ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2461/20 от 28.12.2020 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело № 2-2461/20

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Черкесск 28 декабря 2020 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Джанибекова Р.М.,

при секретаре судебного заседания - Хатуеве Г.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя ответчиков: Министерства внутренних дел РФ, Министерства внутренних дел по КЧР –ФИО4 действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06.11.2019 г., Решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019 г., распоряжения МВД по КЧР от 08.11.2019 г. № 208 о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 г.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Черкесский городской суд с иском к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06.11.2019 г., Решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019 г., распоряжения МВД по КЧР от 08.11.2019 г. № 208 о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 г.

Свое заявление истец мотивировал тем, что 22.01.2013 года он обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ), согласно ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел у него составлял 19 лет 08 месяцев 16 дней в календарном исчислении.

Согласно Журналу №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его заявление было зарегистрировано за номером 338 от 28.01.2013 г.

Согласно Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по КЧР ФИО1 зарегистрирован за номером 332.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР №2 от 28.02.2013 г. ФИО1 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ).

Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР № 154 от 18.04.2013 года указанный протокол №2 был утвержден. ФИО1 был присвоен уникальный номер.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 14, утвержденного распоряжением Министра внутренних дел КЧР 20.06.2019 г., о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нахождение ФИО1 на учете для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно распоряжению МВД по КЧР от 18.04.2013 г. № 154 признано правомерным.

Однако согласно письма Врио начальника тыла ФИО3 решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года №32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года №208) постановлено считать ФИО1 не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.

Как следует из протокола №32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, где повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года №22/4/2-22150 о рассмотрении списка очередников на ЕСВ, в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение ЕСВ в 2013 году- сотрудников, значащихся в дубликате протокола, от 28 февраля 2013 года №2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР, в том числе, истца ФИО1 Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения ЕСВ в МВД по КЧР, комиссия постановила направить на согласование в ДТ МВД России.

Считает действия МВД по КЧР по исключению его из учета для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконными и необоснованными.

В окончательной редакции своих исковых требований представитель истца просила суд:

признать протокол №32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении ФИО1 недействительным;

признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11. 2019г. в отношении ФИО1 и признании не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным;

признать распоряжение МВД по КЧР от 08.11. 2019г. №208 в отношении ФИО1 незаконным, недействительным;

признать факт и право за ФИО1 с семьей на получение единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18.04.2013г.;

признать ФИО1 принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013г. (т.е. с даты издания Распоряжения МВД по КЧР №154).

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменные возражения, согласно которым имеющиеся в МВД по Карачаево-Черкесской Республике протоколы ЦЖБК, распоряжения об их утверждении, свидетельствуют о том, что вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ в отношении ФИО1 ЦЖБК МВД по Карачаево-Черкесской Республике, не рассматривался. Истец в установленном законом порядке на соответствующий учет не принят.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит доводы истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 3 - 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых интересов. Свобода граждан, юридических лиц, а также других субъектов гражданского права по поводу заключения договора означает, прежде всего, их право вступать или воздерживаться от вступления в договорные отношения любого типа. Понуждение к заключению договора по общему правилу не должно иметь места. В виде исключения оно допускается, когда такая обязанность предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, иным законом или добровольно принятым сторонами обязательством.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N247-03 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ст. 4).

В судебном заседании установлено, что 22.01.2013 года истец обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ), согласно ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел у него составлял 19 лет 08 месяцев 16 дней в календарном исчислении.

Согласно Журналу №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его заявление было зарегистрировано за номером 338 от 28.01.2013 г.

Согласно Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по КЧР ФИО1 зарегистрирован за номером 332.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР №2 от 28.02.2013 г. ФИО1 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ).

Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР № 154 от 18.04.2013 года указанный протокол №2 был утвержден. ФИО1 был присвоен уникальный номер.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 14, утвержденного распоряжением Министра внутренних дел КЧР 20.06.2019 г., о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нахождение ФИО1 на учете для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно распоряжению МВД по КЧР от 18.04.2013 г. № 154 признано правомерным.

Однако согласно письма Врио начальника тыла ФИО3 решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года №32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года №208) постановлено считать ФИО1 не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.

Как следует из протокола №32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, где повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года №22/4/2-22150 о рассмотрении списка очередников на ЕСВ, в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение ЕСВ в 2013 году- сотрудников, значащихся в дубликате протокола, от 28 февраля 2013 года №2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР, в том числе, истца ФИО1 Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения ЕСВ в МВД по КЧР, комиссия постановила направить на согласование в ДТ МВД России.

