Дело № 2-2465/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2015 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Шереметьевой Н.Ю.,
при секретаре Синяковой В.В.,
с участием представителя истца ФИО2 - ФИО3,
представителя ответчиков Министерства социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о пересчете суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца, взыскании задолженности,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о пересчете суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида первой группы вследствие чернобыльской катастрофы, – ФИО1., на момент смерти являвшегося получателем ежемесячной денежной компенсации в соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения истицы на иждивении её умершего мужа – ФИО1.
С ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО2 назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в связи с потерей кормильца в размере <данные изъяты>. В соответствии с ч.1 ст.1089 ГК РФ размер денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца должен составлять ? размера денежной компенсации мужа истца – ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек коп. из расчета <данные изъяты> руб.х1/2.
Просит суд обязать ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» назначить ФИО2 бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату в возмещение вреда в связи с потерей кормильца в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; взыскивать с МСЗН Рязанской области за счет средств федерального бюджета РФ в её пользу бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ. ежемесячную денежную выплату в возмещение вреда в связи с потерей кормильца в сумме <данные изъяты> рублей; взыскать с МСЗН Рязанской области за счет средств федерального бюджета РФ задолженность по ежемесячной выплате в возмещение вреда в связи с потерей кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ РО «УСЗН Рязанской области» ФИО4 иск не признала, указав, что факт обращения истицы ДД.ММ.ГГГГ. за назначением ей компенсации в возмещение вреда не оспаривает. Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. На момент первого обращения истицей не был представлен полный пакет документов, а именно отсутствовало решение суда об установлении факта нахождения её на иждивении умершего супруга, в связи с чем, в назначении данной выплаты ей было отказано. Повторно истица обратилась за назначением компенсации ДД.ММ.ГГГГ Размер назначенной истцу компенсации определен в соответствии с п.15 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом, бесспорно, установлено, что ФИО2 является вдовой и иждивенцем умершего ДД.ММ.ГГГГ участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида № группы в связи с аварией на ЧАЭС ФИО1 при жизни получавшего ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, исчисленную из твердой денежной суммы, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На основании Решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1. установлена компенсация в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1. умер, на момент смерти ему выплачивалась компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о заключении брака <данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ.; свидетельством о смерти ФИО1. серии <данные изъяты>, выдано ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС №5 по г.Рязани Главного управления ЗАГС Рязанской области; справкой <данные изъяты>№ ФГУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.; справкой сер. № ФГУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.; удостоверением сер. №, выданным ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.; справкой отдела по Железнодорожному району Управления по г.Рязани МСЗН Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в отдел по Железнодорожному району Управления по г.Рязани МСЗН Рязанской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с потерей кормильца.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении данной выплаты ей было отказано. Согласно объяснениям представителя ответчика - МСЗН Рязанской области в судебном заседании, отказ вызван отсутствием судебного решения об установлении факта нахождения на иждивении.
Решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., установлен факт нахождения ФИО2 на иждивении своего супруга ФИО1
С ДД.ММ.ГГГГ отделом по Железнодорожному району Управления по г.Рязани МСЗН Рязанской области ФИО2 назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью как нетрудоспособному члену семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы в размере <данные изъяты> рублей (справка № от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ) установлены размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, дифференцированные в зависимости от группы инвалидности: инвалидам 1 группы – 5 000 рублей, инвалидам 2 группы – 2 500 рублей, инвалидам 3 группы – 1 000 рублей. Аналогичные положения содержит действующая в настоящее время редакция ст. 15 Закона №1244-1-ФЗ (в ред. Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004г).
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Размер этих выплат ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 5 Закона).
Из содержания указанных выше норм права следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001г. редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, то есть исчисленной из твердой денежной суммы, а индексация указанных денежных сумм производится только исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. №607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30.11.2001 №6, утвержденного постановлением Минтруда от 30.11.2001 №83.
Решением Верховного Суда РФ от 05.07.2002 №ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.02.2001 в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ следует, что право выбора – получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти – нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года (то есть после 15.02.2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции от 24.11.1995 года), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 года до 29 ноября 2002 года) допускалась возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Такая индексация должна была быть произведена за период с 01.07.2000г. до 01.01.2001г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с 01.07.2000 года - 1,581, с 01.01.2001 года – 1,515).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» от 12.02.2001г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьей 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью. Поэтому суды вправе были самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год, при этом используя сведения о величине прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации.
Федеральным Законом РФ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ изменена редакция ч. 3 ст.5 базового Закона «О социальной защите граждан...» и ч. 3 ст.2 ФЗ РФ от 12.01.2001 года № 5-ФЗ, размеры выплат гражданам, установленные данными нормами с 19.06.2002г. индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке определенном Правительством РФ.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года № 364-0 разъяснено, что изменение законодателем порядка индексации сумм возмещения вреда не предполагает придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение порядка индексации компенсационных выплат на основе Закона РФ от 26.04.2004 года приводит к уменьшению - для указанного периода -размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации, суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл указанных норм является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, учитывая, что ФИО2 до 15.02.2001г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона РФ от 12.02.2001 №5-ФЗ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда на основании судебных решений, имевших место до вступления в законную силу Закона РФ от 26.04.2004 года истцу не производилась и не могла производиться, исходя из даты ее обращения за компенсацией, Министерство социальной защиты населения Рязанской области правомерно назначило истцу компенсацию в возмещение вреда, в связи с потерей кормильца, исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.991 №1244-1 в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ, в размере <данные изъяты> рублей.
При этом законные основания применения к компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца, назначенной ФИО2, индексации в том порядке, который применялся при индексации компенсации в возмещение вреда здоровью ее покойного супруга – ФИО1., отсутствуют, поскольку в момент назначения компенсации истцу должен применяться порядок индексации, установленный действующим законодательством.
Доводы стороны истца о том, что назначение ей компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца в сумме меньшей, чем ? фактически получаемых ее покойным супругом сумм компенсации в возмещение вреда здоровью нарушает ее права, суд не может принять, как основанные на неверном толковании закона, поскольку, хотя право истца на компенсацию и является производным от права ее покойного супруга, но порядок и размер назначения и индексации ФИО2 компенсации устанавливается законодательством, действующим в момент ее назначения, тогда как порядок и размер назначения и индексации компенсации ФИО5 регулировался иными положениями закона, действовавшими в тот момент времени, когда компенсация назначалась ему, этот порядок был сохранен за ФИО1. в целях недопущения уменьшения уже получаемой им суммы компенсации в возмещение вреда здоровью, тогда как истцу сумма компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца назначалась в 2015 году впервые.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком произведен верный, основанный на требованиях действующего законодательства расчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований истца о назначении ей ежемесячной денежной компенсации с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей не имеется.
В то же время, заслуживают внимания доводы о том, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда истцу должна быть назначена с момента первичного обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., при этом суд исходит из следующего.
Отказывая истцу в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в связи с потерей кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик ссылается на то, что факт нахождения на иждивении может быть установлен только в судебном порядке, в связи с чем, право на получение указанной выплаты возникло у ФИО2 только с ДД.ММ.ГГГГ - со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, в том числе решения Железнодорожного районного суда г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает позицию ответчиков не основанной на законе.
В соответствии с положениями Конституции РФ, Российская Федерация является правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы, будучи высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 1,2,7,18; статья 46, часть 1, статьи 52 и 55, часть 2).
Названные конституционные положения обязывают государство установить надлежащее правовое регулирование, которое позволяло бы гражданам получить возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в результате противоправных действий других лиц. Выбор правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, относится к дискреции законодателя. При этом, однако, законодатель обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, характеру правоотношений.
Судом установлено, что при первоначальном обращении о назначении возмещения вреда, ФИО2 представлены документы, подтверждающие нахождение ее на иждивении у мужа:
- справка ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации, где указано, что истица зарегистрирована по адресу: <адрес>;
- справка «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой ФИО1. на момент смерти был зарегистрирован по адресу: г<адрес>;
- свидетельство о заключении брака <данные изъяты>, выдано ДД.ММ.ГГГГ.;
- свидетельство о смерти ФИО1 серии <данные изъяты>, выдано ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС №5 по г.Рязани Главного управления ЗАГС Рязанской области;
- справка сер.№, выдана ФИО1 вторым составом ФГУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ
- удостоверение ФИО1. сер. № выдано ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>;
- справка отдела по Железнодорожному району Управления по г.Рязани МСЗН Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что <данные изъяты> на момент смерти получал ежемесячную сумму в возмещение вреда в размере <данные изъяты> рублей., ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей;
- пенсионное удостоверение ФИО2, где указан размер ее пенсии по старости.
В соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ № 607 (ред. от 25.03.2013г.), заявитель для назначения выплаты должна представить документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).
Обязательного предоставления судебного решения об установлении факта нахождения на иждивении указанный Порядок не требует. Кроме того, те же самые документы были представлены и в Железнодорожный районный суд г. Рязани при рассмотрении заявления об установлении факта нахождения на иждивении.
Конституционный суд в своем Определении № 1260-О-О от 30.09.2009 г. указал, что факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ. установлен тот юридический факт, что на день смерти ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО2 находилась на его иждивении.
Таким образом, решением суда установлено, что данный юридический факт имел место как на момент смерти ФИО1., так и на момент первичного обращения истца с заявлением в отдел по Железнодорожному району г. Рязани ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о назначении ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца – ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.
Учитывая изложенное, ежемесячная денежная компенсация по случаю потери кормильца должна быть назначена не с момента повторного обращения истца в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении указанной выплаты после подтверждения факта нахождения её на иждивении умершего кормильца, а с момента первичного обращения истца в орган с заявлением о назначении данной выплаты.
В связи с чем, доводы представителя ответчика МСЗН Рязанской области о возможности назначения компенсации только после вступления данного решения в законную силу, суд находит несостоятельными, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, в связи с потерей кормильца, подлежит назначению истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 16 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. №35 (в ред.от 11.05.2007г.) разъяснено, что учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
На основании изложенного, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подлежит взысканию задолженность по ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца с учетом индексации на индексы потребительских цен.
Сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб., где:
- за период с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. с учетом индексации <данные изъяты>);
- за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей с учетом индексации <данные изъяты>
- за период ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рубля с учетом индексации <данные изъяты>
С 01.01.2015 года вступили в действие положения ст.5.1 базового Закона, согласно которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, к числу которых отнесены выплаты, предусмотренные п.13 ч.1 ст.14 данного Закона.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 09.10.2014 года №468-р создано Государственное казенное учреждение Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области».
Согласно Устава ГКУ РО «УСЗН Рязанской области» от 06.11.2014 года №593-р/43 целью деятельности Учреждения является предоставление государственных услуг в сфере социальной поддержки на территории Рязанской области (п.2.1 Устава).
В число основных видов деятельности Учреждения входит предоставление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (за исключением выплаты) (п.п.39 п.2.2 Устава).
При этом, обязанность по осуществлению отдельных выплат и компенсаций, включая доставку, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, аварий и ядерных испытаний, в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, возложена именно на Министерство социальной защиты населения Рязанской области (распоряжение Губернатора Рязанской области от 30.12.2014 года №440-рг).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 607 (ред. от 25.03.2013г.) «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что обязанность по начислению задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца должна быть возложена на ГКУ РО «УСЗН Рязанской области», а обязанность по выплате задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей – на Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» начислить ФИО2 задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу ФИО2 задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с потерей кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В остальных исковых требованиях ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Рязани в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья