ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2464/202022 от 22.09.2020 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0008-01-2020-000044-82

Дело № 2-2464/2020 22 сентября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Малышевой О.С.,

при секретаре Шуняеве К.С..,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Юсуповой Юлии Владимировны, Юсупова Магомеда Магомедгаджиевича к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания, обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Юсупова Ю.В., Юсупов М.М. обратились в суд с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истцы Юсупова Ю.В., Юсупов М.М. в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали.

Ответчик направил в суд своего представителя по доверенности Истомину В.А., которая в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –ГПК РФ) суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

На основании ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно положениям ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.1995 N 713 установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Согласно п. 12 указанных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Таким образом, регистрация подтверждает факт постоянного проживания или временного пребывания в определенной местности.

Как установлено и следует из материалов дела, Юсупова Ю.В. (добрачная фамилия Синичкина) с 31.10.1996 по 01.07.2002 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в общежитии, находящимся в оперативном управлении ФГБУ «Межвузовский студенческий городок в Санкт-Петербурге», с 20.03.2014 по 23.01.2016 Юсупова Ю.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, а с 23.01.2016 по настоящее время постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Основания для включения периода с 21.11.2002 по 20.03.2014 в срок проживания Юсуповой Ю.В. в г. Санкт-Петербурге, суд не находит, так как из материалов дела следует, что в указанный период истица была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Доводы истцы о том, что <_> включена в состав г. Санкт-Петербурга, своего документального подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела не нашли.

Между тем, указанных выше периодов проживания Юсуповой Ю.В. на территории г. Санкт-Петербурга, подтверждённых ее регистрацией, достаточно для установления факта постоянного проживания истицы на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10 лет, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении данных требований.

Материалами деда подтверждается, что истец Юсупов М.М. с 06.02.2014 постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, сведений о месте его регистрации до указанного периода суду не представлено.

Согласно объяснений стороны истцов Юсупов М.М. постоянно проживает на территории г. Санкт-Петербурга с 2005 года, что подтверждается выпиской индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой указаны места его работы, расположенные в г. Санкт-Петербурге.

Между тем, само по себе фактическое пребывание истца Юсупова М.М. в Санкт-Петербурге более 10 лет не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" необходимым условием для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является проживание в Санкт-Петербурге при наличии регистрации постоянного места жительства.

Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2003 N 17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Таким образом, то обстоятельство, что истец Юсупов М.М. проживает в Санкт-Петербурге с 2005 года, осуществляет трудовую деятельность, не является правовым основанием для включения этого периода времени в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу вышеприведенных норм права необходимым условием является постоянное проживание в Санкт-Петербурге при наличии регистрации по месту жительства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих факт проживания истца Юсупова М.М. на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных последним исковых требований.

В силу пункта 3.12.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" полномочиями администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2.2 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, осуществляется администрацией района во взаимодействии с органами (организациями), указанными в п. 1.3.1 настоящего Административного регламента. За предоставлением государственной услуги заявители обращаются в администрацию района, МФЦ либо посредством Портала.

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

Аналогичный перечень документов устанавливается Административным регламентом.

С учётом изложенного, суд полагает, что заявленные истцами требования об обязании администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях направлены на подмену административной процедуры судебным разбирательством, что противоречит положению и духу Конституции Российской Федерации, так как суды общей юрисдикции не вправе подменять собой иные органы.

Истцы с заявлением постановке на учет после установления факта проживания в спорный период не обращались, необходимых для этого документов не предоставляли, в связи с чем в удовлетворении данных требований истцов надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Юсуповой Юлии Владимировны, Юсупова Магомеда Магомедгаджиевича удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Юсуповой Юлии Владимировны, <дата> рождения, место рождения: <_>, на территории Санкт-Петербурга более 10 лет.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Малышева О.С.

Мотивированное решение изготовлено 29.09.2020.