По данному факту в МВД по КЧР была проведена служебная проверка. В заключении служебной проверки от 26 марта 2019 года по фактам нарушений организации учета сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР, имеющих право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья, выявленных сотрудниками МВД России, утвержденном министром внутренних дел КЧР 02 апреля 2019 года, проведенной в отношении начальника отделения имущественно-земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы ФИО10 и старшего специалиста отделения имущественно-­земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР капитана внутренней службы ФИО6, указано, что в ходе проверки выявлены факты внесения должностными лицами МВД по КЧР в официальные документы недостоверных сведений, предоставляющих право на получение ЕСВ, в том числе в протокол ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года №2, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года №154. В указанный протокол заседания ЦЖБК МВД по КЧР был, согласно результатам проверки, внесен вопрос о принятии на учет очередников на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья, в том числе и истца ФИО1

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N247-03 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ст. 4).

Согласно ч. 6 ст.4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года К247-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.п. 2, 15 указанных Правил принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы. Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при наличии ряда установленных законом условий.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления ЕСВ, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления ЕСВ определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.

Пунктом 5 Правил (в редакции от 30.12.2011) установлено, что принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.

Решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения ЕСВ и о снятии их с учета принимает комиссия, образованная правовым актом федерального органа исполнительной власти (пункты 10,14 Правил).

В соответствии с п. 15 Правил (редакция от 30.12.2011) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Таким образом вопрос о наличии у сотрудника и членов его семьи права на получение ЕСВ рассматривается соответствующей комиссией с одновременным принятием решения о принятии на такой учет либо отказе в принятии на учет.

Доводы представителя ответчика о том, что в оригинале протокола от 28 февраля 2012 г. № 2, утвержденного распоряжением МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 18 апреля 2013 г. № 154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по Карачаево-Черкесской Республике, отсутствуют сведения о рассмотрении заявления, приобщенных к нему документов и принятии решения о принятии на учет для получения ЕСВ ФИО1 суд находит не состоятельными, поскольку указанный представителем ответчика протокол, составлен по результатам рассмотрения другого вопроса, то есть о рассмотрении заявлений сотрудников ОВД на выплату компенсации по найму жилья.

В письменных возражениях на исковые требования истца, представитель ответчиков указала, что в ходе проверки материалов по постановке на учет на получение ЕСВ сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР были выявлены признаки фальсификации протоколов ЦЖБК МВД по КЧР, утвержденных распоряжениями МВД по КЧР; в оригинале протокола от 28.02.2013 №2, утвержденного распоряжением МВД по КЧР от 18.04.2013 №154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по КЧР, отсутствуют сведения о постановке на учет для получения ЕСВ ФИО1, таким образом, вопрос о принятии (отказе в принятии) на учет для получения ЕСВ в отношении истца в установленном законом порядке не рассматривался. Полагает, что истец считается не состоящим на учете в МВД по КЧР на получение ЕСВ.

Между тем, указанные в письменных возражениях доводы представителя ответчиков, опровергаются материалами жилищного дела, журналом №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, истребованными у ответчика по запросу суда.

Кроме того, материалами проверки СУ СК России по КЧР по рапорту врио начальника ОРЧ ОСБ МВД по КЧР ФИО7 по факту внесения изменений в протоколы заседаний ЦЖБК МВД по КЧР от 15.07.2019, установлено следующее.

В Журнале №1 регистрации протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР за 2013 год имеются сведения о том, что протоколом №2 от 28.02.2013 рассматривались в том числе, заявления о принятии на учет по предоставлению ЕСВ. Данное обстоятельство опровергает содержание протокола №2 от 28.02.2013, утвержденное распоряжением №154 от 18.04.2013, представленные представителем ответчиков в судебное заседание.

Между тем, протокол №2 от 28.02.2013, утвержденный распоряжением МВД по КЧР 18.03.2013 за №154, имеющийся в материалах проверки, полностью соответствует содержанию журнала №1 регистрации протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, а именно, 28.02.2013 протоколом №2 рассматривались следующие вопросы: рассмотрение заявлений о принятии на учет по предоставлению ЕСВ; распределение служебного жилья по адресу: <адрес>; рассмотрение заявлений на выплату компенсации за наем жилого помещения.

Решение по заявлению о принятии на учет ФИО1 принято протоколом №2 от 28.02.2013 и утверждено распоряжением №154 от 18.04.2013 министром внутренних дел КЧР ФИО8 (в материалах проверки, зарегистрированной в КУСП МВД по КЧР за №294 от 16.02.2019, перерегистрированный за №1323 от 12.07.2019).

