ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2462/2021 от 21.09.2021 Чеховского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шахбанова А.А.,

при секретаре ФИО10,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к ФИО3 об определении места жительства детей, встречному иску ФИО3 к ФИО5 об определении места жительства детей,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО5 обратился в суд с иском к ответчице ФИО3 об определении места жительства несовершеннолетних детей –ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вместе с отцом - ФИО5.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что состоял в браке с ФИО3, мотивируя тем, что ответчик недолжным образом исполняет родительские обязанности, ненадлежащим образом заботится о развитии, образовании и здоровье детей, привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, приводит в квартиру посторонних мужчин, с которыми в присутствии детей распивает спиртные напитки, скандалит, нигде не работает. Несовершеннолетние дети сами попросили отца забрать их к себе, поскольку не хотят проживать с матерью. Истец указал, что у него имеются все условия для проживания детей, занятость по работе позволяет полноценно заниматься развитием и воспитанием детей, доход позволяет в полной мере обеспечивать материально-бытовые потребности несовершеннолетних.

В настоящее время, решением мирового судьи судебного участка Чеховского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут.

В период брака у супругов родились дети - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

До ДД.ММ.ГГГГ дети проживали с Ответчицей, но постоянно поддерживали тесную связь с Истцом посредством телефонной связи. На все каникулы и длительные выходные Истец старался забирать их к себе.

На содержание детей ежемесячно перечисляются алименты.

Ответчица – ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется телефонограмма (л.д.78).

ФИО3 не согласившись с заявленными исковыми требованиями, обратилась в суд со встречным иском к истцу об определении места жительства несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с матерью - ФИО3, по адресу: <адрес>., мотивируя тем, что она никогда не препятствовала общению отца с детьми, всегда надлежащим образом заботилась о детях, занималась их воспитанием, образованием и здоровьем, по месту ее жительства для детей имеются все необходимые условия для полноценного развития и воспитания, дома всегда идеальная чистота, дети ухоженные, накормленные.

Истица по встречному иску полагает, что ответчик оказывает психологическое давление на детей, а его обращение в суд обусловлено желанием освободиться от уплаты алиментов, т.е. улучшить свое материальное положение за счет детей.

Жена ФИО5, являясь «чужой теткой» никогда не сможет дать детям заботу и любовь, как родная мать. ФИО3 просит принять во внимание, что в период совместного проживания с ФИО5, он позволял себе применять физическую силу в отношении детей, бил ФИО1.

Ответчик ФИО5 (истец по первоначальному иску) в судебном заседании возражал против удовлетворения встречного иска.

Представитель Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области в судебном заседании поддержала заключение в полном объеме.

Опрошенный несовершеннолетний ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пояснил суду, что учится в гимназии , в новой школе ему нравится, проживает он с отцом и его женой по адресу – <адрес>.

Хочет проживать с отцом, с мамой у него плохие отношения, она выгоняла его из дома, находясь в состоянии алкогольного опьянения, после того, как со старшей сестрой у них произошел конфликт, и ФИО1 пошел их разнимать, и после его выгнали из дома.

В семье отца ему нравится, потому что там не пьют и не курят, хорошо к нему и его сестре относятся. Пояснил, что младшая сестра – Вика учится в гимназии , и она тоже хочет жить с папой. С матерью контакт поддерживает, она звонила, плакала, и просила вернуться к ней. Пояснил, что отец не препятствует общению с матерью.

В соответствии со ст. 179 ГПК РФ допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд.

Присутствующий в зале судебного заседания социальный педагог пояснил, что заданные несовершеннолетнему вопросы соответствовали возрасту и развитию ребенка.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца по первоначальному иску, учитывая мнение опрошенного несовершеннолетнего ребенка, заключение органа опеки и попечительства Министерства образования <адрес>, суд находит исковые требования истца ФИО5 подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что ФИО5 и ФИО3 являются родителями несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении (л.д.10,11).

Судом установлено, что ФИО3 совместно с несовершеннолетней дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий семьи, а несовершеннолетний ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.80).

