документации при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с количеством этажей более чем три, но не возлагают на него обязанность до ДД.ММ.ГГГГ получить разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию.

Следовательно, им был представлен полный пакет документов необходимый для государственной регистрации права собственности.

Считает, что приостановление государственной регистрации жилого дома, является незаконным, так как государство предоставило возможность гражданам до 2015 года в упрощенном порядке зарегистрировать свои права.

Кроме того, с 1 января 2000 года введены в действие Строительные правила 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства», утвержденные Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Согласно названных Правил к нормативным документам, регулирующим вопросы планировки и застройки территории малоэтажного жилищного строительства отнесен СНиП 2.08.01-89* утвержденный постановлением Госстроя СССР от  16 мая 1989 года № 78, и являющийся переизданием СНиП 2.08.01-89 с изменениями № 1 от 30 апреля 1993 года № 18-12 и № 2 от 11 октября 1994 года № 18-21, утвержденными постановлениями Госстроя (Минстроя) России.

В п. 9 Приложения 2 названного СНиПа, действующего с 1 января 1990 года указано, что при определении этажности здания включаются все надземные этажи, в том числе технический, мансардный и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра.

Указанные правила установлены так же нормами СНиПа, введенных в действие с 1 октября 2003 года постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 года № 109, а так же Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года № 37, в редакции приказа Госстроя РФ от 4 сентября 2000 года № 199.

Согласно Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.08.2008 года № AM/1567 этажность дома определяться по числу надземных этажей.

  Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта следует, что жилой дом имеет 3 этажа надземной части (1,2,3 этаж) и 1 этаж подземной части (подвал), соответственно данное домовладение должно быть идентифицировано как 3-х этажный жилой дом.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Просит признать действия Управления Росреестра по Оренбургской области (Саракташский отдел) по приостановке государственной регистрации права собственности жилого дома, расположенного по адресу <адрес> незаконными и обязать Управление Росреестра по Оренбургской области (Саракташский отдел) зарегистрировать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании от представителя истца ФИО2 поступило уточненное заявление, в котором просит суд признать действия Саракташского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области по приостановке государственной регистрации права собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными.

Обязать Саракташский отдел Управления Росреестра по Оренбургской области зарегистрировать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель истца ФИО2 заявление так же поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что в ст.48 Градостроительного кодекса РФ не дается понятия объекта индивидуального жилищного строительства. Указанная норма предписывает, в каких случаях необходима подготовка проектной документации и не обязывает предоставления акта ввода в эксплуатацию. Полагает, что объектом индивидуального жилищного строительства могут быть здания и более трех этажей. Поэтому к заявленному объекту недвижимости должна применяться упрощенная процедура государственной регистрации права собственности. Кроме того, технический паспорт подтверждает, что заявленное здание является объектом индивидуального жилищного строительства. Не согласны со ссылкой в отзыве Управления Росреестра по Оренбургской области на ответ архитектора Саракташского района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что заявленное на регистрацию здание не является объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку данный ответ получен после оспариваемых действий. Так же в оспариваемом уведомлении о приостановлении регистрации не указаны правовые основания приостановления, нет указаний какие документы необходимо предоставить заявителю на регистрацию, уведомление не мотивировано. На их устные обращения государственный регистратор отвечал, что необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. О том, что заявленное на регистрацию здание не является объектом индивидуального жилищного строительства и у государственного регистратора возникли сомнения в основаниях регистрации, им не говорили. Кроме того, в данном случае регистратор должен был самостоятельно истребовать необходимые документы, а не обязывать заявителя предоставлять их.

Заявление о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал вынужденно, что бы разобраться, что от них требуют. Срок предыдущего приостановления истекал и они боялись, что им откажут в регистрации права собственности. Основания для приостановления указали те, которые были в бланке заявления.

Представитель Управления Россреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором просит рассмотреть дело без участия его представителя, возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как несоответствие действий государственного органа закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Считают оспариваемое уведомление о приостановлении в государственной регистрации соответствующим требованиям действующего законодательства.

В Саракташский отдел Управление ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В силу 25.3 Закон о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый иди созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором
расположен такой объект недвижимого имущества.

