Дело № 2-2460/2022
25RS0010-01-2022-003523-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Шулико О.С.
при секретаре Шемендюк В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Отделения № 3 Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю о возложении обязанности по возобновлению государственного учёта транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту- УМВД России по Приморскому краю) в лице Отделения № 3 Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее по тексту - Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю) о возложении обязанности по возобновлению государственного учёта транспортного средства.
В обоснование требований ФИО1 указала, что 20.10.2021 г. она обратилась в Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю с целью совершения регистрационных действий с принадлежащей ей автомашиной <.........>. Однако решением № 74383351 от 20.10.2021 г. в проведении регистрационного действия ей было отказано в связи с тем, что указанное транспортное средство было снято с регистрационного учёта в связи с утилизацией по заявлению собственника ФИО1 в 2013 г.
В результате произведенного сотрудником регистрационного органа осмотра указанного транспортного средства, должностным лицом было выдано приложение № 1 к заявлению, из текста и отметок которого следует, что предъявленное на осмотр транспортное средство соответствует транспортному средству, указанному в ПТС 25 ТТ 177177 от 26.05.2006 г.
Между тем, 20.10.2021 г. сотрудником Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю был выдан отказ в проведении регистрационного действия № 74383351 от 20.10.2021 г., из текста которого следует, что ранее указанное транспортное средство было снято с государственного учета после утилизации.
01.11.2021 г., в целях выяснения обстоятельств утилизации указанного транспортного средства, в адрес Отделения № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю был направлен запрос об истребовании сведений о том, когда и кем было подано заявление о снятии транспортного средства с государственного учета после утилизации, а также о направлении копии заявления о снятии с государственного учета указанного транспортного средства.
10.11.2021 г. начальником Отделения № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю было сообщено, что согласно автоматизированной базы данных Госавтоинспекции 15.10.2013 г. по заявлению собственника ФИО1 указанное транспортное средство было снято с государственного учета в связи с утилизацией, предоставить копию заявления не представляется возможным.
Между тем, фактически транспортное средство - марка, модель: <.........>, утилизировано не было, свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающий факт уничтожения транспортного средства, собственнику ТС не выдавался.
Так, Отделением № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю утверждается, что спорное транспортное средство было снято с государственного учета в октябре 2013 года в связи с утилизацией по заявлению собственника. Между тем, на момент подачи собственником транспортного средства заявления о снятии спорного транспортного средства с государственного учёта действовал Приказ МВД России от 24.11.2008 г. N 1001 (ред. от 07.08.2013, с изм. от 06.03.2014) «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»).
Фактически, собственник спорного транспортного средства после подачи в 2013 году заявления о снятии спорного транспортного средства с государственного учёта в связи с утилизацией, в последующем от утилизации спорного транспортного средства отказался, спорное транспортного средства фактически утилизировано не было. В связи с чем, у Отделения № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю не имелось оснований не производить регистрационное действие - восстановление регистрации автотранспортного средства, снятого с учета для утилизации без доказательства неосуществления таковой.
ФИО1 обращалась в Находкинский городской суд Приморского края с административным иском о признании незаконным отказа ответчика в проведении регистрационного действия от 20.10.2021 г. № 74383351, однако решением Находкинского городского суда Приморского края от 27.01.2022 г. в удовлетворении требований было отказано, решение вступило в законную силу.
Полагает, что непреодолимые препятствия к восстановлению государственного учета транспортного средства отсутствуют, поскольку указанное транспортное средство фактически не было утилизировано, автомобиль фактически пригоден для участия в дорожном движении, что подтверждается осмотром от 20.10.2021 г.
Просит суд возложить обязанность на УМВД России по Приморскому краю в лице Отделения № 3 Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения возобновить государственный учёт транспортного средства - марка, модель: <.........>
Определением Находкинского городского суда Приморского края от 13.07.2022 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УМВД России по Приморскому краю.
Истец ФИО2 в судебное заседания не явилась, о времени и месту судебного заседания извещена о времени судебного заседания надлежащим образом, согласно представленному в суд заявлению, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представители ответчиков Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, УМВД России по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю просит дело рассмотреть в его отсутствие, представитель УМВД России по Приморскому краю о причинах неявки суд не известил, ходатайство об отложении слушания дела не заявлял.
При указанных обстоятельствах, в силу ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Представитель истицы ФИО1 - ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске, дополнив, что указанный автомобиль в настоящее время фактически может быть использован по назначению, однако ввиду отсутствия его государственного учета, его выезд на дороги общего пользования не представляется возможным.
Согласно представленному письменному отзыву на иск, Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю указывает, что 15.10.2013 в отделении № 3 (дислокация г. Находка) МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю транспортное средство <.........> снято с учета в связи с утилизацией. В соответствии с пунктом 92.3 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года №950 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставление государственной услуги по регистрации транспортных средств», основанием для отказа в проведении регистрационных действий является снятие транспортного средства с государственного учета в связи с утилизацией. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона РФ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 № 283-ФЗ, запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного, средства снятого с государственного учета в связи с утилизацией. На основании изложенного возобновить государственный учёт транспортного средства <.........>, не представляется возможным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником транспортного средства - марка, модель: <.........>
Указанное обстоятельство подтверждается паспортом транспортного средства <.........>.
Из материалов дела следует, что 20.10.2021 г. ФИО1 обратилась в Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю с целью совершения регистрационных действий в отношении принадлежащего ей транспортного средства, однако в проведении регистрационного действия ей было отказано в связи с тем, что указанное транспортное средство было снято с регистрационного учёта в связи с утилизацией по заявлению собственника ФИО1 в 2013 г.
При этом, из материалов дела следует, что в результате произведенного сотрудником регистрационного органа осмотра указанного транспортного средства, должностным лицом было выдано приложение № 1 к заявлению, из текста и отметок которого следует, что предъявленное на осмотр транспортное средство соответствует транспортному средству, указанному в ПТС 25 ТТ 177177 от 26.05.2006 г.
20.10.2021 г. сотрудником Отделения № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю ФИО1 был выдан отказ в проведении регистрационного действия № 74383351 от 20.10.2021 г., из текста которого следует, что в проведении регистрационных действий отказано на основании п.3 ч.1 и п.1 ч.5 ст. 20 ФЗ от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п. 92.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 г. № 950, т.к. запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 27.01.2022 г. административный иск ФИО1 о признании незаконным отказа Отделения № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю от 20.10.2021 г. № 74383351 в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства марка, модель: <.........> задний и о возложении обязанности произвести регистрационные действия по регистрации указанного транспортного средства были оставлены без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 04.05.2022 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском истица указала, что фактически указанное транспортное средство утилизировано не было, свидетельство об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства ей не выдавалось, автомобиль фактически пригоден для участия в дорожном движении.
Как следует из сообщения УМВД России по Приморскому краю от 21.06.2022 г., согласно ФИС ГИБДД-М, по состоянию на 19.06.2022 г., а также за весь предшествующий период, за ФИО1 было зарегистрировано транспортное средство - <.........> период владения с 30.05.2006 г. по 15.10.2013 г. Указанное транспортное средство 15.10.2013 г. снято с учета в связи с утилизацией, направить копии документов, послуживших основанием для снятия с учета в связи с утилизацией АМТС от 15.10.2013 г. не представляется возможным с связи с истечением срока хранения архивных документов. Срок хранения – 5 лет.
Судом установлено, что на момент подачи ФИО1 заявления о снятии указанного транспортного средства с государственного учета действовали Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (в редакции приказа МВД России от 13 февраля 2015 года N 259), согласно пункту 5 которых собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Абзац седьмой пункта 13 указанных Правил регистрации автомототранспортных средств предусматривал запрет на восстановление регистрации утилизированных транспортных средств.
До вступления в силу Закона № 283 ФЗ от 03.08.2018 г. "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопросы государственной регистрации транспортных средств были урегулированы приказами МВД России.
Решением Верховного Суда РФ от 06.03.29014 г. № АКПИ13-1251 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац седьмой пункта 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 г. № 1001, в части, не допускающей восстановление регистрации транспортных средств, регистрация которых прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией,
Таким образом, ранее законодательство РФ, включая вышеназванное решение ВС РФ, предусматривало возможность снятия с учета транспортного средства для последующей утилизации (без предоставления акта об утилизации) и возможность восстановления государственной регистрации в случае, если такое транспортное средство фактически не было утилизировано.
Приказом МВД России от 07.08.2013 г. № 605 был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, которым предусматривалось снятие транспортного средства с учета в связи с утилизацией.