В настоящее время несовершеннолетние дети, проживают по адресу: <адрес> совместно отцом ФИО5

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи от ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства ФИО3, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, имеются условия для проживания и развития несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для детей организованы отдельные спальные места, места для занятий и отдыха. (л.д.80).

Обследованием установлено, что жилое помещение представляет собой отдельную, благоустроенную, двухкомнатную квартиру расположенную на первом этаже 5-этажного многоквартирного панельного дома.

Общая площадь квартиры — 46,0 кв.м. Жилые комнаты проходные. Вторая жилая комната разделена перегородкой на 2 части. Санузел совмещенный. Водоснабжение (горячая и холодная вода) - центральное, подключено; отопление - центральное; газоснабжение центральное, подключено; электричество - центральное, подключено; окна - пластиковые рамы и стеклопакеты.

Стены в комнатах, на кухне и в прихожей оклеены обоями, пол — ламинат; потолки на кухне — пластиковые панели, в жилых комнатах — потолочная плитка, в коридоре потолок окрашен. В ванной комнате и в туалете отделка стен и полов - плитка, потолки окрашены. Входная дверь в квартиру металлическая.

Жилое помещение находится в собственности ФИО3

В квартире зарегистрированы 3 человека: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Фактически, в настоящее время, со слов ФИО3, проживают 2 человека: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи от ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства ФИО5, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, имеются условия для проживания и развития несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети обеспечены всем необходимым для полноценного и всестороннего развития (л.д.81).

Обследованием установлено, что жилое помещение представляет собой отдельную, благоустроенную трёхкомнатную квартиру на четвертом этаже пятиэтажного панельного дома, общей площадью = 64 кв.м, жилой = 48 кв.м.

Квартира состоит из прихожей, кухни, трёх изолированных комнат, двух санузлов (ванная комната и туалет), двух застекленных лоджий. Водоснабжение (горячая и холодная вода) - центральное, подключено; отопление - центральное; электроснабжение - центральное, подключено. На окнах пластиковые рамы и стеклопакеты. Межкомнатные двери деревянные, входная дверь железная, дверь в подъезд дома железная, оборудована домофоном.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, квартира принадлежит на праве собственности ФИО5 и его жене - ФИО6, по ? доли в праве у каждого (л.д.20-21).

В квартире зарегистрировано 5 человек, фактически проживают 4 человека: ФИО5, 1981 года рождения, истец, зарегистрирован и проживает; ФИО6, 1982 года рождения, жена ФИО5, зарегистрирована и проживает по указанному адресу, малолетний ФИО7, 2019 года рождения, сын, зарегистрирован и проживает, несовершеннолетний ФИО8, 2007 года рождения, сын ФИО6, зарегистрирован и проживает; ФИО9, 2002 года рождения, сын ФИО6, зарегистрирован, проживает по другому адресу.

Согласно акту собеседования с несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ФИО11, в присутствии главного специалиста, с высшим педагогическим образованием, ФИО12, в присутствии и с согласия законного представителя - отца ФИО5, было взято объяснение с несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с целью выяснения мнения ребенка, с кем из родителей она желает проживать.

В беседе со специалистом отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Чехов несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пояснила следующее: Меня зовут ФИО17 Обучаюсь в Крюковской школе, окончила 2 класс. Учительница у меня хорошая, но иногда на нас ругается. В школе у меня есть подружки, я с ними и сейчас созваниваюсь.

Мне очень нравится художественная гимнастика, я просилась у мамы отдать меня, но мама меня не повела. До каникул я жила с мамой в д.Крюково. Еще с нами жили: брат ФИО1, сестра Лера и дядя Серёжа. Сейчас мы с ФИО1 живём с папой, т.к. папа нас забрал к себе в <адрес>. Кроме меня, ФИО1 и папы в квартире проживают: папина жена ФИО6, её сын ФИО8 (14 лет) и мой брат ФИО7 (2 года) и 2 кота. Мы хорошо живём. Мы с ФИО6 печём торты, блинчики. Я могу помочь дома прибраться: пропылесосить пол, прибираю свои игрушки, помыть посуду, научилась чистить картошку. С мамой я общаюсь 1-2 раза в неделю.

Мама пьет алкоголь. И раньше такое было. Когда мама узнала о суде, то стала звонить чаще. Мама ничего мне не привозила. Один раз приехала, обещала мне привезти одежду и не привезла. В первом классе мама мне с уроками иногда помогала, а потом нет. Сейчас мама не работает, только Лера работает. Раньше когда мама не могла, то Лера часто нам готовила кушать, ухаживала за нами, заплетала мне косы. Мама пьёт и курит. Когда ФИО1 ломал ногу, то маме было все равно. Я хочу жить с папой, потому что здесь дружная семья. Мы здесь всё делаем вместе и отдыхаем вместе. Вот недавно ездили на речку купаться.

В ходе беседы несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вела себя спокойно, доброжелательно, была открыта для беседы, вопросы ребёнку были понятны, ответы соответствовали возрасту и развитию ребенка. (л.д.82).

Согласно акту собеседования с несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ФИО11, в присутствии главного специалиста, с высшим педагогическим образованием, ФИО12, в присутствии и с согласия законного представителя - отца ФИО5, было взято объяснение с несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с целью выяснения мнения ребенка, с кем из родителей он желает проживать.

В беседе со специалистом отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Чехов несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пояснил следующее: Меня зовут ФИО1. Я обучаюсь в Крюковской школе, перешел в 8 класс. В школе у меня проблемы с математикой, но я буду исправлять оценки, а по остальным предметам учусь нормально. В школе у меня хорошие отношения с ребятами и учителями, есть друзья. До каникул мы с сестрой Викой жили с мамой в д.Крюково, а потом где-то в начале лета переехали к папе в г.Чехов.

Я увлекаюсь футболом. В д.Крюково я играл в дворовой футбольной команде. В Чехове мы с папой пойдем записываться в футбольную секцию. Сейчас мы проживаем на Вишневом бульваре. Кроме меня и папы в квартире проживают: моя сестра Вика (9 лет), папина жена ФИО6, её сын ФИО8 (14 лет) и мой брат ФИО7 (2 года).

Отношения у нас в семье хорошие, дружные. Все вместе мы часто отдыхаем, гуляем, выезжаем на природу. Когда мы с Викой жили с мамой, то мама часто пила спиртные напитки и когда выпивала, то выгоняла меня из дома, говорила чтобы я шел жить к своему отцу. В Крюково мы проживали впятером: я, Вика, мама, старшая сестра Лера (20 лет), мамин муж — дядя Серёжа, но они не в браке (у дяди Серёжи есть жена и ребёнок). Дома у мамы постоянно воняет сигаретами и алкоголем. Мама может пить запоями и неделю и месяц. Когда мама пьет, она лезет к Лере драться.

Был случай, когда мама была пьяная и хотела наглотаться таблеток, а я отбирал у нее коробку с лекарствами. Она знала, что у меня была сломана нога, но все равно меня толкнула и я упал, после чего нога у меня опухла и болела. Ещё я слышал как по телефону она говорила, что у неё есть только Серёжа и всё. Ещё я слышал всякие неприличные звуки со стороны где спят мама с дядей Серёжей, они мешали мне спать. Когда я их просил мне не мешать, то мама и дядя Серёжа устроили мне скандал.

Когда мама не пьёт, она нормальная, готовит кушать. Что-то покупает чаще Вике, мне редко. Раньше мама работала в магазине «Светофор» администратором, но её уволили оттуда, т.к. она запила и не вышла на смену. А сначала ей давали шанс и прощали, но потом все равно уволили, потому что мама снова не вышла на смену. А еще был случай, когда мама работала ещё в «пожарке», она поехала пьяная на работу и врезалась в дерево, и это было уже не первый раз. А ещё к нам домой приезжала 2 раза полиция, а мама сказала не открывать им дверь. Полицию вызвали, наверное, соседи, т.к. мама и дядя Серёжа пили и шумели.

