Дело № 2-2465\12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Сочи и администрации Центрального района г.Сочи о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с требованием к ответчикам о признании права собственности на земельный участок площадью 625 кв.м. с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства по <адрес> в г.Сочи, в границах, указанных в Акте установления размеров и точных границ землепользования от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца требования поддержал и мотивировал их тем, что в 1999 г. ФИО1 в порядке, установленном Постановлением Главы города Сочи от 03.12.1998 N 1045 «Об утверждении Порядка прохождения документов (заявлений граждан) для физических лиц по предоставлению и переоформлению прав на земельные участки на территории города», подала заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 625 кв.м. по адресу: г. Сочи, <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи в соответствии с п. 2.2.3. «Порядка прохождения документов (заявлений граждан) для физических лиц по предоставлению и переоформлению прав на земельные участки на территории города» на основании заявления ФИО1 и заявки на выполнение землеустроительного дела по установлению границ и отводу в натуре (на местности) земельного участка, были произведены работы по выбору земельного участка в натуре (на местности), о чем 19.07.2000 г. специалистами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи был составлен Акт установления размеров и точных границ землепользования на земельный участок площадью 625 кв.м. расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>, и составлена пояснительная записка с приложением каталога координат. Границы земельного участка, закрепленные в Акте, были нанесены на дежурный кадастровый план и на дежурную карту г. Сочи в комитете архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи. Факт пользования ФИО1. данным земельным участком зарегистрирован в Министерстве по налогам и сборам РФ и с августа 2000 г. ФИО1. оплачивает налоги за его фактическое использование. Пунктом 2.2.3. «Порядка прохождения документов (заявлений граждан) для физических лиц по предоставлению и переоформлению прав на земельные участки на территории города» установлено, что для оформления акта выбора земельного участка в натуре (на местности) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи запрашивает в Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации города градостроительное заключение о возможности использования земельного участка в градостроительных целях и условиях по ограничению на использование данного земельного участка в связи с расположением на нем указанных объектов. Срок исполнения - 3 дня. При наличии утвержденной в установленном порядке градостроительной документации на испрашиваемый земельный участок градостроительное заключение Комитета по архитектуре и градостроительству администрации города не требуется. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города на основании градостроительного заключения и других подготовленных материалов разрабатывает проект постановления об изъятии у землепользователя в соответствии с нормами действующего законодательства и предоставлении гражданину земельного участка в течение семи дней и совместно с районными администрациями вносит проект в администрацию города для его согласования. При наличии утвержденной градостроительной документации на застраиваемую территорию, на которую есть заявления граждан на предоставление земельных участков, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи готовится общий (групповой) проект постановления. Администрация города (ее службы) в течение семи дней согласовывают проект постановления и направляют в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города вносит согласованный и разработанный проект на рассмотрение и утверждение Главе администрации города. Принятое Главой администрации города постановление направляется в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города для оформления на его основании правоудостоверяющих документов на землю с последующей их регистрацией. Правоудостоверяющие документы на землю выдаются гражданам (в одном экземпляре) после уплаты регистрационного сбора. Согласно Постановлению Главы города Сочи от 03.09.1999 № 733 «О внесении изменений в структуру исполнительно - распорядительного органа - администрации города» Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи входит в структуру Администрации г. Сочи. Однако Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи, администрацией г. Сочи положения вышеназванного Постановления и порядка не исполнены, проект Постановления о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка площадью 625 кв.м. по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома не подготовлен и не направлен для принятия в администрацию г. Сочи. По этим основаниям, поскольку спорный земельный участок находится в фактическом пользовании истца с 1999 г., просит признать право собственности истца на земельный участок площадью 625 кв.м. с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства по <адрес> в г.Сочи, в границах, указанных в Акте установления размеров и точных границ землепользования от 19.07.2000 г.
В судебном заседании представители администрации г.Сочи и администрации Центрального района г.Сочи возражали против удовлетворения заявленных исковых требований по тем основаниям, что истцом не соблюден установленный законодательством порядок обращения за предоставлением в собственность земельного участка. Истец не обращалась в исполнительный орган местного самоуправления по вопросу предоставления ей спорного земельного участка, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания за ней права собственности на данный земельный участок.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 1999 г. ФИО1 обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи с заявлением о проведении землеустроительных работ по установлению границ испрашиваемого ею земельного участка площадью 625 кв.м. по <адрес> в Центральном районе г.Сочи для последующего отвода данного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
По заявлению истца специалистами Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи были проведены землеустроительные работы по установлению границ испрашиваемого истцом земельного участка, по итогам которых был составлен акт установления размеров и точных границ землепользования и пояснительная записка к данному акту.
Согласно имеющимся отметкам в акте установления размеров и точных границ землепользования от 19.07.2000 г. границы испрашиваемого земельного участка были нанесены на дежурный кадастровый план, и на дежурную карту г. Сочи в комитете архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи.
Порядок предоставления гражданам земельных участков на момент возникновения спорных правоотношений был регламентирован статьями 33 и 35 Земельного Кодекса РСФСР, согласно которым заявления граждан о предоставлении земельных участков подлежали рассмотрению местными Советами народных депутатов в месячный срок, а решения местного Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельных участков гражданам могли быть обжалованы в судебном порядке.
Земельный Кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления земельных участков гражданам в настоящий период времени, в соответствии с которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которому предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в частности заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Таким образом, и на момент возникновения спорных правоотношений в 1999 году и после введения в действие в 2001 г. Земельного кодекса РФ, был определен порядок предоставления гражданам земельных участков, согласно которому земельные участки предоставлялись органами местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Судом установлено и признано сторонами, что после проведения землеустроительных работ по установлению границ испрашиваемого истцом земельного участка и составления акта установления размеров и точных границ землепользования и пояснительной записки к нему, истец в орган местного самоуправления г. Сочи по вопросу предоставления ей испрашиваемого земельного участка не обращалась и последний не принимал решения по данному вопросу, испрашиваемый земельный участке не сформирован в установленном законом порядке и не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признании права собственности истца на спорный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г.Сочи и администрации Центрального района г.Сочи о признании права собственности на земельный участок площадью 625 кв.м. по <адрес> в г.Сочи, в границах в соответствии с актом установления размеров и точных границ землепользования от 19.07.2000 г. - отказать.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в
Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 07.06.2012 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Согласовано 13.06.12
Судья Курин Ю.В.