ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/2013 от 29.05.2013 Крыловской районного суда (Краснодарский край)

по делу № 2-245/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Крыловская 29 мая 2013 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,
при секретаре Рясной О.В.,

с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С.,

с участием представителя администрации муниципального образования Крыловский район Зуб Т.В., действующей на основании доверенности № 971/01-30-04 от 04.09.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг,

установил:

Прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Указывает, что, прокуратурой района, с привлечением специалиста ТО управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском районах, по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Крыловский район организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Крыловского района.

В силу п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) при получении государственных и муниципальных услуг (далее - Услуги) заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре (далее - МФЦ) в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии. Особенности организации предоставления Услуг в МФЦ регламентированы ст. 15 Закона № 210-ФЗ.

В процессе проведения проверки установлено, что в целях обеспечения исполнения указанных требований закона, на территории района администрацией муниципального образования Крыловский район приняты меры к организации предоставления Услуг в МФЦ. На основании постановления администрации муниципального образования Крыловский район от ДД.ММ.ГГГГ № учреждено МБУ «Информационно-консультационный центр». В соответствии с приказом руководителя МБУ «ИКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ № создан отдел по предоставлению государственных и муниципальных услуг «МФЦ Крыловский». В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 210-ФЗ правила организации деятельности многофункциональных центров утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п. 1 указанных правил МФЦ организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно п. 3.2.1. положения об МФЦ, утвержденного руководителем МБУ «ИКЦ», к задачам МФЦ отнесено -" реализация принципа «одного окна», создание единого места прима, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе отдела «МФЦ Крыловский».

Согласно п. 4 положения об МФЦ, взаимодействие взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляется на основании соглашений.

В целом указанное положение дублирует требования, предъявляемые к организации деятельности МФЦ и установленные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376.

В соответствии с подп. «а» п. 8 Правил сектор информирования и ожидания МФЦ включает в себя информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения государственных и муниципальных услуг, в том числе:- перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организовано в многофункциональном центре,- сроки предоставления государственных и муниципальных услуг;- размеры государственной пошлины и иных платежей, уплачиваемых заявителем при получении государственных и муниципальных услуг, порядок их уплаты;- информацию о дополнительных (сопутствующих) услугах, а также об услугах, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг, размерах и порядке их оплаты; - порядок обжалования действий (бездействия), а также решений органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных и муниципальных служащих, многофункциональных центров, работников многофункциональных центров;- информацию о предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих муниципальные услуги, работников многофункционального центра, работников организаций, привлекаемых к реализации функций многофункционального центра в соответствии с частью 1.1 статьи 16 Федерального закона и положениями пунктов 29-31 настоящих Правил, за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;- информацию о порядке возмещения вреда, причиненного заявителю в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения многофункциональным центром или его работниками, а так же привлекаемыми организациями или их работниками обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;- режим работы и адреса иных многофункциональных центров и привлекаемых организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;- иную информацию, необходимую для получения государственной и муниципальной услуги.

Проведенной проверкой, было установлено, что при организации МФЦ сектор информирования отсутствует.

В силу п.п. 20, 21 Правил для целей функционирования МФЦ используется автоматизированная информационная система для предоставления Услуг в электронной форме.

В нарушении указанных требований, в МФЦ автоматизированная информационная система для предоставления Услуг в электронной форме отсутствует.

Правилами устанавливаются требования к количеству работников МФЦ -окон (иных специально оборудованных рабочих мест).

Так, п. 10 Правил установлено, что в секторе приема заявителей предусматривается не менее одного окна на каждые 5 тысяч жителей, проживающих в муниципальном образовании, в котором располагается многофункциональный центр.По сведениям отдела МВД России по Крыловскому району в настоящее время на территории Крыловского района проживает свыше 36 000 человек.

В соответствии со штатным расписанием МБУ «ИКЦ», МФЦ, предусмотрено 3 штатные единицы - ведущий специалист, уполномоченные на решение вопросов, связанных с предоставлением Услуг в условиях МФЦ. Такие должности поименованы - «ведущий специалист».В соответствии с должностной инструкцией, в обязанности ведущего специалиста вменено осуществление работы по приему заявлений об оказании Услуг, регистрации и направлении таких заявлений в соответствующие органы, в целом осуществление процедур, направленных на предоставление Услуг заявителям. Указанное объективно свидетельствует, что в нарушение п. 10 Правил в МФЦ организовано три специально оборудованных рабочих места для работы с населением, когда с учетом численности населения района количество указанных мест должно быть не менее семи.