Я хочу общаться с мамой, только когда она не пьет. Я знаю, что сейчас папа с мамой решают вопрос, с кем из них мы с сестрой будем жить.

По телефону мама мне сказала, что если в суде я скажу что хочу жить с папой, то у меня не будет больше матери. По телефону мама шантажирует меня, говорит, чтобы мы возвращались к ней. За то время пока я живу с папой мама не приезжала к нам, ничего мне не передавала. Вике по телефону говорила что хочет приехать, а мне ничего такого не говорила.

С Мамой живет сейчас ФИО18 – моя старшая сестра. ФИО19 я люблю. Когда мама пила ФИО20 смотрела за нами с ФИО21 готовила нам кушать. И сейчас ФИО22 приезжала к нам в Чехов, брала нас с ФИО23 в ТЦ «Карнавал». ФИО24 купила ФИО25 футболку и мне хотела купить, но мне не подошло. А потом ФИО26 отвезла нас купаться на пруд, а после обратно домой к папе. Папа и ФИО6 не запрещают ФИО27 приходить в гости, общаться с нами. Я считаю, что нам с ФИО28 сейчас лучше жить с папой. Я не хочу возвращаться к маме. Я знаю что мне нужно будет переходить в другую школу в г.Чехов, я готов к этому.

В ходе беседы несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вел себя спокойно, доброжелательно, был открыт для беседы, вопросы ему были понятны, ответы соответствовали возрасту и развитию ребенка. (л.д.83).

Согласно характеристике на ученика 7 класса, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в МБОУ Крюковская СОШ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).

Проживает в неполной семье (развод) с мамой, старшей (совершеннолетняя) и младшей сестрой (окончила 2 класс).

Социальные условия, в которых проживает ФИО1, в целом соответствуют норме. В школе ФИО1 чистый, с аккуратной прической, но не всегда в опрятной одежде: могут быть отклеены подошвы у сменной обуви или оторван карман.

Учебные принадлежности ФИО1 не всегда в опрятном виде и периодически отсутствуют.

В урочное время ФИО1 слабо проявляет свою позицию ученика: на уроках не заинтересован, часто не следит за процессом и редко слышит учителя с первого раза. Домашние задания у ФИО1 почти никогда не бывают выполнены в полном объеме. После уведомлений маме, ситуация не меняется или носит краткосрочный характер, 2-3 дня.

Школьную дисциплину ФИО1 нарушает систематически: бегает по школе, не соблюдает правила поведения во время урока, регулярно делаются замечания относительно употребления ненормативной лексики. На просьбы и уведомления мама реагирует слабо: обещание поговорить или заверением, что уже беседовала.

Родительские собрания мама не посещает, но на вызов от администрации мама нашла возможность прийти, хоть и не сразу. Согласия и уведомления, которые передаются с ФИО1 для мамы, всегда подписаны с опозданиями от 2-3 дней до нескольких недель. На вопрос: «Почему?», следует стандартный ответ: «Мама была занята и не смогла подписать».

Посещает школу ФИО1 регулярно, хотя бывают случаи, когда он просыпает. Со слов мамы это исходит потому, что ФИО1 увлекается онлайн играми и долго сидит в компьютере, а после садится делать уроки.

Во внешкольной деятельности ФИО1 не задействован, не смотря на прямую рекомендацию директора школы и педагога - психолога.

В целом, ФИО1 добрый и отзывчивый мальчик. Однако, чувствуется педагогическая запущенность и недостаток внимания со стороны семьи.

Согласно характеристики на ученицу 2-а класса, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ да рождения, обучается в МБОУ Крюковской СОШ с 2019г. До этого она посещала ДОУ детский сад .(л.д.14).

Вика проживает вместе с мамой, сестрой и братом. Семья неполная, социально-неустойчивая, с нестабильным материальным достатком.

С первого класса, 2019-2020 учебный год, девочка училась, периодически пропуская школу без уважительной причины.

Из-за отсутствия информации о месте пребывания Вики были совершены неоднократные выходы в семью с привлечением социального педагога и заместителя директора по воспитательной работе.

