Дело № 2- 2460(2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Гапоненко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о признании незаконными пунктов приложения к приказу, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в УФССП России по Брянской области с <дата>, в должности заместителя начальника Бежицкого РОСП г. Брянска – старшего судебного пристава – с <дата>. (приказ №...-к от <дата>.) по настоящее время. Приказом от 23.12.2015г. № 1572-к УФССП России по Брянской области «О снижении размера премии» по результатам работы за 4 квартал 2015г. ей был снижен размер ежеквартальной премии на 30% за низкую исполнительскую дисциплину, низкую результативность по линии исполнительного производства. Считая снижение ежеквартальной премии неправомерным, истец просит суд признать незаконным и отменить п. 24 приложения № 1 к приказу УФССП России по Брянской области от 23.12.2015г. № 1572-к «О снижении размера премии»; взыскать в ее пользу денежные средства недополученной премии в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в УФССП России по Брянской области с <дата>., в должности заместителя начальника Бежицкого РОСП г. Брянска – старшего судебного пристава – с <дата> (приказ №.../к от <дата>.) по настоящее время. Приказом от 23.12.2015г. № 1572-к УФССП России по Брянской области «О снижении размера премии» по результатам работы за 4 квартал 2015г. ей был снижен размер ежеквартальной премии на 30% за низкую исполнительскую дисциплину, низкую результативность по линии исполнительного производства. Считая снижение ежеквартальной премии неправомерным, истец просит суд признать незаконным и отменить п. 7 приложения № 1 к приказу УФССП России по Брянской области от 23.12.2015г. № 1572-к «О снижении размера премии»; взыскать в ее пользу денежные средства недополученной премии в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
ФИО3 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в УФССП России по Брянской области с <дата> в должности заместителя начальника Бежицкого РОСП г. Брянска – старшего судебного пристава (приказ №...к от <дата>) по настоящее время. Приказом от 23.12.2015г. № 1572-к УФССП России по Брянской области «О снижении размера премии» по результатам работы за 4 квартал 2015г. ей был снижен размер ежеквартальной премии на 30% за низкую исполнительскую дисциплину, низкую результативность по линии исполнительного производства. Считая снижение ежеквартальной премии неправомерным, истец просит суд признать незаконным и отменить п. 23 приложения № 1 к приказу УФССП России по Брянской области от 23.12.2015г. № 1572-к «О снижении размера премии»; взыскать в ее пользу денежные средства недополученной премии в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
ФИО4 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в УФССП России по Брянской области с <дата>, в должности начальника Бежицкого РОСП г. Брянска – старшего судебного пристава – с <дата> (приказ №...-к от <дата>) по настоящее время. Приказом от 23.12.2015г. № 1572-к УФССП России по Брянской области «О снижении размера премии» по результатам работы за 4 квартал 2015г. ей был снижен размер ежеквартальной премии на 30% за низкую исполнительскую дисциплину, низкую результативность по линии исполнительного производства. Считая снижение ежеквартальной премии неправомерным, истец просит суд признать незаконным и отменить п. 2 приложения № 1 к приказу УФССП России по Брянской области от 23.12.2015г. № 1572-к «О снижении размера премии»; взыскать в ее пользу денежные средства недополученной премии в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
Определением Советского районного суда г. Брянска от 21.04.2016г. указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5, начальник отдела правового обеспечения УФССП России по Брянской области, исковые требования не признала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы работают в УФССП Брянской области в должностях: ФИО4 - начальник Бежицкого РОСП г. Брянска – старший судебный пристав, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 – заместители начальника Бежицкого РОСП г. Брянска – старшие судебные приставы.
Приказом от 23.12.2015г. № 1572-к УФССП России по Брянской области «О снижении размера премии» по результатам работы за 4 квартал 2015г. им был снижен размер ежеквартальной премии на 30%: ФИО1 - п. 24 приложения № 1 к приказу УФССП России по Брянской области от 23.12.2015г. № 1572-к, ФИО2 - п. 24 приложения № 1 к приказу, ФИО3 - п. 24 приложения № 1 и ФИО4 - п. 24 приложения № 1 к приказу.