В связи с тем, что МФЦ на территории района до настоящего времени не функционирует в порядке, предусмотренном законодательством, не реализуется принцип предоставления государственных, муниципальных услуг по принципу одного окна, положениям, установленным Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, согласно которым в целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами предполагается создание МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ создаются для обеспечения предоставления комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу «одного окна». При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), происходит без участия заявителя.

Задачами создания МФЦ являются: реализация принципа «одного окна», включающего создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов организациям и гражданам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, а так же предоставление возможности организациям и гражданам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг; организация деятельности, касающейся полного информирования граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг; оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет принятия административных регламентов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления; сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг; сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия; оптимизация получения заявителями услуг, в предоставлении которых участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления на основе соглашений между этими органами; организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра; организация информационного обмена с федеральным интернет-порталом государственных услуг, региональными порталами государственных услуг.

Наряду с изложенным, необходимо отметить, что Постановлением администрации муниципального образования Крыловский район от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Крыловский район на 2011-2014 годы.

Согласно п. 2.1 Приложения к данной программе, одним из мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Крыловский район на 2011-2014 годы является создание МФЦ.

Вместе с тем, до настоящего времени МФЦ не функционирует, отельные функции выполняются МБУ «Информационно- консультационный центр».

В целях обеспечения функционирования МФЦ в 2011-2012 г.г. выделены, использованы и освоены бюджетные средства в условиях отдельного помещения по ул. Орджоникидзе, 32, ст. Крыловской. Однако принимаемые меры не позволили в полном объеме обеспечить функционирование МФЦ, что в свою очередь свидетельствует о неэффективном использовании средств местного бюджета.

Таким образом, администрацией муниципального образования Крыловский район также не исполняются мероприятия, предусмотренные указанной муниципальной целевой программой. Указанное объективно свидетельствует о нарушении прав граждан на получение государственных, муниципальных услуг, в том числе по принципу «одного окна». Такое положение дел нарушает права неопределённого круга лиц, предусмотренные ст.ст. 2, 18, 46 Конституции РФ, что дает право прокурору в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Судебная защита прав, свобод и законных интересов является одной из форм прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

По указанным обстоятельствам прокурор Крыловского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившемся в непринятии должных мер по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг и обязать администрацию муниципального образования Крыловский район устранить выявленные нарушения законодательства путем обеспечения работы на территории Крыловского района многофункционального центра, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Признать незаконным бездействие администрации Краснодарского края, выразившемся в непринятии должных мер по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг и обязать администрацию Краснодарского края устранить выявленные нарушения законодательства путем обеспечения работы на территории Крыловского района многофункционального центра, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. поддержал доводы заявленных требований на основании письменного заявления прокурора Крыловского района уточнил требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившемся в непринятии должных мер по предоставлению муниципальных услуг в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») и обязать администрацию муниципального образования Крыловский район обеспечить предоставление муниципальных услуг в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») в соответствии с «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376., просил признать незаконным бездействие администрации Краснодарского края, выразившемся в непринятии должных мер по предоставлению государственных услуг органа исполнительной власти субъекта РФ (администрация КК) в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») и обязать администрацию Краснодарского края обеспечить предоставление государственных услуг органа исполнительной власти субъекта РФ (администрация КК) в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») в соответствии с «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376.

В судебное заседание представитель администрации Краснодарского края не явился, в письменном заявлении адресованном суду представитель администрации Краснодарского края ФИО1, действующая на основании доверенности за № 01-950/12-08 от 24.12.2012 года сроком действия до 31.12.2013 года просит отказать в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть спор в отсутствие представителя администрации Краснодарского края. Согласно возражений    на заявленные требования представитель просит суд учесть, что вопрос о принятии мер по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных муниципальных услуг разрешается с учетом положений Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными указанным постановлением Правительства РФ, закреплено, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Организация многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории краснодарского края носит децентрализованный характер, в связи, с чем финансовую нагрузку по созданию и содержанию Центров несут бюджеты муниципальных образований. Администрация Краснодарского края обращает внимание суда на тот факт, что Краснодарский край является безусловным лидером среди субъектов Российской Федерации по количеству созданных МФЦ. В целях повышения качества и доступности государственных услуг по принципу «одного окна» в настоящий момент в Краснодарском крае функционируют 48 МФЦ в 43 из 44 муниципальных образований края, которые находятся в ведении муниципалитетов (по одному в каждом муниципальном образовании края, 4 отдела в <...> отдела в г. Сочи). В настоящий момент проводятся процедуры по реализации и открытию многофункциональных центров в других районах Краснодарского края. На сегодняшний день учредителями действующих МФЦ выступают администрации муниципальных образований. Созданные многофункциональные центры являются муниципальной собственностью. Считает, что в заявлении прокурор Крыловского района не указал каким способом администрация Краснодарского края нарушает затрагиваемые права, какие нормы права законодательства РФ нарушены и в чем именно выражено бездействие администрации Краснодарского края. По указанным и приведенным обстоятельствам представитель администрации Краснодарского края просит суд отказать в удовлетворении заявленных к администрации Краснодарского края требований.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Крыловский район Зуб Т.В. считает требования необоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.06.2010 № 210 ФЗ многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг- российская организация независимо от организационно- правовой формы, отвечающая требованиям закона и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг. В настоящее время действует отдел по предоставлению государственных и муниципальных услуг созданный в соответствии с приказом муниципального бюджетного учреждения «Информационно-консультационный центр» администрации муниципального образования Крыловский район от ДД.ММ.ГГГГ №.

