Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
город Черкесск 6 августа 2010 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием
истцов: Узденовой А.Б., представляющей также интересы Узденовой К.Т.,
Меремкулова М.М., Меремкуловой А.Х., представляющей также интересы
Меремкуловой М.М., представителя истцов - Айбазовой Ш.З.,
представителей ответчиков: от Правительства Карачаево-Черкесской
Республики - Расуловой А.Н., от Управления Карачаево-Черкесской Республики
по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - Коховой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское
дело № 2-2460/10 по иску Узденовой ФИО5, Узденовой ФИО6
ФИО6 Меремкулова ФИО7, Меремкуловой ФИО8
ФИО8 и Меремкуловой ФИО9 к Администрации
Прикубанского муниципального района, Узденовой ФИО10,
Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Управлению Карачаево-
Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной
безопасности о признании членами семьи Узденовой ФИО10,
о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
о внесении дополнений в постановление Главы Прикубанского муниципального
района, о включении в список лиц, имеющих право на получение
государственных жилищных сертификатов, об утверждении изменений
в списках лиц, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий,
о направлении изменений в соответствующие органы,
установил:
Истцы - Узденовы и Меремкуловы обратились в Черкесский городской суд с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности о признании их членами семьи Узденовой ФИО10, о признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата, о внесении дополнений в постановление Главы Прикубанского муниципального района, о включении их в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, об утверждении изменений в списках лиц, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий, и о направлении этих изменений в соответствующие органы. В своём исковом заявлении от 24 мая 2010 года истцы указали, что в результате стихийного бедствия в июне 2007 года домовладение, расположенное в ст.Пристань , принадлежащее Узденовой З.И., пришло в негодность, в результате чего все члены семьи Узденовой З.И., для которых данное домовладение являлось единственным жилым помещением и местом их постоянного проживания, лишились своего единственного жилья. Жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания, отключен от систем водо-, газо- электроснабжения и снесён. На момент стихийного бедствия, когда в результате оползневых явлений домовладение пришло в негодность, все они (истцы) постоянно проживали в данном домовладении, которое являлось для них единственным местом их жительства. Узденова А.Б. является женой сына Узденовой З.И. и постоянно проживала в указанном домовладении в качестве члена семьи Узденовой З.И., однако на момент стихийного бедствия она не была зарегистрирована по указанному адресу, а была зарегистрирована в . Регистрация по указанному месту ей была необходима для устройства на работу и для получения медицинского страхового полиса. По месту регистрации жилья ей никогда не предоставляли, она никогда по месту прописки не проживала, не являлась членом семьи собственника и не имела права на проживание в доме. После вступления в брак с Узденовым с 22 декабря 2006 года она вселилась в качестве члена семьи Узденовой З.И. в указанное домовладение и постоянно проживала там. Брак с Узденовым Т.Х. был зарегистрирован 9 марта 2007 года, однако она не успела сняться с регистрационного учёта с предыдущего места регистрации и встать на регистрационный учёт по месту своего постоянного жительства. На момент, когда произошло стихийное бедствие, она проживала в качестве члена семьи Узденовой З.И., вела с Узденовой З.И. общее хозяйство, в силу чего она приобрела право на проживание в домовладении, принадлежащем Узденовой З.И. В этом же году у неё родилась дочь Камила 24 октября 2007 года рождения, которая также проживает в доме, который пострадал от стихийного бедствия. Таким образом, со дня регистрации брака с Узденовым Т.Х. - с 9 марта 2007 года она проживает в данном доме. Какого-либо другого жилья она не имеет, является членом семьи собственника домовладения - Узденовой З.И., в связи с чем, как лицо, лишившееся своего единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия, она имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Узденова А.Б. обращалась к ответчику - в Управление КЧР по ОМГО, ПЛЧС и ПБ с заявлением о включении её и её малолетней дочери в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, однако ей было отказано на том основании, что она зарегистрирована по данному адресу 7 августа 2007 года, то есть, после стихийного бедствия, произошедшего в июне 2007 года. Меремкулов М.М., Меремкулова А.Х., Меремкулова М.М. - это дочь, зять и внучка Узденовой З.И. Все они также проживали в указанном домовладении на момент стихийного бедствия, в результате которого также лишились своего единственного жилья, являясь членами семьи Узденовой З.И., имея регистрацию в указанном домовладении, не были включены в список для получения государственных жилищных сертификатов по неизвестной причине. Постановлением Главы администрации Прикубанского муниципального района № 545 от 15 октября 2009 года о внесении изменений в постановление Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 «Об утверждении реестра жилых домов на территории муниципального района, пострадавших в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года» принято решение внести изменения в текст приложения 4 постановления Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 в связи с технической ошибкой (пропуск), которые заключаются в следующем: пункт 41 дополнить строками: 1.1. Меремкулов ФИО7, зять, , паспорт № выдан ОВД ДД.