Сведений о том, что указанные протокол и распоряжение по нему, как ошибочно принятые, отменены, в материалы дела представителем ответчиков не представлено.

МВД по КЧР суду представлены, по его мнению, копия оригинала протокола №2 от 28.02.2013 и копия оригинала распоряжения по нему №154 от 18.04.2013, содержащие другие данные.

Между тем, в обоих протоколах состав комиссии ЖБК МВД по КЧР одинаковый, оба протокола и распоряжения под одним номером и одной датой заверены МВД по КЧР.

Кроме того, факт рассмотрения заявлений сотрудников подтверждается Постановлением от 15.09.2019 следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по КЧР ФИО9, рассмотревшего материал проверки по рапорту врио начальника ОРЧ СБ МВД по КЧР ФИО7 от 12.07.2019 об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 286,292 и 293 УК РФ, в действиях должностных лиц МВД по КЧР по фактам составления в 2012-2013 годах дополнительных протоколов заседания ЦЖБК МВД по КЧР, согласно которому установлено, что ФИО10 в 2012-2013 годах являлась должностным лицом, осуществляла функции представителя исполнительной власти (МВД по КЧР) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в том числе по проверке комплектности документов, ведению учета жилищных дел сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, по подготовке материалов и оформлению протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, ведению учета очередников для получения ЕСВ. В действиях ФИО10 имеются отдельные элементы признаков ст.292 УК РФ, а именно, в части его объективной стороны, которые заключаются во внесении изменений в отдельные экземпляры протоколов заседаний комиссии, уже утвержденных распоряжениями МВД по КЧР. В ходе проверки не получено данных о том, что ФИО10 совершала указанные действия из корыстной или иной личной заинтересованности, что указывает на отсутствие субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст.292 УК РФ. Данные неправомерные действия ФИО10 являются следствием небрежного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. В действиях ФИО10 также отсутствует состав преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ, поскольку ее действия были направлены не на превышение своих полномочий, а на приведение в соответствие документов принятым Комиссией решениям, но с нарушением установленного порядка. В действиях старшего специалиста ОИЗО и СО ООТО тыла МВД по КЧР ФИО6 каких-либо признаков вышеуказанных преступлений в результате проверки не обнаружено. На основании изложенного, отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО10 и ФИО6 по факту составления протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР в 2012-2013 годах по вопросам принятия на учет сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст.286, 292, 293 УК РФ по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть, в связи с отсутствием состава преступления в их действиях.

Судом исследованы представленные в судебном заседания справки о составе семьи ФИО1, Акты проверки жилищных условий его и его семьи, сведения из ЕГРН и КЧР ГУП «Техинвентаризация» об отсутствии иного жилья.

Судом установлено, что при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом ФИО1 были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения данного права. При этом, доказательств, свидетельствующих о том, что представленные истцом документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия его на такой учет, ответчиком не представлено. Не указано об этом ответчиком и в обжалуемых истцом протоколе №32 ЦЖБК МВД по КЧР от Об ноября 2019 года и распоряжении МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года №208. Единственным основанием для снятия с учета явилось то, что вопрос о принятии (отказе в принятии) на учет для получения ЕСВ в отношении ФИО1 в установленном законом порядке не рассматривался.

Суд находит, что указанные обстоятельства не входят в исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренный п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Судом установлено, что все требования, предусмотренные п.5 Правил, при подаче заявления о принятии на учет на получение ЕСВ истцом были соблюдены, истец был принят на учет, ему был присвоен уникальный номер, он с 2013 года значился в общем списке очередников на получение единовременной социальной выплаты, при этом на протяжении указанного времени ему не было указано на то, что его заявление не рассмотрено, не были возвращены документы.

Таким образом, все требования, предусмотренные п.5 Правил при подаче заявления о принятии на учет на получение ЕСВ истцом были соблюдены.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.

Такие обстоятельства судом не установлены и представителем ответчиков суду не представлены. В связи с чем суд приходит к выводам, что истец ФИО1 имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД.

В судебном заседании по настоящему делу представителем ответчиков приобщены к материалам гражданского дела: выписка из протокола №7 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 02.07.2020, которым во исполнение письма ДТ МВД России от 31.10.2019 №22/4/2-22150 в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223, решением ЦЖБК МВД по КЧР от 06.11.2019 (протокол №32), утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 08.11.2019 №208, признаны не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 В целях устранения возникших противоречий, комиссия постановила признать недействительным и отменить решение ЦЖБК МВД по КЧР от 20.06.2019, протокол №14.