В настоящее время через МФЦ в полной мере предоставляются услуги двух организаций: управления муниципального имущества администрации муниципального образования Крыловский район, оказывающего услуги по предоставление в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, по предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, по предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, по предоставлению земельных участков на территории муниципального образования для целей, не связанных со строительством, по выдаче выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Крыловский район, по предоставление в аренду нежилых недвижимых объектов муниципальной собственности и архивного отдела администрации муниципального образования Крыловский район по выдаче сведений содержащихся в архиве: о предоставлении земель гражданам для организации КФХ, перераспределении земель сельскохозяйственного назначения, выделении собственникам земельных долей сельхозпредприятиями района и выдаче свидетельств на право собственности на землю, об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения, о выделении земельного участка для строительства и организации личного подсобного хозяйства, о закреплении или перерегистрации земельных приусадебных участков граждан, о разрешении строительства жилого дома или объекта производственного назначения, о выделении квартиры и получении ордера на нее, о разрешении приватизации квартиры и количестве человек, участвующих в приватизации, об утверждении Акта ввода в эксплуатацию законченного объекта строительств, о награждении медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.», иными правительственными наградами, о реорганизации, ликвидации, переименовании учреждений, организаций, предприятий, о регистрации Уставов, положений и др. учредительных документов, об административно — территориальных преобразованиях на территории района, об оккупации района в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.г. 8. О заработной плате (за 5 лет). 9. О факте работы (прием, увольнение), о количестве выхододней, отработанных за каждый год, о подтверждении должности, квалификации, прохождении аттестации, о подтверждении факта получения травмы.

Всего по данным организациям за 2012 год населению предоставлено 1070 услуг, а за пять месяцев 2013 года 366. Заключены соглашения о взаимодействии с Администрацией Крыловского сельского поселения, управлением муниципального имущества и архивным отделом администрации муниципального образования Крыловский район, муниципальным учреждением «Управление архитектуры и градостроительства» муниципального образования Крыловский район, филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю в Кущёвском районе, Крыловским отделом управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Государственным учреждением - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Полагает что вести речь о бездействии администрации муниципального образования в части реализации Федерального закона « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.06.2010 № 210 ФЗ нельзя.

МФЦ на территории муниципального образования, как юридическое лицо создано, однако эта организация не действует, ввиду отсутствия денежных средств для финансирования.