Таким образом, диспозиция данной нормы строго указывает на то, что объект создается для индивидуального жилищного строительства

В связи с тем, что ранее земельный участок был зарегистрирован за заявителем, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок регистрирующим органом не требовался.

В качестве документа, подтверждающего факт создания заявленного к регистрации объекта и содержащего его описание был представлен кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 04.010.2012 года.

Однако графа 1.5 кадастрового паспорта «Этажность» указывает количество этажей «4».

Разъяснение, что считать объектом индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что на такие объекты не требуется проектной документации, дается в ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Следовательно, если объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, при его создании требуется изначально выдача разрешения на строительство, а в последующем документом, подтверждающим факт создания такого объекта, будет разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данные правоотношения будут регулироваться нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 51 и 55 соответственно. В этом случае, регистрация права собственности на объект будет осуществляться в ином порядке (уже не по упрощенной форме).

В связи с возникшими у регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права по ст. 25.3 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Закона о регистрации. Уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № было направлено ФИО1 В указанном уведомлении ФИО1 были указаны: основания приостановления, причина приостановления, также сообщалось, что регистратором сделан запрос в отдел архитектуры и градостроительства Саракташского района Оренбургской области о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 2 ст. 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав. Если иное не установлено настоящим законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

В срок, установленный для приостановления государственной регистрации, в регистрирующий орган поступил ответ из отдела архитектуры и градостроительства Саракташского района Оренбургской области (уполномоченного органа исполнительной власти в сфере строительства) о том, что разрешение на ввод в эксплуатацию четырехэтажного жилого дома с подвалом не выдавалось.

В связи с окончанием срока приостановления по п. 1 ст. 19 Закона о регистрации 25.01.2013 года государственная регистрация была возобновлена, о чем ФИО1 было сообщено уведомлением о возобновлении от 25.01.2013 года. На момент настоящего судебного разбирательства обжалуемого приостановления не существует.

Обжалование уведомления о приостановлении государственной регистрации от 25.12,2012 г. № не предполагает возможности возложения на регистрирующий орган в порядке восстановления нарушенных прав заявителя обязанности произвести государственную регистрацию права вне соблюдения порядка, установленного нормами Закона о регистрации.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в регистрирующий орган поступило заявление о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ. Причины, указанные им в заявлении, звучат следующим образом: «Представленные документы не соответствуют требованиям Закона о регистрации, отсутствуют все необходимые для государственной регистрации документы».

В этом случае регистратор обязан приостановить государственную регистрацию в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о регистрации.

В настоящий момент регистрационные действия не производятся в связи с имеющимся заявлением ФИО1, однако заявитель в любой момент может возобновить государственную регистрацию, для проведения регистрирующим органом регистрационных действий.

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган поступил ещё один ответ за подписью главного архитектора отдела архитектуры и градостроительства администрации Саракташского района.

В данном ответе дается разъяснение, что относиться к объектам индивидуального жилищного строительства, какими нормами это урегулировано, а самое главное указано на то, что на данный объект согласно ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

На основании вышеизложенного считают, что действия Управления являются законными и обоснованными, в удовлетворении требований, заявленных ФИО1 по настоящему делу, просят суд отказать.

В ходе судебного заседания проведенного ДД.ММ.ГГГГ представитель Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО3 суду пояснила, что с заявленными требованиями не согласна. Кроме того из заявления ФИО1 не понятно какие действия по приостановлению государственной регистрации он оспаривает, поскольку в настоящий момент государственная регистрация приостановлена на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Предыдущее приостановление от ДД.ММ.ГГГГ было ее отменено в связи с истечением срока приостановления. Данное уведомление о приостановлении она вынесла, так как у нее возникли сомнения в основаниях регистрации, поскольку заявленное на регистрацию здание имеет 4 этажа, наименование объекта не указано, указано только назначение.

Изучив заявление ФИО1, выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо своды гражданина не были нарушены.

Как следует из п.6 ст.131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации прав на недвижимость устанавливается Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст.13 п.1 Закона о Регистрации - государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Пунктом 2 ст. 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав. Если иное не установлено настоящим законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Согласно ст.19 п.1. Закона о регистрации - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области (Саракташский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности индивидуального жилого дома расположенного в <адрес>. К заявлению ФИО1 был приложен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, а так же чек в подтверждение оплаты государственной пошлины.

