ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/2021 от 25.03.2021 Еманжелинского городского суда (Челябинская область)

Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года город Еманжелинск

Еманжелинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Юртеевой Е.Б., при секретаре судебного заседания Берсеневой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора города Еманжелинска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетном общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5 Еманжелинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Еманжелинска Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к МБОУ «СОШ №5» (далее по тексту - Учреждение) о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Еманжелинска Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от ДАТА N 280, здание Учреждения не оборудовано устройствами молниезащиты, что нарушает право обучающихся и работников Учреждения на безопасность жизни и здоровья.

Прокурор просит обязать Учреждение в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: АДРЕС устройством молниезащиты.

В судебном заседании представитель прокурора Ополихина М.И. иск поддержала.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №5», третьего лица администрации Еманжелинского муниципального района и Управления образования администрации Еманжелинского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Предоставили письменные отзывы, в которых не согласились с исковым требованием, которое не основано на действующем законодательстве.

Выслушав представителя прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск прокурора г.Еманжелинска подлежит удовлетворению.

Как следует из Устава Учреждения, оно является образовательным учреждением, учредителем которого выступает администрация Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

В соответствии с Уставом на Учреждение возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, жизнь, здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

Факт отсутствия в Учреждении систем молниезащиты подтверждается ответом Управления образования администрации Еманжелинского муниципального района на запрос прокуратуры (л.д.13) и ответчиком не оспаривался.

Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от ДАТА N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от ДАТА N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от ДАТА N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от ДАТА N 280, Свода правил СП 118.13330.2012, пришел к выводу о том, что оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников Учреждения.

Согласно подп. 2 п. 7 ст. 28 Федерального закона от ДАТА N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от ДАТА N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливаются Федеральным законом от ДАТА N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статья 5.1).

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДАТА N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от ДАТА N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно п. 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", разделов 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пунктов 4.12, 4.14 - 4.22, абзацев первого и второго пункта 4.23, пунктов 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложения Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны школьные общеобразовательные учреждения (пункт 1.1.1, пункт 1.1.2).

При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от ДАТА N 280 (далее по тексту Инструкция).

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.

Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты отнесены школы.

Таким образом, СП 118.13330.2012 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.

Перечисленные в письменном отзыве обстоятельства о том, что в соответствии с Инструкцией РД 34.24.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР ДАТА молниезащита школы не требуется, так как согласно таблицы 1 п. 13 здание школы не относится к общественным зданиям, высота которых более чем на 25 м превышает среднюю высоту окружающих зданий в радиусе 400 м, а так же к отдельно стоящим зданиям высотой более 30 м, удаленных от других зданий более чем на 400 м. Инструкция по устройству молниезащиты ДАТА опосредованно относится к пожарной безопасности и носит рекомендательный характер. В соответствие с письмом Управления по надзору в электроэнергетике от ДАТА N2 10-03-04/182, Инструкция не отменяет действие предыдущего издания, и не означает недопустимость использования предыдущей редакции. Актом проверки готовности общеобразовательного учреждения к началу ДАТА учебного года установлено отсутствие недостатков всеми контролирующими службами, в том числе и Отдел надзорной деятельности и профилактической работы НОМЕР Главного управления МЧС России по АДРЕС. Требования пожарной безопасности выполнены учреждением в полном объеме. При плановых проверках предписаний об установке молниезащиты надзорными органами не выдавалось. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Тип и размещение устройств молниезащиты должны быть выбраны на стадии проектирования объекта, чтобы иметь возможность максимально использовать проводящие элементы. Проектная документация разрабатывается при строительстве, либо реконструкции здания, на основании нормативно-технической документации, действующей на момент разработки данной проектной документации. Проектная документация здания МБОУ «СОШ №5» не предусматривала наличие средств молниезащиты на стадии строительства, не освобождают ответчика от обязанности оборудовать здание системой молниезащиты, поскольку данная обязанность предусмотрена положениями СП 118.13330.2012 и Инструкции.

Доводы ответчика о том, что эти нормативные документы носят рекомендательный характер, распространяются лишь на вновь строящиеся здания и реконструируемые здания, а действующее законодательство не предусматривает обязанности оборудовать учреждение системой молниезащиты, судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от ДАТА N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как уже указывалось выше, пунктом 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 1521, СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", будет угрожать жизни и здоровью как обучающихся, их родителей, так и работников образовательного учреждения.

Согласно разъяснению Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора о порядке использования Инструкции, приказом Минэнерго России не отменяется действие предыдущего издания "Инструкции по молниезащите зданий и сооружений" (РД 34.21.122-87). Слово "взамен" в предисловии отдельных изданий инструкции, утвержденной ДАТА, не означает недопустимость ее использования. Проектные организации вправе использовать при определении исходных данных и при разработке защитных мероприятий положение любой из упомянутых инструкций или их комбинацию.

Таким образом, действие "Инструкции по молниезащите зданий и сооружений" РД 34.24.122-87 не исключает применение к зданию Учреждения "Инструкции по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций" СО 153-34.21.122-2003.

В силу прямого указания закона ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на повышение уровня противопожарной безопасности.

Ссылка в материалах дела на акт проверки готовности образовательного учреждения в ДАТА и отсутствие в нем выявленных недостатков контролирующими органами судом также отклоняется, поскольку отсутствие указания на данные недостатки в актах не отменяет обязательность устройства молниезащиты зданий в силу вышеуказанных актов нормативно-правового регулирования при недоказанности отсутствия в ней технической необходимости надлежащими доказательствами.

На основании изложенного, требование прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, расположенное по адресу: АДРЕС устройством молниезащиты, в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено ДАТАг.

судья