ММ.ГГГГ; 1.2. ФИО2, дочь, , паспорт 91 05 442411 выдан Хабезским РОВД ДД.ММ.ГГГГ; 1.3. Меремкулова ФИО9, внучка, , свидетельство о рождении 1-ЯЗ № выдано Эльбурганским сельским поселением Хабезского муниципального района КЧР ДД.ММ.ГГГГ. Однако, несмотря на это, ФИО1, ФИО2, ФИО1 не включили в список лиц, имеющих право на получение ГСЖ. Все необходимые документы для включения их в списки лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, предусмотренные действующим законодательством, были предоставлены. Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 утверждён Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Согласно п.6 данного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийною бедствия, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список). Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. В соответствии с п.7 данного Порядка внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с п.6 настоящего Порядка. В соответствии с п.1 Приказа Минфина РФ от 20 ноября 1995 года № 729 «О передаче полномочий финансовым органам субъектов Российской Федерации по выдаче государственных жилищных сертификатов и ведению реестра этих сертификатов» уполномоченными Министерства финансов Российской Федерации по выдаче государственных жилищных сертификатов являются финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территории которых произошли стихийные бедствия (чрезвычайные ситуации). В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации в месячный срок поручено представить в Правительство Российской Федерации порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. В соответствии Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов утверждены МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ. В соответствии с п.1 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В соответствии с п.2 данного Порядка в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Списки граждан, утверждённые решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации. Эмитент государственных жилищных сертификатов либо уполномоченный им орган субъекта Российской Федерации несёт ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 апреля 1995 года № 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой», содержащееся в части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР положение об «установленном порядке» как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки не соответствующим по содержанию статьям 18, 19 (часть 1). 27 (часть 1), 40 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. По смыслу Постановления КС РФ от 25 апреля 1995 года № 3-П требование о наличии регистрации (прописки) лиц, постоянно проживающих в утраченном жилом помещении жилом посмещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, для которых оно являлось единственным жилиым помещением является незаконным и не соответствует по содержанию статьям 18,19 (часть), 27(часть1), 40 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Таким образом, правом на получение государственного жилищного сертификата обладают граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия. Узденова А.Б. и её малолетняя дочь, Меремкулов М.М., Меремкулова А.Х., Меремкулова М.М., являясь членами семьи собственника домовладения, имея право на проживание в этом доме, пострадавшем в результате стихийного бедствия, лишились своего единственного жилья, в связи с чем отказ включить их в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, является необоснованным, нарушающим их жилищные права. Отец малолетней Узденовой К.Т. также проживает в указанном доме, включён в список лиц, имеющих право на получение ГСЖ, а его малолетняя дочь в этот список не включена, из-за отсутствия прописки матери ребенка - Узденовой А.Б. в этом доме, что также свидетельствует о незаконности невключения Узденовой К.Т. в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. Истцы просили суд: 1) признать их членами семьи Узденовой З.И.; 2) признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата; 3) обязать Администрацию Прикубанского муниципального района внести в утверждённый список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, изменения, включив их Узденову А.Б. и Узденову К.Т. в указанный список, и направить изменения для утверждения в Правительство КЧР; 4) обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердить указанные изменения в списках лиц, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
Заявлением от 29 июня 2010 года истцы уточнили свои исковые требования. Просили суд: 1) признать их членами семьи Узденовой З.И.; 2) признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата; 3) обязать Администрацию Прикубанского муниципального района внести изменения в текст приложения 4 постановления Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 «Об утверждении реестра жилых домов на территории муниципального района, пострадавших в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года», дополнив пункт 41 строками: 1.4. Узденову ФИО5, сноху, ; 1.5. Узденову ФИО6, внучку, , и направить постановление о внесении изменений для включения в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; 4) обязать Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности включить их в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, и направить изменения для утверждения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики; 5) обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердить изменения в списках лиц, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, и направить утверждённый список в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для согласования.
Ответчики - Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности представили в суд письменные возражения на иск, в которых указали, что, рассматривая требования истцов, необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 504 «Об утверждении Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику». В соответствии с данными нормативно-правовыми актами Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло постановление от 13 августа 2009 года № 286 «О выдаче государственных жилищных сертификатов», на основании которого ФИО1 (собственник домовладения, расположенного по адресу: ) 6 ноября 2009 года Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики был выдан государственный жилищный сертификат на неё и членов её семьи: дочь - ФИО4 и сын - ФИО3 На момент выдачи государственного жилищного сертификата ФИО1 (владелец сертификата) не оспаривался состав её семьи, на кого был выдан данный сертификат. Статья 254 ГПК РФ устанавливает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Узденова З.И. не обращалась в судебные органы по вопросу нарушения её прав, а так же прав членов её семьи постановлением Правительства КЧР от 13 августа 2009 года № 286 «О выдаче государственных жилищных сертификатов» и постановлением Правительства КЧР от 1 августа 2008 года № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года». Согласно пункту 3 Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику, утверждённого постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 504 (далее - Порядок), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (далее - списки). Согласно пункту 5 Порядка сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов (далее - сводный список) формируется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на основании списков и утверждается постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии с пунктом 8 части II Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список, то есть в данном случае, ответственность возложена на Правительство Карачаево-Черкесской Республики. Согласно пункту 6 Порядка все изменения в сводный список утверждаются постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики на основании постановлений глав администраций муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики. Однако постановление Главы Прикубанского муниципального района от 15 октября 2009 года № 545 «О внесении изменений в постановление Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 «Об утверждении реестра жилых домов на территории муниципального района, пострадавших в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года» для рассмотрения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики не поступало и, соответственно, Правительству Карачаево-Черкесской Республики не известно было о внесённых изменениях в списках граждан. Таким образом, Правительство Карачаево-Черкесской Республики не нарушило никаких прав истцов, так как на момент утверждения документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в списках граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия, предоставленных Администрацией Прикубанского района, истцы не числились. Правительство Карачаево-Черкесской Республики является ненадлежащим ответчиком по данным исковым требованиям. Требование истцов признать их право на получение государственного жилищного сертификата является незаконным и не подлежит удовлетворению, так как согласно постановлению Правительства РФ от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Как видно из искового заявления и приложенных к нему копий документов (справки отдела адресно-справочной работы ОФМС России по КЧР, свидетельство о рождении Меремкуловой М.М.), Узденова А.Б. была зарегистрирована в домовладении по адресу: только 7 августа 2007 года, то есть, после стихийного бедствия, произошедшего 17 и 18 июня 2007 года. Таким образом, у неё не возникло право на получение государственного жилищного сертификата. Узденова К.Т. родилась 24 октября 2007 года, то есть, после 17 и 18 июня 2007 года, что также является основанием для отказа в удовлетворении её требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата. По таким же основаниям следует отказать и Меремкуловой М.М., которая родилась 4 июля 2007 года. Данные обстоятельства изложены в письмах Главы администрации Прикубанского муниципального района от 16 ноября 2009 года № 2324 и начальника Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности от 18 февраля 2010 года № 154-02-03. В нарушение статьи 56 ГПК РФ истцами не были представлены доказательства, которые подтверждали бы факт утраты ими в результате стихийного бедствия в июне 2007 года единственного жилья. Данный факт имеет правовое значение, так как право на включение в списки лиц, пострадавших от стихии, имеют граждане, не имеющие иного жилого помещения и утратившие свое единственное жилье. Истцами нарушены нормы процессуального права, а именно, порядок обращения в суд. Возникшие правоотношения необходимо рассматривать не в порядке искового производства, а в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 25 ГПК РФ), так как предметом рассмотрения по данному делу является не спор о праве (о праве на получение государственного жилищного сертификата). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации. Следовательно, именно решение Правительства РФ является основанием для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата. Решения Правительства Карачаево-Черкесской Республики не могут быть основанием для возникновения данного права у граждан, так как оно не наделено полномочиями принимать решения о выдаче сертификатов. Оно лишь утверждает своим постановлением списки граждан, лишившихся жилого помещения. Таким образом, в возникших правоотношениях речь может идти только о действии (бездействии) органа исполнительной власти, выражающимся, по мнению истцов, в создании препятствий к осуществлению их прав и свобод. Соответственно данные правоотношения должны рассматриваться как возникающие из публичных в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть не наделена Конституцией Российской Федерации полномочиями по вмешательству в деятельность органов исполнительной власти. Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности внести какие-либо изменения в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, как просят того истцы, суд не вправе.
Третье лицо - Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики представило в суд письменные объяснения, в которых указало, что в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утверждённым постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982, выдача сертификатов осуществляется лица, на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Данный список был утверждён постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 1 августа 2008 года № 320 « Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года». Этим постановлением утверждёны сводный реестр жилых домов, разрушенных на территории Карачаево-Черкесской Республики в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по 18 июня 2007 года, а также сводный список семей граждан, лишившихся жилья. Данный сводный список формируется на основании данных органов местного самоуправления, у которых запрашиваются документы о количестве семей, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия и их численном составе, согласно постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30 июня 1996 года № 174 «Об использовании государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного 10 июля 1995 года, для включения в список пострадавших граждан Российской Федерации, эти граждане должны представить заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справку органов местного самоуправления, подтверждающих факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. То есть, граждане, лишившиеся жилья, на момент стихийного бедствия должны были представить в орган местного самоуправления заявление с приложением документов, орган местного самоуправления представляет полученные от органов местного самоуправления документы в Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Карачаево-Черкесской Республики. В рамках главы 6 ГПК РФ, а также в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бремя доказывания представления в орган местного самоуправления необходимых документов, для включения в список граждан лишившихся жилья в период стихийного бедствия, лежит на истце. Сводный список был утверждён постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Финансовый орган осуществляет лишь заполнение и выдачу бланков сертификатов, гражданам, включенным в список гражданам. Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, являясь финансовым органом субъекта РФ, осуществляет полномочия, определённые в Порядке. Согласно постановлению Правительства РФ от 26 октября 2000 года № 810, которым утверждены Правила выделения и расходования средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Следовательно, если погашение данных сертификатов, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, от имени казны Российской Федерации должен выступать Минфин РФ, так как погашение сертификатов осуществляется из средств федерального бюджета. Данное обстоятельство также отражено в пункте 24 Порядка. Процессуальное положение Министерства финансов КЧР в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, указывает его позицию относительно предмета спора, на стороне истца. Основанием привлечения в процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, может быть юридический интерес третьего лица, либо, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к истцу. Таким образом, процессуальное положение финансового органа субъекта РФ, осуществляющего полномочия по выдаче бланков сертификатов, на основании утверждённых Правительством Карачаево-Черкесской Республики сводных списков в исковом производстве по включению в сводный список, утверждаемый Правительством Карачаево-Черкесской Республики не может определяться как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца.
В судебном заседании представитель истцов - Айбазова Ш.З. поддержала заявленные истцами требования, просила иск удовлетворить. Объяснила, что Узденова А.Б. с декабря 2006 года является женой сына (снохой) Узденовой З.И., брак с сыном Узденовой З.И. был зарегистрирован в марте 2007 года.Другого жилья, кроме дома по Узденова А.Б. не имела. Ребёнок у Узденовой А.Б. родился после стихии, но на момент стихии она уже была беременна. В результате стихии родившийся ребёнок также лишился жилья. Действительно, Узденова А.Б. на момент стихии не успела стать на регистрационный учёт, но регистрация носит заявительный характер, не является обязательной и согласно позиции Конституционного Суда России не влияет на права граждан. Меремкуловы также проживали в доме в качестве членов семьи Узденовой З.И. Меремкулова А.З. - это дочь Узденовой З.И., а Меремкулов М.М. - её зять. Другого жилого помещения у Меремкуловых не было, и нет. Признав свою ошибку, Администрация района издала постановление, которым включила Меремкуловых в списки.
Представитель ответчика (Правительства Карачаево-Черкесской Республики) - Расулова А.Н. в судебном заседании просила в иске к Правительству отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснила, что Правительство КЧР прав истцов не нарушало, и об истцах ничего не знало, так как администрация района не направляла в Правительство никаких сведений об истцах. Аминат и Камила на момент стихии в доме зарегистрированы не были.
Представитель ответчика (Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности) - Кохова И.Б. в судебном заседании просила в иске к Управлению отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснила, что внесение каких-либо изменений в утверждённые списки не входит в компетенцию управления. Все изменения вносятся районными администрациями и направляются непосредственно в Правительство КЧР. В данном случае постановления районной администрации в отношении истцов вообще никуда не направлялись.
Ответчик Узденова З.И. в судебном заседании исковые требования признала полностью, просила иск удовлетворить. Объяснила, что Узденовы и Меремкуловы являются членами её семьи, так как являются её близкими родственниками, проживали и проживают вместе с ней, ведут общее хозяйство, живут с ней одной семьёй.
Представитель ответчика - Администрации карачаевского городского округа в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Свидетель Абазалиев А.И. в суде показал, что он является родным братом Узденовой З.И. С 2006 года все истцы живут вместе по . Всё у них общее. Другого жилья у истцов нет.
Свидетель Абазалиев А.А. в суде показал, что он является дядей Узденовой З.И. Сын, дочь и зять Узденовой З.И. на момент стихии жили у Узденовой З.И. Они и сейчас живут все вместе, одной семьёй.
Свидетель Узденов С.-У.А. в судебном заседании показал, что с 2001 года он является главой администрации Николаевского сельского поседения, в которое входит и село Пристань. Узденова З.И., её сын и дочь в 2007 году жили все вместе по . Меремкуловы и Узденовы жили одной семьёй, как члены семьи. Невключение их в списки было ошибкой. В Отделе миграционной службы по району сведения о регистрации Меремкуловых были, а в адресном бюро нет. Никаких сомнений в том, что истцы Узденовы и Меремкуловы действительно проживали в повреждённом доме, быть не должно.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, допросив свидетелей, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2007 года домовладение, расположенное по селе Пристань Прикубанского муниципального района, подверглось стихийным бедствиям, в результате которого принадлежавший Узденовой З.И. на праве собственности жилой дом был признан непригодным для проживания. Постановлением Главы администрации Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 был утверждён реестр (список) жилых домов на территории района, пострадавших в результате стихийных бедствий. В этот список были включены Узденова З.И., а также её дети - Узденов Т.Х. и Узденова А.Х. Кроме названных лиц никто из проживавших в этом доме граждан в указанный список включён не был. Между тем, как установлено в судебном заседании, в доме по помимо Узденовой З.И., Узденова Т.Х. и Узденовой А.Х. на момент стихии 17-18 июня 2007 года постоянно проживали также Узденова А.Б., Меремкулов М.М. и Меремкулова А.Х., являющиеся истцами по настоящему делу.
На основании постановлений Главы администрации Прикубанского муниципального района Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности был сформирован, а Правительством Карачаево-Черкесской Республики утверждён сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Респуб-лики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, на получение государственных жилищных сертификатов. В этот список в числе прочих граждан вошли Узденова З.И., а также её сын - Узденов Т.Х. и дочь - Узденова А.Х. На указанных лиц 6 ноября 2009 года Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики был выдан государственный жилищный сертификат. Истцы в сводный список пострадавших от стихии лиц включёны не были и государственный жилищный сертификат не получили.
Заявленные истцами Меремкуловыми требования в части признания их членами семьи Узденовой З.И. и в части признания за ними права на получение жилищного сертификата подлежат удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действую-щими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи-ваются правосудием (ст.18). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.11 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В данном случае на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств суд считает достоверно установленным тот факт, что все истцы являются членами семьи Узденовой З.И. Так, Меремкулова А.Х. является дочерью Узденовой З.И., а Меремкулов М.М. - мужем Меремкуловой А.Х. и зятем Узденовой З.И. Меренмкулова М.М. - это дочь Мермкулова М.М. и Меремкуловой А.Х., то есть, внучка Узденовой З.И. Узденова А.Б. является женой сына (снохой) Узденовой З.И. Узденова К.Т. - это дочь Узденовой А.Б., то есть, внучка Узденовой З.И. Все указанные граждане проживают и в настоящее время зарегистрированы по месту жительства в , вместе с собственником домовладения Узденовой З.И. Узденовы и Меремкуловы ведут с Узденовой З.И. общее хозяйство, проявляют заботу друг о друге, оказывают взаимную материальную и иную поддержку. Сама Узденова З.И. в судебном заседании с требованиями истцов о признании их членами её семьи согласилась. При таких обстоятельствах на основании ч.1 ст.31 ЖК РФ всех истцов следует признать членами семьи Узденовой З.И.
В соответствии с Федеральным законом 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство Российской Федерации на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации приняло постанов-ление от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно п.1 и п.2 этого постановления государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. Как указано в абз.2 п.2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» для приобретения гражданами, пострадавшими от стихийного бедствия и утратившим жильё, права на получение государственных жилищных сертификатов необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: 1) гражданин должен постоянно проживать в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия; 2) гражданин должен быть зарегистрирован в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Никаких иных, дополнительных условий для признания за гражданами права на получение государственных жилищных сертификатов указанное постановление или иной нормативно-правовой акт не предусматривают.
В данном случае Меремкулов М.М. и Меремкулова А.Х. имели и имеют право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку на момент стихийного бедствия, произошедшего в июне 2007 года, они постоянно проживали в утраченном жилом доме по и были в этом доме зарегистрированы по месту жительства, что подтверждается как объяснениями самих истцов и показаниями свидетелей, так и представленными документами, включая паспорта граждан Российской Федерации.
Никакие иные условия для признания истца имеющим право на включение в сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, и для получения государственного жилищного серти-фиката законодательно не установлены. Правом на получение государственного жилищного сертификата наделены граждане, лишившиеся того жилья, в котором они фактически проживали и в котором они были зарегистрированы по месту жительства на момент стихийного бедствия. Этим критериям Меремкуловы соответствуют. Меремкуловы являются лицами, лишившимися жилья вследствие стихийного бедствия, а потому они должны быть признаны пострадавшими в результате стихийного бедствия в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра, произошедшего 17-18 июня 2007 года, и имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
Право Меремкуловых на их включение в сводный список семей граждан, лишившихся жилья, подтверждается и постановлением Администрации Прикубанского муниципального района от 15 октября 2009 года № 545, которым реестр жилых домов на территории района, утверждённый постановлением Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 был дополнен строками о Меремкулове М.М. - зяте Узденовой З.И., Меремкуловой А.Х. - дочери Узденовой З.И. и Меремкуловой М.М. - внучке Узденовой З.И. Указанное постановление органа местного самоуправления до настоящего времени никем не оспорено, не признано незаконным или недействительным и не отменено. Это постановление издано должностным лицом органа местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, имеет юридическую силу и должно создавать для указанных в нём лиц - Меремкуловых вытекающие из него правовые последствия в виде признания за Меремкуловыми права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённых МЧС России, Минстроем России и Минфином России 10 июля 1995 года (зарегистрированы в Минюсте России 27 июля 1995 года под № 916), для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти всего лишь три документа: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Никакие другие документы граждане предъявлять не обязаны. В данном случае указанные документы Меремкуловы представили, и оснований для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата не имеется.
