ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2463/2013 от 10.06.2013 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Смирновой Т.П.,

при секретаре Заверуха О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску службы по контролю в сфере природопользования <адрес> к ФИО4 о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Служба по контролю в сфере природопользования <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО4 о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что филиалом «Центр лабораторного анализа и технических изменений по Енисейскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по Сибирскому СФО» <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ2года по ДД.ММ.ГГГГ проведено экологическое обследование ФИО4 по результатам которого установлено, что ответчик имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, работающие двигатели автотранспорта (азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), сера диоксид (ангидрид сернистый), углерод оксид, бензин, керосин). В результате деятельности ответчик образует следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; шины пневматические отработанные; смет с территории организаций, содержащие опасные компоненты в количестве, соответствующему 4 классу опасности; отходы бумаги и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; лапмыэлектрические и электронные отработанные и брак. Кроме того, в ходе обследования выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства ФИО4»: отсутствует нормативно-разрешительная документация в части охраны атмосферного воздуха: инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу; проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу;не оформлены и не согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности; отсутствует специалист, прошедший обучение по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;не ведется учет образующихся на предприятии отходов; не предоставляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, отсутствие паспортов на отходы 1-4 класса опасности, то есть на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак (1 класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) ( 4 класс опасности); шины пневматические отработанные (4 класс опасности).На основании изложенного истец просит Обязать ФИО4» исполнить требования федерального законодательства в области охраны окружающей среды:

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в службе по контролю в сфере природопользования <адрес>;

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения оформить паспорта на отходы 1-4 классов опасности;

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения назначить специалиста, прошедщего обучение по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения заключить договор со специализированными организациями на демеркуризацию ртутных лапм, на захоронение твердых промышленных отходов 1-4 классов опасности;

предоставить отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в территориальный орган Росприроднадзора в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

обеспечить осуществление учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

произвести расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ за 2011 и 2012 года, 1 квартал 2013 года; осуществить оплату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ за указанный период.

В судебном заседании представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4 в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщил.

С учетом мнения истца, не возражающего против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу ст.42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На основании п.п.1.п.1.1 части 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды".

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.

Согласно п.п.2 п.1.1. ч1 вышеуказанного Методического пособия, при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия ( в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Как усматривается из ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Статьей 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», определены следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

Кроме того, статьей 4.1. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс- чрезвычайно опасные отходы; 2 класс высоко опасные отходы; 3 класс-умеренно опасные отходы; 4 класс-малоопасные отходы; 5 класс практически неопасные отходы.

В соответствии со ст 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ « об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок пастипортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов. Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», код определяет вид отходов,характеризующий их общие классификационные признаки. Тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.

П.1. ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических изменений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов 1-5 класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена форма федерального статистического наблюдения -ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Отчетность представляется до 15 января, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Статьей 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности. Лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

Статьей 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определено, что Негативное воздействие на окружающую среду является платным.К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и предоставления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Расчет предоставляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Расчет предоставляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду-не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО4» осуществляет свою деятельность на основании: устава, утвержденного протоколом общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с п.2.2. Устава ФИО4»осуществляет в том числе оптовую и розничную торговлю.

На основании свидетельств о государственной регистрации права ФИО4» имеет в собственности:

Земельный участок площадью 2827 кв.м. по адресу:<адрес> нежилое здание общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу:<адрес>.

Филиалом «Центр лабораторного анализа и технических изменений по Енисейскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по Сибирскому СФО» <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ2года по ДД.ММ.ГГГГ проведено экологическое обследование ФИО4», по результатам которого установлено, что ответчик имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, работающие двигатели автотранспорта (азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), сера диоксид (ангидрид сернистый), углерод оксид, бензин, керосин). В результате деятельности ответчик образует следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; мусор от бытовых помещений организаций несортированный ; шины пневматические отработанные; смет с территории организаций, содержащие опасные компоненты в количестве, соответствующему 4 классу опасности; отходы бумаги и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; лапмыэлектрические и электронные отработанные и брак. Кроме того, в ходе обследования выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства ООО «Промышленное снабжение»: отсутствует нормативно-разрешительная документация в части охраны атмосферного воздуха: инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу; проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу;не оформлены и не согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности; отсутствует специалист, прошедший обучение по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами; не ведется учет образующихся на предприятии отходов; не предоставляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, отсутствие паспортов на отходы 1-14 класса опасности, то есть на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак (1 класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) ( 4 класс опасности); шины пневматические отработанные (4 класс опасности). Указанное подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.9-13).

Таким образом в судебном заседании достоверно установлено, что ответчиком нарушено действующее природоохранное законодательство, в связи с чем суд считает необходимым исковые требования истцам удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> к ФИО4» о возложении обязанности, - удовлетворить.

Обязать ФИО4» исполнить требования федерального законодательства в области охраны окружающей среды:

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в службе по контролю в сфере природопользования <адрес>;

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения оформить паспорта на отходы 1-4 классов опасности;

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения назначить специалиста, прошедщего обучение по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;

в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения заключить договор со специализированными организациями на демеркуризацию ртутных ламп, на захоронение твердых промышленных отходов 1-4 классов опасности;

предоставить отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в территориальный орган Росприроднадзора в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

обеспечить осуществление учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

произвести расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ за 2011 и 2012 года, 1 квартал 2013 года; осуществить оплату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ за указанный период.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Свердловский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Подписано председательствующим

Копия верна

Решение вступило в законную силу

Судья Т.П. Смирнова