Истцы мотивируют требования тем, что сам приказ вынесен в соответствии с «Методическими рекомендациями к порядку выплаты премий федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП от 12.07.2011 г. № 12/08-16626 АП», которые являются самостоятельным локальным актом, регламентирующим систему оплаты труда в ФССП, в том числе и общий механизм рационального распределения образовавшейся экономии по фонду оплаты труда на выплату премий федеральным государственным гражданским служащим в территориальных органах ФССП России. Данный факт подтверждает отсутствие какого-либо иного документа, принятого непосредственно в УФССП по Брянской области по регулированию вопросов премирования (депремирования) сотрудников, согласно которому руководитель получил бы возможность обоснованного начисления, уменьшения премии. Методические рекомендации не содержат конкретных оснований по премированию, либо снижению размера премии. 15.12.2015г. посредством электронной почты в адрес Бежицкого РОСП г. Брянска поступило служебное письмо и.о. руководителя УФССП по Брянской области М. от 14.12.2015г., согласно которому начальникам структурных подразделений и подразделений аппарата предлагалось в срок до 17.12.2015г. представить в отдел кадров служебную записку с предложениями о размере премирования и предложениями об уменьшении премий подчиненных сотрудников по итогам работы за 4 квартал 2015г. Данное письмо четко определяло временной период оценки деятельности сотрудников (4 квартал 2015г.), размер и основания для снижения премий. Применение указанных в пунктах приложений к приказу оснований для снижения премии истцам подтверждает факт наличия у руководителя принципа субъективности, что противоречит нормам действующего трудового законодательства, исключающего возможность прямого влияния руководителя на формирование показателей премирования.
Истцы также указывают, что по результатам работы за 2015 г. Бежицкий отдел с учетом выполнения показателей эффективности деятельности по линии организации дознания, установленных приказом от 11.03.2015 г. № 182 в рейтинге эффективности деятельности структурных подразделений УФССП по Брянской области за 2015 г. занял 5 место из 30 возможных по линии организации дознания. В 2015г. в отдел поступило 113 обращений и 48 административных жалоб, которые были рассмотрены по существу и даны разъяснения. По результатам рассмотрения обращений каких-либо нарушений действующего законодательства допущено не было, что подтверждается отсутствием мер прокурорского реагирования за отчетный период времени. По итогам работы за 2015г. Бежицким отделом выполнено 3 основных и 4 дополнительных показателя, таким образом, 1 основной показатель и 4 дополнительных показателя выполнены не были при заявленных 4-х основных и 8-ми дополнительных. По итогам работы за 2015г. Бежицкий отдел занял в общем рейтинге 2-е место из 30 возможных и признан призером смотра-конкурса на звание «Лучший районный отдел УФССП по Брянской области». Также в служебной записке начальника Бежицкого РО ФИО4 предложения о снижении премии заместителям начальника отсутствовали.
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.
Порядок выплаты премий федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России регламентирован приказом ФССП России от 08.12.2006г. N 157 «Об утверждении Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов и Методическими рекомендациями к порядку выплаты премий федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (утв. Директором ФССП России 12.07.2011 N 08-9).
Указанные ненормативные правовые акты имеют прямое действие и не требуют издания отдельного приказа в конкретном территориальном органе.
Таким образом, доводы истцов о необходимости издания документа, принятого непосредственно в УФССП по Брянской области по регулированию вопросов премирования сотрудников, являются несостоятельными.
Согласно Приказу № 157 (с последующими изменениями и дополнениями) решение о выплате премий федеральным государственным гражданским служащим аппарата и структурных подразделений территориальных органов принимается руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации (п. 2.3.2). Решение о выплате премий оформляется соответствующим приказом (п. 2.4).
В соответствии с Методическими рекомендациями премия по итогам работы за отчетный период (не реже одного раза в квартал) выплачивается по результатам выполнения структурным подразделением и отдельными гражданскими служащими территориального органа ФССП России особо важных и сложных заданий при условии добросовестного исполнения должностного регламента, соблюдения служебной дисциплины и правил служебного распорядка (п. 2.1). Сумма средств на выплату премий (премиальный фонд) складывается из части фонда оплаты труда, предусмотренной на премирование (в размере двух окладов денежного содержания в расчете на год), и имеющейся экономии по фонду оплаты труда (п. 2.3). Руководитель территориального органа ФССП России дает поручение отделу государственной службы и кадров довести размеры премии по итогам работы за отчетный период до структурных подразделений территориального органа ФССП России (п. 2.4.5). Начальник отдела - старший судебный пристав (старший судебный пристав) структурного подразделения направляет предложения о премировании соответствующих гражданских служащих в отдел государственной службы и кадров с указанием количества окладов и мотивированные предложения об уменьшении размеров премии (п. 2.4.6). Согласованные с курирующим заместителем руководителя территориального органа ФССП России предложения о премировании гражданских служащих структурного подразделения с указанием размера премии по итогам работы за отчетный период представляются в отдел государственной службы и кадров (п. 2.4.7). Отдел государственной службы и кадров готовит проект приказа о премировании, в котором в обязательном порядке должны быть указаны причины снижения размера премии по итогам работы за определенный отчетный период (если такое снижение произошло) (п. 2.4.8).
Из дела следует, что письмом и.о. руководителя Управления от 14.12.2015г. № 32909/15/96954 до начальников подразделений аппарата Управления и начальников структурных подразделений была доведена информация о том, что в декабре 2015г. работникам Управления будет произведена выплата премии по итогам работы за 4 квартал 2015г. за счет сложившейся экономии фонда оплаты труда. Начальникам подразделений аппарата и начальникам структурных подразделений предлагалось предоставить в ОГСК служебные записки о размерах премии подчиненных сотрудников и мотивированные предложения о ее уменьшении. Были предложены следующие основания снижения премии: за низкую результативность в работе по достижению установленных ФССП России плановых и прогнозных показателей; за нарушения служебного распорядка; за неудовлетворительные результаты по специальной подготовке; за несвоевременную сдачу оконченных исполнительных производств в архив; за недостатки в работе по ведению ведомственной отчетности; за низкую результативность по выявлению административных правонарушений.
В соответствии с должностными регламентами начальника отдела дознания (начальник ОД) от 23.04.2015г. № 65/15 (п.п. 3.5.23, 3.5.28, 3.5.30), начальника отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан (начальник ОДОиРОГ) от 25.06.2015г. № 226/15 (п.п. 3.5.19, 3.5.31, 3.5.42) и начальника отдела организации исполнительного производства Управления (начальник ООИП) от 23.04.2015г. № 60/15 (п.п. 3.5.21, 3.5.34, 3.5.41) в должностные обязанности начальников указанных отделов входят: осуществление контроля и анализа качества исполнения управленческих решений руководства ФССП России, Управления в Отделе и структурных подразделениях по направлению деятельности; осуществление контроля и анализа качества исполнения жалоб в Управлении, ОРОГ и структурных подразделениях по направлению деятельности отдела (для начальника ОРОГ); организация и осуществление контроля деятельности структурных подразделений УФССП России по Брянской области в рамках своих полномочий; внесение предложений заместителю руководителя Управления по линии курирования о поощрении и наказании подчиненных работников, о премировании, об установлении должностных окладов и надбавок к ним, об оказании материальной помощи.
В соответствии с п.п. 3.5.5, 3.5.6, 3.5.53 должностного регламента начальника Бежицкого РО от 08.07.2014г. № 2626, в должностные обязанности ФИО4 входят следующие функции: осуществление контроля за выполнением в Отделе приказов, распоряжений и указаний руководителя Управления, решений оперативного совещания руководящих работников Управления; обеспечение контроля за надлежащим исполнением судебными приставами-исполнителями поручений и указаний Минюста России, ФССП России и Управления по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по вопросам принудительного исполнения требований исполнения исполнительных документов; обеспечение и принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно п.п. 3.4.3, 3.5.1, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.10 должностных регламентов заместителя начальника Бежицкого РО от 08.07.2014 № 2624 и № 2623, в должностные обязанности ФИО1, ФИО2 и ФИО3 входили следующие функции: исполнение поручений начальника отдела - старшего судебного пристава и руководства Управления, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение выполнение задач по организации исполнительного производства, возложенных на структурное подразделение; обеспечение контроля за надлежащим исполнением судебными приставами-исполнителями требований приказов, распоряжений, методических рекомендаций Минюста России, ФССП России и Управления по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; обеспечение контроля за надлежащим исполнением судебными приставами-исполнителями поручений и указаний Минюста России, ФССП России и Управления по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также указаний старшего судебного пристава по вопросам принудительного исполнения требований исполнительных производств; обеспечение контроля за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер по своевременному и полному исполнению требований исполнительных производств.
Распоряжением начальника Бежицкого РОСП г. Брянска распределены обязанности между начальником и заместителями начальника Бежицкого РОСП г. Брянска.
Приказом ФССП России от 11.03.2015 N 182г. «О показателях эффективности деятельности территориальных органов ФССП на 2015 год» по направлению организации исполнительного производства одним из основных показателей для структурных подразделений Управления установлен - «доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» (далее - «доля фактом») - 47,5 %.
Начальником ООИП Л. в служебной записке от 21.12.2015г. № 01-4655 вн руководителю Управления внесено предложение за ненадлежащую организацию работы по выполнению основных показателей, установленных приказом ФССП России N 182, снизить размер премии на 30% по итогам работы за 4 квартал 2015г. начальнику Бежицкого РО ФИО4 и заместителям начальника Бежицкого РО ФИО1, ФИО2 и ФИО3
Основанием для внесения предложений о снижении истцам премии явилось невыполнение Бежицким РО основного показателя «доля фактом» (на 21.12.2015г., момент подготовки служебной записки ООИП, данный показатель составлял 27,4%, а на 31.12.2015 - 29,5% при установленном приказом ФССП России N 182 - 47,5%).
Перед изданием приказа Управления от 23.12.2015г. № 1572-к «О снижении размера премии» установлены конкретные нарушения, за которые начальниками профильных отделов аппарата предложено снизить размер премии на 30%, 10%; и 30%, соответственно.
Основанием снижения ФИО4 премии на 10% по итогам работы за 4 квартал 2015г. за ненадлежащую работу с обращениями граждан явилась служебная записка начальника ОДОиРОГ Б. от 21.12.2015г. № 18/4663вн (нарушение исполнительской дисциплины по предоставлению ответов на обращения и административные жалобы, направленные для рассмотрения по существу в районные отделы, а также несвоевременное исполнение поручений заместителя руководителя по предоставлению информации по исполнительным производствам в рамках поступивших на рассмотрение в Управление обращений).
В служебной записке от 24.06.2015г. № 04/2440вн начальником ОД К. за допущенные грубые нарушения уголовно-процессуального законодательства и требований приказа ФССП России от 10.04.2015г. № 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» внесено предложение о снижении премии на 30% по итогам работы за 2 квартал 2015г. начальнику Бежицкого РО ФИО4
Общий размер премии начальнику Бежицкого РО ФИО4 снижен на 30%.
Снижение размера премии ФИО1 осуществлено на 30% за низкую результативность по линии исполнительного производства.
Основанием снижения ФИО2 премии по итогам работы за 2 квартал 2015г. за низкую исполнительскую дисциплину, выраженную в длительном непринятии мер по исполнительному производству в отношении ООО «Санторини 32» явилась служебная записка начальника ОДОиРОГ Б. от 28.04.2015г. № 04/1740вн.
Общий размер премии заместителю начальника Бежицкого РО ФИО2 снижен на 30%.
Основанием снижения ФИО3 премии на 10% по итогам работы за 4 квартал 2015г. за ненадлежащую работу с обращениями граждан явилась служебная записка начальника ОДОиРОГ Б. от 21.12.2015г. № 18/4663вн (нарушение исполнительской дисциплины по предоставлению ответов на обращения, направленные для рассмотрения по существу в районные отделы).
Общий размер премии заместителю начальника Бежицкого РО ФИО3 снижен на 30%.
Как пояснила представитель ответчика, в связи с проводимыми Управлением в апреле 2015 г. организационно-штатными мероприятиями и компенсационными выплатами по сокращению в Управлении отсутствовала экономия фонда оплаты труда во 2-м и 3-м кварталах 2015г. В связи с чем, премия за отчетные периоды не выплачивалась и премия за 4 квартал 2015г., по сути, являлась премией за отчетный период 2, 3 и 4 кварталы 2015 г.
Приказами Управления от 15.04.2016г. № 427-к «О внесении изменений в приказ Управления от 23.12.2015г. № 1572-к «О снижении размера премии» и от 15.04.2016г. № 428-к «О внесении изменений в приказ Управления от 23.12.2015г. № 1573-к «О выплате премии» внесены изменения о том, что отчетным периодом для выплаты данной премии является 2, 3 и 4 кварталы 2015 г.
За 2-е место в общем рейтинге истцы приказом Управления от 15.04.2016г. № 426-к «О поощрении победителей смотра - конкурса на лучший районный отдел Управления по итогам работы за 2015 г.» истцы поощрены денежной выплатой в размере <...>
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями ст. 50 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, суд приходит к выводу, что премия является дополнительной выплатой стимулирующего характера, назначение которой связано с оценкой качества исполнения должностных обязанностей, а также уровня профессионализма государственного гражданского служащего. Согласно указанным положениям, премия является правом, а не обязанностью работодателя, в связи с чем, доводы истцов о незаконном снижении размера премии является несостоятельным и требования о признании незаконными оспариваемых ими пунктов приказа от 23.12.2015 № 1572-к и их отмене являются необоснованными.
Также не подлежат удовлетворению и требования в части компенсации морального вреда, поскольку судом не установлено нарушений прав и интересов истцов при издании вышеуказанного приказа.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о признании незаконными пунктов приложения к приказу, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина
Мотивированное решение
изготовлено 23 мая 2016 года