ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2461/2023 от 08.11.2023 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года г. Рязань

Московский районный суд города Рязани в составе:

председательствующего судьи Барышникова И.В.,

при помощнике судьи Ивахненко В.М.,

с участием старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области ФИО1,

представителя ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области – ФИО2, действующей на основании доверенности № 1 от 09 января 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-2461/2023 (УИД № 62RS0002-01-2023-001780-05) по исковому заявлению Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Рязанский прокурор по надзору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ФСИН России, Управлению ФСИН России по Рязанской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией ИК-2 не в полном объеме выполняются требования законодательства о пожарной безопасности, а именно здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) не обеспечены автоматической установкой пожарной сигнализации; не оборудованы здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Подобные нарушения создают предпосылки к дезорганизации работы по обеспечению пожарной безопасности и в случае чрезвычайной ситуации могут привести к негативным последствиям и жертвам среди осужденных. Тем самым нарушаются права и законные интересы осужденных. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УФСИН России по Рязанской области было внесено представление об устранении нарушений пожарной безопасности, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области является юридическим лицом, которое должно обеспечивать пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на своих объектах и должно принять меры по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности. На основании изложенного прокурор просит обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области обеспечить здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) автоматической установкой пожарной сигнализации; обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области оборудовать здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обязать УФСИН России по Рязанской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области для выполнения мероприятий: обеспечение зданий производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) автоматической установкой пожарной сигнализации, оборудование зданий производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обязать ФСИН России обеспечить финансирование УФСИН России по Рязанской области для выполнения мероприятий в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области: обеспечение зданий производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) автоматической установкой пожарной сигнализации, оборудование зданий производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Определениями суда от 17 августа и от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части исковых требований, заявленных к ФСИН России и к УФСИН России по Рязанской области.

В судебном заседании старший помощник Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что здания колонии действительно требуют установки системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, но это не представляется возможным, так как на данные системы оповещения денежные средства не выделяются. Просит суд при вынесении решения установить срок его исполнения в 1 год с учетом периодов установления лимитов бюджетных обязательств.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения старшего помощника Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области ФИО1, представителя ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области ФИО2, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно статьям 34, 37 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностныхлиц пожарной охраны.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 4 указанного Федерального закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Свод правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 20 июля 2020 № 539, разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Указанный свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (далее - АУП) и системами пожарной сигнализации (далее - СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении (п. 1.1).

Как следует из имеющегося в материалах рассматриваемого судом дела сообщения ГУ МЧС России по Рязанской области № ИВ- от 23 марта 2023 года, в ходе проведения проверки законности в исправительных учреждениях Рязанской области установлено, что в нарушение выше приведенных требований в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области не обеспечены здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) автоматической установкой пожарной сигнализации; не обеспечены здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные цеха, автосервис, сварочные посты, металлообработка) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Факт наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности не был оспорен представителем ответчика в процессе рассмотрения настоящего дела.

Подобные нарушения создают предпосылки к дезорганизации работы по обеспечению пожарной безопасности и в случае чрезвычайной ситуации могут привести к негативным последствиям и жертвам среди осужденных.

Таким образом, при рассмотрении дела бесспорно установлено, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области, являясь федеральным казенным учреждением, в соответствии с компетенцией и возложенными на него обязанностями, должно принять необходимые меры по устранению имеющихся нарушений в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данное исковое заявление подано в защиту интересов круга лиц, определить состав которых не представляется возможным, поскольку количество осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, постоянно меняется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области о понуждении к совершению действий, подлежат удовлетворению.

С учетом характера допущенного нарушения действующего законодательства, размера материальных затрат, необходимых для его устранения, суд в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает необходимым установить срок в 1 год для исполнения настоящего решения с момента вступления его в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области обеспечить здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) автоматической установкой пожарной сигнализации.

Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области оборудовать здания производственного назначения (цех деревообработки, пекарня, швейные участки, автосервис, сварочные посты, металлообработка) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Установить срок для исполнения решения суда – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Московский районный суд города Рязани в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Барышников И.В.