Приказом МВД России от 20.03.2017 г. № 139 в Административный регламент внесены изменения в части наименования административных процедур. Так, с 10.07.2017 г. в связи с утилизацией транспортного средства производится прекращение регистрации транспортного средства, вместо процедуры «снятие с учета». И только с 10.07.2017 г. введено правило о прекращении регистрации в связи с утилизацией на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п.п. 60, 60.6, 66 Регламента), то есть с указанной даты прекращение регистрации возможно только после фактической утилизации транспортного средства.
Приказом МВД РФ от 26 июня 2018 г. № 399 с 07.10.2018 г. введены новые Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. В соответствии с п. 18 указанных правил, регистрация транспортного средства после ее прекращения производится в отношении фактически не утилизированного транспортного средства, регистрация которого прекращена в связи с утилизацией, - на основании подтверждения учетных данных по месту последней регистрации транспортного средства (при наличии сведений о ранее выданном паспорте транспортного средства, электронного паспорта).
Данный документ утратил силу с 01 января 2020 года в связи с изданием Приказа МВД России от 21.12.2019 № 950, которым утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (вступил в силу с 01.01.2020 г.).
Указанный административный регламент предусматривает следующие виды регистрационных действий в отношении транспортного средства: постановка транспортного средства на государственный учет; внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства; прекращение государственного учета транспортного средства; возобновление государственного учета транспортного средства; снятие транспортного средства с государственного учета; восстановление государственного учета транспортного средства.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждены «Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», которыми также предусмотрено прекращение государственной регистрации и её возобновление по заявлению владельца.
Аналогичные виды регистрационных действий предусмотрены Законом № 283- ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 01.01.2020 г.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий отнесен, в том числе, запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
В силу ст. 18 указанного закона государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению владельца транспортного средства. Возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется по заявлению его владельца при наличии для этого установленных законодательством Российской Федерации оснований. Возобновление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных с прекращением государственного учета транспортного средства, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.
Возобновлением государственного учета транспортного средства является отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства (ст. 10 Закона).
Частью 1 статьи 20 указанного Федерального закона установлен запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации (пункт 3).
Аналогичные положения содержатся в пункте 92.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950.
Таким образом, как действовавшим на момент снятия спорного транспортного средства с учета, так и законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения в настоящее время, запрещено производить регистрационные действия в отношении фактически утилизированного транспортного средства.
В системе действующего правового регулирования документом, подтверждающим факт уничтожения транспортного средства, является свидетельство (акт) об утилизации (пункт 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764).
Однако таких документов материалы дела не содержат, сведений о том, что транспортное средство <.........>, фактически утилизировано не имеется, напротив, в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что указанное транспортное средство было представлено в Отделение № 3 МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю для осмотра при обращении с заявлением о восстановлении регистрационного учета.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно положениям части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.
Под владельцем транспортного средства в названном законе понимается собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (пункт 1 статьи 4).
Из содержания указанных норм следует, что регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении. При этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Следовательно, собственник транспортного средства вправе по своему усмотрению как инициировать прекращение регистрации транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении путем подачи соответствующего заявления в подразделение ГИБДД, так и принять меры к возобновлению государственного учета, при условии, что оно отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Изложенное в полной мере относится и к случаям, когда регистрация транспортного средства была прекращена на основании обращения собственника (владельца) для последующей утилизации, которая не состоялась.
Таким образом, ФИО1, как законный владелец спорного автомобиля, обладает правом на обращение в компетентные органы за совершением регистрационных действий.
Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо названными в статье 12 ГК РФ, и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 62 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1764, возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется путем внесения регистрационным подразделением записи в государственный реестр транспортных средств о возобновлении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.
Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного на основании заявления владельца и в отсутствии перехода права собственности на него, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины, документа, удостоверяющего личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени - также документа, подтверждающего его полномочия.
Возобновление государственного учета транспортного средства производится регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей нового регистрационного документа и паспорта транспортного средства (при отсутствии электронного паспорта) (п. 67).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Отделения № 3 Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения следует возложить обязанность возобновить государственный учет транспортного средства <.........> принадлежащего ФИО1
При указанных обстоятельствах, исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>) в лице Отделения № 3 Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения обязанность возобновить государственный учёт транспортного средства <.........>, принадлежащего ФИО1 (СНИЛС <.........>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен 12.09.2022 г.
Судья О.С. Шулико