Правового значения по настоящему иску указанные документы не имеют, поскольку иск подан ФИО1 по другим основаниям.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, противоречия в указанных документах возникли у МВД по КЧР и по вине МВД по КЧР, а не истца.

Подача ФИО1 пакета документов в целях предоставления единовременной социальной выплаты в период службы свидетельствует о том, что им был поставлен вопрос о предоставлении ему этой выплаты как сотруднику органов внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 247-ФЗ.

Заявление подлежало рассмотрению комиссией с учетом даты обращения ФИО1-22.01.2013 г., когда он, являясь сотрудником органов внутренних дел, выразил намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему указанной нормой.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 26 марта 2020 г. N 624-О, Положение, предусматривающее сроки для принятия и утверждения уполномоченными органами решений о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, призвано обеспечить своевременное рассмотрение их заявлений и тем самым направлено на реализацию прав этих сотрудников.

Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.

На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что законодательно дата принятия на учет не определена. Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Оспариваемый протокол №32 от 06.11.2019 и распоряжение, утвердившее его за №208 от 08.11.2019, нельзя считать законными. Протокол №32 не содержит в себе сведений, какие именно требования Правил не соблюдены ФИО1 при подаче заявления о постановке на учет для получения ЕСВ; в чем заключается вина истца при постановке его на учет на получение ЕСВ; какой пункт Правил не соблюден ФИО1, почему протокол №2 от 28.02.2013, направленный в МВД России является дубликатом, а представленный суду протокол №2 от 28.02.2013 (в копии, заверенной МВД по КЧР), считается оригиналом.

При таких обстоятельствах, протокол №32 от 06.11.2019, которым принято решение: «…считать ФИО1 не состоящим на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья и распоряжение, утвердившее это решение от 08.11.2019», не могут являться действительными и законными.

Кроме того, многочисленные ошибки в издаваемых Актах, наличие двух протоколов под №2 от 28.02.2013 и распоряжения №154 от 18.04.2013 с разными содержаниями и повестками дня, многочисленные фальсификации документов при постановке на учет(снятии с учета) на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, установленные материалами служебной проверки и материалами проверки по факту внесения изменений в протоколы заседаний ЦЖБК МВД по КЧР об обнаружении признаков преступления, зарегистрированный в КУСП МВД по КЧР за №294 от 16.02.2019, перерегистрированный за №1323 от 12.07.2019, - не должны нарушать законные права и интересы истца, подавшего заявление на получение ЕСВ в соответствии с установленными требованиями и выразившего намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему ч.1 ст.4 Закона №247-ФЗ.

Какие-либо доказательства, опровергающие право ФИО1 на постановку на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья, а равно доказательства, обосновывающие несоответствие поданных ФИО1 документов требованиям п.5 Правил, суду не представлено. Доводы представителя ответчиков в нарушение статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены какими-либо доказательствами.

Как было указано выше, согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).

На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.

В данном случае, распоряжение уполномоченного органа об утверждении решения ЦЖБК МВД по КЧР(протокола №2 от 28.02.2013) принято 18.04.2013 за №154. С этой даты истец считается принятым на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06.11.2019 г., Решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019 г., распоряжения МВД по КЧР от 08.11.2019 г. № 208, о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 г. – удовлетворить.

Признать протокол №32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении ФИО1 незаконным и недействительным;

Признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении ФИО1 и признании не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным;

Признать распоряжение МВД по КЧР от 08.11.2019г. №208 в отношении ФИО1 незаконным, недействительным;

Признать за ФИО1 с семьей право на получение единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18.04.2013г.;

Признать ФИО1 принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013г. (т.е. с даты издания Распоряжения МВД по КЧР №154).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево–Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной мотивированной форме решение изготовлено 30.12.2020 года.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики Р.М.Джанибеков

Гражданское дело № 2-2461/20

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Черкесск 28 декабря 2020 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Джанибекова Р.М.,

при секретаре судебного заседания - Хатуеве Г.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя ответчиков: Министерства внутренних дел РФ, Министерства внутренних дел по КЧР –ФИО4 действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06.11.2019 г., Решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019 г., распоряжения МВД по КЧР от 08.11.2019 г. № 208 о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 г.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Черкесский городской суд с иском к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06.11.2019 г., Решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019 г., распоряжения МВД по КЧР от 08.11.2019 г. № 208 о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 г.