Мать присутствовала на родительских собраниях 2 раза в первом классе (один раз очно и второй раз через ZOOM) и 1 раз во втором классе (ДД.ММ.ГГГГ.) Во втором классе, 2020-2021 учебный год, девочка реже пропускала школу.

На уроках внимательно слушала учителя, старательно выполняла задания, иногда спешила. Домашние задания выполняла небрежно, часто вообще не доделывала работы. Устные задания не выполняла дома, контроль мамы за ребенком недостаточный или отсутствует вовсе.

У Вики хорошо развита речь, память, быстро решает примеры, с решением задач есть трудности. Списывает текст не всегда грамотно. Хорошо читает. Классный руководитель неоднократно обращалась к маме с просьбой помочь Вике при выполнении домашнего задания, но мама мало интересовалась проблемами дочери. Вика дружна со сверстниками, общительна, психически уравновешена, развита, доброжелательна.

Девочка посещает внеурочные занятия в школе, имеет способности к гимнастике, но никакие кружки вне школы не посещает.

Из письменных материалов дела характеризующих личности сторон усматривается, что истец работает, имеет постоянный законный источник дохода, занятость по работе позволяет заниматься воспитанием и развитием детей в полной мере, на учетах у врачей нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства и по месту работы характеризуется положительно.

Ответчица периодически трудоустраивается, сведений о наличии постоянного источника дохода не представлено, на учетах у врачей нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства характеризуется положительно.

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87) привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, что не является реабилитирующем основанием).

Согласно сведений ОМВД России по г.о. Чехов, с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.49.2 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» ФИО3, в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей, поставлена профилактический учет в ПДН ОМВД России по городскому округу Чехов (л.д.94-95).

Иных материалов в рамках настоящего родительского спора сторонами в соответствии с п.3 ст.71 ГПК РФ, не представлено. Информации о лишении истца или ответчика родительских прав или ограничения в родительских правах суд не располагает.

ФИО5 проходит службу в должности водителя отдела ремонта и обслуживания Управления технического обеспечения Главного управления МЧС России по г. Москве с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой (л.д.17).

Согласно служебной характеристике на прапорщика внутренней службы ФИО5 водителя отдела ремонта и обслуживания Управления технического обеспечения Главного управления МЧС России по г. Москве, за время прохождения службы, с августа 2003 года зарекомендовал себя с положительной стороны. К исполнению своих служебных обязанностей относится добросовестно. Грамотный и трудолюбивый сотрудник.

Способен самостоятельно решать служебные вопросы, начатое дело доводит до конца, проявляя при этом старание и инициативу. По характеру спокоен, уравновешен. На критику старших начальников реагирует правильно и своевременно устраняет отмеченные недоставки. В коллективе пользуется авторитетом (л.д.18).

Судом установлено, что ФИО5 является гражданином РФ, имеет постоянную регистрацию и место жительства на территории РФ, работает, соответственно имеет постоянный законный источник дохода, по месту работы характеризуется с положительной стороны, медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей не имеет.

ФИО13 на учете у нарколога и психиатра не состоит, что подтверждается справками ГБУЗ МО «Чеховская областная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).

Согласно характеристике ГУ МВД России по Московской области Отдела Министерства внутренних дел РФ по городскому округу Чехов на ФИО13 (л.д.43), жалоб и заявлений на вышеуказанную гражданку в ОМВД России по городскому округу, в Баранцевский пункт полиции не поступало.

Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно п.1 ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

В силу п.1, п.3 ст.65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

В силу п.п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» в случае принятия решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд, исходя из п. 2 ст. 24 СК РФ принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и разъясняет сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому.

Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетней при раздельном проживании ее родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из ее интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п.3 ст.65, ст.57 СК РФ).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, ее привязанность к каждому из родителей, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Согласно заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в особых условиях обучения не нуждается, рекомендовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение, занятия с психологом по развитию высших психических функций (л.д.41).

Согласно психолого-педагогической характеристике на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, психолого-педагогического центра «Развитие» (л.д.55), в результате диагностики ребенка выявлено следующее: При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с психологом.

