ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2462/2022 от 22.08.2022 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 22 августа 2022 года

Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шихгереева Х.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Османовой З.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 22 августа 2022 года

гражданское дело (№ 2-2462/2022, УИД № 05RS0018-01-2022-006782-13)

по иску МКУ «Управление имущественных и земельных отношений » о признании права муниципальной собственности на 238 бесхозяйных объектов газопровода на территории ,

УСТАНОВИЛ:

МКУ «Управление имущественных и земельных отношений»+- Администрации обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на 238 бесхозяйных объектов газопровода, расположенных на территории , а именно,

В обоснование иска оно указало, что Управление имущественных и земельных отношений (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации , созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности .

В соответствии с основными целями и задачами, в пределах предмета своей деятельности Управление выступает от имени при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним; обеспечивает постановку бесхозяйного недвижимого имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; выступает в судебных органах в качестве истца, ответчика и третьего лица от имени Управления, а в случаях и в порядке, установленном законодательством и Уставом , обращается в судебные органы за защитой муниципальных интересов (пн. 60, 61, 63 п. 3.1 Положения об Управлении, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «» от ДД.ММ.ГГГГ N 34-7).

В целях осуществления возложенных указанным положением функций Управление на постоянной основе проводит инвентаризацию недвижимого имущества на территории и выявляет бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

По результатам проведенных мероприятий по инвентаризации выявлены случаи отсутствия собственников газосетевого оборудования в лице физических и/или юридических лиц, в том числе случаи строительства объектов газового хозяйства без оформления правоустанавливающих документов.

В этой связи ряд объектов недвижимого газосетевого имущества, расположенного на территории (газопроводы), обладают признаками бесхозяйной вещи.

В соответствии с действующим законодательством и в силу своих технических характеристик вышеперечисленные объекты являются недвижимым имуществом, от рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность газоснабжения потребителей , в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры, непринятие мер по обращению данного имущества в собственность муниципального образования может привести к ухудшению его рабочего состояния, и, как следствие, поставит под угрозу надёжность, бесперебойность и качество газоснабжения населения и организаций, что является недопустимым, газопроводы как недвижимое имущество подлежат учету, требуют принятия мер по их сохранности, их собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорные объекты отсутствуют, в отношении этих объектов недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи об отсутствии прав собственности на них и о принятии их на учет.

Согласно статье 292 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации, заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

Исходя из этих требований закона и принимая во внимание, что с учетом характера деятельности по эксплуатации объектов газового хозяйства с их содержанием на своем балансе собственником этих объектов может быть АО «Газпром газораспределение Махачкала», или ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», определением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц АО «Газпром газораспределение и ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», Махачкала.

В своих возражениях представитель АО «Газпром газораспределение Махачкала» ФИО3 указывает на то, что АО «Газпром газораспределение Махачкала» выявило на территории газораспределительные сети, соответствующий список этих сетей с указанием протяженности, давления и диаметра им были направлены в Администрацию , АО «Газпром газораспределение Махачкала» возражает против оформления права собственности на бесхозяйные сети газораспределения, указанные в названном списке, перечень бесхозяйных объектов газораспределения, в отношении которых планируется оформление права собственности и дальнейшее заключение договора на обслуживание, по своей протяженности, месту расположения не относятся к тем, которые были указанны в названном реестре (списке), поэтому, АО «Газпром газораспределение Махачкала» не препятствует оформлению права собственности городского округа на бесхозяйные сети, которые перечислены в иске Администрации .

МКУ «Управление имущественных и земельных отношений » надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, не направило суд своего представителея, в своем заявлении просит в случае неявки представителя рассмотреть дело без его участия.

Заинтересованные лица ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», АО «Газпром газораспределение Махачкала и ТУ Росимущества в РД. надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, не направили и в суд своих представителей, не просили отложить судебное заседание на другой срок.

Поэтому, дело на основании статьи 167 ГПК РФ рассматривается в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Изучив доводы исковых требований и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывает на то, что по результатам проведенных мероприятий по инвентаризации объектов газосетевого хозяйства на территории выявлены объекты газового хозяйства, на которые не оформлены правоустанавливающие документы и собственники которых не устанавливаются, в связи с чем просит признать право муниципальной собственности на эти объекты газосетевого имущества, которые обладают признаками бесхозяйной вещи, судьба которых не интересует других лиц.

Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется урегулирован статьей 225 ГК РФ, статьей 262 и главой 33 ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 стать и 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Частью 3 статьи 263 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Согласно статье 225 ГК РФ:

-бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1),

-бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3),

-по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй пункта 3),

-с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пункте 3 статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).

