ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2462/20 от 09.06.2020 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-2462/2020

УИД 35RS0010-01-2020-001660-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 09 июня 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.В., при секретаре Улитиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ОАО «Коммунальщик» о защите прав потребителей,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, мотивируя тем, что являются собственниками в равных долях по 1/2 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет ОАО «Коммунальщик». На протяжении более 10 лет в их квартире происходит намокание стен. Решением Вологодского городского суда от 08.07.2019, апелляционным определением Вологодского областного суда от 25.09.2019 установлена вина ОАО «Коммунальщик» в образовании протечек. На предложение составить акты по ненадлежащему оказанию услуг по графе содержание и текущий ремонт управляющая компания ответила отказом. Просили суд обязать ОАО «Коммунальщик» составить акты о ненадлежащем оказании услуг по содержанию и текущему ремонту за 2016, 2017, 2018, 2019 гг.; произвести перерасчет по графе содержание и текущий ремонт за 2016, 2017, 2018 гг., уменьшив размер оплаты на 7 095 руб. 13 коп.; взыскать с ОАО «Коммунальщик» за ненадлежащее оказание услуг потребителям штраф в размере 7 000 руб. в пользу каждого истца.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Истец ФИО2 исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 2014 года по вине обслуживающей организации ОАО «Коммунальщик» в квартире происходят протечки. Личные встречи с генеральным директором Общества положительных результатов не дали. ОАО «Коммунальщик» пытается уйти от ответственности, ссылается на отсутствие своей вины.

Представитель ответчика ОАО «Коммунальщик» по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что оснований для перерасчета не имеется. Каких-либо актов о ненадлежащем качестве оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту, оказываемых ОАО «Коммунальщик» за период с 2016 года по настоящее время не составлялось, обращений от собственников не поступало. Акты потребителем также не составлялись. Представленный истцами перерасчет является арифметически неверным, поскольку сумма включает в себя как работы по содержанию конструктивных элементов, так и услуги по управлению многоквартирным домом.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) с момента возникновения права собственности у собственника помещения возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Структура платы содержится в положении статьи 154 ЖК РФ и включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Установлено, что ОАО «Коммунальщик» оказывает услуги по управлению многоквартирным домом <адрес> с 2015 года на основании договора от 01.11.2015

ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартиры , расположенной по указанному адресу, в равных долях по 1/2.

Как указывают истцы, содержание многоквартирного дома <адрес> оказывается ОАО «Коммунальщик» ненадлежащим образом, в связи с чем, плата, за содержание жилья и текущий ремонт подлежит перерасчету.

В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела следует, что факт подтопления в квартире <адрес> впервые установлен актом обследования квартиры ОАО «Коммунальщик» от 15.03.2017, причиной подтопления указана течь межпанельных швов.

В последующем, факт подтопления квартиры истцов, в том числе, в результате протечки балконного блока, через порог балконной плиты с вышерасположенной квартиры , через зазоры водоотводящих козырьков, выполненных с контруклоном в сторону стены в районе балконного проема, зафиксирован ОАО «Коммунальщик» актами от 15.06.2017, 12.07.2017, 17.10.2017, 04.04.2018, 13.06.2018, 18.09.2018, 25.09.2018, 04.07.2019, 13.03.2020.

02.02.2019 ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ОАО «Коммунальщик» о возмещении ущерба.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 08.07.2019, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда от 25.09.2019, исковые требования ФИО1, ФИО2 к ОАО «Коммунальщик» удовлетворены частично. С ОАО «Коммунальщик» в пользу ФИО1 взыскана сумма ущерба – 8 758 руб. 86 коп; расходы в связи с проведение экспертизы (оценки) - 840 руб.; компенсация морального вреда – 2 000 руб.; штраф в размере – 2 500 руб. С ОАО «Коммунальщик» в пользу ФИО2 взыскана сумма ущерба – 8 758 руб. 87 копеек; компенсация морального вреда – 2 000 руб., штраф в размере – 2 500. На ОАО «Коммунальщик» возложена обязанность устранить недостатки, послужившие причиной образования многочисленных намоканий: в виде проникновения талых и дождевых вод в квартиру истцов через швы панелей наружных стен, через шов примыкания балконной плиты и козырька вышерасположенной квартиры к наружной стене здания, через швы панелей свесов кровли здания, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказано (дело ).

Таким образом, факт подтопления квартиры истцов, в результате оказания услуг ненадлежащего качества, установлен, вышеуказанными актами обследования квартиры, в том числе, вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда Вологодской области от 08.07.2019.

При этом в ходе рассмотрения гражданского дела предметом исследования было требование Б-вых о возложении на ОАО «Коммунальщик» обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья с января 2016 по сентябрь 2018 года, оснований для удовлетворения указанного требования суд не усмотрел, решение суда вступило в законную силу, соответственно при рассмотрении настоящего иска данный вывод в силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, носит преюдициальный характер.

Обратившись с настоящим иском, Б-вы заявили аналогичное требование, как производное от требования по возложению обязанности составить соответствующие акты нарушения качества, соответственно суд не проверяет иные основания для перерасчета платежей, как того требует пункт 22 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Согласно пункту 10 статье 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее Правила №491), установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.

В силу пункта 6 Правил №491 изменения размера платы за содержание жилого помещения, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, остановленном настоящими Правилами.

Согласно пунктам 7 - 8 Правил №491, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.

В соответствии с пунктом 15 Правил №491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 16 Правил №491).

Таким образом, основанием к перерасчету платы является составленной в установленном порядке акт непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, при этом на собственнике помещения лежит обязанность в шестимесячный срок с момента обнаружения нарушения обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.

Вместе с тем, истцы в установленный шестимесячный срок с момента обнаружения протечек с 2016 по 2018 год к ОАО «Коммунальщик» с заявлением о перерасчете платы не обращались. Срок для указанного обращения истцами в силу вышеуказанных положений пропущен по май 2019 года включительно.

Впервые заявление о перерасчете платы за содержание жилья поступило от истцов Исполнителю 15.07.2019.

Как следует из пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354), при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно - технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

В силу пунктов 107 - 109 Правил №354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

При этом, в соответствии с пунктом 110(1) Правил №354, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Из вышеизложенных положений следует, что Исполнитель услуг в течение 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги обязан организовать проведение проверки, по результатам которой составляется акт. В случае непроведения Исполнителем проверки потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг самостоятельно в отсутствие исполнителя, с обязательным его подписанием не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.

Таким образом, законодателем предусмотрен специальный способ защиты права потребителя при отказе исполнителя услуг от составления акта проверки качества, а именно: его самостоятельное составление при условии подписания акта 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.

04.09.2019 ФИО1 и ФИО2 обратились к ОАО «Коммунальщик» с заявлением о составление акта нарушения качества, оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту.

ОАО «Коммунальщик» в своем уведомлении от 16.09.2019 отказало ФИО1 и ФИО2 в составлении акта о нарушении качества оказанных услуг.

Вместе с тем, несмотря на отказ управляющей компании, ФИО1 и ФИО2, в нарушение пункта 110 (1) Правил №354, в самостоятельном порядке акт проверки качества предоставляемых ОАО «Коммунальщик» услуг не составили.

При таких обстоятельствах отказ ОАО «Коммунальщик» от составления акта проверки качества оказываемых услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, не может свидетельствовать о нарушении прав потребителя, поскольку последний своим правом на самостоятельное составление акта не воспользовался, доказательств обратному суду не представлено.

Поскольку актов о ненадлежащем оказании ОАО «Коммунальщик» услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, не представлено ни со стороны ответчика, ни со стороны истца, оснований для удовлетворений требований о перерасчете платы у суда также не имеется.

Производные от основного требования о перерасчете платы и взыскании штрафа, удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1, ФИО2 к ОАО «Коммунальщик» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020