Кроме того прокурор не может говорить о бездействии, так как ни одним законом прямо не предусмотрено, то что орган местного самоуправления обязан создать многофункциональный центр на своей территории. Орган местного самоуправления имеет право на его создание, но может осуществлять предоставление муниципальных услуг и непосредственно. Согласно пункта 25 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №20 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения. Считает, требования прокурором к администрации Краснодарского края заявлены правомерно, так как в соответствии с законом Краснодарского края от 2 марта 2012 № 2446-КЗ «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края» к полномочиям губернатора Краснодарского края отнесено определение стратегии развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края. Такая стратегия разработана не была. В силу пункта 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.06.2010 № 210 ФЗ государственная услуга это услуга предоставляемая, в том числе и органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу статьи 15 указанного закона в МФЦ услуги предоставляются на основании соглашения о взаимодействии.Таким образом должно быть составлено соглашение о межбюджетном взаимодействии с последующей передачей полномочий. В силу ч.1 пункта 9 статьи 18 указанного закона условия о материально- техническом и финансовом обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг в обязательном порядке должны включаться в указанное соглашение. Без подписания такого соглашения МФЦ на территории района не сможет осуществлять государственные услуги. На основании статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципальных образований возникают по вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления и не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенным к компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 27 сентября 2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, высший исполнительный орган субъекта РФ обязан определить центры предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченных на заключение соглашений по реализации этих услуг. В силу части 3 пункта б), органам местного самоуправления, а не МФЦ на территории района организовать заключение соглашений о взаимодействии органов местного самоуправления с уполномоченным многофункциональным центром. Таким образом, указанное постановление правительства косвенно говорит о том, что организация деятельности МФЦ на территории Краснодарского края полностью возлагается на исполнительный орган субъекта, то есть на администрацию Краснодарского края. До сегодняшнего дня МФЦ по предоставлению государственных услуг не создан, соглашения не подписаны, полномочия в орган местного самоуправления не переданы. По указанным обстоятельствам просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Крыловского района требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что по 24.02.2011 года на территории Крыловского района во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на территории муниципального образования Крыловский район создано муниципальное учреждение Крыловской районный многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг МУ МФЦ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ.

В целях обеспечения функционирования МФЦ в 2011-2012 года выделены, использованы и освоены бюджетные средства в условиях отдельного помещения по ул. Орджоникидзе, 32, ст. Крыловской.

Вместе с тем, МФЦ до настоящего времени на территории Крыловского района не функционирует, в порядке, предусмотренном законодательством, не реализуется принцип предоставления государственных, муниципальных услуг по принципу одного окна, а так же положениям, установленным Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, согласно которым в целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами предполагается создание МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг.

В МФЦ Крыловского района, а так же в МБУ «ИКЦ Крыловского района» не доводится до сведения посетителей фирменное наименование организации, место ее нахождения, (адрес), режим ее работы, вместе с тем указанная информация должнав размещаться на вывеске, что свидетельствует о нарушении п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1990 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В МФЦ Крыловского района, а так же в МБУ «ИКЦ Крыловского района» отсутствуют информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения государственных и муниципальных услуг, что является нарушением п/п а, п. 8 «Правил организации и деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» утвержденные ППРФ от 22.12.2012 года № 1376.

В МФЦ Крыловского района, а так же в МБУ «ИКЦ Крыловского района» отсутствует автоматизированная информационная система, для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, что является нарушением п. 20,21 «Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставлению государственных и муниципальных услуг», утвержденных ППРФ от 22.12.2012 года № 1376.

Таким образом, при организации МФЦ сектор информирования отсутствует, отсутствует автоматизированная информационная система для предоставления Услуг в электронной форме, кроме этого с учетом численности населения Крыловского района количество специально оборудованных рабочих мест для работы с населением должно быть не менее семи, а создано всего лишь три.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан на получение государственных, муниципальных услуг, в том числе и по принципу «одного окна», свидетельствуют о нарушении требований ФЗ от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», требований установленных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу п. 1 ст. 2 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами соглашением о взаимодействии.

Частью 2 указанной нормы Закона установлено, что требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

В силу абзаца 3, 4 подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать заключение соглашений о взаимодействии с уполномоченным многофункциональным центром; принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах государственных услуг, указанных в рекомендуемом перечне, утвержденном настоящим постановлением.

    Таким образом, в полномочия органов исполнительной власти субъекта – в рассматриваемом случае администрация Краснодарского края, вменено организация обеспечения предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах.

    Вместе с тем, в процессе судебного разбирательства установлено, что отмеченные полномочия администрацией Краснодарского края не реализуются, не обеспечена организация предоставления в многофункциональных центрах государственных услуг.

    Такое положение дел нарушает права граждан на получение государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», установленный положениями Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Приведенные судом обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных, в интересах неопределенного круга лиц, прокурором района требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившемся в непринятии должных мер по предоставлению муниципальных услуг в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») и обязать администрацию муниципального образования Крыловский район обеспечить предоставление муниципальных услуг в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») в соответствии с «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376.

Признать незаконным бездействие администрации Краснодарского края, выразившемся в непринятии должных мер по предоставлению государственных услуг органа исполнительной власти субъекта РФ (администрация КК) в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») и обязать администрацию Краснодарского края обеспечить предоставление государственных услуг органа исполнительной власти субъекта РФ (администрация КК) в многофункциональном центре Крыловского района (МУ «МФЦ») в соответствии с «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.

судья