Свое заявление истец мотивировал тем, что 22.01.2013 года он обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ), согласно ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел у него составлял 19 лет 08 месяцев 16 дней в календарном исчислении.

Согласно Журналу №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его заявление было зарегистрировано за номером 338 от 28.01.2013 г.

Согласно Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по КЧР ФИО1 зарегистрирован за номером 332.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР №2 от 28.02.2013 г. ФИО1 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ).

Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР № 154 от 18.04.2013 года указанный протокол №2 был утвержден. ФИО1 был присвоен уникальный номер.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 14, утвержденного распоряжением Министра внутренних дел КЧР 20.06.2019 г., о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нахождение ФИО1 на учете для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно распоряжению МВД по КЧР от 18.04.2013 г. № 154 признано правомерным.

Однако согласно письма Врио начальника тыла ФИО3 решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года №32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года №208) постановлено считать ФИО1 не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.

Как следует из протокола №32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, где повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года №22/4/2-22150 о рассмотрении списка очередников на ЕСВ, в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение ЕСВ в 2013 году- сотрудников, значащихся в дубликате протокола, от 28 февраля 2013 года №2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР, в том числе, истца ФИО1 Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения ЕСВ в МВД по КЧР, комиссия постановила направить на согласование в ДТ МВД России.

Считает действия МВД по КЧР по исключению его из учета для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконными и необоснованными.

В окончательной редакции своих исковых требований представитель истца просила суд:

признать протокол №32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении ФИО1 недействительным;

признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11. 2019г. в отношении ФИО1 и признании не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным;

признать распоряжение МВД по КЧР от 08.11. 2019г. №208 в отношении ФИО1 незаконным, недействительным;

признать факт и право за ФИО1 с семьей на получение единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18.04.2013г.;

признать ФИО1 принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013г. (т.е. с даты издания Распоряжения МВД по КЧР №154).

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменные возражения, согласно которым имеющиеся в МВД по Карачаево-Черкесской Республике протоколы ЦЖБК, распоряжения об их утверждении, свидетельствуют о том, что вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ в отношении ФИО1 ЦЖБК МВД по Карачаево-Черкесской Республике, не рассматривался. Истец в установленном законом порядке на соответствующий учет не принят.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит доводы истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 3 - 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых интересов. Свобода граждан, юридических лиц, а также других субъектов гражданского права по поводу заключения договора означает, прежде всего, их право вступать или воздерживаться от вступления в договорные отношения любого типа. Понуждение к заключению договора по общему правилу не должно иметь места. В виде исключения оно допускается, когда такая обязанность предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, иным законом или добровольно принятым сторонами обязательством.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N247-03 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ст. 4).

В судебном заседании установлено, что 22.01.2013 года истец обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел по КЧР о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ), согласно ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел у него составлял 19 лет 08 месяцев 16 дней в календарном исчислении.

Согласно Журналу №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его заявление было зарегистрировано за номером 338 от 28.01.2013 г.

Согласно Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по КЧР ФИО1 зарегистрирован за номером 332.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР №2 от 28.02.2013 г. ФИО1 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ).

Распоряжением Министра внутренних дел по КЧР № 154 от 18.04.2013 года указанный протокол №2 был утвержден. ФИО1 был присвоен уникальный номер.

Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 14, утвержденного распоряжением Министра внутренних дел КЧР 20.06.2019 г., о правомерности нахождения лиц, значащихся состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нахождение ФИО1 на учете для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно распоряжению МВД по КЧР от 18.04.2013 г. № 154 признано правомерным.

Однако согласно письма Врио начальника тыла ФИО3 решением ЦЖБК МВД по КЧР (протокол от 06 ноября 2019 года №32, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года №208) постановлено считать ФИО1 не состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР.

Как следует из протокола №32 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 06 ноября 2019 года, где повесткой дня было рассмотрение письма МВД России от 31 октября 2019 года №22/4/2-22150 о рассмотрении списка очередников на ЕСВ, в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №1223 от 30 декабря 2011 года, при постановке на учет на получение ЕСВ в 2013 году- сотрудников, значащихся в дубликате протокола, от 28 февраля 2013 года №2, направленном в ДТ МВД России, считать нижеперечисленных сотрудников не состоящими на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР, в том числе, истца ФИО1 Вновь сформированный список очередников, состоящих на учете для получения ЕСВ в МВД по КЧР, комиссия постановила направить на согласование в ДТ МВД России.

По данному факту в МВД по КЧР была проведена служебная проверка. В заключении служебной проверки от 26 марта 2019 года по фактам нарушений организации учета сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР, имеющих право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья, выявленных сотрудниками МВД России, утвержденном министром внутренних дел КЧР 02 апреля 2019 года, проведенной в отношении начальника отделения имущественно-земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы ФИО10 и старшего специалиста отделения имущественно-­земельных отношений и социального обеспечения СОТО тыла МВД по КЧР капитана внутренней службы ФИО6, указано, что в ходе проверки выявлены факты внесения должностными лицами МВД по КЧР в официальные документы недостоверных сведений, предоставляющих право на получение ЕСВ, в том числе в протокол ЦЖБК МВД по КЧР от 28 февраля 2013 года №2, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года №154. В указанный протокол заседания ЦЖБК МВД по КЧР был, согласно результатам проверки, внесен вопрос о принятии на учет очередников на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья, в том числе и истца ФИО1

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N247-03 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ст. 4).

Согласно ч. 6 ст.4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года К247-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.п. 2, 15 указанных Правил принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы. Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при наличии ряда установленных законом условий.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления ЕСВ, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления ЕСВ определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.

Пунктом 5 Правил (в редакции от 30.12.2011) установлено, что принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.

Решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения ЕСВ и о снятии их с учета принимает комиссия, образованная правовым актом федерального органа исполнительной власти (пункты 10,14 Правил).

В соответствии с п. 15 Правил (редакция от 30.12.2011) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Таким образом вопрос о наличии у сотрудника и членов его семьи права на получение ЕСВ рассматривается соответствующей комиссией с одновременным принятием решения о принятии на такой учет либо отказе в принятии на учет.

Доводы представителя ответчика о том, что в оригинале протокола от 28 февраля 2012 г. № 2, утвержденного распоряжением МВД по Карачаево-Черкесской Республике от 18 апреля 2013 г. № 154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по Карачаево-Черкесской Республике, отсутствуют сведения о рассмотрении заявления, приобщенных к нему документов и принятии решения о принятии на учет для получения ЕСВ ФИО1 суд находит не состоятельными, поскольку указанный представителем ответчика протокол, составлен по результатам рассмотрения другого вопроса, то есть о рассмотрении заявлений сотрудников ОВД на выплату компенсации по найму жилья.

В письменных возражениях на исковые требования истца, представитель ответчиков указала, что в ходе проверки материалов по постановке на учет на получение ЕСВ сотрудников (пенсионеров) МВД по КЧР были выявлены признаки фальсификации протоколов ЦЖБК МВД по КЧР, утвержденных распоряжениями МВД по КЧР; в оригинале протокола от 28.02.2013 №2, утвержденного распоряжением МВД по КЧР от 18.04.2013 №154, находящегося на архивном хранении в ИЦ МВД по КЧР, отсутствуют сведения о постановке на учет для получения ЕСВ ФИО1, таким образом, вопрос о принятии (отказе в принятии) на учет для получения ЕСВ в отношении истца в установленном законом порядке не рассматривался. Полагает, что истец считается не состоящим на учете в МВД по КЧР на получение ЕСВ.

Между тем, указанные в письменных возражениях доводы представителя ответчиков, опровергаются материалами жилищного дела, журналом №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, истребованными у ответчика по запросу суда.

Кроме того, материалами проверки СУ СК России по КЧР по рапорту врио начальника ОРЧ ОСБ МВД по КЧР ФИО7 по факту внесения изменений в протоколы заседаний ЦЖБК МВД по КЧР от 15.07.2019, установлено следующее.

В Журнале №1 регистрации протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР за 2013 год имеются сведения о том, что протоколом №2 от 28.02.2013 рассматривались в том числе, заявления о принятии на учет по предоставлению ЕСВ. Данное обстоятельство опровергает содержание протокола №2 от 28.02.2013, утвержденное распоряжением №154 от 18.04.2013, представленные представителем ответчиков в судебное заседание.

Между тем, протокол №2 от 28.02.2013, утвержденный распоряжением МВД по КЧР 18.03.2013 за №154, имеющийся в материалах проверки, полностью соответствует содержанию журнала №1 регистрации протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, а именно, 28.02.2013 протоколом №2 рассматривались следующие вопросы: рассмотрение заявлений о принятии на учет по предоставлению ЕСВ; распределение служебного жилья по адресу: <адрес>; рассмотрение заявлений на выплату компенсации за наем жилого помещения.

Решение по заявлению о принятии на учет ФИО1 принято протоколом №2 от 28.02.2013 и утверждено распоряжением №154 от 18.04.2013 министром внутренних дел КЧР ФИО8 (в материалах проверки, зарегистрированной в КУСП МВД по КЧР за №294 от 16.02.2019, перерегистрированный за №1323 от 12.07.2019).

Сведений о том, что указанные протокол и распоряжение по нему, как ошибочно принятые, отменены, в материалы дела представителем ответчиков не представлено.

МВД по КЧР суду представлены, по его мнению, копия оригинала протокола №2 от 28.02.2013 и копия оригинала распоряжения по нему №154 от 18.04.2013, содержащие другие данные.

Между тем, в обоих протоколах состав комиссии ЖБК МВД по КЧР одинаковый, оба протокола и распоряжения под одним номером и одной датой заверены МВД по КЧР.

Кроме того, факт рассмотрения заявлений сотрудников подтверждается Постановлением от 15.09.2019 следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по КЧР ФИО9, рассмотревшего материал проверки по рапорту врио начальника ОРЧ СБ МВД по КЧР ФИО7 от 12.07.2019 об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 286,292 и 293 УК РФ, в действиях должностных лиц МВД по КЧР по фактам составления в 2012-2013 годах дополнительных протоколов заседания ЦЖБК МВД по КЧР, согласно которому установлено, что ФИО10 в 2012-2013 годах являлась должностным лицом, осуществляла функции представителя исполнительной власти (МВД по КЧР) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в том числе по проверке комплектности документов, ведению учета жилищных дел сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, по подготовке материалов и оформлению протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР, ведению учета очередников для получения ЕСВ. В действиях ФИО10 имеются отдельные элементы признаков ст.292 УК РФ, а именно, в части его объективной стороны, которые заключаются во внесении изменений в отдельные экземпляры протоколов заседаний комиссии, уже утвержденных распоряжениями МВД по КЧР. В ходе проверки не получено данных о том, что ФИО10 совершала указанные действия из корыстной или иной личной заинтересованности, что указывает на отсутствие субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст.292 УК РФ. Данные неправомерные действия ФИО10 являются следствием небрежного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. В действиях ФИО10 также отсутствует состав преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ, поскольку ее действия были направлены не на превышение своих полномочий, а на приведение в соответствие документов принятым Комиссией решениям, но с нарушением установленного порядка. В действиях старшего специалиста ОИЗО и СО ООТО тыла МВД по КЧР ФИО6 каких-либо признаков вышеуказанных преступлений в результате проверки не обнаружено. На основании изложенного, отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО10 и ФИО6 по факту составления протоколов заседаний ЦЖБК МВД по КЧР в 2012-2013 годах по вопросам принятия на учет сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст.286, 292, 293 УК РФ по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть, в связи с отсутствием состава преступления в их действиях.

Судом исследованы представленные в судебном заседания справки о составе семьи ФИО1, Акты проверки жилищных условий его и его семьи, сведения из ЕГРН и КЧР ГУП «Техинвентаризация» об отсутствии иного жилья.

Судом установлено, что при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом ФИО1 были соблюдены все предусмотренные законом условия, необходимые для возникновения данного права. При этом, доказательств, свидетельствующих о том, что представленные истцом документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия его на такой учет, ответчиком не представлено. Не указано об этом ответчиком и в обжалуемых истцом протоколе №32 ЦЖБК МВД по КЧР от Об ноября 2019 года и распоряжении МВД по КЧР от 08 ноября 2019 года №208. Единственным основанием для снятия с учета явилось то, что вопрос о принятии (отказе в принятии) на учет для получения ЕСВ в отношении ФИО1 в установленном законом порядке не рассматривался.

Суд находит, что указанные обстоятельства не входят в исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренный п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Судом установлено, что все требования, предусмотренные п.5 Правил, при подаче заявления о принятии на учет на получение ЕСВ истцом были соблюдены, истец был принят на учет, ему был присвоен уникальный номер, он с 2013 года значился в общем списке очередников на получение единовременной социальной выплаты, при этом на протяжении указанного времени ему не было указано на то, что его заявление не рассмотрено, не были возвращены документы.

Таким образом, все требования, предусмотренные п.5 Правил при подаче заявления о принятии на учет на получение ЕСВ истцом были соблюдены.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.

Такие обстоятельства судом не установлены и представителем ответчиков суду не представлены. В связи с чем суд приходит к выводам, что истец ФИО1 имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД.

В судебном заседании по настоящему делу представителем ответчиков приобщены к материалам гражданского дела: выписка из протокола №7 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 02.07.2020, которым во исполнение письма ДТ МВД России от 31.10.2019 №22/4/2-22150 в связи с несоблюдением требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223, решением ЦЖБК МВД по КЧР от 06.11.2019 (протокол №32), утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 08.11.2019 №208, признаны не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 В целях устранения возникших противоречий, комиссия постановила признать недействительным и отменить решение ЦЖБК МВД по КЧР от 20.06.2019, протокол №14.

Правового значения по настоящему иску указанные документы не имеют, поскольку иск подан ФИО1 по другим основаниям.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, противоречия в указанных документах возникли у МВД по КЧР и по вине МВД по КЧР, а не истца.

Подача ФИО1 пакета документов в целях предоставления единовременной социальной выплаты в период службы свидетельствует о том, что им был поставлен вопрос о предоставлении ему этой выплаты как сотруднику органов внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 247-ФЗ.

Заявление подлежало рассмотрению комиссией с учетом даты обращения ФИО1-22.01.2013 г., когда он, являясь сотрудником органов внутренних дел, выразил намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему указанной нормой.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 26 марта 2020 г. N 624-О, Положение, предусматривающее сроки для принятия и утверждения уполномоченными органами решений о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, призвано обеспечить своевременное рассмотрение их заявлений и тем самым направлено на реализацию прав этих сотрудников.

Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.

На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что законодательно дата принятия на учет не определена. Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Оспариваемый протокол №32 от 06.11.2019 и распоряжение, утвердившее его за №208 от 08.11.2019, нельзя считать законными. Протокол №32 не содержит в себе сведений, какие именно требования Правил не соблюдены ФИО1 при подаче заявления о постановке на учет для получения ЕСВ; в чем заключается вина истца при постановке его на учет на получение ЕСВ; какой пункт Правил не соблюден ФИО1, почему протокол №2 от 28.02.2013, направленный в МВД России является дубликатом, а представленный суду протокол №2 от 28.02.2013 (в копии, заверенной МВД по КЧР), считается оригиналом.

При таких обстоятельствах, протокол №32 от 06.11.2019, которым принято решение: «…считать ФИО1 не состоящим на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья и распоряжение, утвердившее это решение от 08.11.2019», не могут являться действительными и законными.

Кроме того, многочисленные ошибки в издаваемых Актах, наличие двух протоколов под №2 от 28.02.2013 и распоряжения №154 от 18.04.2013 с разными содержаниями и повестками дня, многочисленные фальсификации документов при постановке на учет(снятии с учета) на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, установленные материалами служебной проверки и материалами проверки по факту внесения изменений в протоколы заседаний ЦЖБК МВД по КЧР об обнаружении признаков преступления, зарегистрированный в КУСП МВД по КЧР за №294 от 16.02.2019, перерегистрированный за №1323 от 12.07.2019, - не должны нарушать законные права и интересы истца, подавшего заявление на получение ЕСВ в соответствии с установленными требованиями и выразившего намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему ч.1 ст.4 Закона №247-ФЗ.

Какие-либо доказательства, опровергающие право ФИО1 на постановку на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья, а равно доказательства, обосновывающие несоответствие поданных ФИО1 документов требованиям п.5 Правил, суду не представлено. Доводы представителя ответчиков в нарушение статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены какими-либо доказательствами.

Как было указано выше, согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).

На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.

В данном случае, распоряжение уполномоченного органа об утверждении решения ЦЖБК МВД по КЧР(протокола №2 от 28.02.2013) принято 18.04.2013 за №154. С этой даты истец считается принятым на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел РФ и Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР № 32 от 06.11.2019 г., Решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019 г., распоряжения МВД по КЧР от 08.11.2019 г. № 208, о признании факта и права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД, о признании принятым на учет в МВД по КЧР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013 г. – удовлетворить.

Признать протокол №32 Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении ФИО1 незаконным и недействительным;

Признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 06.11.2019г. в отношении ФИО1 и признании не состоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по КЧР незаконным;

Признать распоряжение МВД по КЧР от 08.11.2019г. №208 в отношении ФИО1 незаконным, недействительным;

Признать за ФИО1 с семьей право на получение единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с даты принятия распоряжения МВД по КЧР, т.е. с 18.04.2013г.;

Признать ФИО1 принятым в МВД по КЧР на учет для получения единовременнойсоциальнойвыплатыдля приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013г. (т.е. с даты издания Распоряжения МВД по КЧР №154).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево–Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной мотивированной форме решение изготовлено 30.12.2020 года.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики Р.М.Джанибеков

1версия для печатиДело № 2-2453/2020 ~ М-2071/2020 (Решение)