ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/2021 от 05.07.2021 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-245/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Демидов 5 июля 2021 года

Демидовский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Цветкова А.Н.,

при секретаре Румакиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Демидовского района Смоленской области Даниловой Е.А.,

представителя ответчика – Главы муниципального образования Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления и установить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления и установить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки). В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Демидовского района Смоленской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об отходах производства и потребления на территории района. В ходе проверки установлено, что на территории Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области не должным образом ведется работа по выполнению требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно в <адрес> и <адрес> места (площадки) накопления ТКО (контейнерные площадки) отсутствуют. 11.05.2021 Администрации Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. До настоящего времени нарушения по представлению прокурора Администрацией не устранены. С учетом изложенного, прокурор просит обязать Администрацию Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области принять меры по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления и установить в <адрес> и <адрес> Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) в срок до <дата>.

В судебном заседании помощник прокурора Демидовского района Смоленской области Данилова Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области – Глава муниципального образования Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Дополнительно пояснил, что в настоящее время Администрацией уже предпринимаются меры по установке контейнерных площадок в д. Аносинки и д.Никитенки. Заключены договоры на проведение межевания земельных участков.

Заслушав помощника прокурора Данилову Е.А., представителя ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.10 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствие с ч.3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Законом Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями области закреплен вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В пункте 12 ч.2 ст.8 Устава Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям действующих в настоящее время «Санитарных правил содержания территорий населения мест» СанПиН 42-128-4690-88 (утверждены Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88) (далее - СанПиН 42128-4690-88).

Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее – Правила) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм, а также подзаконных актов следует, что поскольку Законом Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями области закреплен вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, следовательно, Администрация Заборьевского сельского поселения несет обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения (ч.ч. 1, 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Демидовского района Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Демидовского района Смоленской области, в ходе которой установлено, что на территории Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области не должным образом ведется работа по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а именно на территории поселения в <адрес> и <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют.

В связи с выявленными в результате проверки нарушениями, <дата> прокурором Демидовского района внесено представление Администрации Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области с требование незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства (л.д.8-9).

Согласно письму Главы муниципального образования Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 25.05.2021, адресованному прокурору Демидовского района, Администрацией представление от 11.05.2021 признано обоснованным. В настоящее время на территории поселения оборудованы места (площадки) для накопления ТКО (контейнерные площадки) в <адрес>, <адрес>, напротив <адрес>, в <адрес>, между домами 2 и 4, в <адрес>. Реестр мест (площадок) накопления ТКО размещен на официальном сайте Администрации в сети «Интернет». Заключен договор с ИП <ФИО>4 на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков для размещения площадок накопления ТКО в <адрес> и <адрес> (л.д.10).

Вышеприведенные доказательства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что Администрацией Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, предприняты меры, направленные на исполнение возложенных на нее Законом Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з полномочия в области участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, однако, места (площадки) размещения ТКО на территории Заборьевского сельского поселения в д. Аносинки и д. Никитенки до настоящего времени не созданы. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

С учетом вышеизложенного, суд находит достоверно установленным в судебном заседании, что на территории Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в <адрес> и <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до настоящего времени не созданы, что свидетельствует о непринятии Администрацией Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, на которую Законом возложена обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, полного и достаточного комплекса мер по устранению указанных нарушений законодательства. В свою очередь, указанное нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды, поэтому суд считает требования прокурора Демидовского района Смоленской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если требования обязательственного характера могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения требований о выполнении работ по установке мест (площадок) накопления ТКО, указанный истцом, суд полагает разумным и достаточным, в связи с чем, полагает необходимым установить срок исполнения требования до <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Демидовского района Смоленской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в срок до <дата> принять меры по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления и установить в <адрес> и <адрес> Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки).

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Цветков