То обстоятельство, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, не должно являться препятствием для реализации гарантированного законом и подтверждённого постановлением Главы администрации Прикубанского муниципального района права Меремкуловых на меры социальной поддержки в виде обеспечения их жилым помещением в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Для удовлетворения требований истцов Узденовых, за исключением требования о признании их членом семьи Узденовой З.И., предусмотренных законом оснований не имеется. Как установлено в судебном заседании, Узденова А.Б. на момент стихийного бедствия в жилом доме по зарегистрирована не была, тогда как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» наличие регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия является одним из вдух обязательных условий для приобретения гражданами права на получение государственных жилищных сертификатов. Ссылки представителя истцов на неконституционность и незаконность содержащегося в указанном постановлении Правительства России требования о наличии регистрации в утраченном жилом помещении являются несостоятельными, поскольку данное постановление является нормативно-правовым актом, изданным государственным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией, носит обязательный характер и сохраняет свою силу в существующей редакции. Данное положение не отменялось и не признавалось противоречащим какому-либо закону. Дочь Узденовой А.Б. - Узденова К.Т. на момент стихийного бедствия ещё не родилась, соответственно, не была и не могла быть зарегистрирована в утраченном жилом помещении и в списки лиц, утративших жильё, органом местного самоуправления включена не была. Оснований для возложения на Администрацию Прикубанского муниципального района обязанности включить Узденовых в такой список не имеется. Как следствие, не подлежат удовлетворению и все остальные требования истцов Узденовых.
В части возложения на Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности обязанности включить истцов Меремкуловых в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, и обязанности направить изменения для утверждения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики в иске Меремкуловым следует отказать, поскольку в соответствии с вышеназванными федеральными и республиканскими правовыми актами все изменения в указанные списки вносятся городскими и районными органами местного самоуправления, направляются непосредственно в Правительство Карачаево-Черкесской Республики и утверждаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики без какого-либо участия в этом процессе Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Названное Управление не наделено компетенцией в решении каких-либо вопросов, связанных с внесением в эти списки изменений и/или дополнений.
Как установлено в судебном заседании, постановление (копия постановления) Главы администрации Прикубанского муниципального района от 15 октября 2009 года № 545 о внесении изменений в постановление Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051 в Правительство Карачаево-Черкесской Республики не направлялось, и Правительство Карачаево-Черкесской Республики до обращения истцов в суд не располагало информацией об этом постановлении и о включении Меремкуловых в список лиц, пострадавших от стихийного бедствия. Поскольку никакими сведениями о Меремкуловых и об их включении в списки пострадавших граждан Правительство Карачаево-Черкесской Республики не располагало, никаких прав и охраняемых законом интересов истцов Правительство Карачаево-Черкесской Республики не нарушило. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Правительства Карачаево-Черкесской Республики элементов виновности и противоправности. По этой причине в части возложения на Правительство Карачаево-Черкесской Республики обязанности утверждения изменений в списках лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, и направления утверждённых списков в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в иске истцам следует отказать. Данный отказ не нарушит прав Меремкуловых, поскольку не лишает их возможности обжаловать действия (бездействие) Правительства Карачаево-Черкесской в случае отказа последнего от утверждения изменений в списках пострадавших лиц на основании ставшего ему известным постановления Главы администрации Прикубанского муниципального района от 15 октября 2009 года № 545 о внесении изменений в постановление Главы Прикубанского муниципального района от 23 ноября 2007 года № 1051.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Узденовой ФИО5, Узденовой ФИО6, Меремкулова ФИО7, Меремкуловой ФИО8 и Меремкуловой ФИО9 к Администрации Прикубанского муниципального района, Узденовой ФИО10, Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности удовлетворить частично.
Признать Узденову ФИО5, Узденову ФИО6, Меремкулова ФИО7, Меремкулову ФИО8 и Меремкулову ФИО9 членами семьи Узденовой ФИО10.
Признать за Меремкуловым ФИО7, Меремкуловой ФИО8 и Меремкуловой ФИО9 право на получение государственного жилищного сертификата.
В остальной части (а именно: в части признания за Узденовой ФИО5 и Узденовой ФИО6 права на получение государственного жилищного сертификата; в части включения Узденовой ФИО5 и Узденовой ФИО6 в списки лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата; в части возложения на Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности обязанности включить Узденову ФИО5, Узденову ФИО6, Меремкулова ФИО7, Меремкулову ФИО8 и Меремкулову ФИО9 в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, и направления изменений для утверждения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики; в части возложения на Правительство Карачаево-Черкесской Республики обязанности утверждения изменений в списках лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, и направления утверждённых списков в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) в удовлетворении иска Узденовой ФИО5, Узденовой ФИО6, Меремкулова ФИО7, Меремкуловой ФИО8 и Меремкуловой ФИО9 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Рес-публики в течение десяти дней с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 16 августа 2010 года.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин