Р Е Ш Е Н И Е Дело "номер"
Именем Российской Федерации
"дата" Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Фомичевой Н.Г., при секретаре Кирилловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ЗАО «Связной Логистика» о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании стоимости товара, неустойки за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, штрафа, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ЗАО «Связной Логистика» о расторжении договора купли-продажи товара, взыскании стоимости товара, неустойки за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, штрафа, компенсации морального вреда, указывая на то, что "дата" года он приобрел в магазине ответчика коммуникатор НТС Sensation, артикул модели "номер", серийный номер "номер", стоимостью "сумма". Гарантийный срок на товар составляет 1 год. Им также было приобретено по рекомендации ответчика дополнительное сервисное обслуживание до "дата", по которому ответчик принял на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных за пределами гарантийного срока.
В период действия дополнительного сервисного обслуживания, "дата" он обратился к ответчику с заявлением о проведении ремонта в связи с возникновением следующих дефектов: быстрый разряд АКБ в течении нескольких часов, самопроизвольное отключение в режиме ожидания, самопроизвольное отключение при входящих звонках, самопроизвольное отключение при исходящих звонках. Товар был принят в ремонт "дата". В момент сдачи телефона в ремонт, им было сделано устное заявление о предоставлении в безвозмездное пользование аналогичного телефона на время проведения ремонта. Однако его требование удовлетворено не было. "дата" им была подана претензия ответчику на отказ в предоставлении аналогичного товара на время проведения ремонта, которая осталась без удовлетворения. В установленный срок ремонт телефона выполнен не был. На момент подачи иска в суд, никакой информации о проведенном ремонте у него нет. Истец просит расторгнуть договор купли-продажи коммуникатора НТС Sensation, артикул модели "номер", серийный номер "номер", от "дата", взыскать стоимость коммуникатора в размере "сумма"., взыскать стоимость талона дополнительного сервисного обслуживания в размере "сумма"., неустойку за отказ от добровольного удовлетворения требований в размере "сумма"., компенсацию морального вреда в размере "сумма"., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере "сумма"., расходы на оплату услуг представителя в размере "сумма"., расходы за оформление нотариальной доверенности в размере "сумма"
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - ЗАО «Связной Логистика» по доверенности – ФИО3 с иском не согласен.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии со ст.13 указанного Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст.18 указанного Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии со ст.19 указанного Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что "дата" ФИО1 приобрел в магазине ЗАО «Связной Логистика» коммуникатор НТС Sensation, артикул модели "номер", серийный номер "номер", стоимостью "сумма", что подтверждается чеком (л.д.6)
Согласно гарантийному талону, гарантийный срок на данный товар составляет 12 месяцев (л.д. 39)
Кроме того, истцом при покупке коммуникатора был приобретен полис дополнительного сервисного обслуживания на срок 1 год, дающий право на устранение недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного производителем товара, оказываемую продавцом товара (л.д.39)
Истцом оплачено за дополнительное сервисное обслуживание "сумма"., что подтверждается чеком (л.д.6)
В период действия дополнительного сервисного обслуживания, "дата" ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о проведении ремонта коммуникатора в связи с возникновением следующих дефектов: быстрый разряд АКБ в течении нескольких часов, самопроизвольное отключение в режиме ожидания, самопроизвольное отключение при входящих звонках, самопроизвольное отключение при исходящих звонках. Товар был принят в ремонт "дата" (л.д.8).
В период нахождения коммуникатора в ремонте в рамках дополнительного сервисного обслуживания, "дата" г. ФИО1 обратился к ответчику с письменной претензией с требованием предоставить ему на время ремонта в безвозмездное пользование аппарат, аналогичный сданному в ремонт коммуникатору (л.д.7)
Ремонт коммуникатора истца был произведен в установленный условиями дополнительного сервисного обслуживания 45-дневный срок.
Коммуникатор отремонтирован "дата"., что подтверждается актом выполненных работ, историей движения аппарата, товарной накладной (л.д.31-33,39)
Отремонтированный коммуникатор истец у ответчика не забрал.
"дата" г. истец обратился к ответчику с письменной претензией, в которой потребовал произвести оплату неустойки за нарушение сроков ремонта товара, а также за невыполнение требования о предоставлении аналогичного товара на период ремонта в сумме "сумма"., расторгнуть договор купли-продажи от "дата" г. и возвратить уплаченные по договору денежные средства в сумме "сумма". (л.д.12-13)
В ответе от "дата" г. на претензию истца ответчиком отказано в удовлетворении его требований, поскольку требования о расторжении договора купли-продажи предъявлены по истечении гарантийного срока, ремонт производился по услуге ДСО, товар отремонтирован в установленный договором срок (л.д.14)
До настоящего времени отремонтированный коммуникатор истец у ответчика не забрал, забирать отказывается.
В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что забирать телефон не желает, поскольку хочет расторгнуть с ответчиком договор купли-продажи и взыскать стоимость товара. Считает, что ему была оказана некачественная услуга по ремонту товара, сроки ремонта нарушены. Несколько раз он приходил в магазин, где приобрел телефон, спрашивал о выполнении ремонта, ему ничего не могли сообщить о готовности телефона. Его не устраивает качество товара, товар не соответствует характеристикам. Его не устраивает сервис ответчика. Ему не сообщили о готовности телефона после ремонта. Ему не был предоставлен аналогичный товар на время ремонта телефона. Он считает, что дополнительное сервисное обслуживание это та же гарантия только называется по другому, а по сути то же самое. Поэтому, считает, что на период дополнительного сервисного обслуживания распространяется гарантийный срок, соответственно на период ДОС распространяются все гарантийные обязательства продавца в отношении проданного товара, поэтому считает, что вправе расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар деньги.
Указанные доводы истца судом не могут быть приняты во внимание, исковые требования необоснованны, исходя из следующего.
Согласно п. 6, п. 7 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
В данном случае, согласно гарантийного талона на коммуникатор НТС Sensation, приобретенный ФИО1, изготовителем установлен гарантийный срок 12 месяцев с момента покупки.
При покупке коммуникатора истцом был приобретен полис дополнительного сервисного обслуживания на срок 1 год, дающий право на устранение недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного производителем товара.
Дополнительное сервисное обслуживание представляет собой платную услугу по устранению недостатков, возникших по истечении гарантийного срока, установленного производителем товара и оказываемую продавцом потребителю.
Данная услуга оплачена истцом отдельно от стоимости товара и составила "сумма".
Тем самым, на основании заключенного между потребителем и продавцом договора на дополнительное сервисное обслуживание, у продавца коммуникатора - ЗАО «Связной Логистика» возникло дополнительное обязательство на бесплатное сервисное обслуживание после истечения гарантийного срока, установленного изготовителем. Согласно полиса дополнительного сервисного обслуживания, приобретенного истцом, срок дополнительного сервисного обслуживания начинается со дня, следующего за днем окончания гарантии производителя.
Таким образом, гарантийный срок на 12 месяцев установлен изготовителем коммуникатора, продавцом ЗАО «Связной Логистика» установлено дополнительное обязательство на дополнительное сервисное обслуживание, которое действует по истечении гарантийного срока изготовителя.
Гарантийное обязательство изготовителя и дополнительное сервисное обслуживание продавца являются разными обязательствами, а не одним и тем же гарантийным обязательством по утверждению истца.
Соответственно, разные обязательства, регулируются различными правовыми нормами.
ФИО1 обратился к продавцу ЗАО «Связной Логистика» с требованием о ремонте коммуникатора по истечении гарантийного срока, спустя 1 год 5 мес. после покупки товара.
В течение гарантийного срока истец по поводу недостатков коммуникатора к ответчику не обращался. Соответственно, в пределах гарантийного срока претензий по качеству товара у истца не имелось.
Согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения в товаре недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Согласно п.1 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
Таким образом, в силу ст.19 указанного Закона, за пределами гарантийного срока с даты продажи товара, потребитель не вправе предъявлять продавцу требования, установленные пунктом 1 статьи 18 Закона.
Поскольку, истец обратился к ответчику с требованиями о расторжении договора купли-продажи товара и о возврате уплаченной за товар суммы по истечении гарантийного срока, положения ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» о расторжении договора купли-продажи товара и возврате уплаченной за товар суммы к данным правоотношениям не применимы.
Согласно п.5 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Недостатки коммуникатора истцом обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах 2-х лет со дня продажи.
Поскольку претензии по качеству приобретенного у ответчика коммуникатора были предъявлены истцом по истечении гарантийного срока, бремя доказывания продажи товара ненадлежащего качества, в соответствии с указанной нормой закона, лежит на покупателе.
Доказательств того, что приобретенный коммуникатор имеет производственные дефекты или недостатки возникли до его передачи покупателю, истцом не представлено.
Таким образом, к данным правоотношениям положения ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» о расторжении договора купли-продажи товара и возврате его стоимости не применимы, в связи с чем исковые требования ФИО1 к ЗАО «Связной Логистика» о расторжении договора купли-продажи коммуникатора НТС Sensation, артикул модели "номер", серийный номер "номер", от "дата" года, о взыскании стоимости коммуникатора необоснованны и удовлетворения не подлежат.
Также, необоснованны требования истца о взыскании стоимости талона дополнительного сервисного обслуживания в размере "сумма".
Данная услуга по дополнительному сервисному обслуживанию истцу фактически была оказана, коммуникатор отремонтирован. На основании полиса дополнительного сервисного обслуживания ремонт коммуникатора истцу произведен бесплатно. Таким образом, никаких оснований для взыскания с ответчика в пользу истца стоимости полиса дополнительного сервисного обслуживания не имеется.
Также, не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за отказ от добровольного удовлетворения требований о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара.
Согласно п.2 ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Однако, данное положение закона распространяется на период гарантийного ремонта товара. Истцом коммуникатор был сдан в ремонт по истечении гарантийного срока, в период дополнительного сервисного обслуживания, на который данная норма закона не распространяется, соответственно, обязательств предоставления истцу аналогичного товара у ответчика не имелось.
Нарушения сроков ремонта коммуникатора истца в период дополнительного сервисного обслуживания ответчиком не допущено.
Согласно полиса дополнительного сервисного обслуживания, дополнительное сервисное обслуживание осуществляется продавцом в течение 45 дней с момента передачи последнему товара.
Истцом сдан коммуникатор в ремонт "дата" г. ремонтные работы были выполнены, что подтверждается актом выполненных работ.
Таким образом, ремонтные работы ответчиком выполнены в установленный договором срок.
Доводы истца о том, что он несколько раз приходил в магазин, где приобрел телефон, спрашивал о выполнении ремонта, ему ничего не могли сообщить о готовности телефона, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Ответчиком представлены документальные доказательства выполнения в срок ремонтных работ, а именно: история движения аппарата, из которого видно даты приема коммуникатора в ремонт, поступления в сервисный центр, период нахождения в сервисе на ремонте, согласование ремонта "дата" г., поступление товара после ремонта в торговую точку "дата" г. Из акта выполненных работ следует, что ремонтные работы выполнены "дата" г. Из товарно-транспортной накладной видно, что товар поступил из сервисного центра в торговую точку ТЦ Муравей "дата" г.
С учетом указанных обстоятельств, оснований для применения ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» и взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за нарушение сроков проведения ремонта, за невыполнение требований о предоставлении на период ремонта аналогичного товара, не имеется.
Поскольку, ответчиком нарушения прав потребителя ФИО4 не допущено, то требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, в силу ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в силу п.6 ст.13 указанного закона, необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Поскольку исковые требования истца удовлетворению не подлежат, то не подлежат удовлетворению производные требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя, расходов на оформление нотариальной доверенности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ЗАО «Связной Логистика» о расторжении договора купли-продажи коммуникатора НТС Sensation, артикул модели "номер", серийный номер "номер", от "дата", о взыскании стоимости коммуникатора, взыскании стоимости талона дополнительного сервисного обслуживания, неустойки за отказ от добровольного удовлетворения требований, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, расходов на оплату услуг представителя, расходов за оформление нотариальной доверенности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Н.Г.Фомичева