гр. дело № 2-2461/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сахаровой Е.А.,
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.,
с участием адвоката Сергеевой О.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже об установлении факта принадлежности трудовой книжки, выданной 10.09.1971г. на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. - ФИО2, о возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости период работы, возложении обязанности произвести назначение страховой пенсии по старости с 01.04.2018,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже об установлении факта принадлежности трудовой книжки, выданной ФИО4, 10.09.1971 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., об обязании Управления включить в страховой стаж периоды работы с 01.09.1971 по 01.08.1972 в Кироваканском общепите тресте, с 05.09.1977по 02.04.2013 в ЗАО «Ванадзорская поликлиника №», периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 07.04.1967 по 06.10.1968, с 17.09.1969 по 16.03.1971, с 26.08.1980 по 25.02.1982, об обязании назначить страховую пенсию по старости с 01.04.2018, указав, что после переезда на постоянное место жительства в РФ и получения гражданства 15.02.2018 обратилась в ГУ УПФ РФ по Коминтерновскому району г. Воронежа с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 06.03.2019 №881831/18 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия страхового стажа продолжительностью 6 лет, а также ввиду не представления документов о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства в <адрес>.
Решением от 26.03.2019 с 13.03.2019 ФИО2 назначена страховая пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, уточнив исковые требования, просит суд:
- установить факт принадлежности трудовой книжки, выданной 10.09.1971 на имя ФИО3 АДД.ММ.ГГГГр. - ФИО2,
- обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости период работы с 01.01.2002 по 02.04.2013 в ЗАО «Ванадзорская поликлиника №» область <адрес>,
- обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже произвести назначение страховой пенсии по старости с 01.04.2018.
В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца по ордеру адвокат Сергеева О.А. поддержали заявленные исковые требования с учетом уточнений, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, просила суд отказать истцу в их удовлетворении. Поддержала письменные возражения, ранее приобщенные к материалам гражданского дела (л.д. 55-58).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как установлено судом, из объяснений лиц, участвующих в деле,23.11.2018 ФИО2 обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 06.03.2019 №881831/18 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия страхового стажа продолжительностью 6 лет, а также ввиду не представления документов о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства в <адрес>.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 26.03.2019 ФИО2 с 13.03.2019 назначена страховая пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Продолжительность страхового стажа согласно указанного решения ФИО2 по представленным документам, оформленным надлежащим образом, составляет 04 года 09 месяцев 26 дней, что является недостаточным для назначения страховой пенсии по старости. Величина индивидуального пенсионного коэффициента ФИО2 в соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет – 13,803.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Согласно статье 10 Соглашения от 13.03.1992г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом, периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, в соответствии с которым, пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13.03.1992 осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся.
Пунктом 1 статьи 7 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют женщины при соблюдении следующих условий:
-достижение возраста - 55 лет;
-наличие страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости не менее - 15 лет;
-величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с переходными положениями ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, закреплено, что для застрахованных лиц (женщин), достигших возраста 55 лет в 2015 году и ранее, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 6,6. независимо от года обращения за пенсией.
Основанием для приобретения права на назначение пенсии граждан Российской Федерации, переселившихся на новое место жительства в Россию из <адрес>, является прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства в <адрес>.
В соответствии с п. 6, п.п. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, для назначения страховой пенсии по старости необходимы следующие документы, - подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые в страховой стаж; об индивидуальном пенсионном коэффициенте; об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 9 ст. 21 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.
Записи в трудовую книжку должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действующих на момент заполнения и внесения данной записи.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Ведется три вида трудовых книжек: образца 1938 года, 1973 года, 2003 года, которые представляют собой утвержденную форму бланка установленного образца. Принцип ведения трудовых книжек общий. Сведения о работнике, указываемые на титульном листе трудовых книжек, указываются полностью, без сокращений или замены имени и отчества инициалами.
В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправления производятся по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку (п.9 Инструкции от 09.07.1958 № 620; п.2.12 Инструкции от 20.06.1974 № 162; п.2.3 Инструкции от 10.10.2003 № 69; п.26 Правил от 16.04.2003 №225).
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указаннымзаконодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с п.64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.
