ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2464/2016 от 12.01.2017 Краснокамского городского суда (Пермский край)

. 12 января 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ф

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Черепановой С.Н.

С участием прокурора Масловой Н.В.

Соистца ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма

У с т а н о в и л :

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Мама ФИО1- ФИО2, отец ФИО3 были лишены родительских прав. ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ находился в Детском доме. С момента рождения ФИО1 зарегистрирован в комнате, общей площадью <данные изъяты>

Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с заявлением в защиту жилищных прав ФИО1 с требованием о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на территории Краснокамского муниципального района. С учетом заявленных требований обязанность по предоставлению жилья просит возложить на Правительство Пермского края, Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам.

В судебном заседании прокурор на требованиях настаивала.

ФИО1 требование о предоставлении ему жилого помещения поддержал. Настаивал на предоставлении ему жилого помещения на территориии Краснокамского муниципального района. Суду пояснил, что в комнате, где зарегистрирован не был. В ней имеет право пользования ФИО4, где фактически он проживает ему неизвестно. Отец ФИО3 погиб. В настоящее время он ( соистец) проживает временно у священника.

Представитель Правительства Пермского края просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края.

Полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, т.е. на территории всего Пермского края. А потому у соистца появляется право выбора жилого помещения в ином муниципальном образовании Пермского края.

Поскольку специализированный жилищный фонд в Пермском крае не сформирован, предоставить ФИО1 жилое помещение и заключить договор найма специализированного жилищного фонда будет возможным лишь после регистрации государственной собственности на жилые помещения, включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд.

План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2017г. Министерством строительства и жилищного-коммунального хозяйства Пермского края не сформирован. В настоящее время проводятся аукционы на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые будут предоставляться в 2017г./ л.д.48-49/.

Представитель Министерства социального развития Пермского края поддерживает отзыв Правительства Пермского края, просит о рассмотрении дела без представителя.

В соответствии с п.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями / л.д.50/.

Представитель Министерства строительства и ЖКХ Пермского края просил о рассмотрении дела без представителя, поддерживает отзыв Правительства Пермского края / л.д.46/.

С 01.03.2015г. функции управления специализированным жилищным фондом возложены на ГКУ Пермского края « Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края».

Представитель Управления просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, мнения по иску в ходатайстве не изложено / л.д.45/.

Представитель ТУ МСР по Краснокамскому и ФИО5 в суд не явился.

Суд считает, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 02.07.2014 N 350-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Закона условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Суд установил, что ФИО3 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 летнего возраста. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 являлся воспитанником « детского дома» / л.д.25/.

Решением Краснокамского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, отец ФИО3 были лишены родительских прав в отношении детей, в том числе и ФИО1 / л.д.14-15/.

После рождения ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении- комната в общежитии на территории Майского сельского поселения / л.д.26/. Общая площадь комнаты составляет <данные изъяты> кв.м. В комнате зарегистрированы ФИО3, ФИО4,ФИО1

Как пояснил соистец, в комнате была зарегистрирована сестра, в отношении которой также родители были лишены родительских прав. Ранее по решению суда ей было предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма.

ФИО1 решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ. ТУ МСР принято заключение об установлении факта невозможного проживания ФИО1 в комнате по месту регистрации / л.д.33/.

По сообщению отдела ЗАГС ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации Майского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. на период 2015-2017г. установлена учетная норма жилого помещения для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на одного человека- <данные изъяты>

Судом также установлено, что ФИО4 не является ребенком-сиротой, который вправе быть обеспеченным жилым помещением за счет государства. Ни у ФИО4, ни у ФИО1 на праве собственности жилых помещений нет.

С учетом изложенного, следует признать, что и после смерти отца ФИО1 остается нуждающимся в жилом помещении.

А потому имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении соистцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что законодательством предоставление жилья детям-сиротам предусмотрено на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района, суд находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п), свидетельствует в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Вышеприведенные требования свидетельствуют о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по месту их жительства, и лишь с согласия гражданина - в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства.

Согласно ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 23 Устава Пермского края обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края, как орган исполнительной власти Пермского края, а потому в требованиях прокурора к ТУ МСР по Краснокамскому и ФИО5 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на территории Краснокамского муниципального района.

В удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.М. Теплоухова.