Девочка социально адаптирована в пределах возрастной нормы, легко устанавливает контакт. В ходе беседы охотно выполняет правила, отвечает доброжелательным тоном.

Способность к вербализации чувств согласуется с возрастной нормой. ФИО2 изъясняется развёрнутыми предложениями, говорит с выражением. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

Отвечает на вопросы охотно. О матери ребенок отзывается нейтрально. Но выражает опасения в отношении проживания с мамой. А именно, отмечает наличие сожителя, конфликты между ним и матерью. Со слов ребёнка, периодическая алкоголизация матери пугает её.

Выражает обеспокоенность отсутствием помощи в выполнении уроков и совместных домашних дел. Несмотря на наличие тревожных высказываний по отношению к матери, ФИО2 не исключает её из картины семьи. Отмечается эмоциональная привязанность к братьям.

О проживании с отцом отзывается положительно, выражает желание остаться. Уточняет, что там все помогают друг другу, не курят и не пьют. Предложенный «Рисунок семьи» выполняет охотно, без уточнений.

Рисует себя, братьев, сводного брата, сестру, отца, маму, мачеху. Поясняет: у меня большая семья. Интерпретируя методику, стоит отметить, что отмечается потребность в общении, в принадлежности к семейной системе, в стабильности семейных отношений.

Вывод: Ребенок развит соответственно возрастным нормам. Отмечается тесная эмоциональная связь с братьями. Имеют место проявления тревожности на фоне конфликта родителей.

Рекомендации: Разрешение конфликта родителей, достижение взаимного согласия по определению места проживания детей, сообщение ребенку о достигнутом согласии, демонстрации родителями взаимного уважения. Стабилизировать эмоциональное состояние, внимания к переживаниям ребенка, исключить контакты, приводящие к эмоциональному травмированию.

Согласно принципа 6 Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Согласно заключению отдела опеки и попечительства по городскому округу Чехов Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Орган опеки и попечительства по городскому округу Чехов Министерства образования Московской области полагает целесообразным и соответствующим интересам детей определить место жительства несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с отцом ФИО5 (л.д.64-69).

Суд соглашается с указанным заключением отдела опеки и попечительства по городскому округу Чехов Министерства образования Московской области.

Также необходимо отметить, что определение места жительства детей с отцом не означает, что мать должна быть отстранена от участия в их воспитании. Закон признает полное равенство прав родителей, в том числе и при раздельном проживании. Для правильного и полноценного развития ребенка ей также необходима любовь и опека матери, на что суд обращает внимание обоих родителей.

Определяя место жительство несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с их отцом по адресу: <адрес>, суд исходит, прежде всего, из интересов детей, а также учитывая что истец (по первоначальному иску) ФИО5, имеет постоянное место жительства и регистрацию, имеет все возможности заботится об эмоциональном состоянии детей, духовном, физическом и нравственном развитии, обеспечивать детей всем необходимым, полностью удовлетворять их интересы и потребности.

В связи с тем, что суд удовлетворяет исковые требования ФИО5 об определении места жительства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с их отцом по адресу: <адрес> учитывая то обстоятельство, что несовершеннолетние ФИО1, и ФИО2 в настоящее время проживает у отца ФИО5, суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО3 об определении местом жительства несовершеннолетних ФИО1, и ФИО2 с матерью.

Отказывая в удовлетворении требований заявленных ФИО3, суд исходит из необходимости не причинения физического и психического ущерба здоровью детей, а также ущерба их нравственному развитию, и руководствуется принципом защиты прав несовершеннолетних и обеспечения надлежащих условий их дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителей.

Согласно, статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, учитывая отсутствие у сторон дополнительных доказательств по делу в обоснование заявленных требований и возражений, а также отсутствие ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, позиции участников процесса о возможности рассмотрения делу с учетом имеющихся материалов дела, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО5 – удовлетворить.

Определить место жительства несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с отцом – ФИО5.

Встречные исковые требования ФИО3 к ФИО5 об определении места жительства детей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>