Указанные документы были приняты государственным регистратором о чем свидетельствует расписка о получении документов.

Согласно предоставленного кадастрового паспорта, назначение заявленного на регистрацию здания является – жилой дом, количество этажей 4, подземных этажей 1, наименование не указано.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором был сделан запрос главному архитектору Саракташского района Оренбургской области о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию четырехэтажного жилого дома с подвалом расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно поступившего ответа от ДД.ММ.ГГГГ акт ввода в эксплуатацию указанного жилого дома не выдавался.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в адрес ФИО1 направленно уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Управление Росреестра по Оренбургской области (Саракташский отдел) подано заявление о приостановлении государственной регистрации права собственности здания расположенного в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, по причине того, что предоставленные документы не соответствуют требованиям Закона о регистрации, отсутствуют все необходимые для государственной регистрации документы.

ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности указанного жилого дома была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1

Предметом обжалования в рамках настоящего дела являются действия государственного регистратора Саракташского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области по приостановлению государственной регистрации права собственности жилого дома расположенного в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с п.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ – Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

К заявлению о государственной регистрации права собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что заявленный на государственную регистрацию дом четырехэтажный с подвалом. Разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома с подвалом не выдавалось. Одновременно ФИО1 разъяснено, что если до окончания срока приостановления не будут предоставлены дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований проведения государственной регистрации, то в государственной регистрации права собственности будет отказано на основании п.1 ст.20 Закона о регистрации.

Таким образом, основаниями для приостановления государственной регистрации указанного объекта недвижимости явилось сомнения государственного регистратора в основаниях регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о регистрации основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.

Как следует из п.1 ст.25.3 Закона о регистрации - Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пункт 4 данной статьи указывает, что документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.

Таким образом, упрощенный порядок государственной регистрации права собственности, действующий до ДД.ММ.ГГГГ, относится только к объектам индивидуального жилищного строительства.

Разъяснение, что является объектом индивидуального жилищного строительства дается в ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Подобное определение изложено в п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

Аналогичная позиция изложена в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>) согласно которого в интрерпретации п.3 ст.48, п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи и в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №АМ\1567).

То же самое понятие объекта индивидуального жилищного строительства дается в Сводах правил «Дома жилые одноквартирные» актуализированной редакции СНиП 31-02-2001 (СП 55.13330.2011).

Доводы заявителя о том, что его домовладение должно быть идентифицировано как трех этажный жилой дом, поскольку этажность дома определяется по числу надземных этажей, а из кадастрового паспорта следует, что жилой дом имеет 3 этажа надземной части и 1 этаж подземной части (подвал), и соответственно данный объект недвижимости попадает под упрощенный порядок государственной регистрации права собственности, суд признает несостоятельными.

Согласно действующих строительных правил и норм (СНиП 2.08.01-89*, СП 54.13330.2011, Инструкции о проведении учета жилищного форда РФ от 04.08.1998 года №37, Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.08.2008 года №АМ\1567) действительно этажность здания определяется исходя из числа надземных этажей.

Вместе с тем при определении объекта индивидуального жилищного строительства используется понятие «количество этажей», а не «этажность здания», которые имеют разное значение и применение.

В свою очередь при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие (СП 55.13330.2011, СП 54.13330.2011)

Таким образом, учитывая, что на государственную регистрацию права собственности ФИО1 был предоставлен кадастровый паспорт в котором наименование объекта указано не было, количество этажей определено как 4, суд полагает, что у государственного регистратора имелись основания для приостановления государственной регистрации права собственности, поскольку у него возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности по ст.25.3 Закона о регистрации. В уведомлении о приостановлении ФИО1 были указаны основания приостановления, причина приостановления, сделана ссылка на применяемый Закон.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ правомерно была приостановлена и ФИО1 было обосновано предложено предоставить дополнительные доказательства оснований регистрации.

Доводы заявителя и его представителя о необоснованности приостановления государственной регистрации суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Таким образом суд не находит оснований для признания незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права собственности за заявленный объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и полагает необходимым в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявление ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Саракташский отдел) по приостановлению государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести регистрацию права собственности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья   Абросимов А.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2013 года.

Судья   Абросимов А.М.