Из этих норм права следует, что при рассмотрении дел данной категории в порядке особого производства значимыми для правильного разрешения требований должны быть выяснены:

-отвечают ли объекты, относительно которых заявлены требования о признании права муниципальной собственности, признакам бесхозной и недвижимой вещи, а также бесхозяйных линейных объектов,

-имеют ли они собственника, отказался ли собственник от своих прав на эту вещь, имеются ли лица, владеющие этой вещью, и лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, а также спор о праве на эту вещь, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.

-соблюден ли порядок постановки таких недвижимых вещей на соответствующий учет бесхозяйных вещей,

-истек ли срок, дающий уполномоченному органу местного самоуправления право на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности.

Судом предприняты меры к установлению этих обстоятельств.

Подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дано понятие «сооружение», которым является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. (Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития РФ N ГТ-181, Минфином РФ N 13-6-5/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3 ДД.ММ.ГГГГ.

Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ признаются линейными объектами.

Газопровод, состоящий из соединенных между собой труб, предназначенный для транспортирования газа, государственным техническим стандартом «ГОСТ Р 53865-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения», утвержденным и веденным в действие Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст, определен как линейное сооружение.

Установление этого обстоятельства имеет значение для выяснен ия соблюдения сроков обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект недвижимости, имея в виду, что для обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на линейный бесхозяйный объект установлен трехмесячный срок со дня поставки этой вещи на соответствующий учет, тогда как в отношении иных недвижимых вещей с таким заявлением можно обращаться по истечении годичного срока.

Как это следует из представленных Управлением материалов- выписок из Единого государственного реестра недвижимости, перечисленные объекты на соответствующий учет поставлены в августе 2021 года, а в суд оно обратилось в марте 2022 года.

Действующее законодательство относит линейные объекты газопроводов к недвижимым вещам.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).

Газопровод представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения, в связи с чем такой газопровод представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости и прочно связаны с землей.

Приказ Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 308 «Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям» утвержден Порядок составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям».

Пунктом 4.2 (в различных его подпунктах) этого Порядка предусмотрено, что составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе газопроводы и их составные части, без которых система газоснабжение не может функционировать.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными законами.

Право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Исходя из этих принципов, как установлено в судебном заседании, орган государственной регистрации взял перечисленные в иске объекты на учет и включил их в Единый государственный реестр недвижимости, подтверждая признак недвижимости объектов, в отношении которых заявлен иск.

С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что объекты, в отношении которых заявлены требования, обладают признаками недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

В силу положений статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Как указано выше, согласно статье 292 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации, заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

Из взаимной связи этих норм права вытекает, что суд должен принимать меры к выявлению гражданина или юридического лица, которому принадлежало право собственности на соответствующие объекты, но отказалось от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Судом предприняты возможные в пределах его полномочий меры к установлению таких лиц.

В судебном заседании установлено, что перечисленные выше линейные объекты недвижимого газосетевого имущества (газопроводы), расположенные на территории , не имеют собственника, ими никто как собственник или законный владелец не владеет.

АО «Газпром газораспределение Махачкала», которое, по предположению суда, в силу технических и эксплуатационных характеристик указанных объектов могло быть застройщиком и собственником этих объектов и в силу закона обязано осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, было привлечено к участию в деле.

Как это следует из его возражений на иск, перечисленные в иске объекты газосетевого имущества, не принадлежат ему и оно не заявляет свои права на них.

Не представило какие-либо доводы о принадлежности этих объектов ему и привлеченное к участию в деле ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала».

К участию в деле было привлечено и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Дагестанского Территориального управления.

Однако, и оно не проявило свой интерес к названным объектам, не представило какие-либо возражения по заявленным требованиям.

Не установлено и иные лица, которые владеют данными объектами недвижимости.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что перечисленные в иске объекты газосетевого имущества не имеют собственника и являются бесхозяйными.

Исходя из этих обстоятельств суд приходит к выводу о том, что спор о праве на данные объекты отсутствует.

Судом установлено и то, что данный объекты поставлены на учет и сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно этому Порядку принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.

Учет названных объектов осуществлен Управлением Росреестра по , которое и выдало выписки из Единого государственного реестра недвижимости на этих объекты.

Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, в судебном заседании установлены все условия, при которых суд не находит оснований для отказа в признании права собственности муниципального образования –городского округа с внутригородским делением «» на перечисленные 238 бесхозяйных объектов газосетевого имущества, расположенных на территории .

Руководствуясь статьями 293, 194 и 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений » удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием- городским округом с внутригородским делением «» право муниципальной собственности на следующие бесхозяйные объекты газосетевого имущества, расположенные на территории , именно,

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Х.И. Шихгереев.