Пунктом 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению от 19.01.2016 №14н предусмотрено, что при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждане предоставляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
В соответствии с частью 9 ст. 21 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а так же достоверность содержащихся в них сведений.
В связи с переездом на новое место жительства из <адрес> и приобретением гражданства РФ в ноябре 2017г., ФИО2, обратилась в Клиентскую службу в Коминтерновском районе Управления Пенсионного фонда г. Воронежа с заявлением о назначении страховой пенсии по старости от 23.11.2018 в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В целях назначения страховой пенсии по старости, в качестве документов о страховом стаже ФИО2 были представлены:
трудовые книжки от 10.09.1971, оформленные на русском и национальном (армянском) языках. Трудовая книжка на русском языке содержит исправление в имени, не заверенное в установленном законом порядке; сведения о работнике на титульном листе трудовой книжки заверены оттиском печати «РА Ванадзорской городской поликлиники №», с которой истец не состоял в трудовых отношениях на дату заполнения данной трудовой книжки.
Трудовая книжка на армянском языке от 10.09.1971 в нарушение п.5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях от 09.07.1958 №620 не заполнена одновременно на национальном (<адрес>) и на русском языке.
Трудовая книжка на армянском языке от 10.09.1971 содержит запись №5-7 о периоде работы с 05.09.1977 по 02.04.2013 в Поликлинике № г.Кировакан, заверенные печатью ЗАО «Ванадзорская поликлиника №» область <адрес>, где отсутствуют сведения о последовательных переименованиях учреждения в нарушение п.2.14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях от 20.06.1974№ 162.
Документы, подтверждающие периоды трудовой деятельности, принадлежность указанных документов истцу, в том числе решение суда, ФИО2 при обращении в клиентскую службу Управления Пенсионного фонда г. Воронежа в Коминтерновском районе не представлены.
Порядок оформления документов, представляемых из государств - бывших республик Союза ССР, закреплен Указанием Министерства социальной защиты населения РФ 18.01.1996 № 1-1 -У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР», в соответствии с пунктами 15, 17 которого документы о стаже работы и заработке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 20 Административного регламента от 19.01.2016 № 14н предусмотрено, что при обращении за установлением пенсии граждане предоставляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.
На основании пояснений сторон, судом установлено, что ФИО2 обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости от 23.11.2018 в рамках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Одним из документов о страховом стаже истцом представлена трудовая книжка, которая по мнению ответчика, не содержит сведений изменения фамилии с «Айрапетян» на «Асатрян».
Однако, суд считает, что неправильное заполнение трудовой книжки сотрудниками предприятия, где работала истец, не может лишить истца права на страховую пенсию, учитывая при этом, что изменение фамилии истца подтверждено свидетельством о браке (л.д. 40, 41), которым подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО1 был заключен брак (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), и была присвоена фамилия Асатрян.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца об установлении факта принадлежности трудовой книжки, выданной 10.09.1971 на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГр. - ФИО2 подлежат удовлетворению. Установление данного факта необходимо истца для реализации ее пенсионных прав.
При обращении с заявлением 23.11.2018 ФИО2 специалистом клиентской службы был разъяснен перечень необходимых для назначения пенсии документов, в частности о предоставлении справок работодателя о периодах работы... Данный факт подтверждается уведомлением к заявлению о назначении пенсии с указанием сроков для предоставления недостающих документов, а именно не позднее 23.02.2019.
В целях оказания содействия 26.11.2018, 11.12.2018 УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже были направлены соответствующие запросы об истребовании документов, 25.01.2019 направлен запрос пенсионного дела. При обращении с заявлением к ответчику 23.11.2018 истцом не было представлено справки о прекращении выплаты пенсии на территории <адрес>.
Одним их необходимых условий для назначения страховой пенсии по старости является наличие требуемого страхового стажа не менее 6 лет.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии по старости, утвержденным приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, в числе требуемых для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Документы, подлежащие представлению гражданином при обращении за установлением пенсии, определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.01.2016 № 14н (далее Административный регламент), действовавшим на дату обращения истца.
Пунктом 20 указанного Административного регламента предусмотрено, что при обращении за установлением пенсии граждане представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 № 1015.
При применении положении законодательства документы о периоде работы относятся к документам личного характера, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Положения о сроках, установленных для предоставления недостающих документов, закреплены в статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и п. 13, 64 Административного регламента, согласно которым в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
В связи с не поступлением в установленные сроки справок о работе, а также пенсионного дела и сведений о прекращении выплаты пенсии на территории <адрес> УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, ответчиком 06.03.2019 принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ стажа продолжительностью 6 лет, а также ввиду не представления документов о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
11.03.2019, 12.03.2019 на запросы Управления поступила справка о работе с 05.09.1977 по 02.04.2013 в ЗАО «Ванадзорская поликлиника №» из службы пенсионного обеспечения <адрес>, а также сведения о прекращении выплаты пенсии на территории <адрес>.
Поскольку справка о работе истца в период с 05.09.1977 по 02.04.2013, а также сведения о прекращении выплаты пенсии на территории <адрес> поступили по истечении 3-месячного срока рассмотрения заявления о назначении пенсии от 13.11.2018, следовательно, данные документы не могли быть учтены при назначении пенсии ФИО2 по первичному обращению, то есть с 06.03.2019.
При поступлении вышеуказанных справок 13.03.2019 ФИО2 обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и с указанной даты истцу назначена страховая пенсия по старости.
Таким образом, период работы с 05.09.1977 по 31.12.2001 в ЗАО «Ванадзорская поликлиника №» из службы пенсионного обеспечения <адрес> был включен ответчиком в стаж истца, в связи с чем, требования истца о включении удовлетворению не подлежат. Периоды работы после 31.12.2001, то есть с 01.01.2002 по 02.04.2013 в ЗАО «Ванадзорская поликлиника №» не могли быть включены в страховой стаж по причине отсутствия справки компетентного органа <адрес> об уплате страховых взносов за указанный спорный период (л.д.99-106). Позднее истцом была представлена выписка (л.д.81) со счета застрахованного лица от 25.07.2019. Указанные периоды работы, имеющие место на территории <адрес> не влияет на определение размера пенсии истца и их не включение прав истца не нарушает, так как согласно ст.29.1 ч.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Таким образом, указанные периоды для определения размера пенсии не подлежат включению в страховой стаж, так как с 01.01.2002 периоды подлежат зачету в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Исходя из изложенного периоды работы после 01.01.2002, за которые уплачивались страховые взносы на территории <адрес> на размер пенсии не влияют. Суммы страховых взносов, уплаченные в соответствующие органы в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992, при определении размера страховой пенсии не учитываются, так как согласно ст.3 указанного Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Кроме того, в представленной выписке отражен период с 2004г.
Соглашение от 13.03.1992 дополняется письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 и письмом Министерстватруда и социального развития Российской Федерации от 24.08.1998 № 2519-14, которые содержат положения о назначении пенсии указанным гражданам с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы. В данном случае данные нормы на истца не распространяются, так как ею не были выполнены условия по обращению за назначением пенсии в течение 6 месяцев после переселения. Когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством Российской Федерации (статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Таким образом, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев), срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.
В данном случае, истец должна была обратиться за назначением пенсии не позднее 26.05.2018, что не было сделано, в связи с чем, право на пенсию у истца возникло только с 13.03.2019, когда истцом были представлены все необходимые документы для назначения страховой пенсии по старости, в том числе, справка о прекращении выплаты пенсии на территории <адрес>. Таким образом, требование истца об обязании произвести назначение страховой пенсии по старости с 01.04.2018 удовлетворению не подлежит.
ФИО2 имеет право обратиться в компетентный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в <адрес>, для решения вопроса о выплате пенсии, установленной по прежнему месту жительства до момента возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству РФ (до предоставления документов о работе, оформленных в установленном порядке).
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АсатрянАйцемникАракеловны к УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже об установлении факта принадлежности трудовой книжки, выданной 10.09.1971г. на имя Айрапетян АйцемникАракеловны, ДД.ММ.ГГГГ. - ФИО2, о возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости период работы, возложении обязанности произвести назначение страховой пенсии по старости с 01.04.2018 удовлетворить частично.
Установить факт принадлежности трудовой книжки, выданной 10.09.1971г. на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГр. – ФИО2.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: